-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Elnik14

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.07.2013
Записей: 4582
Комментариев: 7658
Написано: 13982


Дядя Леня

Вторник, 22 Июля 2014 г. 03:16 + в цитатник

Степень нашего родства с дядей Леней определяется выражением «седьмая вода на киселе»: дед  дяди Лени и мой прапрадед были двоюродными братьями. Это не мешает четвертому поколению только на моей памяти поддерживать родственные связи.

Дядя Леня был талантливый артист и режиссер. Он не ставил фильмов или спектаклей, он режиссировал каждую минуту своей жизни и жизни окружающих.

Как я жалею, что не записывала за ним. В памяти осталась только самая малость.

У нас была собака Кроша – карликовый пинчер, тонкие ножки, глаза на выкате. Дядя Леня говорил ей: «Что этт ты глаза выпучила, как Андрюха Буробин?" (Односельчанин из его детства, персонаж, ставший нарицательным в нашей семье и вот уже полвека бессмертным).

Что эттт  за собака? – продолжал дядя Леня по поводу Кроши. – Вот у меня была собака. Я ей:

–  Бобик!

Она мне: –  Щаво?

–  Хлеба хощешь?

–  Давай.

Дядя Леня работал по призванию, он был зав. сельским клубом, а его жена Анна Харитоновна – учительницей начальных классов.

Каждое лето в Малахово, где жил дядя Леня, приходил табор цыган. Они ставили палатки вокруг местного озера посреди деревни. Цыганки обходили деревню в поисках еды, денег и одежды.

Как-то в июльский тягучий полдень пришла такая цыганка к Анне Харитоновне, и между ними начался разговор, который был бы забыт через минуту, если бы на высокое крыльцо (сцену) не вышел дядя Леня в кальсонах, обтянувших его кривые ноги, и голубой растянутой майке.

Он даже не стал прислушиваться к разговору, он принял величественную позу, простер руку в сторону женщин и как актер старой мхатовской школы воскликнул: «Ма-ать! Одеть ее с головы до ног!»

И удалился.

Это был настоящий артист, который любил искусство ради искусства, а не ради своей славы. Он понимал, что в этой мизансцене не должно быть ничего лишнего, его не интересовала даже реакция зрителей. Да и зритель-то был один – восьмилетняя девочка, то есть я. Статная пышногрудая красавица-украинка Анна Харитоновна видела, наверное, сцены и похлеще, во всяком случае, она их видела ежедневно. Я же запомнила эту картину на всю жизнь и до сих пор с восторгом вспоминаю.

Цыганка восприняла речь дяди Лени не как акт искусства, а как прямое руководство к действию: «Ты слышала, что тебе хозяин сказал?» - обратилась она к Анне Харитоновне.

Анна Харитоновна  вынесла старые туфли, цыганка сбросила свои, всунула ноги в подаренные и была такова.

Когда дядя Леня приезжал к нам в гости – это был праздник для всех бабушкиных одиноких соседок. Он балагурил, играл на гармони, покупал им пол-литру, жизнь их вспыхивала весельем. Все оказывалось не так-то безнадежно. Они называли его Леонид, принаряжались, распевали под гармонь залихвацкие песни. Все это происходило в соседнем дворе и активно мне не нравилось: я ревновала. Дядя Леня наш и только мы можем оценить его таланты, им-то не дано, вон они какие неестественно оживленные, выпили потому что.

Во дворе у дяди Лени стояла летняя кухня, там завтракали, обедали и ужинали летом, то есть когда мы с бабушкой приезжали. Кухня была дощатая, беленая изнутри и снаружи, мой символ домашнего очага. Гораздо позже, во взрослом возрасте образ этой кухни стоял передо мной, когда мы строили дом. Как мне хотелось воссоздать ту просторную и уютную кухоньку.

Лет пять назад я побывала в Малахово и зашла во двор дяди Лени. Кухня была на месте, маленький сарайчик без окна, вросший в землю, метра четыре квадратных. Я успела сфотографироваться со своей вдохновительницей. Вскоре ее снесли: новым хозяевам она стала не нужна даже в качестве сарая.


3 (353x303, 62Kb)

Вот она - красавица летняя кухня]

Внутри летней кухни стоял стол и лавки по обеим его сторонам.

Особенно мне запомнились ужины. Во-первых, потому что после ужина никто не уходил, а велись долгие беседы у низко свисавшей над столом голой лампочки.

Во-вторых, потому что на ужин была вареная молодая картошка, которую я не ела, а ела я исключительно колбасу. Бабушка покупала батон колбасы и головку сыра перед нашей поездкой в Малахово, и каждый ужин я надеялась, что мне отрежут кусок. Но дядя Леня всегда говорил одно и то же: «Ты, Ленощка, девощка городская, кажный день колбасу в городе ешь, а Игорещек – деревенский, он сроду такого не едал, так что вот тебе картошечка молодая, ешь ее, а Игорещку колбаски отрежем».

Игорещек – внук дяди Лени, мой брат в энной степени родства. Дядя Леня растил его с младенчества, его мама, дочь дяди Лени, училась в институте, а потом разошлась с Игоревым отцом и жила какое-то время отдельно. Всего у дяди Лени было трое детей – старший сын и две дочери, сын сразу после армии женился и уехал. Игорь был не просто внуком, он был поздним сыном. Они вместе рыбачили, вместе ходили в клуб, вообще в моей памяти всегда были вместе. Игорещек не сходил с уст дяди Лени.

Дядя Леня ходил с нами пяти- шестилетними в лес и рассказывал истории про механизаторов (в селе было училище механизаторов). Кто это такие – я не понимала, дядя Леня и не объяснял, но по рассказам было ясно, что механизаторы постоянно совершают какие-то неблаговидные поступки, они даже бабу Ягу как-то поймали и, ж..,скажем так, попу ей надрали. У дяди Лени эта часть тела называлась иначе. И все непривычные моему уху лесные звуки издавали именно они, механизаторы, в целях нашего устрашения.

Дядя Леня был фронтовик, дважды лежал в госпитале с ранением. О том, что он с 1917 года, я узнала совсем недавно. Получается, что в 1967, например, ему было 50 лет, а в 1977 – 60. Совсем не старый, как казался в детстве.

В 1987 году из Малахово пришло печальное известие – умер дядя Леня.

Игорь был в армии, его не отпустили на похороны – к деду нельзя, он же не родитель.

У Игоря дядиленина походка, я режу сало с хлебом исключительно солдатиками, как учил дядя Леня (там, кроме рядовых, должны быть офицеры и генерал – они пошире), мое любимое блюдо – молодая картошка с «постным» маслом, а моя соседка по улице, где я жила в детстве, спросила меня недавно: «Помнишь, к вам родственник какой-то из деревни приезжал, на гармони играл? Как его звали?»

Дядя Леня.

Серия сообщений "Мои тексты":
Часть 1 - Новая рубрика в моем дневнике
Часть 2 - Каркавино
Часть 3 - Дядя Леня
Часть 4 - Зиновий Иванович
Часть 5 - Авантюрное путешествие в Нарым и обратно
...
Часть 26 - Гимн профильной математической смены
Часть 27 - Трактат о пользе летних занятий математикой
Часть 28 - «Нравится-не нравится» педагога, обдумывающего житье



Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям

Ольга-В   обратиться по имени Вторник, 22 Июля 2014 г. 04:42 (ссылка)
Лена, доброе утро. Твои рассказы, как мои воспоминания, читаю и всплывает такое, щемящее чувство родства прошлого ...спасибо тебе.
P.S. Малахово-это в Косихинском районе?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Июля 2014 г. 05:35ссылка
Ты моя дорогая, ранняя пташечка! тебе спасибо, что читаешь, что со мной на одной волне. Я очень ценю это, сама знаешь, словами трудно высказать.
Да, в Косихинском
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Июля 2014 г. 06:34ссылка
У Сергея там брат двоюродный живет с семьей. Совпаденице какой уже раз...
Мне близки твои воспоминания, спасибо, что бередишь душу, это необходимо, чтобы не очерстветь от проблем нашей милой жизни...
Elnik14   обратиться по имени Вторник, 22 Июля 2014 г. 07:37 (ссылка)
У Сергея там брат двоюродный живет с семьей. Совпаденице какой уже раз..
А-А-А!!! Мы, поди, с тобой сиамские близнецы из сериала!
Ответить С цитатой В цитатник
ALLOELLENA   обратиться по имени Вторник, 22 Июля 2014 г. 08:41 (ссылка)
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Пора за книжки приниматься.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Июля 2014 г. 10:36ссылка
Спасибо! Надо подумать!
Ineangel   обратиться по имени Вторник, 22 Июля 2014 г. 10:25 (ссылка)
Согласна с Олечкой, прочтение щемит душу своими детскими воспоминаниями. Читаю про летнюю кухню, а в памяти всплывают свои детские картинки ...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Июля 2014 г. 10:37ссылка
Вера, не зря же мы все притянулись: Ты, Оля, я. Много общего у этих девушек
Chaykina   обратиться по имени Вторник, 22 Июля 2014 г. 13:06 (ссылка)
Elnik14, какой прекрасный дядя Леня! Добрый души человек. А читалось и правда на одном дыхании, спасибо))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Июля 2014 г. 14:07ссылка
Он жизнь всем показывал радостной и смешной стороной. Очень талантливый.
Chaykina   обратиться по имени Вторник, 22 Июля 2014 г. 14:24 (ссылка)
Elnik14, я особо не помню своих родственников, но иногда за чашкой чая мама рассказывает о родственниках, об их семьях, я понимаю, что не было раньше никакой депрессии, всё переносилось как то легче, с юмором, большое застолье, веселье, работа на огородах, и искренняя радость за других, а теперь остались от тех лет заметно пожелтевшие фотокарточки, от которых веет эхом замечательного прошлого.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 22 Июля 2014 г. 14:37ссылка
Оля, советую записывать мамины рассказы, лучше даже на диктофон. Останется и голос, и воспоминания. Я сейчас жалею, что не делала этого
Le-Ta   обратиться по имени Суббота, 26 Сентября 2015 г. 17:24 (ссылка)
Как хорошо вы пишете. Сразу свои воспоминания набегают.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 26 Сентября 2015 г. 17:45ссылка
Пишу для того же, для чего и коллажи. Очень жалею, что не записывала за бабушками. А уж если бы за дядей Леней! Все со смеху поумирали. Какой же он был талантливый!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку