Пятница, 26 Октября 2012 г. 19:58
ссылка
Выходит, «уметь общаться» — это не только уметь выплескивать душу перед собеседником и чутко впитывать его душевное состояние. Это уметь все.
Уметь вовремя подобрать и удержать на лице подходящую маску. Уметь, когда надо, виртуозно сыграть свою роль. И уметь, если ситуация позволяет, полностью раскрепоститься перед другим человеком. В каждом случае выбор тактики и стиля общения зависит от вашего ума, такта, наблюдательности.
Вам хочется теплоты, и это естественно. Однако представьте себе, что однажды утром добрый волшебник всех-всех сделал теплыми и любвеобильными в отношении друг друга... Знаете, во что это выльется? Во всеобщую нормативную приторность. Теперь вам уже невозможно будет появиться на улице, скажем, с хмурым лицом. Тут же к вам кинутся со всех сторон: «Ах, что случилось? Ах, улыбнитесь, жизнь прекрасна». И вы взмолитесь, чтобы волшебник поскорее переместил вас на необитаемый остров.
Позволю себе, Сергей, предположение, которое может вас обидеть. Но будьте мужественны. Здесь вы похожи на большинство других людей. Причем вам-то такое простительно, вы еще очень молоды. Вот оно, это предположение. У вас завышены притязания на теплоту со стороны других. Возможно, вы ждете от них больше тепла, чем сами готовы отдать (хотя мне показалось, что вообще вы человек «теплый»). Откуда я это взял? Да из той же обиженной реплики насчет А и Б.
Вы считаете, что А подстраивает разговор под Б потому, что тот «нужный человек». Допустим. Но это еще не повод обижаться на А, если вы его действительно любите. Возможно, А просто очень тактичен и не хочет при Б разговоров о книгах, о кино, поскольку Б, мало в этих делах смыслящий, окажется в невыгодном положении и почувствует себя уязвленным. На самого Б тоже нет смысла обижаться только из-за того, что он обладатель мотоцикла и разбитной парень. (У вас, Сергей, мотоцикла, очевидно, нет?) И за то, что Б в книгах не разбирается, принижать его не следует. Мало ли какие тому причины? Будьте добрей.
Несправедливо принижать и себя, как вы делаете, когда пишете:
«Со мной можно только говорить, а пользы от меня нет».
Уверяю вас, Сергей, если с вами и впрямь можно говорить, то польза от вас громадная. Вы просто находка для своих друзей, и я вас от души поздравляю. Только не надо бы противопоставлять свою ценность ценности человека с мотоциклом — это разные сферы. И не надо пестовать в себе тайное детское требование, чтобы друзья только и делали, что говорили с вами, вместо того чтобы иногда прокатиться на мотоцикле, познакомиться с девушкой, поболтать, как говорится, ни о чем. Почему бы, кстати, и вам самому не провести время таким же образом? Это помогло бы вам преодолеть юношескую «угловатость».
Каждому из нас приходится бывать в ситуациях, где мы выглядим более выигрышно и где менее выигрышно. Надо научиться с достоинством проигрывать — невозмутимо уходить в тень в тех сферах, где кто-то блистает больше, чем мы. Между прочим, вот еще одно умение, без которого общаться очень и очень трудно.
Вы немало думали о проблемах общения. Верно подмечено: если удается рассказать человеку что-то сокровенное о себе, «то после этого испытываешь потребность в общении с этим человеком». Верно, но не всегда.
Случается и так, что мы избегаем человека, которому рассказали о себе слишком много. Бывает, мы испытываем и неприязнь к нему: например, если на наше доверие он не откликнулся ожидаемой симпатией к нам. Но если даже обходится без этих осложнений, ключ к проблеме общения еще не подобран. Доверительное самораскрытие? Да, но как заставить себя раскрыться? Кого выбирать для доверительной беседы?
Вы справедливо пишете:
«Прочтение одной, двух, трех журнальных публикаций для решения проблемы недостаточно. И вообще одного чтения мало. Нужна деятельность, нужна практика».
И, касаясь этой «практики», вы советуете: «не таить в себе слишком много переживаний», иметь с кем-то «общее дело» (тогда будет о чем поговорить) и «не заниматься самокопанием». Согласен. Но легко сказать! И не слишком ли мало для «решения проблемы»?
Думаю, вы не станете спорить, если я скажу, что вопросы общения, межличностных отношений упрощать не следует. Если к делу обучения общению подходить всерьез, то здесь в принципе нельзя ограничиться несколькими, пусть самыми толковыми, рецептами.
Можно сопоставить человеческие взаимодействия с взаимовлияниями фигур на шахматной доске. Тогда необходимо разобраться: каковы эти «фигуры» (человеческие типы) и каковы присущие им «ходы»? Какими «правилами игры» регулируется происходящее и что это за «доска», какие у нее «клетки»?.. Уже при таком подходе видна вся неимоверная сложность проблематики общения. Но и этот подход, казалось бы, конструктивный, полезный, слишком упрощает реальность. Почему?
Хотя бы потому, что человеческая «фигура» в отличие от шахматной неоднозначна. То она «ходит» как конь, то как ладья и т. д. Изменчива и сама «доска» — поле нашего социально-психологического взаимодействия, где мы сходимся и расходимся, дружим и ссоримся. Вдобавок, если в шахматах статус фигуры не зависит от того, в каком месте поля она находится (исключение только для пешки), то в наших взаимодействиях состояние фигуры зависит от состояния изменчивого поля, а изменения поля — от состояния фигур.
Словом, общение надо изучать и изучать. Что же касается «практики», о которой вы вскользь упоминаете, то сегодняшняя психология ставит этот вопрос конкретно и развернуто. Существуют методические приемы для обучения общению, можно рекомендовать даже определенные упражнения — индивидуальные и коллективные.