Воздушное очарование работ елецких кружевниц |
Ох, елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор!
Впервые Елец упоминается в летописи от 1146 г. как укреплённый пункт для защиты от половцев на рубеже Рязанского княжества. Название от русского диалектного елец "дубовый или еловый лесок, заросль, роща".
Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство.
Известно, что в елецкой округе, в радиусе до 25 вёрст, уже в начале прошлого столетия далеко не простое ремесло кружевоплетение освоили сотни человек. Поначалу рисунки для узоров ельчанам доставлялись из-за границы, но со временем здесь появились свои самобытные художники, свой, неповторимый стиль, который отличает елецкие кружева и поныне.
Скатерть, автор Светлана Дорошенко
Жакет, автор С . Дорошенко
Мэр города Липецка в дар Алексию 2 кружевное панно,на открытие храма Христа Спасителя.Панно выполнено по рисунку С Дорошенко.Сейчас панно находится в музее храма Христа Спасителя.
Это маленькая толика того, что создала художник Светлана Дорошенко. Ее кружевные модели узнаваемы. Наверняка эти фото многие встречали в интернете.
А это работы Светланы Фадеевой:
Жакет, автор Фадеева С.Е.
Европа впервые познакомилась с кружевным чудом из Ельца в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, причем работы елецких мастериц сразу привлекли внимание публики и получили высокую оценку специалистов. В1927году году на Всемирной выставке в Париже была получена золотая медаль, в 1938 году – в Нью-Йорке. Работы елецких кружевниц неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, получали медали, дипломы и награды. Диплом второй степени и большую Серебряную медаль завоевали елецкие кружева в 1957 году на всемирной выставке в Брюсселе. Они были отмечены призами на выставках в Лондоне и Нью-Йорке. А в 1994 году на выставке в Москве елецкие кружева были удостоены золотой медали.Коллекции изделий елецких кружевниц хранятся в Музее народного искусства, Государственном Русском музее, Государственном Музее этнографии СССР, и других музеях страны.
Центральная скатерть — работа Светланы Дорошенко. Кружево по красоте сравнивают то с паутиной, сверкающей в лучах солнца, то с морозным узором на оконном стекле, то со сказочным разноцветьем лугов. Кружева способны преобразить любое изделие, сделать из повседневного праздничным любой наряд.
В отличии от изделий мастериц других районов страны, елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.
А совсем недавно я познакомилась с творчеством еще одной замечательной женщины — художника по елецкому кружеву Светланы Бондарчук.
Вот что пишет Людмила Долгина в статье "И дольше века длится нить» " В Ливнах директор краеведческого музея привел нас в частную мастерскую. "Это обязательно надо посмотреть. У нас в музее есть образцы, но здесь такое..." "Такое" действительно было на грани невозможного. |
В небольшой светлой комнате стояли манекены, на них кружево сказочной красоты. Красоты необычайной. Вы видели когда-нибудь целое платье из кружева? А пальто? А царственный шлем россиянки средних веков из золотой нити? Ваша фантазия может отдыхать. Подобную роскошь и красоту и вообразить себе невозможно, не готово наше воображение представить себе, к примеру, брючный костюм, целиком сплетенный из нитей голыми руками без единой строчечки."
Из биографии Свнтланы Бондарчук. Светлана, девоччка из провинции, после окончания школы приехала покорять Москву, окончив в Армавире художественную школу. Она из семьи военнослужащего. В художественном училище имени 1905 года ей сказали, что у нее декоративное ощущение живописи, рисунка и композиции, и посоветовали поступать в Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Туда они с папой и отправились.
"Когда мне было 15 лет, мне очень понравилось слово кружево. Я просто им заболела – оно казалось очень воздушным. Я же еще не знала, что это часы кропотливой работы. Такая вот ошибка молодости, - смеется Светлана Бондарчук.
Мастерству Светлана Бондарчук училась основательно: закончила Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина (отделение кружевоплетения), получив квалификацию художник-мастер, и Московский технологический институт, отделение декоративно прикладного исскуства .
Потом попала по распределению на фабрику «Елецкие кружева».С тех пор жизнь ее неразрывно связана с кружевом. В 1998-1999 годах создала серию концертных костюмов для Людмилы Зыкиной и кружевные кофточки для Марины Неёловой.
Светлана Бондарчук — одна из русских кружевниц, которые внесли свой вклад в развитие российского и мирового кружевоплетения. Она учит студентов на факультете графики и дизайна ЛГПУ, показывает, какими могут быть декоративные элементы из ткани и ниток. Качество нитей играет важную роль. В вологодском кружеве это в основном лён, а в Елецком –- качественный шёлк в одно, два и более сложений. Для нарядов царственных особ, например, княгинь Романовых, использовались золотые нити. Впрочем, их популярность отошла на второй план из-за высокой стоимости.
Царственный шлем россиянки средних веков. Золотая нить.
В сентябре 2014 г. в Липецком музее ДПИ открылась кружевная выставка Светланы Бондарчук. Называется она «Чайка». Почему? «Потому что, — ответила художница, — в своё время меня очень вдохновляла книга Ричарда Баха “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”.
Эта выставка тоже о духовном, творческом полёте».. .
Все эти сведения можно почерпнуть из интернета . Фотографии также находятся в свободном доступе. Сегодня хочу познакомить и вас с несколькими работами Светланы Анатольевны Бондарчук.
Жилет.
На сегодняшний день елецкие кружева переживают свое второе рождение – они популярны не только в России, но и за границей. Правда, как говорят специалисты, кружева нужно уметь носить.
В настоящее время Светлана Бондарчук живет в г.Ливны Орловской области.Здесь у нее дом, семья, мастерская. Кружевная мастерская Светланы развивается, увеличиваются ее оборот, количество изделий, ассортимент. На ее кружево есть спрос. Однажды ей сказали в разговоре о кружеве:" Но оно никогда не сможет войти в быт обычных граждан. Ни по утилитарности своей, ни по стоимости.
- Оно и не должно войти. Кружево — не повседневная вещь. Это праздник, который может случиться в вашей жизни, а может и не случиться.
- В Вашей случается?
- Я изредка позволяю себе такую роскошь, чего и вам желаю. "
В свою очередь , я тоже желаю вам позволить себе такую роскошь-иметь праздник в доме или в одежде.Тепла , любви вам и красоты , которую несет в себе кружево. Ко всему этому можно добавить слова знаменитой Коко Шанель:
" Вещи ручной работы — это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или платит мастеру за его труд"
Ваша Татьяна.
Серия сообщений "Коклюшечное кружево":
Часть 1 - Мои работы в технике коклюшечного кружева
Часть 2 - Красивая салфетка - коклюшечное кружево
...
Часть 11 - Кружевные прелести Викторианской эпохи
Часть 12 - Русские «блонды» – белёвские кружева
Часть 13 - Воздушное очарование работ елецких кружевниц
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |