Адажио Альбинони – это поистине чарующее музыкальное произведение. Мелодия словно касается потаённых струн человеческой души, надолго запоминается и затем, кажется, звучит внутри. Поначалу никто не сомневался в том, что автором «Адажио соль минор для струнных оркестров и органа» является именно Томазо Альбинони. Однако сегодня музыковеды почти со стопроцентной уверенностью заявляют: на самом деле создал гениальную музыку совершенно другой человек.
В 1671 году в Венеции в довольно обеспеченной семье купца и патриция Антонио появился на свет мальчик, наречённый Томазо. Вряд ли родители тогда предполагали, что их сын станет известным композитором, а спустя несколько веков после своей смерти прославится на весь мир.
О жизни и процессе становления композитора Томазо Альбинони фактов сохранилось очень мало. Начинал он свою музыкальную карьеру в качестве скрипача, затем стал писать музыку, посвящая свои произведения и даже целые сборники достопочтенным и известным людям своего времени. Благодаря семейному состоянию он мог писать музыку совершенно независимо, не стремясь получить место придворного композитора или служить в какой-либо одной церкви.
Он создавал инструментальную музыку, однако прославился в Италии прежде всего как оперный композитор. В 1722 году курфюрст Баварии Максимилиан II Эмануэль пригласил Альбинони возглавить его оперу. Вероятно, сыграл в этом свою роль цикл из 12 сонат, посвященный лично курфюрсту.
Последние годы Альбинони жил в безвестности. При этом коллеги и почитатели его творчества считали, что его уже нет в живых, когда в 1742 году его собрание скрипичных сонат было опубликовано и представлено публике в виде посмертного издания. На самом же деле талантливый композитор скончался лишь 9 лет спустя. Как полагают исследователи его биографии и творчества, от последствий сахарного диабета. После своей смерти композитор был незаслуженно забыт, однако интерес к его творчеству вспыхнул благодаря Ремо Джадзотто.
Ремо Джадзотто
Будущий композитор и музыковед родился в 1910 году в Милане. Здесь же он получил первые знания о композиции и освоил игру на фортепиано. После окончания школы Ремо Джадзотто стал студентом университета в Генуе, где изучал литературу и философию.
Свою карьеру музыковед начинал в 1932 году в журнале «Итальянское музыкальное обозрение» в качестве критика, а спустя 13 лет был уже редактором этого же издания. В 1949 году Ремо Джадзотто перешёл на радиостанцию RAI, и в дальнейшем его жизнь было плотно связана именно с итальянским радиовещанием. Кроме того, композитор и музыковед преподавал историю музыки во Флоренции в университете, был соредактором «Нового итальянского музыкального обозрения».
Он сам постоянно стремился к совершенству, поэтому на протяжении всей жизни увлечённо изучал историю итальянской музыки, став, в результате, автором нескольких биографий и книг.
Настоящая слава пришла к Ремо Джадзотто в 1958 году, когда он впервые опубликовал Адажио Альбинони, якобы реконструированное им по небольшому фрагменту, обнаруженному в Дрезденской библиотеке ещё в самом начале 1940-х годов. На основании всего нескольких тактов для скрипки и басового голоса к ним Джадзотто, по его словам, удалось полностью реконструировать мелодию, написанную в XVIII веке.
Никому не пришло в голову ставить под сомнение слова столь авторитетного и уважаемого человека, как Ремо Джадзотто. Тем более, что во время Второй мировой войны музыкальное наследие Альбинони, хранившееся в Дрезденской библиотеке, было попросту утрачено. Однако в 1998 году Вульф Дитер Лутерг вместе с Фолькером Шютцем опубликовали письма из саксонской земельной библиотеки, из которых становилось ясно: заявленного Джадзотто фрагмента на самом деле в библиотеке никогда не было.
Однако «Адажио Альбинони» уже знали и любили во всём мире, это произведение возродило интерес к творчеству самого композитора эпохи барокко. Возможно, он действительно не писал это адажио, а автором его, как утверждают музыковеды, является сам Ремо Джадзотто.
На самом деле это ничуть не умаляет музыкальной ценности самого произведения, а нам лишь остаётся наслаждаться чарующими звуками, которые сохранил или создал для нас Ремо Джадзотто.