-Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Дети
Дети
13:17 12.10.2013
Фотографий: 5
Посмотреть все фотографии серии Цветы моего сада...
Цветы моего сада...
21:17 09.10.2013
Фотографий: 16
Посмотреть все фотографии серии Мой  чудный Северск
Мой чудный Северск
17:06 07.10.2013
Фотографий: 25

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Emiliaa

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Photoshopia Только_для_женщин
Читатель сообществ (Всего в списке: 3) New_Photoshopinka Photoshopinka Мир_клипарта

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 149247


Народный артист СССР...Вячеслав Тихонов...

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:44 + в цитатник
Народный артист СССР... Вячеслав Тихонов...


Вячеслав Васильевич Тихонов (8 февраля 1928 года, Павловский Посад, Московская губерния, РСФСР, СССР — 4 декабря 2009 года, Москва, Россия) — выдающийся советский и российский актёр. Герой Социалистического Труда (1982). Народный артист СССР (1974). Лауреат Ленинской (1980) и Государственной премии СССР (1970).

Родился 8 февраля 1928 года в городе Павловском Посаде Московской области. Отец – Тихонов Василий Романович, работал механиком на ткацкой фабрике. Мать – Тихонова Валентина Вячеславовна, была воспитателем в детском саду. Мальчик рос среди рабочей молодежи и делал все, что делали мальчишки тех лет, большую часть времени проводя на улице.


Когда в 1941 году в школе, где учился Тихонов, разместился военный госпиталь, отец сказал: «Надо обретать профессию, а не на улице болтаться!» – и определил сына в ремесленное училище. Вечерами после работы он бегал с друзьями в кинотеатр «Вулкан»: кино привозили не часто, и компания жадно смотрела героические картины. Любимые герои: Чапаев – Борис Бабочкин, Александр Невский – Николай Черкасов и, конечно, тогдашние всеобщие кумиры – Михаил Жаров и Петр Алейников. «Это люди, которые завораживали и в итоге потащили меня в искусство», – говорит Вячеслав Васильевич.


Юный токарь тайно мечтал о кино. Тайно – потому что отец видел своего сына инженером-механиком, а мама настаивала, чтобы он шел в сельскохозяйственную академию. В 1944 году Вячеслав поступил на нулевой курс Автомеханического института. Но ближе к 1945 году у него возникла идея попытать счастье во ВГИКе. Родители были против. Окончательную точку в этом разногласии поставила бабушка - глава дома, добрая и очень мудрая женщина. «Валя, не запрещайте Славику идти туда, куда он хочет. Если вы ему сегодня запретите, он всю жизнь будет считать, что вы ему помешали…», - тихо, но веско произнесла она исторические слова. Молчаливое родительское согласие было получено.


Во ВГИК будущая знаменитость не поступила. Абитуриент Вячеслав Тихонов провалился на экзамене по актерскому мастерству. 17-летний юноша стоял, уткнувшись носом в стенку коридора, и горько плакал, плакал от обиды, от горя, от какой-то безысходности. Как ни странно, помогла… война. Большинство парней еще не были демобилизованы, и на курс набрали одних девчонок. Играть мужские роли в спектаклях было просто некому. Его увидел руководитель курса Борис Бибиков, случайно проходивший мимо. Вгиковский профессор Б. Б. Бибиков зачислил Вячеслава Тихонова к себе на курс после завершения вступительных экзаменов.


В годы учёбы во ВГИКе состоялся его актёрский дебют в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия»(1948), где он сыграл роль Володи Осьмухина. Вячеслав Тихонов за роль в картине получил Сталинскую премию. Со своей первой женой Вячеслав Тихонов познакомился на съемках фильма «Молодая гвардия». Он долго не обращал внимания на Нонну Мордюкову. Ей стоило больших усилий вскружить голову стройному молчаливому красавцу... К тому времени, как картина вышла на большой экран, у пары родился сын Владимир (в 1990 году трагически ушедший из жизни, - он погиб от передозировки наркотиков). Через тринадцать лет совместной жизни супруги развелись, разошлись мирно, без скандалов. Много лет спустя Мордюкова скажет: "Слава всегда делал все по-своему. И всегда молча". Как настоящий мужчина, Вячеслав Тихонов о первой жене не любил распространяться…



В 1950 году Вячеслав Васильевич с отличием окончил ВГИК. В 1957 году Вячеслав Тихонов, становится актёром ЦКДЮФ имени М. Горького. В этом же году на киноэкраны вышел фильм С. И. Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Вячеслав Тихонов сыграл роль тракториста Матвея Морозова. Эта роль принесла актёру зрительское признание.


Многим ранним работам Тихонова был присущ романтически-героический пафос. Среди них: Виктор Райский в героико- приключенческом фильме «ЧП - Чрезвычайное происшествие» (1958), Олег Безбородько в героической драме «Жажда» (1959), Панин в историко-революционной ленте «Мичман Панин» (1960), Алексей в драме «Оптимистическая трагедия» (1963) и др.


