Каран Джохар сыграл ключевую роль в становлении Шах Рукха как звезды всемирного масштаба.
Каран Джохар: кофе - лучший советчик!
Для Болливуда Запад всегда был философской загадкой (а иногда красивым фоном для песен), но после "Непохищенной невесты" ("DDLJ") и "Все в жизни бывает" ("Kuch Kuch Hota Hai") oн превратился в рынок сбыта и место действия. Великобритания и Соединенные Штаты стали источником полномасштабных повествований и привлекли миллионы зрителей, которые красиво расплачивались фунтами и долларами за удовольствие их посмотреть. На перешейке веков индийские фильмы равно снимались как в Дели так и в Нью Йорке.
Когда рынок начал расширяться, сообразительные режиссеры начали снимать "загранично-дружественные фильмы". Это были фильмы с большими звездами, экстравагантными песнями, пышными декорациями, романтическими историями и без драк. Насилие и кровь были заменены семейными ценностями. Индийцы, проживающие заграницей, хотели, как сказал Каран "одну большую увеселительную поездку с красивыми лицами в красивых одеждах, проповедующую правильные моральные ценности их детям." Фильмы Шах Рукха как нельзя подходили для этого. Фильм "Любовь с первого взгляда" ("Dil Se" 1998 г.) по иронии судбы провалившийся в Индии, стал первым Болливудским фильмом, вошедшим в десятку лучших фильмов в Великобритании. В 2003 году компания Nielsen EDI (всемирная компания по опросу населения, с 2009 года Rentrak - ЕП) сообщила, что семь из десяти индийских фильмов, бывших в прокате в Великобритании с 1989 года, были фильмы с участием Шах Рукха.
"Любовь с первого взгляда" ("Dil Se")
Для 20 с лишним миллионов индийцев, разбросанных по всему миру индийские фильмы всегда были больше, чем просто развлечение. Они давали возможность связать себя с индийским народом, поддержать эмоциональную связь с далекой Родиной и недорого купить кусочек индийской культуры для потомков второго поколения, растущих как гибриды с двойными фамилиями через дефис. В 1970 году в Лондоне любой Болливудский фильм был целым общественным событием, шанс для женщин похвастаться своими шелковыми сари и золотыми украшениями высшей пробы. Чай и самосы (разновидность пирожков - ЕП), которые разносили в перерыве, были так же важны, как и сам фильм. В течение 1980-х годов видео и кабельное телевидение практически уничтожили прокат как в стране так и зарубежом. Индийцы, проживающие заграницей теперь покупали новейшие индийские фильмы в местном индийском магазине, который обычно имел видео-салон где-нибудь в углу. И хотя заграничные индийцы страстно потребляли болливудскую продукцию, они редко видели самих себя в этих фильмах.
Индийские фильмы традиционно изображали заграничную жизнь как kala pani (черная вода) - духовную и культурную ссылку. Ее разъедающий эффект отражался на заграничных индийцах, которые чаще всего изображались как непоправимо развратные, совершившие Фаустовскую сделку люди, продавшие свою морально возвышенную душу за материальный комфорт. Этот разочаровывающий тон был задан в 1970 году блокбастером "Восток и Запад" ("Purab Aur Pachhim"), в котором декадентская индийская семья в Лондоне - с сыном-хиппи и дочкой-клубной потаскушкой - была поставлена на путь истинный непоколебимо праведным Сыном Земли (намек на фильм пенджабского режиссера Мандипа Бенипала "Ekam - Son Of Soil" - ЕП), которого зовут, если зрители упустили смысл, Бхарат (Bharat - название Индии на хинди - ЕП).
Запад и Восток - философская диллема...
Восемь лет спустя другой фильм, "Des Pardes" ("Дом, Чужбина" - перевод с английского - ЕП) резюмировал Лондон в череде образов целующихся на улице людей и порнографических постеров. Крикливая безнравственность заставляет героиню, девственную деревенскую красавицу, в панике бежать домой, исполняя набожную песню "Kaise yeh nagaria, kaise hain yeh log, haaye sab ko laga prabhu besharmi ka rog" (Что за город, что здесь за люди? Боже, все, тут, кажется бесстыдные - перевод с английского - ЕП). Эти фильмы предлагали жителям Индии небольшое утешение в том, что, быть может их заграничные братья и наслаждались комфортным, чистым Западом, но это у них, страдающих от жары, грязи и мух, - чистые, незапятнанные души.
"Дом, Чужбина"
Яш, Адитья Чопра и их протеже Каран перевернули этот стереотип с головы на ноги и возродили бизнес. В 1997 году по настоянию Адитьи Яш открыл дистрибьюторский офис в Великобритании. Их первый прокат - фильм "Сумасшедшее сердце" ("Dil To Pagal Hai") собрал 10 млн фунтов. Ни один индийский фильм до этого не собирал и четверти этой суммы, во всяком случае по официальным данным. Год спустя они открыли офис в США с дебютом Карана "Все в жизни бывает" ("Kuch Kuch Hota Hai"), который побил даже рекорд "Невесты" ("DDLJ"), собрав 7 млн долларoв по всему миру. Фильм Карана попал в десятку самых популярных фильмов на девятое место. В Южной Африке "Все в жизни бывает" ("Kuch Kuch Hota Hai") собрал больше денег, чем "Титаник".
"Все в жизни бывает" ("Kuch Kuch Hota Hai") - история Рахула, молодого вдовца, восьмилетняя дочь которого взяла на себя миссию воссоединить своего отца с потеряным лучшим другом молодости - Анджали. Первая часть фильма - подробное воспоминание о студенческих днях, когда Анджали была растрепанным сорванцом. Она всегда побеждала Рахула в баскетбол и дразнила его из-за его глупых подружек. Но эти строго мальчишечьи отношения меняются с приездом Пуджы, красавицы в мини-юбке, с вечно развевающимися на ветру волосами. Рахул поражен в самое сердце. Только когда Рахул и Пуджа начинают влюбляться друг в друга, Анджали понимает, что сама влюблена в Рахула. Анджали внезапно покидает колледж. Рахул и Пуджа женятся. Пуджа умирает вскоре после родов, оставляя письма дочери, побуждая ее найти Анджали, настоящую любовь ее отца.
По замыслу Карана действие этой сладкой воздушной истории происходит в тридесятом царстве, не имеющим ничего общего с реальной жизнью в Индии. Со шкафчиками, командой чирлидеров, супер-крутыми студентами со скейтбордами, - колледж, ничем даже отдаленно не напоминающий ни одно из существующих образовательных учреждений Индии, был фантазией на тему симбиоза фильма "Бриолин" (мюзикл "Grease") и комиксов об Арчи ("Archie Comics" - комиксы о студенте коледжа Арчи). Сахарно-ватная история становится еще более приторной во второй части, которая в основном проходит в летнем лагере для детей.
+
=
"Бриолин" (мюзикл "Grease") + комиксы об Арчи ("Archie Comics") = колледж моей мечты!
Шах Рукх опять играет Рахула, самого крутого студента колледжа. Он настолько крут, что носит цепочку со словом "К-Р-У-Т-О-Й" ("cool"). В этом идеальном мире аксессуары и одежда - ключевые элементы. Каран был законченным модником. До этого он уже занимался дизайном одежды для Шах Рукха в фильме "Сумасшедшее сердце" ("Dil To Pagal Hai"), в котором Рахул еще не носил фирменную одежду. В фильме "Все в жизни бывает" ("Kuch Kuch Hota Hai") Каран решил установить новый стандарт в индийском кинематографе.
Еще до начала съемок Каран и его друг-дизайнер Маниш Мальхотра (Manish Malhotra) специально съездили в Лондон, чтобы закупить подходящую одежду. (Когда Каран впервые предложит это своему отцу, который был продюсером фильма, Яш Джохар думал, что его сын совсем "слетел с катушек", но потом согласился и выделил 5 тысяч фунтов на одежду, позже повысив эту сумму до 8 тысяч). Чтобы убедиться, что зрители увидели его старания и деньги не оказались зря потрачены, Каран и Маниш намеренно выбирали вещи, безошибочно указывающие на их производителя. Некоторые имели название фирмы через всю грудь. В первый дубле Анджали играет в баскетбол и на ней спортивный костюм от DKNY. Шах Рукх, в этот раз более модный, чем ранние персонажи, предпочитает Polo Sport и Gap.
Но эти, казалось бы, несуществующие придуманные ландшафты фильма берут корни в преувеличенных индийских эмоциях. Каран всегда обильно рыдал в кино и он хотел, чтобы его публика делала то же самое, так что эмоциональная обстановка в некоторых сценах закручена так, чтобы выжать мелодраму до последней капли.
А я не хочу, не хочу по расчету, а я по любви, по любви хочу!
И хотя действие происходит в Индии, все персонажи - "гибриды". Это современные, раскрепощенные молодые люди, которые под модными западными этикетками гордо хранят свою индийскую идентичность. Рахул ходит в храм раз в неделю (в своей рубашке Polo, разумеется). Пуджа, которая выросла в Лондоне, училась в Оксфорде и одевается как модель, исполняет индуистский гимн, когда Рахул и его друзья заставляют ее спеть что-нибудь у всех на виду. Ошеломленная толпа замирает в тишине. Она говорит Рахулу: "Жинь в Лондоне, учеба и взросление там не заставили меня забыть мои корни, помни это." (перевод с английского - ЕП).
Рани: ККНН - Любовь с первого взгляда!
В "Невесте" ("DDLJ") отец Симран сравнивает второе поколение индийцев с вошедшей в поговорку собакой, которая не принадлежит не ghar (дому) не ghat (берег). Но эти фильмы вообще-то убеждали индийцев в обратном. Заграничные индийцы принадлежали (дому). Жизнь на Западе не обрубила их корни. Индийские ценности были портативными и гибкими. Они могли существовать в обоих мирах, так же как и персонажи "Невесты" ("DDLJ") и "Все в жизни бывает" ("Kuch Kuch Hota Hai"). Оба фильма предлагали заграничным индийцам Индию, которую можно было ощутить на вкус. Бедность, коррупция, несправедливость - все, что когда-то ослужило причиной отъезда из Индии, было ненавязчиво вучеркнуто из сценария. Напротив, эти фильмы вызывали ностальгию о воображаемой родине, в которой красивые дома были наполнены большими, любящими семьями, ритуалы и традиции оставались неизменными, а дети, несмотря на свою крутость, были счастливо раболепны перед родителями.
Шах Рукх был звездой, которая соединила индийскую и западную культуры в идеальных пропорциях. В то время, как индийцы в Индии старались стать такими же раскрепощенными, одетыми в фирменную одежду яппи, как он, заграничные индийцы видели в нем своего. Первое поколение индийских иммигрантов надеялось, что их сыновья и дочери обретут то ускользающее культурное равновесие, которое было у Раджа из "Невесты" ("DDLJ"). Второе поколение заграничных индийцев обожало вежливый компромис традиций, который Рахул представлял в фильме "Все в жизни бывает" ("Kuch Kuch Hota Hai"). Он напоминал им самих себя - выглядел как они и разговаривал на их языке (после выпуска "Все в жизни бывает" ("Kuch Kuch Hota Hai") в прокат, оранжевые свитера в магазине "Gap" на Оксфорд Стрит были моментально распроданы).
Шах модник
В противовес героям Болливуда из прошлого, Шах Рукх не был verni, - уничижительный термин, обозначающий тех, кто учился в одной из "местных" школ, где посредником является индийский язык, а не английский. Он сумел сделать так, что все выглядело исключительно круто, от приставаний к девушкам в Швейцарии до уютной позы у ног матери, положив голову на ее колени. "Все в жизни бывает" ("Kuch Kuch Hota Hai") помог сделать индийские фильмы родными. Для нескольких поколений индийцев Болливуд стал предметом для подражания и путеводной нитью на родину.
В Каране Шах Рукх нашел режиссера, который инстинктивно понимал, что то, что они продают - не актер, а индивидуальность. Каран усовершенствовал отполированный, высоко-эмоциональный стиль Яша Чопра. Но эта эволюция также была и чисткой. Несмотря на свой показной гламур многие фильмы Яша имели темные оттенки, но Каран и Адитья, оба представители второго поколения Болливудских детей, разделяли более розовый вгляд на жизнь. У них был, как сказал биограф Яша Др. Рэйчел Дуайер, "менее сложный взгляд человеческих существ на вещи". Вместе они извлекли шипы из любви и создали мягкие и пушистые сказки о любви для взрослых с Шах Рукхом в роли принца на белом коне.
Успех Карана был особенно замечателен, потому что никто его не ожидал. В отличие от Адитьи, Каран вырос без амбиций добиться успеха в кино. Его отец, Яш Джохар (умер в 2004 г.), был ветераном Болливуда - он начал свою карьеру в 1952 году как контролер в аппаратной, постепенно поднялся по служебной лестнице, а потом основал свою собственную кинокомпанию в 1976 г. Каран относился к индийским фильмам с эстетским пренебрежением. Он был неисправимым южно-Мумбайским снобом. Даже в детстве у него было отличное чувство стиля (Каран был маленьким и пухленьким, что развило в нем комплекс неполноценности, из-за этого иногда он даже отказывался ходить на дни рождения к друзьям). Каран был знаком с Адитьей и его младшим братом Удеем. Они встречались на предпросмотрах и вечеринках, но Каран сказал своей матери, что он не может дружить с ними, потому что они говорили на хинди об индийских фильмах и это был "очень пошло".
Но задраный нос был только маской, надетой, возможно, чтобы угодить своим модным друзьям. Вообще-то Каран был влюблен в Болливуд. Он вырос, смотря индийские фильмы взахлеб, читая отзывы, но он никогда не говорил о своей страсти к миру своего отца. После окончания колледжа он работал в экспортном бизнесе, которым владела семья, учил французский и строил планы переехать в Париж и продолжить обучение.
Адитья похоронил эти планы. Где-то в 1994 году общий знакомый снова представил их друг другу. Они были как небо и земля. Адитья был интравертом, замкнутым и осторожным в отношениях. Он был упрямым, сконцентрированным и очень соревновательным - даже проигрыш в настольной игре мог погрузить его в угрюмое настроение. Каран же был легкомысленно-общительным. Он был трудолюбивым, но более расслабленным. (Отличие позже проявилось в их реакции на успех - после своего ошеломительного дебюта Адитья остался анонимным отшельником. О укрывался от прессы так успешно, что немногие знали, как он выглядит. Каран же после своего дебюта сбросил несколько килограммов, стал гламурной персоной с третьей страницы и даже начал свое ток-шоу "Кофе с Караном"). Адитья заметил в Каране то, что не смог никто другой - определенную чувствительность к индийским фильмам.
Каран: Адитья - мой самый лучший учитель!
Адитья начал обрабатывать Карана идеями сценария. В конце концов он убедил его ассистировать ему в "Непохищенной невесте" ("DDLJ"). Каран был универсальным мастером на все руки. Кроме консультирования по сценарию, у него также была маленькая роль в фильме. Главным образом он отвечал за костюмы. У Адитьи был более прозаичный вкус в одежде, но Каран был одержим "внешним видом" фильма. У него был нюх на моду так же как и на изменения в сценах. Он тратил часы, бродя по грязным, переполненным улицам Гургаона, широко раскинувшегося пригорода Мумбаи, в поисках совершенно подходящих браслетов и бинди. Он в агонии бился над проблемой как сделать так, чтобы гороиня Каджол выглядела стройнее. Иногда между дублями на улицах Швейцарии он сам расчесывал ей волосы.
Во время съемок фильма "Непохищенная невеста" ("DDLJ") Шах Рукх подружился с Караном так же, как он подружился с Адитьей на съемках фильма "Жизнь под страхом" ("Darr"). Тогда Адитья был у руля. Загруженный съемочными мелочами, он так усердно работал, что ему некогда было толком поесть. Каран стал лучшим другом Шах Рукха. Они часами потрошили детали сценария и импровизацию. На натурных съемках в Швейцарии Шах Рукх, который никогда не хотел излечиться от своей бессонницы, заставлял Карана сидеть с ним ночи напролет и зарговаривать о кино. Обмачиво детское личико и скромные манеры Карана скрывали его острый сценарный инстинкт и обширное знание Билливуда. У них было одинаковое острое чувство юмора. Шах Рукх видел ту же открытую честность в Каране, которую он видел в Адитье. Однажды за чашечкой кофе в городке Гштаад Шах Рукх сказал Карану, что если тот когда-нибудь захочет снять фильм, он с удовольствием в нем сыграет.
Полгода спустя Каран поехал в Раджастан, где снимался Шах Рукх, и, сидя на ступеньках Янтарного Дворца (Amber или Amer Palace - дворцовый комплекс или форт в городке Амер, недалеко от Джайпура, штат Раджастан - ЕП), он озвучил ненаписанный сценарий любовной истории о вдовце, который ищет свою первую любовь. В сценарии также была эпизодическая роль Бога, которую бы сыграл вмеру упитанный актер. Каран окаменел, ожидая отрицательный ответ, но Шах Рукх не разочаровал нервного, робкого парня. "Я подумал," - сказал он, - "что если Адитья был таким великолепным режиссером, то и его ассистент должен быть не хуже. Мне очень понравлись некоторые сцены, описанные Караном. Команда была бы та же, Яш Джохар, Каджол, и мы бы вместе что-нибудь сообразили."
на съемках
21 октября 1997 года Каран начал снимать "В жизни все бывает" ("Kuch Kuch Hota Hai"). Накануне вечером его мать пришла к нему в комнату и несмело спросила, знает ли он как смотреть в объектив и поставить кадр. Она не могла поверить, что ее "pallu ke peeche" (патологически застенчивый - перевод с английского - ЕП) сынок собирался снять собственный фильм. Ее вопрос имел основание. Первый день съемок прошел как блин комом. Съемочная группа была молодой и неопытной. Каран и его ассистенты едва знали, какие объективы использовать и как соединять эпизоды. Шах Рукху пришлось объяснять технические детали по ходу дела. Он сказал: "Снимая самый большой хит десятилетия, Каран без стеснения признавал, что его технические знания о том, как снимать кино были не на высоте." Но это было неважно. Шесть месяцев спустя он был засыпан наградами за лучшую режиссуру. Каран сказал в интервью, что отныне Шах Рукх будет сниматься в каждом его фильме.
Непрекращающаяся профессиональная и личная близость вызвала слухи о том, что Каран и Шах Рукх были любовниками, на что Шах Рукх однажды ответил с присущим ему острословием: "Как же, по-вашему у меня появились двое детей? От петтинга, что ли?" На самом деле Каран был ближе к Гори. Каран относился к Шах Рукху почти с фанатичным почитанием, но Гори была его другом. Каран помог ей лавировать среди предательского непостоянства в Болливуде и проспособиться к ее новому статусу жены суперзвезды. "Мне было легче потому, что Каран был рядом," - сказала Гори, - "по Шах Рукху я вообще не скучала. С Караном время просто летело."
Гори: С Караном время просто летит!
Американские горки звездной жизни не разрушили отношений Шах Рукха и Гори. После первых нескольких лет Гори перестала давать интервью. Она стала модной посетительницей вечеринок высшего света в Болливуде. Частенько она помогала продвигать любимого дизайнера или друга, но по большому счету она купалась в лучах славы своего мужа. Их сын Арьян родился 12 ноября 1997 года. Три года спустя 22 мая родилась его дочь Сухана. В отличие от многих болливудских звезд, репутация Шах Рукха ни разу не была запятнана любовным скандалом. Таблоиды частенько связывали его с героинями, с которыми он снимался, самой большой сплетней была его связь с Караном, но не было ни одной доказанной истории связи вне брака. "Я дал несколько обещаний и храню их глубоко в сердце," - сказал Шах Рукх, - "и я думаю, я их сдержал."
Проказники - все в папу!
8 октября 1995 года Шах Рукх сделал Гори изумительный подарок на день рождения - бунгало с видом на залив, построенное в 1896 году, с участком в 26.300 кв.футов (прибл. 2444 кв метров - ЕП). В городе, где тесная 500 кв. футов (прибл. 46 кв метров) квартирка считается вполне приличным жилищем, отдельно стоящее бунгало с участком земли говорит о серьезном богатстве и власти. Поместье частенько использовалось для съемок и было очень запущено. В течение четырех с половиной лет архитекторы и дизайнеры превращали его в Мумбайскую достопримечательность.
Мумбайские законы запрещают переделку исторических зданий, так что снаружи здание оставили таким же, но внутри дом был превращен в лощеный, внушающий трепет звездный дом. М.Ф. Хуссейн, самый знаменитый живущий в Индии художник, нарисовал картину, которая гармонирует с бело-кобальтово-синей гостинной. Здесь так же есть бар, бильярд, музыкальный автомат и, как во многих фильмах Шах Рукха, кола-афтомат. Семья переехала в дом в 2000 году. Пять лет спустя за домом была возведена пятиэтажная пристройка с кинотеатром и бассейном. Шах Рукх и Гори назвали поместье Маннат (Mannat - желание, мечта).
Маннат - край земли
Внутри Маннат Шах Рукх и Гори попытались сохранить подобие нормальной жизни. Но было практически невозможно совершенно отделить Шах Рукха от пьедестала. Пресса рассказывала о каждой мелочи их жизни, начиная а того, сколько раз Шах Рукх отвез детей в школу, заканчивая тем, какой парикмахерский салон предпочитала посещать Гори. Мнение Шах Рукха значило теперь так много, что теперь он обзавелся двумя. Гори называла это Шах Рукх Первый и Шах Рукх Второй, что она объясняла как "две стороны его натуры, одна говорила одно, а вторая совершенно противоположное и это в одно и то же время." Эта фраза подтолкнула писателя Джаведа Акхтара небрежно спросить ее: "Ну и как они поживают?"
Раздвоение личности было результатом попытки Шах Рукха справиться со своей канонизацией. Он сказал: "Существуют два Шах Рукха. Отношения Гори с суперзвездой Шах Рукхом очень странные. Она его не знает. Думаю, что она его не сильно любит. Я не привожу его домой и она абсолютно ясно дала мне понять, что не хочет его знать. Но ее оношения с ее мужем Шах Рукхом просто замечательные. Думаю, что суперзвеза Шах Рукх - ее единственный соперник, но она его приняла и ужилась с ним. Это большая жертва. Таким образом она справляется с этим. И это хорошо. Мне нравится шутка в этом.
Я так же удостовериваюсь, что супервезда Шах Рукх не беспокоит жизнь другого Шах Рукха. Я никогда не пренебрегал своей личной жизнью. Я верю, что обычный Шах Рукх важнее, чем Шах Рукх-суперзвезда и только по этой причине Шах Рукх-суперзвезда продолжает процветать. Я думаю, что мое сердце в правильном месте, это то, что необходимо актеру. Я просто работник мифа по имени Шах Рук Кхан."
ШРК Певый и ШРК Второй:муж, отец, звезда...