Арсений Конецкий. НЕБЕСНЫЙ ИЕРУШАЛЕМ » Лиterraтура. Электронный литературный журнал - (0)
Вячеслав Харченко. РОДИНА » Лиterraтура. Электронный литературный журнал - (0)
Арсений Конецкий. НЕБЕСНЫЙ ИЕРУШАЛЕМ » Лиterraтура. Электронный литературный журнал - (1)
Без заголовка |
(Франция, 1981)
Режиссёр
К. Лелуш
В гл.ролях:
Джеймс Каан
Джеральдина Чаплин
Робер Оссейн
Так неярко обозвали в англоязычных странах фильм «Les uns et les autres» («Те и другие»), хотя оригинальное название гораздо точнее отвечает его непростому содержанию.
По форме он очень непрост, его действие распадается на ряд сюжетных кусков, объединённых музыкой различных композиторов. Однако в начале и в конце звучит «Болеро» М. Равеля, ставшее для прокатчиков в США поводом для переименования.
Действие ленты охватывает полстолетия, с начала 1930-х. Значительную часть занимают военные эпизоды, а героями сюжета стали представители четырёх артистических семей из России, Франции, Германии и США. Первую половину занимают военные эпизоды.
Еврейская тема проходит здесь в рассказе о парижской семье Майеров. Симон (Роббер Оссейн) – и Анна (Николь Гарсиа) – пианист и скрипачка. В 1942 году их интернировали и отправили в фашистский концлагерь. На одной из французских станций отцу удалось спустить из вагона на рельсы своего грудного сына Давида, вложив в его одеяльце все свои ценности и письмо с мольбой спасти ребёнка. Нашедший дитя француз присвоил деньги, а мальчика отвёз и оставил на ступенях у входа в католический приют в нескольких километрах от станции.
Поэтому следы Давида затерялись. Симон погиб в концлагере, а его жена вернулась и продолжала много лет работать в музыкальных ансамблях, как аккордеонистка (скрипку она оставила навсегда). Каждый год мать ездила в те места, где потеряла сына, но отчаянные расспросы ничего не дали и найти его она так и не смогла. Давид, тем временем, вырос, стал писателем Робертом Пратом (эту роль также играет Роббер Оссейн) и в одной из книг рассказал о своём детстве.
После этого на него вышли друзья матери и рассказали о ней и о том, что она уже несколько лет как исчезла и никто не имеет о ней никаких известий. После упорных поисков, сын обнаружил Анну Майер в одной из психиатрических лечебниц, где находилась эта старая женщина, полностью утратившая память. При встрече Анна, находящаяся уже за пределами разумного общения не проявила к Давиду никакого интереса. Эта история лишний раз подчёркивает трагизм войны и оттеняет основную идею ленты о необходимости объединения людей против насилия и войны.
Другие проявления еврейской темы проходят изредка. Так, в одном из военных эпизодов гитлеровский офицер ищет в парижской музыкальной школе еврейских детей, заставляя их спустить штаны и проверяя, не обрезаны ли они. Учительница спасает одного обречённого ребёнка, предложив ему прочесть «Отче наш» – эту молитву она задала ему выучить специально в расчёте на подобный случай.
Другой эпизод, уже в послевоенном действии мы видим в Нью-Йорке. Немецкий персонаж, пианист и дирижёр Карл Кремер (Даниэль Ольбрыхтский), приехав на гастроли за океан вынужден выступать перед пустым залом. Дело в том, что ещё до войны, он, тогда 20-летний исполнитель, играл перед Гитлером и удостоился рукопожатия самого фюрера. Карл не знал тогда как отразиться на его жизни сделанная и опубликованная в фашистской газете фотография того рокового момента.
Теперь, много лет спустя, нью-йоркские евреи скупили все билеты, включая входные, но на концерт не пришли – такая форма протеста. Кремер был вынужден дать пресс-конференцию и объяснять свое положение в тогдашней Германии и то, как он служил в вермахте, побывал в плену, а на родине жена потеряла сына, погибшего во время бомбёжки.
Финальный эпизод благотворительного концерта возле Эйфелевой башни, данном по инициативе международного Красного Креста и ЮНИСЕФ объединяет всех основных персонажей. Кинокартина имеет пацифистскую направленность. Её стержнем стала мысль, что искусство и, в частности, музыка объединяет людей, несмотря на все политические, идеологические, социальные и иные препятствия. Еврейская тема в этих размышлениях – существенный штрих.
Фильм отмечен призом Канского фестиваля.
Александр Марголис
СПРАВКА
Рубрики: | Фильмы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |