...Чтобы поступить иначе ему не позволила СОВЕСТЬ!... |
Воспитание чувства сострадания.
Несомненно, что сострадание и чувство жалости появятся у детей, только в том случае, если будем активно стремиться воспитывать эти чувства. Взрослый, видя, как плачет ребенок, начинает его «жалеть»: гладит по голове, произносит ласковые слова, целует. Взрослый учит ребенка в соответствующих ситуациях поступать так же: «Видишь, Сережа плачет, пожалей его»; «Наташе больно, она упала, утешь ее, дай ей какую-нибудь игрушку». Подобных ситуаций, в которых можно учить ребенка жалости и состраданию по отношению к окружающим, более чем достаточно, нужно только выделять эти ситуации, фиксировать на них внимание ребенка.
Ребенок будет переносить свою доброжелательность и на природу, и на животных. Ребенок, у которого мы воспитали гуманные чувства, просто не сможет издеваться над собакой, не сможет убить божью коровку, жука, растоптать муравья. «Ведь у жука есть дети, разве его можно убить!»; «Божья коровка несет своим детям еду, ее нельзя долго рассматривать, потому что дети ее сидят голодные».
А как быть со столь трудным с нравственных позиций разделением насекомых и животных на вредных и полезных? Что делать – учить ребенка «жалеть» полезных и убивать вредных? На этот вопрос лучше ответить так: никого не убивать – ни вредных, ни полезных. Даже если насекомое – вредитель, пусть занимаются его уничтожением взрослые, а ребенка все-таки лучше не учить упражняться в жестокости, пусть она и «оправдана» тем вредом, который приносят эти насекомые или животные.
В такой же мере и природа должна быть объектом гуманных чувств ребенка: «Нельзя топтать цветы, траву – это тоже живые существа, им больно!»; «Вот смотри, кто-то сломал ветку у дерева, и капли, как слезы, текут». Если с детства ребенок привыкнет к тому, что сорвать, вытоптать, уничтожить живое нельзя, то, и став постарше, он никогда не оставит в лесу горящего костра, не станет сверлить березу, не бросит бумагу и консервные банки на лесной опушке – не потому, что боится замечаний, штрафа или наказания, а потому, что поступить иначе ему не позволяет совесть.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |