Понедельник, 05 Декабря 2022 г. 21:35
ссылка
Но затем перерисовываю сюжеты порой по нескольку раз: закончу, как будто, присмотрюсь — нет, не совсем то. Берусь вновь добавлять, убирать детали рисунка.
— Все, кто знаком с Вашими цельными вещами, в один голос заявляют, что они не статичны, имеют сюжет, так сказать, с продолжением.
— Маленькая сказка в рисунке...
— Ну да, именно так. Это пришло из мультипликации? Ваше имя часто встречается в титрах.
— Если быть точным, то сделал я сто три мультфильма, в содружестве с другими художниками, конечно. Например, в «Маугли» из десяти частей — две с половиной мои. Работал в двух первых выпусках «Ну, погоди!». Сыщик в «Бременских музыкантах» тоже мой. Много работал у Котёночкина, у Цехановского.
А на «Союзмультфильм» пришёл с завода. Кем я до этого только не был! И слесарем, и браковщиком, и дежурным мастером, и... крановщицей. То есть, только числился на этих весьма экзотических для моей профессии должностях, а был-то всё время заводским художником. И вот увидел объявление, что набираются слушатели на курсы мультипликаторов.
— Владимир Иванович, а как пришли к рисованию именно почтовых открыток?
— Созданием открыток и конвертов занялся сравнительно поздно. Знаете, хотелось найти отдушину, ведь работа мультипликатора — изнурительная, нервная. Вот и попробовал силы сначала в «Крокодиле», «Малыше», «Изогизе». Первая почтовая открытка вышла под редакцией Юрия Ряховского.
— Известное коллекционерам имя.
— Он помог мне найти себя в почтовой графике. А уж зверушки — медвежата, зайцы, ёжики, а также гномы и другие герои — мои, только мои.
— Они в самом деле узнаваемы, имеют собственное неповторимое лицо.
— Как раз из-за этой их оригинальности у меня бывали сложности на худсоветах. Ну, это ещё в «те» времена. Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: «А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?», или: «Какой же медведь будет кричать в лесу “Ау!”?» Как объяснишь? Или вот история с весенней открыткой, на которой Ёжик преподносит Ежихе леденцового петуха. Он у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. Открытку я переделал, но Ёжика стало жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мёрзла... В предыдущие годы немало моих открыток и конвертов, как говорится, распушили почём зря на худсовете.
— А что-либо более серьёзное нарисовать для почты не пробовали?
— Нынешней весной вышла пейзажная открытка к 8 Марта. Но это для меня не характерно. Давным-давно попробовал сделать первомайскую — но это чужая тема. Понял сразу, что мне не тягаться с теми художниками, которые набили руку на политических темах.
— И слава Богу. Зная Вас автором добрых и улыбчивых цельных вещей, трудно представить Владимира Зарубина в иной роли. А где же истоки Ваших сказочных почтовых «сценариев»?
— С детства очень люблю зверушек, птиц. Вот и сейчас на балконе кормушка с салом. Утром дятел прилетал...
— Новый сюжет?
— Возможно. Насколько помню, и первый мой в жизни рисунок связан с животными и с... улыбкой: бежит лошадь, а у неё из-под хвоста «яблоки» падают. Мне пять лет тогда было, так этот рисунок по всей деревне из рук в руки переходил. Там же, в сельском доме, впервые приобщился к искусству. Отец приносил много книг по живописи, имел неплохую (а по меркам сельской местности — просто замечательную) — в пять тысяч экземпляров — коллекцию открыток.
Нет, если отвлечься от почтовой графики, то могу сказать: в серьёзной живописи пробовал себя всегда. Вот давнишние пейзажи на стене, да и теперь вон подрамники готовые стоят, есть задумка большого пейзажа.
— Тем не менее, вижу на столе ещё одну открытку.
— На это, как всегда, нашлось время и настроение тоже. На почту эта вещь попадёт ещё не скоро, так что сегодня, можно сказать, предварительный просмотр у нас с вами. Видите: Петух с Собакой. Это я уже заглядываю в будущий Новый год Петуха, который передаёт эстафету совсем ещё далёкому году Собаки.
- Спасибо за эту маленькую раскрытую творческую тайну. Надеюсь, не пропущу открытку, когда она появится на почте. А скажите, Владимир Иванович, что главное для Вас в творчестве?
— Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть это поможет людям стать чуть добрее.
Из журнала «Филателия» №8 за 1992 год