Для начала немного статистики. Согласно опросу, проведённому российскими исследователями (а я считаю, что данные, собранные в России, можно перевести и на украинскую аудиторию ввиду общего советского прошлого и не столь значительной разницы в образе жизни), респонденты, пытаясь описать “современного российского журналиста”, говорили как о его принципиальности, независимости от каких-либо структур, неподкупности, стремлении “объективно давать информацию” (13%), так и о беспринципности, продажности, нечистоплотности (6%).
Одни отмечали образованность, эрудированность, высокий интеллектуальный уровень российских журналистов (9%), другие отзывались о них как о “хамоватых ребятах, везде сующих свой нос” (7%).
Кто-то полагает, что журналист работает для того, чтобы донести до людей правду (9%), кто-то считает его главной целью карьеру, стремление “выделить себя”, “завоевать славу”, “наработать себе имя”, “повысить свой рейтинг” (6%).
Для одних журналист предстает в образе патриота, который пишет, говорит, выступает, исходя из высоких идейных побуждений – чтобы “была хорошая жизнь у страны” (6%), другие в своих ответах воспроизводят образ беспринципного баламута, возмутителя спокойствия, живущего “в погоне за сенсацией”, ради создания ажиотажа готового “врать”, “дурить народ”, “запудрить мозги людям…” (4%).
Мы попытаемся выяснить, что именно стоит за этими ответами: просто несовпадающие мнения отдельных людей о журналистах или симптомы, свидетельствующие о трансформации имиджа представителя этой своеобразной и столь нужной обществу профессии?
Симптомы “расколотого имиджа” можно увидеть и в том, как распределились ответы респондентов на два содержательно очень близких вопроса: об уважении к журналисту и о престижности его профессии. В массовом сознании доминирует представление о том, что работать журналистом в нашей стране престижно, – это мнение разделяют 63% респондентов (противоположных взглядов придерживаются 16%, а 21% участников опроса затруднились ответить на вопрос). Между тем лишь каждый второй россиянин (53%) полагает, что журналисты сегодня пользуются уважением в обществе (чуть более четверти – 27% – разделяют противоположную точку зрения, а каждый пятый – 20% – не имеет мнения на этот счет).
С моей точки зрения, имидж современного журналиста стоит на трёх китах. Во-первых, это направление его работы, во-вторых – масштаб СМИ, в котором он работает, а в-третьих – уровень самого журналиста.
Рассмотрим это детальнее.
Журналист пишущий всегда (даже при наличии фотографий или портретов) останется безликим создателем истории. По порядку: начиная от смешного. В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» слово «журналист» тождественно слову «летописец». В каждой шутке есть доля правды, не так ли?
Далее. Опуская Средневековье и Смутное время, переходим к периодике 18-го – 19-го века. Хотя бы в России. С точки зрения имиджелогии «Московские ведомости» Ломоносова заслуживают не такого внимания, как журнал Сумарокова – один из первых частных журналов, ориентированных на дворянскую аудиторию. Он симпатизировал не царствующей императрице Елизавете, а её невестке Екатерине, ставшей впоследствии Екатериной II. Собственно, за критическое отношение к придворной знати того времени журнал и был закрыт в 1759 году.
Советское время. Журналист – и борец за правду, и подчинённый идеологии компартии. Один из самых странных (если не самый странный) периодов отечественной журналистики.
Все эти периоды объединяет одно – обезличенность печатных СМИ. То есть в этих случаях целесообразно говорить скорее об имидже издания в целом, нежели о личности.
Несколько иная ситуация сложилась с теле- и радиожурналистами. Во-первых, в этом случае журналист обретает голос, а это, согласитесь, неплохое средство контакта с аудиторией. Публика, по крайней мере, получает возможность в с л у ш и в а т ь с я (чего стоит один только голос Левитана!), а в случае с телевидением – р а з г л я д ы в а т ь.
И, кстати, в веке 21-м мало что изменилось. Разве что к пишущей братии примкнули Интернет-издания (от ежеквартальных альманахов до новостных лент и сетевых версий современных газет) и блоггеры (в единичных случаях – ярко выраженное «эго», например, Алексей Навальный – российский оппозиционер действующему правительству Путина и Медведева). Другое дело – теле- и радиоэфир. Здесь можно говорить о том, что упоминалось в начале, то есть – разделении фронтов. Имидж журналиста формируется в зависимости от направления его работы. То есть – на телевидении есть люди-образы, харизматичные люди, р а с с ч и т а н н ы е на определённую категорию граждан. В отличие от пишущих журналистов, теле- и радиоведущие ориентированы скорее на потребности аудитории. Потребностей этих, кстати, несколько.
1. Ориентационная, или потребность сориентироваться. Потребность эта очень древняя, она проистекает от животных инстинктов. Безусловно, СМИ поставляют ориентиры, чтобы человек сориентировался в социальной ситуации: сюда можно приписать важнейшую функцию журналистики – информативную. А значит, на этом играют любые СМИ, но выигрышными являются, разумеется, ведущие издания, телеканалы и радиостанции.
2. Потребность престижа. СМИ удовлетворяют стремление человека быть причастным к какому-то престижному сообществу, к какой - то статусной группе. Приятно, когда считаешь себя знатоком, к примеру, политики. Ещё приятнее – когда таковым тебя считают другие. Довольно яркая персона в этой области – Савик Шустер.
3. Утилитарная потребность. СМИ дают людям сведения утилитарного характера, что где происходит, что где можно купить и какими услугами воспользоваться. Здесь вариантов много - от прессы до телемагазинов. Однако с точки зрения имиджелогии этот параграф не так интересен, как следующий.
4. Рекреативная потребность, мотив "убивания" времени, мотив структурирования времени. Люди обращаются к СМИ для того, чтобы с пользой потратить время, они смотрят телевизор между делом, читают газеты на бегу. Они заполняют свободное пространство в их частной жизни. Нет смысла много говорить на эту тему. Достаточно, мне кажется, привести в пример Андрея Малахова и Ксению Собчак. Это (при кажущемся повальном неуважении к этим персонам) в какой-то степени «динозавры шоу-эфира». Люди, о которых хочется говорить даже сквозь призму раздражения.
5. Познавательная потребность: телеканалы BBC и Discovery– ярчайшие тому примеры.
6. Потребность контакта, желание общаться. Масс-медиа предоставляет суррогатный вариант общения. В большей степени, мне кажется, это касается радиоэфиров как наиболее возможной точки соприкосновения.
В современном обществе создалась некоторая иллюзия простоты работы журналиста. В какой-то степени это связано, возможно, с обилием светских журналистов (этот образ неплохо описывает (высмеивает?) Сергей Минаев в своей повести «The тёлки») – знай себе броди по тусовкам да ресторанам, рекомендуй в своё удовольствие. Однако, с другой стороны, есть множество других информационных полей – политика, экономика, да и росто жизнь общества. Ещё одна иллюзия – большое количество журналистов. Мне кажется, это мнение ошибочно. Как правило, до качественно высокого уровня дорастает число людей, в разы меньшее числу выпускников вузов, а до харизматичных (с точки зрения имиждеведения) монстров СМИ – единицы. Вполне логично, ведь небольшие города рассматриваются чаще всего как стартовая площадка для начала работы, а по мере приближения к большим городам не-журналисты отсеиваются сами собой. Однако есть и масса отличных журналистов, что называется, «на местах». И действительно, автору знаком не один десяток людей, успешно пишущих в своём городе.
Как бы то ни было, современный журналист (будь-то с пером и блокнотом, диктофоном или «лейкой») в первую очередь не должен быть продажен. Всем известно, что честность и объективность стоят первыми в перечне журналистских заповедей. А что касается публики, до даже при условии, что всё куплено, ей всегда будет интереснее знать правду.
Источник опроса:
http://socreal.fom.ru/?link=ARTICLE&aid=388
Варя Снегирёва.
Серия сообщений "Филология":
Часть 1 - Филологические анекдоты
Часть 2 - Лебедев. Три правила про "вы"
...
Часть 4 - Севастополь. Книги в Камышах
Часть 5 - Иду на вы… или на Вы? (о прописных и строчных буквах в личных обращениях, употребляемых в официальной переписке)
Часть 6 - Имидж современного журналиста
Часть 7 - А як оцi наушныкы включыть?
Часть 8 - Блокнот своими руками