Во второй половине 1960-х годов Вячеслав Васильевич сделал большой шаг к вершинам актерской карьеры: он сыграл роль Андрея Болконского в эпопее Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965–1967). Эта роль потребовала от актера полной самоотдачи, и Тихонов, подобно всем участникам съемок, работал с неимоверным напряжением сил. Князем Болконским в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука Тихонов стал с легкой руки тогдашнего министра культуры Людмилы Фурцевой, хорошо относившейся к актеру. Съемки длились четыре года, и по словам самого Вячеслава Тихонова, они буквально опустошили его.


«Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица. У меня и наколка на руке есть. Хорошо еще хватило ума наколоть только свое имя «Слава». Никак потом не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть». С выходом на экраны картины «Война и мир» многие критики отрицательно приняли работу Вячеслава Тихонова. Да он и сам был недоволен собой, что даже в какой то момент решил уйти из кино. Но это была лишь минутная слабость…


Самую «звездную» свою роль – Исаева – Штирлица, Вячеслав Тихонов сыграл в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Татьяна Лиознова на эту роль первоначально пробовала совсем других актеров. В числе кандидатов были Иннокентий Смоктуновский, Арчил Гомиашвили и другие. Но по разным причинам все они не подошли Лиозновой, в итоге выбор режиссера пал на Тихонова.


Когда на экранах телевизоров впервые начали показывать этот фильм, улицы городов и сел просто "вымирали". Этот нестареющий фильм стал сенсацией, войдя в анналы советского кино и народного фольклора, стал источником литературных и музыкальных произведений, карикатур, компьютерных программ и т.д. Бесконечное количество анекдотов "про Штирлица" вообще поставили Штирлица в ряд с известнейшими личностями прошлого. Слово "Штрилиц" стало нарицательным.


Когда Вячеславу Тихонову было уже 40 лет, он женился второй раз. Второй женой актёра стала Тамара Ивановна (преподаватель французского языка). Они познакомились во время работы над французским фильмом «Мужчина и женщина», где актер озвучивал роль главного героя, а Тамара Ивановна помогала с переводом. Девушка была замужем, но ради Вячеслава рассталась с супругом. Мало кто знает, что герой на экране, красавец-мужчина, самодостаточный и самостоятельный, в обычной жизни Тихонов был очень мягким и беспомощным человеком. Хотя бывшая супруга до сих пор говорит, что лучшего мужчины в своей жизни не встречала.


В отличие от яркой и порой излишне эмоциональной Нонны Мордюковой, Тамара была под стать Тихонову – такая же сдержанная и молчаливая. Однако именно эта неприметная женщина умудрялась много лет держать мужа под жестким контролем. С ней Тихонов согласовывал все свои роли, отчитывался о каждой сцене с любовным намеком. Тамара Тихонова была буквально одержима ревностью. Во втором браке у Вячеслава Васильевича родилась дочь Анна (род. 1969). С детства девочка мечтала стать актрисой. Отец не запрещал, хотя как-то признался, что всячески старался помешать ее актерской карьере. Внуки- близнецы Вячеслав и Георгий родились в 2005 году. Когда второй брак актера стал трещать по швам, Вячеслав Васильевич без скандала собрал вещи и переехал на дачу, оставив квартиру в Москве жене и дочери.


В 1977 году Вячеслав Тихонов снялся в очень пронзительной картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное ухо». При работе над фильмом Вячеславу актеру пришлось проявить большую находчивость. Вот что рассказывал сам Вячеслав Тихонов: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака - моя. Задача непростая!


Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки - он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол - и он помчится за мной». Вся внутренняя творческая сущность Вячеслава Тихонова проявилась в этой роли.


Е. Широков. Портрет актера В. Тихонова.

В 1978 году Вячеслав Васильевич в первый и единственный раз снялся в комедийном фильме «По улицам комод водили» режиссёра М. С. Генина, где сыграл роль хозяина комода. С середины 90-х Вячеслав Тихонов все реже снимался в кино. Одна из последних его работ – слепой ветеран войны Моргулис в драме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы». Сценарий фильма писался специально под Вячеслава Тихонова, Олега Ефремова и Михаила Ульянова (любимых актеров Урсуляка), которым к тому времени исполнилось по 70 лет.


После этой картины Тихонов в кино почти не снимался. Как объяснял сам актер, он хотел бы вновь появиться на экране: «Я же всю жизнь отдал кинематографу. Как же это желание может уйти! Но – смотря, что играть...» Достойных ролей ему не предлагали, а играть различных криминальных авторитетов он не хотел. Правда в 2005 году дочь Вячеслава Васильевича Анна Тихонова уговорила его сняться в триллере Николая Вороновского «Глазами волков», но картина вышла крайне слабой...


В одной из последних бесед с журналисткой Анной Велигжаниной, Вячеслав Тихонов рассказал, что бывал у болгарской предсказательницы Ванги. По словам актёра, Ванга многое напророчила в жизни актёра такого, что потом сбылось. На вопрос о конце жизненного пути, Ванга ответила, что он будет жить отшельником, вдалеке от суеты, а уйдёт в декабре...


Последней работой в кино для Вячеслава Васильевича стала роль в картине Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Роль фактически эпизодическая, но крайне важная в фильме. Тихонов появлялся в начале картины в образе «человека в добрым лицом и нимбом на голове», предваряя жизнь Андерсена, а затем конце - как бы подводя ей итог...



В ноябре 2009 года он был госпитализирован в реанимацию Центральной клинической больницы с повторным инфарктом миокарда. 28 ноября ему была срочно проведена операция, т.к. появились осложнения. Последние часы перед смертью артист находился в реанимации. Состояние его было тяжёлым. У артиста отказали почки, его пришлось подключить к аппарату гемодиализа, а затем и к аппарату искусственной вентиляции легких. Актер находился под постоянным наблюдением врачей, но состояние его оставалось тяжелым. 4 декабря 2009 года он скончался...


8 декабря 2009 года состоялось отпевание Вячеслава Тихонова в Храме Христа Спасителя, а в Доме кино после этого прошла гражданская панихида. В этот же день актёр был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы рядом с могилой О. И. Янковского (участок № 10). Памятника на могиле нет, до сих пор... Скульпторы Д. Успенская и В. Шанов подготовили модель памятника, фотографии которой В.С. Лановой представил В.В. Путину. Путин одобрил проект и дал распоряжение Авдееву (Минкультуры) выделить деньги на создание памятника Вячеславу Тихонову.



Вячеслав Тихонов был страстным футбольным и хоккейным болельщиком, поклонником команды «Спартак». Увлекался зимней рыбалкой. Его любимым произведением был роман Л.Н. Толстого «Война и мир», а любимым кинофильмом – «Большая жизнь» с Петром Алейниковым.


16 сентября 2011года в Сочи Владимир Путин дал команду поднять российский флаг на новом научно-исследовательском судне «Вячеслав Тихонов». Огромный корабль, способный плавать во льдах, предназначен для исследований на российском континентальном шельфе арктических морей.

Когда-нибудь кончаются легенды…
- Останьтесь, Штирлиц!..
Так знаком сюжет…
Мелькают всем знакомые моменты,
А Тихонова с нами нет уже…

Но вновь он вальс танцует на экране,
За родину сражается опять.
И падает в бою, смертельно ранен,
Готовый всю вселенную обнять.

Он тратил жизнь свою неосторожно.
На сто ролей ему хватило сил!
Дожить до понедельника несложно.
Не выдержал… Немного не дожил…

Его всегда любили как родного.
И верили как другу – навсегда!
Таких людей, как Тихонов – немного.
Но невозможно победить года.

Он был надежный, искренний, приятный,
Интеллигентный, честный, а еще -
Для многих – свой, такой простой, понятный…
- Останьтесь, Штирлиц!..
Он уже ушел…

/Пётр Давыдов/






Как здорово в пространстве Интернета -
Сказать Вам пару добрых, тёплых слов!
Пусть в жизни Вашей будет мир и лето,
Гармония и вечная любовь!


Бегала по всему Интернету,
оформляла и украшала я- Эмилия...
Emiliaa
Рубрики:  Актёры и роли...
Имена на все времена...


Процитировано 5 раз
Понравилось: 19 пользователям

Emiliaa   обратиться по имени Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:44 (ссылка)
Вячеслав Тихонов (1928–2009) — эмблематический представитель советского кинематографа, всенародно любимый Штирлиц. Пытаясь разгадать феномен выдающегося актера, Евгений Майзель проследил его головокружительную советскую карьеру, начиная с первых «простонародных» ролей и заканчивая озвучкой «Воспоминаний» генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:46ссылка
«Профессия — киноактер» — так называется фильм, снятый Станиславом Ростоцким в связи с 50-летием Вячеслава Тихонова (1978), совпавшим, надо сказать, с пиком его всенародного признания. На тех, кто давно не видел позднюю советскую документалистику, скорее всего, произведет впечатление подчеркнутая, по нынешним меркам прямо-таки вопиюще антителевизионная неспешность картины. Вот Тихонов за рулем «Волги» едет по Владимирке к родителям, и его останавливает инспектор ГАИ. Вот родительский дом в Павловском Посаде. Отзывы коллег — тщательно отобранных и, конечно, не менее солидных и премированных, чем сам виновник торжества. Многочисленные эпизоды и кадры из фильмов. Встречи с поклонниками.

Юбилейная приподнятость повода снижена тихим закадровым голосом, почти шепотом (текст читает Валерий Рыжаков). По идее, цель такого понижения тона — в создании интимной и доверительной атмосферы. Однако на самом деле речь авторы ведут вовсе не о близком, а наоборот, о захватывающе высоком. О практически недосягаемом. Вслушаемся в этот благоговейно почтительный и одновременно дружеский, с хитринкой шепоток:

«Согласно официальным данным, на 1 января 1978 года в Москве проживает семь миллионов девять тысяч человек. Двенадцати из них за высокие заслуги перед киноискусством присвоено звание народного артиста СССР...»
Мы видим Арбатскую площадь, полную прохожих, и нашего героя, взбегающего из подземки на Новый Арбат (тогда — проспект Калинина) под музыку Таривердиева из знаменитого телесериала.
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:46ссылка
«Что же это за профессия? Такая же, как все? — продолжается закадровый текст. — Служба или служение? Цветы и аплодисменты или бесконечный, невидимый другим труд?»
Из постановки вопроса понятно, что во многом второе. Но пока что мы видим переполненный зал Дома кино.

«Юбиляра приветствуют официальные лица, — Рыжаков выдерживает отчетливо ироническую паузу, — и знатные люди».
Непонятно, к чему ирония, когда люди и правда знатные — в зале едва ли не весь советский бомонд. Партийная, чиновничья, творческая элита. Обстановка торжественная, сегодня сказали бы — «пафосная»: не столько даже размах, сколько какая-то непреднамеренная серьезность происходящего. Ощущается, что чествуют не абы какого лицедея, пусть даже самого талантливого и любимого, но именно лицо государственной важности.
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:47ссылка
Вот актер Михаил Державин, чуть ли не волнуясь, зачитывает текст поздравления. Стоящий неподалеку юбиляр выглядит терпеливым экзаменатором. Производственники из Павловского Посада вручают земляку образцы своей продукции — ковры, мягкие игрушки и женскую шаль, которой Тихонов укутывает плечи.

«Недаром он родился в одном городе с первым космонавтом», —
загадочно произносит космонавт Леонов (кого он имел в виду, решительно непонятно; Гагарин, например, родился вовсе не в Павловском Посаде). Спешит что-то сказать в микрофон чем-то озабоченный Ролан Быков, «крупнейший представитель актерской братии», как четко ранжирует закадровый шепот. А вот Тихонов жмет руку своему однофамильцу Виктору — старшему тренеру сборной СССР по хоккею. Рядом почтительно стоит молодой Третьяк. Уютно расположился на сцене в кресле, нога за ногу, ведущий вечера — не кто-нибудь, а сам Алексей Баталов. Футболисты вручают майку запасного игрока под номером 17. Веселее прочих кажутся артисты Театра на Малой Бронной. Они сбежали со спектакля, чтобы на скорую руку зачитать приветствие. Даже почетные собаководы (спасибо Биму) выходят на сцену вместе с питомцами, иные из которых увешаны орденами погуще юбиляра.
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:48ссылка
Невольно задумываешься, как отнесся бы к этому концерту учитель истории Илья Семенович Мельников. Скорее всего, дрогнул бы мучительно мягкой, слегка брезгливой гримасой и попросил маму сделать телевизор потише. Но Вячеслав Васильевич держится стоически. Вежливо улыбается, сердечно благодарит, кланяется. Он и сейчас словно на службе — с безусловным вкусом и тактом исполняет роль юбиляра.
Вячеслав Тихонов (700x393, 22Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:48ссылка
А вот фестиваль в Карловых Варах. Так называемые встречи с друзьями. Краткие напутствия сыну перед поездкой в Прагу. Прага, съемки чехословацкого фильма с участием Тихонова. Общественная работа — вместе с Гамзатовым, Наровчатовым и другими товарищами Тихонов направляется на осмотр архитектурного комплекса, выдвинутого на Государственную премию. Встреча с московскими учителями (после выхода фильма «Доживем до понедельника»). Вячеслав Васильевич рассказывает о своей текущей работе — съемках в телесериале, в котором он играет... фашистского офицера, но «нашего разведчика»:
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:50ссылка
«Это большой разговор о любви к Родине...»
А вот он узнает о решении Президиума ЦК КПСС за заслуги и в связи с 50-летием наградить его орденом Октябрьской Революции и выражает признательность в благодарственной речи. Повсюду держится с неизменным достоинством.

Недаром, не сговариваясь, разными словами и все же солидарно Николай Крючков, Борис Андреев, Всеволод Санаев выделили такие качества Тихонова-актера, как внимательность, чуткость, подтянутость. Прибавьте к природному трудолюбию и таланту строгие требования вгиковского преподавателя Бориса Владимировича Бибикова (принявшего 18-летнего Славу, не прошедшего конкурс, из жалости):

«Помните, у вас нет ни секунды отдыха»
— и станет, в общем, понятно, какой перед нами ценный кадр. К этому же мотиву постоянного поиска на протяжении всей ленты возвращается и Ростоцкий, внушая зрителю, что актерство — это непрерывный, необъятный жизненный труд, ненормированный рабочий день и страшная эмоциональная перенагрузка —

«Актер расходует душевные силы», «А сколько потребовала эта роль...», «Сейчас вы увидите, как актер тратит свое сердце», «Бесконечный, невидимый другим труд»...
Вспоминает Ростоцкий и любимую формулу из «Доживем до понедельника» про «высокую себестоимость». Вглядываясь в любимые морщинки вокруг глаз, зритель понимает: «душевные силы» такого специалиста — не кот чихнул; они, как обогащенный уран, — наш стратегический ресурс, запасы которого ограничены.
Вячеслав Тихонов1 (700x393, 29Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:50ссылка
И все-таки название картины Ростоцкого немного лукавит. Далеко ведь не всякому актеру, даже самому талантливому и даже в СССР, полагались такие почести. Сама мысль о том, что жизненный и профессиональный успех эквивалентен душевным и физическим затратам, не выдерживает критики, она — типичный образец оскорбительного, вульгарного упрощения. Вокруг нас живут и трудятся десятки, сотни, тысячи героев сцены, ежедневно выкладывающиеся в театре, на съемках и даже просто томящиеся в ожидании ролей. Настоящего признания добились из них единицы. А с другой стороны, можно назвать некоторое количество народных героев, пользовавшихся всесоюзной любовью не меньше, а то и больше Тихонова, но при том свободных от налета официоза, невольно с именем Вячеслава Васильевича связанного. Однако такого признания, как наш герой, удостаивался мало кто. Так что дело здесь не просто в профессии, даже помноженной на большой талант и самоотдачу, но еще и в особенности тихоновского амплуа. В специфике его актерского дарования, о котором фигуранты «Профессии — киноактер» говорят только самые общие слова. А жаль. Было бы интересно узнать, как они ее понимали.
Вячеслав Тихонов 2 (600x466, 170Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:52ссылка
К сожалению — но не случайно, — постсоветскому периоду жизни Вячеслава Васильевича суждено было стать временем, в общем-то, случайных ролей, из которых запомнятся совсем немногие. Настоящий — советский — Тихонов прошел славный путь от заколдованного медведя в «Обыкновенном чуде» (театральная постановка Эраста Гарина) до (внутреннего) голоса Леонида Ильича Брежнева в телевизионном чтении его «Воспоминаний». За более чем 30 лет побывал, в частности, молодогвардейцем («Молодая гвардия»), трактористом («Дело было в Пенькове»), матросом («Мирные дни», «Чрезвычайное происшествие»), моряком-уголовником («Оптимистическая трагедия»), офицером Красной армии («Майские звезды»), военным корреспондентом («На семи ветрах»), царским офицером, работавшим на большевиков («Мичман Панин»), обнищавшим графом-эмигрантом («Две жизни»), князем Андреем Болконским («Война и мир»), учителем истории («Доживем до понедельника»), рядовым солдатом («Они сражались за Родину»), майором («Фронт без флангов»), штандартенфюрером СС и советским разведчиком («Семнадцать мгновений весны»), важным представителем министерства внешней торговли, ведущим сложные переговоры с западными покупателями («...И другие официальные лица»), больным писателем («Белый Бим Черное ухо»)... Впереди — роль генерала КГБ как высшая точка профессионализма советского актера («ТАСС уполномочен заявить»).
Вячеслав Тихонов 3 (700x525, 51Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:53ссылка
Из приведенного перечня ролей (а он неполон) хорошо видно, что их большая часть — это военные или должностные лица. Даже занимая невысокое положение (вроде анархиста-полууголовника в матросской форме из «Оптимистической трагедии» Самсонова или солдата из «Они сражались за Родину» Бондарчука), тихоновские герои, как правило, представлены не в срезе своей частной жизни, но в широком историческом контексте. Недаром и застаем мы их — не всегда, но чаще всего, — в периоды всевозможных катаклизмов вроде отечественных войн, революций или подпольной борьбы. Слепая Ванга, когда-то предсказавшая актеру, что главный успех придет к нему, когда он наденет военную форму, как в воду глядела: лучше всего на Тихонове всегда сидел именно мундир. И даже если персонаж его одевался в штатское, под пиджаком всегда угадывались погоны, а за героем — как минимум фронтовое прошлое.

Конечно, многим стройным и подтянутым фигурам к лицу воинская выправка. Однако если, например, в Олеге Янковском, даже вытянутом по струнке, всегда будет ощущаться совершенно отчетливое своенравие, в Василии Лановом — то солдафонская, то рыцарская прямолинейность, а в Олеге Борисове — трагическая и непреодолимая отчужденность — эти примеры можно продолжать до бесконечности, — в Тихонове свободно раскрывается словно бы надсубъективное, общественно символическое и национальное начало. Может быть, именно это имел в виду Эраст Павлович Гарин, отметивший в актере две вещи: «нежную лиричность и в то же время необычайный волевой напор (курсив мой. — Е. М.)». Тихонов олицетворил золотую середину между такими крайними фигурами спектра, как, скажем, тот же Всеволод Санаев (народный долг) и Олег Даль (чистый индивидуализм, уже почти несоветский). Кстати, роль учителя в «Доживем до понедельника» — пусть это мелодрама, и нет в ней никаких «переломных моментов», — оказалась настолько удачной именно благодаря этому точнейшему, до дюйма выверенному балансу между частным и общественным, индивидуальным и государственным, элитарным и общедоступным во всем строе, духе, сознании и мышлении персонажа. Весь облик актера каким-то удивительным образом нес в себе нечто гораздо большее, нежели могла бы выразить самая изощренная артистическая субъективность, — некое, повторюсь, надличностное содержание, если угодно — объективную историческую волю.
Вячеслав Тихонов 4 (700x350, 19Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:54ссылка
Вообще, фильмографию Тихонова принято официально делить на так называемый голубой период и период настоящих ролей. «Голубым» Гарин и Ростоцкий называют роли до «Пенькова» (1957) включительно. Сам Тихонов отозвался об этих ролях как о «наивных», добавив, что испытывает к ним благодарность и нежность, потому что, исполняя их, чувствовал себя рядом со своими кумирами — Крючковым, Андреевым, Астанговым и Симоновым.

Но чем же все-таки «настоящие роли» отличаются от ролей «голубого периода»? Ростоцкий (снявший Тихонова в пяти успешнейших картинах и являвшийся по нему, может быть, самым главным специалистом) полагает так:

«После «Пенькова» началась работа над образами, требовавшими внутреннего и внешнего перевоплощения».
На наш взгляд, можно сформулировать иначе: все последующие роли Тихонова предполагали глубокую раздвоенность образа. Дело не в персонажных легендах — вовсе не все его герои были разведчиками и дипломатами (хотя, пожалуй, подавляющее большинство), — а во внутренней неверности, непрозрачности сложного человека, пусть даже самого прямого и благородного в сердце своем.
Вячеслав Тихонов 5 (700x342, 34Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:55ссылка
Эта нравственная непроницаемость облика — столь же органическая, как и тихоновское обаяние естественности, которое было невозможно сымитировать, — заметна уже в Матвее («Дело было в Пенькове»). Уже в этом герое можно обратить внимание на потрясающее сочетание порядочности и бесстыдства — то есть на то самое свойство личности, которое иные назовут «самообладанием», «хладнокровием», «эффективной работой на результат», — словом, качеством, без которого действительно не бывает хорошего шпиона или резидента. Напомню, что в этой мелодраме молодой артистичный — весь, казалось бы, нараспашку — тракторист, едва женившись по любви, почти сразу же влюбляется в новую девушку, приехавшую из Ленинграда. Но фокус вовсе не в ветрености его чувств, а в полном отсутствии чувства вины перед молодой женой. Любовный треугольник — или, говоря языком более поздним, «двойная агентурная игра» — преспокойно продолжается до тех пор, пока жена не доходит до нервного срыва и чуть ли не до покушения на убийство соперницы. Мало кому удалось бы сыграть эту роль так, чтобы поведение мужа не вызывало нареканий. Тихонову — удалось. А вскоре ему будут удаваться и не такие трюки.

Уже в самом имени-фамилии актера есть неприметный оксюморон: разве слава бывает тихой? Но здесь же и намек на особую, негромкую героику его образа. Этот дар играть двойных агентов, должностных лиц с непростыми поручениями, «людей с другой стороны» (так и назывался еще один фильм с его участием — «Человек с другой стороны»), словом, тихих героев, первым отчетливо обнаружил, кажется, Михаил Швейцер, у которого Вячеслав Васильевич исполнил роль своего первого настоящего провокатора — мичмана Панина (1960). По уровню цинизма — причем цинизма, как бы незамечаемого советским зрителем, остающегося в слепой зоне приключенческого жанра, — эта роль оставляет Макса Отто фон Штирлица с его вероломством далеко позади. Ни присяга царю и отечеству, ни доверие коллег по службе не останавливают офицера, планомерно работающего на большевистских подрывников и не гнушающегося водевильной ложью. Совсем не обязательно быть монархистом, чтобы разглядеть крайнюю моральную предосудительность действий Панина. Ни о какой наивности авторов здесь не может быть и речи — Швейцер сознательно сделал ставку на феноменальную способность Тихонова превращать белое в черное, а черное в белое, сохраняя мину и внешне серьезную, и внутренне радостную, как у человека, убежденного в своей правоте. С годами эта тихоновская алхимия будет обретать все больший привкус морального ригоризма (сравним живую мимику того же Панина и бледную мертвенность Штирлица). Любопытно, что в картине есть юмористическая сценка, которая хорошо показывает, как легко эта «изменчивость» должностного лица может обратиться и против самой советской власти (надо полагать, весь эпизод — режиссерская фига органам). Руководство Военно-морского флота призывает офицеров бдительно следить за «внутренними врагами» (формулировка, имевшая широкое хождение в сталинские годы), и молодой красавец Панин, откликнувшись на обращение к нему, бойко вскакивает:

«Так точно, господин адмирал первого ранга! Внутренний враг не дремлет!»
Вячеслав Тихонов 6 (700x486, 35Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 11:56ссылка
Выше мы отметили, что название оммажа Ростоцкого лукаво. Действительно, судьба Тихонова — это частный пример киноактерской профессии, и пример исключительный. Однако в некотором более глубоком смысле и вопреки всяческим «партийным прочтениям» Тихонов является не исключением, а самым настоящим образцом глубокого понимания самой сути актерского профессионализма.

В «Профессии...» есть курьезный момент — Всеволод Санаев, стремясь подчеркнуть государственное значение таких мастеров, как Тихонов (и, конечно, как он сам), внезапно роняет, что актер неотделим от своей гражданской позиции (потому что зрители, де, влюбляются в образы и подражают им). Но то ли потеряв нить, то ли почувствовав слишком скользкую почву, артист свернул тему на полуслове. Понятно, что все — ровно наоборот: задача актера именно в перевоплощении. Перевоплощение это временно и контролируемо, и все-таки именно от его внутренней полноты зависит успех сыгранной роли. И в этом беспринципном протеизме — особый статус актерского искусства. Часто забывают, что миметический талант противостоит не только остальным ремеслам, изображая и пародируя каждое из них. Актерство является насмешкой и над понятием «гражданина» (в смысле открыто заявленной позиции — политической ли, религиозной и так далее). Не забавно ли? Отечественного либерала с отечественным сталинистом разъединяет отношение к родным гробам, к общей истории, литературе и искусству, но объединяет любовная преданность звездам советского экрана. То, что мы не прощаем никому, мы прощаем актеру, ведь он — не он.

Вячеслав Васильевич не был, насколько известно, ни циником, каких играл, ни инакомыслящим. А был вполне лояльным советским гражданином, свято верящим в социализм с человеческим лицом. Да и как не верить, если это лицо — твое собственное? Тихонов уникален именно тем, что его искренность полностью совпадала с требованиями цинического профессионализма, профессионализм — с внутренней правдой воплощаемых образов, а образы, в свою очередь, выражали государственную политику страны в ее культурном художественном эквиваленте. Идеальный советский артист, и даже лучше — благодаря утонченному национальному обаянию красивого русского фенотипа, на которое советская власть вовсе не обязана была рассчитывать: оно досталось ей счастливым бонусом. Потому мы и почти не помним те довольно многочисленные роли, в которых актер, иной раз очень тонко, играл сугубо частных лиц — с ними могли не хуже справиться и другие яркие индивидуальности советской киношколы. Потому и закат его блистательной карьеры можно отсчитывать вместе с закатом советской власти и одновременно — с зарей перестройки.

Статья «Соцреализм с человеческим лицом» была впервые опубликована в журнале «Искусство кино» (№4, 2010).
Emiliaa   обратиться по имени Суббота, 03 Декабря 2022 г. 12:00 (ссылка)
Вячеслава Тихонова по праву можно назвать одним из самых талантливых и красивых актеров советского кинематографа. Статный, интеллигентный и харизматичный Тихонов с первых же фильмов влюбил в себя весь Советский Союз.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 12:02ссылка
Пожалуй нет ни одного человека на просторах нашей большой страны, который бы никогда не слышал об актере Вячеславе Тихонове. Его знают все. Даже если смотрели не все фильмы с его участием, то уж легендарного Штирлица видели наверняка. Он был простым парнем, а стал всенародным любимцем, самым титулованным артистом СССР и РФ. В нем видели секс-символ прошлого века и эталон настоящей мужской красоты.
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 12:04ссылка
ДЕТСТВО
Родился Вячеслав Тихонов в Павловском посаде под Москвой 08.02.1928 года. Семья была самая обычная, к искусству никакого отношения не имела. Папа Василий Романович долгие годы трудился в должности механика на местной ткацкой фабрике. Мама Валентина Вячеславовна была воспитателем в фабричном детсаду. У них был свой деревянный двухэтажный дом, в котором жили еще дедушка и бабушка.

Слава любил ходить в школу, учеба давалась легко, особенно по математике, истории и физике. В те времена мальчишки часто делали себе татуировки, не удержался и Вячеслав. На его руке с детства красовалась надпись «Слава», которая потом во взрослой жизни очень мешала. Ему приходилось постоянно ее прятать, чтобы она не попала в кадр.
Вячеслав Тихонов 7 (461x700, 50Kb)
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 12:05ссылка
ДЕТСТВО МАЛЬЧИКА ЗАКОНЧИЛОСЬ В 13, КОГДА В 1941-М НАЧАЛАСЬ ВОЙНА. В ШКОЛЕ ОРГАНИЗОВАЛИ ГОСПИТАЛЬ, КУДА СВОЗИЛИ РАНЕНЫХ С ФРОНТА, ПОЭТОМУ ПРОДОЛЖАТЬ ОБУЧЕНИЕ ПРИШЛОСЬ В РЕМЕСЛЕННОМ УЧИЛИЩЕ.

Слава вместе с друзьями поступил туда учиться на токаря. Закончив учебу, Тихонов устраивается на военный завод, стоит за токарным станком с раннего утра до позднего вечера. Парень понимает, что это единственное, что он может сделать для фронта и для победы.

У Вячеслава было очень мало свободного времени, все отнимала работа на заводе. Но в те часы, когда не нужно было идти на смену, он старался провести в кинотеатре «Вулкан», расположенном недалеко от дома. Репертуар был исключительно героическим, а что еще нужно было мальчишкам его поколения. Он восторгался Чапаевым в исполнении актера Б.Бабочкина, Александром Невским, которого талантливо воплотил на экране Н.Черкасов. Любимыми актерами юного Славы были Михаил Жаров и Петр Алейников.
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 12:06ссылка
ЮНОСТЬ
У Тихонова была мечта, о которой не знали даже родители. Он хотел стать киноактером, а семья мечтала, что их мальчик будет инженером или агрономом. Прислушавшись к мнению родных, Вячеслав в 1944-м поступает в Автомеханический институт, слушателем подготовительного курса. В следующем году парень все же решился осуществить свою давнишнюю мечту и отнес документы во ВГИК. Поступить на общих основаниях не получилось, парню сказали, что его внешность нефотогенична. Но, наверное, удача была на стороне талантливого абитуриента. После того, как экзамены закончились, его зачислили вне конкурса, в мастерскую к профессору Б.Бибикову. Именно он сумел рассмотреть в Тихонове недюжинный талант и забрал его к себе. Как показала жизнь, профессор оказался прав – Вячеслав стал великим артистом.
vit4109   обратиться по имени Суббота, 03 Декабря 2022 г. 13:42 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Декабря 2022 г. 17:18ссылка
И тебе спасибо, Виталий!

Разделитель 26 (150x119, 56Kb)
КЛАВА   обратиться по имени Воскресенье, 04 Декабря 2022 г. 10:09 (ссылка)
Emiliaa, Благодарю. Хороший был артист . Царствие небесное ему.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 04 Декабря 2022 г. 10:20ссылка
Спасибо и тебе, большое!
Разделитель 26 (150x119, 56Kb)
chanatol   обратиться по имени Воскресенье, 04 Декабря 2022 г. 13:08 (ссылка)
Такие Люди, это отличительная веха в нашей истории...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 04 Декабря 2022 г. 17:11ссылка
Это да...
Разделитель 26 (150x119, 56Kb)
dervish52   обратиться по имени Воскресенье, 04 Декабря 2022 г. 16:45 (ссылка)
Съемки в Кронштадте "Мичман Панин"
pBG_PCXlbhE (700x504, 132Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
зуева_татьяна   обратиться по имени Воскресенье, 04 Декабря 2022 г. 20:39 (ссылка)
Спасибо за подробнейших обзор актерской деятельности этого популярнейшего в наши времена актера!! А в старости он стал просто неузнаваем!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Декабря 2022 г. 08:33ссылка
Тань, спасибо и тебе! Ну, а что...старость не радость :-) Хотя есть люди, которые стареют очень красиво...
Разделитель 26 (150x119, 56Kb)
klari126   обратиться по имени Понедельник, 05 Декабря 2022 г. 13:00 (ссылка)
Один из наших самых лучших артистов!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 05 Декабря 2022 г. 13:41ссылка
Это да! Привет, Вороночка!
Разделитель 26 (150x119, 56Kb)
ЗИТТА   обратиться по имени Пятница, 09 Декабря 2022 г. 09:53 (ссылка)
С благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Scarlet5   обратиться по имени Пятница, 09 Декабря 2022 г. 19:34 (ссылка)
Благодарю за пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку