-Рубрики

 -Видео

universe
Смотрели: 8 (0)
Shen Yun
Смотрели: 2 (0)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в erlich

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 42


Директор школы: «Счастью можно научиться»

Воскресенье, 17 Октября 2010 г. 03:45 + в цитатник
epochtimes.ru/content/view/41482/54/

Ни довольны – ни счастливы, но они могут еще этому научиться. Фото: Mihai Bejan/The Epoch Times
Читайте также:
Военный аналитик Александр Шаравин: «В конце концов, не важно, где проходит граница, главное, чтобы это была граница дружбы, добрых отношений».Все о любвиВиктор Панин: «Новую, модернистскую политику в образовании у нас в народе называют «морденизацией»
В школе имени Вилли Хелльпаха в городе Хайдельберг (Германия) можно по желанию приходить на «уроки счастья». Эрнст Фритц-Шуберт, директор школы и основатель этого школьного предмета, издал книгу «Счастью можно научиться». Мы встретились с автором, чтобы поговорить с ним о теме «счастье».

Он не педагог и не социолог, нет, он – экономист с высшим образованием. Эрнст Фритц-Шуберт не так серьезен, как его зовут (нем. Эрнст (Ernst) – серьезный). Дружелюбный и предупредительный, он часто улыбается. Его личность симпатична тем, что он не только директор и преподает экономику, но и обучает детей тому, что выходит за рамки простой передачи знаний. Вновь основанным школьным предметом «счастье» он хочет повысить жизненные навыки детей, научить их радоваться жизни, способствовать их развитию как личности и воплотить это в школьных буднях. В его кабинете в школе Вилли Хелльпаха в Хайдельберге мы поговорили с директором о теме счастья в общем, почему в наши дни нужно изучать такой предмет, и как уроки счастья проходят в школе.

- Господин Фритц-Шуберт, вы преподаете уроки счастья в школе Вилли Хелльпаха в Хайдельберге с 2007 года в качестве факультативного предмета. Все больше школ в Германии и немецкоязычных странах подключаются к этой тенденции. Вы – её инициатор. Можно ли рассматривать это новшество в качестве небольшой школьной реформы?

Э.ФШ. : Это дополнение к школьной программе, которая в наше время нацелена преимущественно на передачу знаний. Физическое и душевное благополучие, однако, важнее, чем знание того, когда была открыта Америка. Оно зависит от нашей осознанности. Интеллект, для меня, значительно более того, что можно выразить в школьных оценках. Есть творческий интеллект, когда открывается что-то новое; есть аналитический, с помощью которого можно сопоставлять; есть практический, для применения чего-либо и есть также социальный, чтобы выяснить, какая польза от всего этого. Все эти предметы я собираюсь подвести к осознанию.

Я хотел бы, чтобы мы наряду с передачей знаний могли также обеспечить возможность активных переживаний, которые бы привели к приобретению позитивного опыта через положительные переживания. Когда есть позитивный опыт, люди смогут отыскивать свои цели и намерения, а в различных обстоятельствах будут знать, как воплотить свои намерения. Этому научиться и предусматривается на уроках «счастья».

Мы отправляемся на поиски смысла по-другому, чем в философии, не в мыслях и уме, а при физических и эмоциональных переживаниях. Речь идет о реакции на происходящее. Когда мы переживаем положительный опыт, возникает потребность продолжения или повторения. Напротив, неприятный опыт приводит к избеганию повторов. Вспомните о том, как схватились за горячую плиту. Ребенок после такого опыта побоится тронуть её снова. Так же чувствует себя ученик, который был пристыжен у доски за то, что не смог решить формулу бинома Ньютона. Для веры в себя мы нуждаемся в уважении, подтверждении ценности того, с чем мы хорошо справились.

Счастью можно научится
Фритц-Шуберт: «Удовлетворенность – это море, из которого время от времени поднимаются волны счастья. Счастье – мотор удавшейся жизни. Фото: приват
Дополнительно мы стараемся научить школьников самомотивации, но и тому, как успокоиться. Это две способности, которыми должен обладать совершеннолетний и сознательный гражданин. Дети должны уметь принимать ответственное решение в отношении того, что они действительно хотят, и чего – нет. Быть в гармонии с самим собой – это также часть удавшейся жизни. Это отличает концепцию урока счастья от традиционных предметов. Речь идет, с одной стороны, о переживании опыта и, с другой – о восприятии опыта.

- Речь идет о размышлении над опытом?

Э.ФШ. : Да, надо входновить учеников к размышлению. Также и о том, например, как проявляется счастье. Я считаю это очень важным, так как прямые поиски счастья – это глупость, каждый, кто прямо ищет счастья, прогонит его. Намного важнее найти для себя подходящие причины для ощущения счастья, тогда оно установится само по себе.

- Это значит, счастье субъективно?

Э.ФШ. : Счастье в любом случае понятие субъективное. Каждый человек обладает различным восприятием. Есть генетическая предрасположенность, вспомним Sоnnyboy (парень-солнышко), герой, у которого всегда хорошее настроение, или Брюзга (Sauertopf), который всегда недоволен. Исследования показали, что она составляет 50%. Тогда есть еще влияние судьбы: кто встретится, что со мной произойдет? Так как люди могут приспосабливаться, влияние судьбы намного меньше, чем предполагается. Оно составляет только 10%. Тогда остается еще 40% счастья, которому можно обучиться.

В основном, это образцы поведения и установки, например, как я воспринимаю себя самого или других. Сейчас речь идет о том, как приобрести эти установки. Я исхожу из того, что эти образцы поведения происходят из опыта переживаний. Задача уроков счастья состоит в обеспечении основных переживаний, которые бы продолжительно влияли на поведение и точку зрения. Будь это при игре в театре, во время борьбы с палками или занятии спортом. Есть большое число упражнений для получения неповторимых переживаний, которые остаются надолго в памяти.

- Счастлив ли человек, когда он доволен?

Э.ФШ.: Для различения счастья и удовлетворенности, возможно, подойдет такое сравнение. Удовлетворенность – это море, из которого время от времени возвышаются волны счастья. Счастливый человек практически все время возвращается на уровень удовлетворенности. Счастье обладает определенной функцией для человека. Оно – двигатель удавшейся жизни. Этот двигатель заводится сам по себе при удовлетворении наших насущных потребностей, например, во время еды, сна или секса – для сохранения нашей жизни.

Этот двигатель можно также заводить самому, например положительными эмоциями такими, как успех, предвкушение или благодарность. Например, если я чувствую, что беседа с вами будет хорошей и порадует меня, тогда появляется хорошее настроение, которое высвобождает энергию. Так же, если я уверен, что достигну цели, этот оптимизм опять-таки придает энергии. Итак, нужны переживания, чтобы сделать такое мировоззрение и способ поведения твердыми убеждениями: я могу, я знаю.

- Почему этот предмет появился только сейчас? Являются ли наши дети и подростки сейчас менее счастливыми, чем раньше и почему?

Э.ФШ. : У них мало переживаний, которые они могли бы использовать впоследствии. Их обманывают, что только удовлетворение материальных потребностей делает людей счастливыми: новая одежда, компьютерная игра или автомобиль. Если сравнить с моими собственными переживаниями, то я был счастлив от того, что залез на дерево и достал самое красивое яблоко. Или же я собрал маме букет полевых цветов ко Дню матери и написал ей письмо. Мне приходилось ждать сладостей до рождества, пока мама не ставила коробочку с самодельным печеньем под рождественскую елку. Материальные соблазны тогда были скорей исключением. У меня было много переживаний, которые поготовили меня к удавшейся жизни.

Я считаю, что скорость жизни общества так возрастает, что слишком поглощает внимание наших детей. Виртуальная жизнь сменила реальную. Подумайте только о «второй жизни» (Second life). Дети пропускают переживания, которые были бы полезны в их будущей жизни. В противовес тому, что можно познать только виртуально, я должен предложить детям что-нибудь практическое. Это значит, что я должен детям в школе, месте, которые они считают важным, предложить что-то в противовес, что может это компенсировать.

Используя метафору, я вижу детей бегущими по улице, по левой стороне которой МакДональдс, iPhone, магазин с фирменными товарами, в котором есть все, а на другой стороне этой улицы – семья, дружба, достойные цели и даже успех в школе. Все то, что приносит счастье, но, к сожалению, таковым не воспринимается.

- Приносит счастья больше, чем потребление...?!

Точно, мы должны дать детям понять, что маркетинговые стратеги для получения максимальной прибыли от товарооборота, хотят соблазнить их приобретать все больше, но это совсем не может сделать их счастливыми, а скорей наоборот.

- Значит, деньги и материальное имущество не делают человека счастливым?

Счастью можно научится
Обложка: «Счастью можно научиться: что дает детям силу для жизни». Эрнст Фритц-Шуберт, Издательство Ullstein-Verlag, 19,95 евро. Фото: приват
Э.ФШ. : Они тоже делают счастливыми, речь о том, как долго длится это счастье от материальных благ, и сколько денег нужно, чтобы быть счастливым.

- Уроки счастья – будут ли они преподаваться во всех немецких школах?

Э.ФШ. : Я бы пожелал этого и действительно надеюсь положить начало принципу счастья на школьных уроках. Этот импульс, исходящий из уроков счастья, может привести к тому, чтобы люди задумались о важности приобретения опыта, кроме подачи знаний фактов. Потому, что только тогда можно говорить о мудрости, а в другом случае – только о знании.

Приобретение знаний возможно, например, с помощью поисковика в Интернете. Если я много узнал, тогда, возможно стану миллионером после участия в телепрограмме Гюнтера Яуха. Но если я уразумел на опыте, тогда я могу завоевать мир.

- Может ли несчастливый учитель приподавать уроки счастья?

Э.ФШ. : Да, но тогда это другой подход. Книга Ватцлавика «Руководство как стать несчастным» в конце концов приводит также к счастью. Хотя сейчас надо подумать, что же такое несчастливый учитель, так как противополжность счастью – это не несчастье.

- Что же?

Э.ФШ. : Страх, депрессия – это то, что препятствует счастью. Противоположность счастью – так как понятие счастья объемней, - наступает тогда, когда под угрозой счастье в жизни, депрессия, кризис. Творческий кризис у Гёте или людей искусства – это, при некоторых обстоятельствах, то, из чего рождается новое.

- Является ли наивысшей целью счастье в жизни? Как найти смысл жизни?

Э.ФШ. : Счастье складывается из разных факторов. К ним принадлежит безопасность, покой, и если эти два фактора соблюдены, тогда человек стремится познать смысл. Например, несвободные люди в мире стремятся к свободе – это имеет смысл для них. Также как для бедных имеет смысл сначала побеспокоиться о пропитании. Интеллектуальные поиски смысла жизни начинаются тогда, когда обеспечены безопасность и мир.

- Как много детей приходят на «уроки счастья»?

Э.ФШ. : По всей Германии и Австрии приблизительно 600. Это в 20–25 школах. Мы также обучили учителей. Сейчас проходит вторая фаза обучения. Кроме того, мы используем эту концепцию в видоизмененной форме в больницах и для молодых спортсменов. Спектр применения намного шире, чем представляется. Эти уроки служат тому, чтобы помочь людям найти хорошие причины для счастья.

- Какой резонанс вызвала ваша книга «Счастью можно научиться»?

Э.ФШ. : Очень хороший, у меня только положительные рецензии. Это уже второе издание. Для проведения уроков счастья уже была книга, которая теперь издана в пятый раз. Я собираюсь и далее проявлять инициативу. Вчера я посетил одну гимназию, которая тоже собирается ввести такие уроки в программу. Завтра – семинар учителей в Карлсруэ.

- Ваши ученики обучаются через переживания, опыт, без передачи знаний. А как с оценками?

Э.ФШ. : Школа без оценок – трудно представить. Оценки для школьников очень важны. То, что оценено, что имеет цену, кажется более ценным и желанным. Кроме того, счастье – не для развлечений. Оценки дети получают за письменные изложения переживаний, их наблюдений и ответов на вопросы, насколько полезен полученный опыт в повседневной жизни.

Через восприятие становится возможным установить связь между познавательными способностями и эмоциональным опытом.

- Как проходят такие уроки?

Э.ФШ. : Они содержат, например, театрально-педагогические элементы. Мы делаем двигательные упражнения, в ролях дети переживают общение. Они пробуют органические продукты, чтобы ощутить вкус и проверить, действительно ли органические продукты лучше на вкус, чем обычные. В социальных проектах дети познают, что альтруизм тоже может сделать счастливым. Речь всегда о переживаниях и их восприятии. Школьник, который весит 120 кг и идет по балке, которую держат худенькие соученики, ощущает, что доверие и ответственность – две стороны одной медали.

- Благодарю за беседу.

Э.ФШ. : Спасибо.


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку