-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии фотографии разных лет
фотографии разных лет
12:00 02.01.2014
Фотографий: 8

 -Видео

Мольба
Смотрели: 1 (0)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в elkazizi

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.11.2013
Записей: 735
Комментариев: 411
Написано: 1982


Без заголовка

Воскресенье, 01 Ноября 2015 г. 10:05 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto Дневник отечественной литературы в стихотворениях, фрагментах из писем и записных книжек русских писателей.



Строки, рожденные в этот день


Стихотворения и прозаические отрывки распределены по датам их написания (с 1 января по 31 декабря). Все произведения, написанные до февраля 1918 года, даются по новому стилю. Авторская дата по юлианскому календарю приводится под текстом.
Составитель Дмитрий Шеваров

ЯНВАРЬ


Иван Суриков

Всю ночь кругом метель шумела
И только смолкла пред зарёй;
Поутру сад стоит весь белый,
Окутан пышной пеленой.
Идёшь двором – и тонут ноги,
В снег рыхлый вязнут глубоко;
Ни грусти в сердце, ни тревоги, -
Идёшь и дышится легко.
Декабрь 1871 г.




Фёдор Тютчев

Как ни бесилося злоречье,
Как ни трудилося над ней,
Но этих глаз чистосердечье —
Оно всех демонов сильней.
Все в ней так искренно и мило,
Так все движенья хороши;
Ничто лазури не смутило
Ее безоблачной души.
К ней и пылинка не пристала
От глупых сплетней, злых речей;
И даже клевета не смяла
Воздушный шелк ее кудрей.
21 декабря 1865 г.


Виктор Некрасов. Письмо родным с фронта

Дорогие Мама и Соня! Сегодня мороз. Впервые за все время появилось солнце. И ветер. Первый зимний день. В хате тепло, хотя единственный вид топлива здесь — солома. Хозяин жарит нам картошку — вчера мы получили масло. Я здесь уже четвертый день. Работой или, вернее, занятиями нас особенно не утомляют. Вчера и позавчера вообще занятий не было. Сижу в хате и читаю. Кончил Дюма. Вчера прочел «Диктатора Петра» и «В тупике». Хотя это и <19>23-й год, но я поражен, как тогда разрешали печатать такие вещи. А с книгами здесь туговато, надо было больше из Киева взять. Достал у какого-то парнишки «Девяносто третий год» на украинском языке — постараюсь дней на 5 растянуть. Газет с Днепропетровска не читал. Питаемся только доходящими слухами. У вас вокруг Киева дела как будто совсем хороши. И у нас здесь кажется неплохо. Канонада с каждым днем все тише и дальше. Но без газет трудно и скучно. И в полку, и в госпитале, и в Сталинграде, даже в самые трудные минуты, мы аккуратнейшим образом получали даже московские газеты. <…> А письма от вас, если только задержусь здесь, начну получать не раньше февраля. Ну, целую.
Вика.
3 января 1944 года


Е.А. Баратынский — друзьям, семейству Н.В. Путята.

Из Парижа в Петербург.
Поздравляю вас, любезные друзья, с новым годом, обнимаю вас, ваших и наших ребятишек*; желаю вам его лучше парижского, который не что иное, как привидение прошлого, в морщинах и праздничном платье. Поздравляю вас с будущим, ибо у нас его больше, чем где-либо; поздравляю вас с нашими степями, ибо это простор, который ничем не заменят здешние науки; поздравляю вас с нашей зимой, ибо она бодра и блистательна и красноречием мороза зовёт нас к движению лучше здешних ораторов; поздравляю вас с тем, что мы в самом деле моложе 12-ю днями других народов и посему переживем их, быть может, 12-ю столетьями…
декабрь 1843 года
* младшие дети поэта на время его заграничной поездки оставались в семье Путят.


Владислав Ходасевич

Путём зерна
Проходит сеятель по ровным бороздам.
Отец его и дед по тем же шли путям.
Сверкает золотом в его руке зерно,
Но в землю черную оно упасть должно.
И там, где червь слепой прокладывает ход,
Оно в заветный срок умрёт и прорастёт.
Так и душа моя идет путем зерна:
Сойдя во мрак, умрёт — и оживёт она.
И ты, моя страна, и ты, её народ,
Умрёшь и оживёшь, пройдя сквозь этот год, —
Затем, что мудрость нам единая дана:
Всему живущему идти путем зерна.
23 декабря 1917 года


Николай Гумилёв

Рождество в Абиссинии
Месяц встал; ну что ж, охота?
Я сказал слуге: «Пора!
Нынче ночью у болота
Надо выследить бобра».
Но, осклабясь для ответа,
Чуть скрывая торжество,
Он воскликнул: «Что ты, гета*,
Завтра будет Рождество.
И сегодня ночью звери:
Львы, слоны и мелкота —
Все придут к небесной двери,
Будут радовать Христа.
Ни один из них вначале
На других не нападёт,
Ни укусит, ни ужалит,
Ни лягнет и ни боднёт.
А когда, людьми не знаем,
В поле выйдет Светлый Бог,
Все с мычаньем, рёвом, лаем
У его столпились ног.
Будь ты зрячим, ты б увидел
Там и своего бобра,
Но когда б его обидел,
Мало было бы добра».
Я ответил: «Спать пора!»
24 декабря 1911 года
*Гета — по-абиссински господин.


Василий Жуковский — графине А.Д. Блудовой

Милостивая Государыня Антонина Дмитриевна!
…Третьего дня, возвратясь очень поздно домой (третьего дня, как Вам известно, был канун Рождества Христова, у немцев называемый Weinactsbaum, а у нас бы можно назвать его Христов вечер; и в этот вечер во всех домах, как Вам известно, для детских лиц учреждаются елки с зажженными на них восковыми огарочками; между огарочками висят яблочки, орешки, конфекты и всякого рода куклообразные произведения ума человеческого; дети, у кого они есть, глядя на елочки, прыгают, кричат и веселятся; а у кого нет детей, у того нет и елочек; у меня нет детей, нет и елочек; а будут дети, будут и елочки). <…> Итак, возвратясь третьего дня очень поздно домой, нашел я у себя на столе запечатанный пакет и в нем, по распечатанию, нашел сокровища, написанные собственной рукой Вашей. Сокровище № 1 есть письмецо, происходящее от Вашей персоны прямолинейно. Оно так мило написано, такими тонкими буквами, такими белыми чернилами, что я не позволил себе смотреть на него простыми, естественными глазами и облачил их в ризу очков, от которых сделался похож на парадную лошадь в шорах; да в самом деле, читая Ваше вселюбезное письмо, я был как молодой конь, все мне хотелось от удовольствия делать курбеты и становиться на задние лапы, я даже однажды подумал, что мне хочется заржать, но я вместо того чихнул и кто-то мне сказал: желаю здравствовать, Василий Андреевич; это и заставило меня тотчас уверится, что я человек, а не конь…
26 декабря 1837 года


8 января
Афанасий Фет

В лунном сиянии
Выйдем с тобой побродить
В лунном сиянии!
Долго ли душу томить
В тёмном молчании!
Пруд, как блестящая сталь,
Травы в рыдании,
Мельница, речка и даль
В лунном сиянии.
Можно ль тужить и не жить
Нам в обаянии?
Выйдем тихонько бродить
В лунном сиянии!
27 декабря 1885 года


К.Н. Батюшков — В.А. Жуковскому

Санкт-Петербург
…Мой милый, добрый мечтатель! Счастливы мы, что имеем такое дарование в наше время, а мы, твои приятели, еще счастливее: это дарование наше, ты наш — ты любишь нас! Твое новое произведение прелестно. В нём всё благородно, и мысли и чувства. Оно исполнено жизни и поэзии, одним словом: ты наравне с предметом, и с каким предметом! И откуда ты почерпнул столько прекрасных, новых и живописных выражений? Счастливец!.. Прими же чувства моей благодарности… Теперь победи себя, лень, гнусную лень и раз в жизни сделай доброе дело: отвечай на прежнее мое письмо…
29 декабря 1814 года


В.А. Жуковский — А.П. Елагиной

Санкт-Петербург
Начну письмо свое хорошим: поздравляю с новым годом! Может быть, как и надеюсь, вы встретите его весело и будете в этот день помнить обо мне и желать мне счастия! Пожелать самого спокойного, веселого, решительного, безопасного — чего же еще? Назовите сами!.. В ободрение самому себе могу сказать только одно: желай твердо и искренно доброго! Остальное представь Провидению.
30 декабря 1815 года


К.Н. Батюшков — Н.И. Гнедичу

Из действующей армии — в Петербург
Итак, мой милый друг, мы перешли за Рейн, мы во Франции. Вот как это случилось: в виду Базеля и гор, его окружающих, в виду крепости Гюнинга мы построили мост, отслужили молебен со всем корпусом гренадер, закричали «ура!» и перешли за Рейн. Я несколько раз оборачивался назад и дружественно прощался с Германией, которую мы оставляли.., и несколько раз повторял с товарищами: наконец, мы во Франции! Эти слова: мы во Франции — возбуждают в моей голове тысячу мыслей, которых результат есть тот, что я горжусь моей родиной в земле ее безрассудных врагов.
В этой стороне Альзаса жители говорят по-французски. Вообрази себе их удивление. Они думали, по невежеству, разумеется, что русские их будут жечь, грабить, резать, а русские, напротив того, соблюдают строгий порядок и обращаются с ними ласково и дружелюбно…
Теперь мы стоим в окрестностях Бефора, значительной крепости, которую содержим в блокаде, ожидая повеления идти вперёд… Ещё раз поздравляю тебя с наступлением нового года, при конце которого желаю сидеть с тобою у камина в виду Гомера, твоего пената, и болтать беспечно о прошедшем. Надеюсь, что ты сохранишь меня в своей памяти и в сердце.
Кончая мое маранье, я сижу в тёплой избе и курю табак. На дворе мятель и снегу по колено: это напоминает Россию и несколько приятных минут в моей жизни…
Департамент Верхний Рейн,
у крепости Бефора,
деревня Fon-taine.
31 декабря 1813 года — 1 января 1814 года


Анна Ахматова

Высокомерьем дух твой помрачён,
И оттого ты не познаешь света.
Ты говоришь, что вера наша — сон
И марево — столица эта.
Ты говоришь — моя страна грешна,
А я скажу — твоя страна безбожна.
Пускай на нас ещё лежит вина, —
Всё искупить и всё исправить можно.
Вокруг тебя — и воды, и цветы.
Зачем же к нищей грешнице стучишься?
Я знаю, чем так тяжко болен ты:
Ты смерти ищешь и конца боишься.
1 января 1917 года
Слепнево


Наталья Крандиевская

Мороз оледенил дорогу.
Ты мне сказал: «Не упади»,
И шёл, заботливый и строгий,
Держа мой локоть у груди.
Собаки лаяли за речкой,
И над деревней стыл дымок,
Растянут в синее колечко.
Со мною в ногу ты не мог
Попасть, и мы смеялись оба.
Остановились, обнялись…
И буду помнить я до гроба,
Как два дыханья поднялись,
Свились, и на морозе ровно
Теплело облачко двух душ.
И я подумала любовно:
— И там мы вместе, милый муж!
1–2 января 1918 года
Москва


Василий Жуковский — А.П. Елагиной

Время летит и унесёт меня, может быть, прежде, нежели успею сделать что-нибудь для детей моих. <…> Это тяжело, но спорить с Божьей волей не должно: жизнь не для того, чтобы что-нибудь здешнее для здешнего сделать, а для того, чтобы научиться при всяком случае уничтожать свою волю перед Высшею.
3 января 1852 года


Саша Чёрный – неизвестному

Письмо Ваше и открытку вчера получил. Я думаю, что в первой строфе:
Воробьи в кустах дерутся,
Светит солнце, сны, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух
следует оставить и «васильковое» небо, и «хороводы снежных мух». Заменять – будет пресно, как таблица умножения («в светло-синем небе вьются…»), а образ и тот, и другой простенький, несложный. Говорят же тысячу лет: «розовый» (от роза), бирюзовый, гранатовый и пр. Если какая-нибудь семилетняя девица и споткнется, то ведь любая мать, тетя, бабушка и пр. объяснят, а образ полюбится и останется в памяти крепче, чем те приближенные и водянистые определения, которыми напичканы детские стишки. Ведь иначе придется весь поэтический словарь для маленьких сократить до нескольких сот слов. Значит, так и оставьте. «Цирк» пришлю: но ведь Вы знаете, что я его обещал в «Парус», а о рисунке еще раньше говорил с Ремизовым. Вам для третьего номера пришлю вовремя. Сам увлекся. Дай Вам Бог сто лет жизни за вашу затею.
Кланяюсь.
3 января 1917 года


Пётр Ершов

В Евангелие, подаренное Елене Феодоровне Рюминой

Не всё цветы в сей жизни краткой.
Встречаем терний под ногой,
И уязвлённые украдкой
И ропщем, плачем мы порой…
Так и в своей, быть может, жизни,
Обильной благами земли,
Слезой, незримою для ближних,
Ты обливаешь скорбь души.
Раскрой тогда сии страницы,
И сердце жизнью расцветёт,
Слеза повиснет на реснице,
И скорбь с души твоей спадёт…
Но, если светлых дней теченье
Неблагодарность возмутит,
И язвой жгучей огорченье
Глубоко сердце поразит –
Раскрой тогда сии страницы
Вдохни их кротость и любовь,
И в сердце, словно луч денницы,
Заблещут мир и радость вновь.
Словам Учителя вселенной
Кто равнодушно мог внимать!
Его примером вдохновенно
Тебе ль Его не поддержать!
1 января 1858 года


Пётр Вяземский

Ночью выпал снег. Здорово ль,
Мой любезнейший земляк?
Были б санки да рысак —
То-то нагуляться вдоволь!
Но в пастушеском Веве
Не даётся сон затейный,
И тоскуешь по Литейной,
По застывшей льдом Неве.
14 января 1855 года
Веве, Швейцария


Василий Жуковский

Прелестный день*, не обмани!
Тебя встречаю я с волненьем.
О, если б жизни приношеньем
Я сделать мог, чтоб оны дни,
Летящи следом за тобою,
Ей всё с собою принесли!..
Мой друг, кто был любим судьбою
Тебя достойней на земли?
16 января 1814 года


Иван Бунин

Просыпаюсь в полумраке.
В занесённое окно
Смуглым золотом Исакий
Смотрит дивно и темно.
Утро сумрачное снежно,
Крест ушёл в густую мглу.
За окном уютно, нежно
Жмутся голуби к стеклу.
Всё мне радостно и ново:
Запах кофе, люстры свет,
Мех ковра, уют алькова
И сырой мороз газет.
17 января 1915 года
Петроград


Владимир Палей

Как на сердце вдруг стало тихо,
Среди наскучившего дня…
Наверно кто-то помолился
Душою чистой за меня.
Наверно кто-то незнакомый,
Далёкий, старый и простой,
Мой образ вспомнил промелькнувший
Своею тихою мечтой.
Около 18 января 1915 года

Князь Владимир Палей — сын великого князя Павла Александровича, брата Николая II. Родился в 1896 году. Убит 18 июля 1918 года в Алапаевске вместе с преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Фёдоровной и другими членами царской фамилии.

Марина Цветаева

На кортике своем: Марина —
Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.
Я помню ночь и лик пресветлый
В аду солдатского вагона.
Я волосы гоню по ветру,
Я в ларчике храню погоны.
18 января 1918 года
Москва


Александр Пушкин

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнём душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
19 января 1830 года
Санкт-Петербург
Стихотворение обращено к митрополиту Филарету (Дроздову)




источник

продолжение следует...

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку