-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в elinor_051

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 54676


Юдель Моисеевич Пэн (1854 - 1937). Жизнь и творчество

Среда, 18 Декабря 2019 г. 01:00 + в цитатник

Вряд ли кто-нибудь не знает художника Марка Шагала, но вот его первый учитель Юдель Пэн незаслуженно забыт. Нет музея, ему посвящённого, нет памятников. В Витебском художественном музее открыт только один зал с его картинами хотя их в музее 165 из оставшихся двухсот с небольшим.
Автопортрет с палитрой 1898 (573x700, 88Kb)
Автопортрет с палитрой. 1898

История жизни одного из самых выдающихся живописцев и портретистов белорусской земли, Юделя (Иегуды) Моисеевича Пэна, представляется на первый взгляд бесхитростной, лишённой каких-то неожиданных поворотов. Не то что, к примеру, судьба его ученика Марка Шагала, комиссара, ставшего эмигрантом.
Но, всмотревшись в «линию жизни» основателя витебской художественной традиции, поражаешься тому, насколько самоотверженный и наполненный трудами путь прошёл этот удивительный человек.
L6-Pen (475x700, 51Kb)
Автопортрет. 1922


Пэн родился в 1854 году в литовском городке Новоалександровске (ныне – Зарасай), в бедной еврейской семье. Отец Пэна умер, когда Юделю было всего четыре года. После хедера (еврейская религиозная начальная школа) мальчика определили в религиозную школу при синагоге. Там у него пробудилась страсть к рисованию. Еще посещая хедер, Юдель изображал своих друзей и, в особенности, ребе — в минуты покоя, умиротворенности или гнева на своих нерадивых учеников. Изображал с юмором, иногда с изрядной долей сарказма, за что бывал нещадно бит палкой по рукам, ведь закон Моисея запрещал делать изображение того, что «на небе вверху, на земле внизу и в воде ниже земли». Ремесло художника считалось предосудительным.
Шло время, и мать поняла, что в одиночку ей не справиться с «бестолковым» сыном. «Поступай как хочешь, - заявила мать. – Но из нашего города уезжай. Не позорь меня».
В 13 лет Юдель попал в город Двинск, где стал подмастерьем у маляра. Пэн рисовал вывески для торговых лавок, раскрашивал паркет. Это была его первая работа по избранному призванию.
Так прошло много лет. Хозяин Пэна был ревностным хасидом. Однажды он увидел рисунки Пэна и пригрозил выгнать его вон. Сказал: «Художники – пьяницы, голодранцы и умирают от чахотки либо сходят с ума. Мне такой срам не нужен».

-1880s._Self-portrait_by_Yury_Pen (509x700, 81Kb)
Автопортрет. 1880-е

1890s._Self-portrait_with_Straw_Hat (494x700, 87Kb)
Автопортрет в соломенной шляпе. 1890-е

брат. 1890 --е (574x699, 94Kb)
Портрет брата. 1890-е

1890-е Улица в Витебске (587x600, 108Kb)
Улица в Витебске. 1890-е

Юдаль_Пэн._Стары (574x700, 69Kb)
Старик. конец XIX в.

Сироты (700x468, 107Kb)
Сироты. начало ХХ в.

В мастерской (700x483, 56Kb)
В мастерской. 1900-е

1900 Девушка с книгой (607x694, 281Kb)
Девушка с книгой. 1900-е

1900-е. Дама в бархатном платье (611x700, 45Kb)
Дама в бархатном платье. 1900-е

а (518x699, 247Kb)
Портрет неизвестной. 1900-е

аа1 (539x700, 71Kb)
Портрет неизвестной. 1900-е

Портрет неизвестной в красной шляпе (580x700, 269Kb)
Портрет неизвестной в красной шляпе. 1910-е

1900=е. Солдат старой гвардии (Илья Лейб-Ицкович) (480x584, 93Kb)
Солдат старой гвардии (Илья Лейб-Ицкович). 1900-е

1902. Автопортрет а (397x445, 49Kb)
Автопортрет. 1902

1903. Письмо из Америки (543x699, 255Kb)
Письмо из Америки [мать художника]. 1903

1905. Раввин (595x600, 47Kb)
Раввин. 1905

1906 Портрет старого еврея. (700x475, 61Kb)
Портрет старого еврея. 1906

И тогда Пэн ушел от него сам. Ему уже было 25 лет, а он всё ещё ничего не достиг и ничему не выучился! На свой страх и риск поехал Юдель в Петербург, где не имел права появляться. Дело в том, что законы Российской Империи запрещали евреям без особого разрешения жить в столицах и вообще в центральной части России.
Пэн бесстрашно явился поступать в Петербургскую академию художеств. Он слышал, что здесь «сквозь» пальцы смотрят на то, какой национальности абитуриент. Но провалился на экзаменах, потому что практически не знал русского языка.
Однако Пэн твердо решил поступить в академию. Он тайно жил в Питере ещё целый год, учил язык и общие науки. И в следующем, 1880 году, Пэн все-таки становится студентом Академии художеств! Это была победа. Он учится на курсе известного русского живописца и педагога Павла Чистякова. Там Пэн сдружился с будущими знаменитостями, такими, как Марк Антокольский, Мордехай Иоффе.

0= (345x700, 186Kb)
Портрет неизвестной в шляпе с вуалью. 1907

1907. Развод (700x532, 98Kb)
Развод. 1907

1908 (515x700, 117Kb)
Две кошечки. Портрет Раисы Идельсон. 1908

1910-е . Обед (410x700, 108Kb)
Обед. 1910-е

1910-е. Ученик с больными зубами (442x700, 116Kb)
Ученик с больными зубами. 1910-е

Старик с корзинкой (Шамес). (595x700, 217Kb)
Старик с корзинкой (Шамес). 1910-е

1910-е Военный врач (475x700, 43Kb)
Военный врач. 1910-е

1910-е. Последняя суббота. (700x535, 43Kb)
Последняя суббота. 1910-е

1910-m. Осенний пейзаж (700x551, 98Kb)
Осенний пейзаж. 1910-е

1910-е Мельница на Витьбе (700x476, 182Kb)
Мельница на Витьбе. 1910-е

Всю свою жизнь Юдель Пэн исповедовал реализм. Своим идеалом в живописи он считал Илью Репина. Как-то Репин согласился посмотреть картины Пэна. И под впечатлением от увиденного назвал Пэна своим продолжателем, учеником и другом. Они стали видеться, и Репин преподал Пэну немало уроков живописи – как теоретического, так и практического характера.
В возрасте тридцати одного года художник получает диплом Академии художеств. Более того, ему присудили серебряную медаль, но, подумав-подумав, так и не вручили. Почему? Якобы на том основании, что, хотя Пэн и был вторым на курсе как художник, но сильно хромал по общеобразовательным дисциплинам. Ну не давались ему химия и Закон Божий, русский язык и математика! Не для того он был рожден на свет, вот ведь какое дело…

1912 Цирк. Этюд (700x485, 193Kb)
Цирк. Этюд. 1912

1914 Завтрак (527x444, 21Kb)
Завтрак. Автопортрет. 1914

1914. За газетой. (630x420, 248Kb)
За газетой. 1914

1914. Часовщик (700x617, 97Kb)
Часовщик. 1914

1914. Портрет Марка Шагала (496x700, 196Kb)
Портрет Марка Шагала. 1914

1914. Голова еврейского мальчика (427x700, 52Kb)
Голова еврейского мальчика. 1914

1914. Дети беженцы (466x700, 255Kb)
Дети беженцы. 1914

Завершив учебу, Пэн вернулся на родину, затем переехал в Ригу. Здесь он познакомился с бароном Корфом, который пригласил его на работу в свое имение Крейцбург (Крустпилс). Расположенное между Витебском и Двинском родовое имение Корфа стало временным домом для Пэна почти на пять лет. Получить документы на проживание за чертой оседлости для еврея с небольшим достатком было делом нелёгким; тем не менее, при участии друзей и богатых покровителей в 1896 г. художнику удалось получить паспорт, дающий ему право постоянно проживать в Санкт-Петербурге.
В 1896 г., в возрасте 42 лет, Пэн переехал в Витебск. Здесь проживало немало его знакомых по Петербургу, и люди эти занимали различные общественные должности. Они-то и уговорили витебского губернатора Воловича пригласить Юделя Пэна для организации первой художественной школы.
В конце ХIХ века это был один из крупнейших городов Северо-Запада Российской Империи. Центр обширной и богатой губернии, Витебск по праву считался средоточием культурной жизни, которая по своей кипучести не уступала столичной. Здесь то и дело гастролировали известные театральные труппы, давали концерты знаменитые певцы и музыканты. Был даже свой симфонический оркестр.
Пэна ждали и были готовы к встрече. Сразу же художнику предоставили четырёхкомнатную квартиру (которую и сохранили за ним впоследствии большевики).
В большой комнате он организовал учебную мастерскую, а в маленькой жил вместе с сестрой, которая вела нехитрое хозяйство; здесь же была и личная мастерская живописца. Стены большой комнаты, в которой Пэн занимался с учениками, от пола до потолка были увешаны его картинами, эскизами и этюдами – художник использовал их в качестве методологических примеров. Продавать свои работы Юрий Моисеевич, как он сам себя называл и подписывался, не любил. Плата за обучение в классе Пэна была невелика, и при выборе учеников художник обращал внимание на желание ребенка учиться рисовать, руководствовался его интересом к искусству. Талантливые дети из бедных семей обучались у Пэна бесплатно. Это стало возможным потому, что их занятия оплачивал Адольф Ливенсон, владелец пивоваренного завода и директор акционерного общества «Левинпрэй».

1916  У опечатанной лавки. (505x700, 75Kb)
У опечатанной лавки. 1916

1917. Портрет неизвестного (498x700, 70Kb)
Портрет неизвестного. 1917

1919 Портрет Иосифа Туржанского (529x657, 100Kb)
Портрет Иосифа Туржанского. 1919

1920е.  Еврей-штукатур (548x700, 82Kb)
Еврей-штукатур. 1920-е

1920-е. Письмо в Америку. (700x545, 55Kb)
Письмо в Америку. 1920-е

1920-е. Субботний ужин (700x518, 62Kb)
Субботний ужин. 1920-е

1920-е. Старик и смерть (700x496, 92Kb)
Старик и смерть. 1920-е

1920-е. Домик с козочкой (700x469, 40Kb)
Домик с козочкой.1920-е

В начале ХХ века Пэн стал местной знаменитостью - все знали элегантного художника с заостренной бородкой. Он много писал на заказ, но классика сегодня - его сюжеты из жизни еврейской бедноты. Говорят, за своими героями Пэн ходил на рынок, уговаривая торговцев и ремесленников ему позировать.
Портреты и картины Пэна воскрешают перед нами давно ушедшие из жизни типы и характеры ремесленников: часовщиков, портных, сапожников. Хорошее знание жизни ремесленников, среди которых Пэн прожил свою жизнь, дало ему возможность правдиво, с большой глубиной отразить труд и жизнь мастеровых, показать их в конкретной рабочей обстановке, глубоко и проникновенно раскрыть их духовный мир, их сокровенные мечты, их печали и радости.

1921. Еврей-пекарь (700x494, 122Kb)
Еврей-пекарь. 1921

1924. Часовщик (700x636, 105Kb)
Часовщик. 1924

1924 Портрет Баси Аксельрод. (530x700, 106Kb)
Портрет Баси Аксельрод. 1924

1924 Автопортрет с Музой и Смертью. (447x700, 134Kb)
Автопортрет с Музой и Смертью. 1924

… В 1906 году Император Всероссийский Николай II посещает губернский город Витебск. Губернатор Левашов представляет Государю самых выдающихся деятелей края. В очередной раз Левашов и Николай останавливаются перед шеренгой сановников, генералов и богатейших купцов. Все с регалиями и орденами. Царь пожимает руку еще одному почётному гражданину… И вдруг Левашов подводит высочайшего гостя к невысокому, лет пятидесяти, человечку в гражданском костюме, с аккуратной бородкой. Ни одного ордена или знака отличия нет на его груди. Царь явно удивлён.
«А это, Ваше Величество, Иегуда Пэн, самый знаменитый художник здешних мест, - пояснил Левашов. – Пожалуй, один из лучших во всей России. Так господин Репин всегда говорит. А еще господин Пэн имеет большую заслугу перед городом Витебском. Он открыл у нас первую художественную школу».
Царь кивнул, но руки человеку с именем «Иегуда» всё же не подал.

И тем не менее… Быть лично представленным государю – высшая честь для любого художника тех времен.


1925 Еврей-сапожник. (544x700, 299Kb)
Еврей-сапожник. 1925

1925. Еврей -колхозник (473x700, 46Kb)
Еврей-колхозник. 1925

1925. Еврей-стекольщик (581x700, 94Kb)
Еврей-стекольщик. 1925

1925. Портной (526x700, 88Kb)
Портной. 1925

1925. Талмудист (444x699, 542Kb)
Талмудист. 1925

Частная школа Пэна просуществовала до 1918 года, когда Марк Шагал, комиссар по делам культуры, организовал Народное художественное училище – первое в Беларуссии еврейское художественное училище. Он пригласил своего первого учителя руководить одной из мастерских. Но из-за разницы во взглядах на творчество с руководством в 1923 году Пэн оттуда уходит. Чтобы выжить, преподает рисование в механическом техникуме на зарплату 7 рублей и 23 копейки. Правда, год спустя ему выделяют персональную пенсию в 25 рублей. В 1925 году (по другим данным – в 1927 г.) окружным съездом рабочих и крестьянских депутатов он удостоен звания «Заслуженного еврейского художника».
Его четырёхкомнатная квартира была едва обставлена, хоть он не бедствовал, получая до революции солидные гонорары. Зато стены жилища от пола до потолка пестрили его картинами. В их антураже Пэн учил своих студийцев.
Однако неустроенность быта мало беспокоила хозяина. Он был весь в своей работе. Его искусство было для него смыслом его жизни, его радостью, вдохновением, его счастьем. Любопытно, что своих творческих работ Пэн никогда не продавал, сохраняя их в своей коллекции. И когда одна из родственниц спросила у него, почему он не предлагает к продаже свои картины, что могло бы улучшить материальное положение, Пэн, подумав немного, ответил: «Деточка, я не торгую своим вдохновением».

аа (700x429, 82Kb)
После реорганизации училища в институт Пэн, кроме преподавания, исполнял также обязанности проректора по учебной части.

IMG_3423а (358x700, 96Kb)
Сват (Менахем-Мендл). 1926

1926._Слепой_со_скрипкой (541x700, 51Kb)
Слепой со скрипкой. 1926

1926. Портной (534x599, 83Kb)
Портной. 1926

1927. Швея (700x537, 94Kb)
Швея. 1927

1929. Пожилая женщина читает (700x449, 103Kb)
Пожилая женщина читает. 1929

Портрет старого еврея. ХХ в. (503x600, 69Kb)
Портрет старого еврея. ХХ в.

Юдаль_Пэн._Сястра_мастака (529x700, 64Kb)
Портрет сестры художника.

Самуил Моисеевич Пильщик (Масло, холст, худ. Ю ПЭН). (507x700, 64Kb)
Портрет Самуила Моисеевича Пильщика

Лейзар-Меер Ионе-Гиршевич Горнштейн (карандаш, бумага, худ. Ю ПЭН). (535x700, 35Kb)
Портрет Лейзара-Меера Ионе-Гиршевича Горнштейна (карандаш, бумага)

Юдель Моисеевич Пэн прожил долгую жизнь, но умер не своей смертью. В ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года он был зверски убит у себя дома.
Официальное следствие признало виновными в убийстве старого художника (с целью ограбления) его близких родственников.
Материалы судебного дела 1937-1940 годов. свидетельствуют, что все своё творческое наследие художник собирался завещать городу. И когда, после многочисленных уговоров алчным родственникам не удалось переубедить старика изменить свое намерение, они ускорили кончину столь преданного городу художника. В ходе следствия восьми членам семьи двоюродной сестры художника было предъявлено обвинение в том, что они, по предварительному сговору, организовали убийство с целью ограбления. Обвиняемые были приговорены к различным срокам лишения свободы, двое оправданы.
Однако обстоятельства и самого преступления, и следствия до сих пор не выяснены и остаются во многом загадочными.

После смерти Пэна в Витебске была создана его картинная галерея. С 1939 по 1941 год в ней экспонировалось почти 800 работ художника. С началом войны коллекция была эвакуирована в Саратов, после окончания войны в Витебск вернулась небольшая часть работ. Многие работы пропали (???), часть хранится в запасниках Национального художественного музея Республики Беларусь.


Похоронен Ю.М. Пэн на Старосеменовском кладбище.
Скульптор Александр Гвоздиков трижды (!) делал ему надгробие. Трижды – потому что воровали. «Сначала был бронзовый бюст, – рассказывает скульптор, – потом из алюминия, а теперь из бетона. Приходят, царапают, видят, что не металл и оставляют в покое».
Бюст вначале был из бронзы отлит, но варвары раскололи его топором. Получился страшный символ (художника нашли с разрубленной головой!). «Мне даже хочется на выставках это людям показывать, чтоб осознали, опомнились» – добавляет автор бюста.
аа (700x467, 61Kb)
За два месяца до 70-летия со дня смерти художника – 30 декабря 2006 года – на розовой стене “синего” дома появился барельеф Ю.М. Пэна (скульпторы Иван Казак, Александр Гвоздиков) с надписью “Мастак, педагог Ю.М. Пэн жыў і працаваў з 1897 па 1937 у доме на гэтым месцы”.
аа (385x447, 25Kb)


Источник:https://www.crimea.kp.ru/daily/26994/4054876/
https://www.postkomsg.com/history/212613/
https://kykolnik.livejournal.com/279556.html
http://mishpoha.org/redaktsionnyj-podvalchik/137-portret-khudozhnika
https://eurasia.expert/yudel-pen-khudozhnik-iz-vitebska-proslavivshiysya-na-ves-mir/


Рубрики:  Искусство
ЖЗЛ
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 13 пользователям

Юрий-Киев   обратиться по имени Среда, 18 Декабря 2019 г. 06:46 (ссылка)
Какой интересный художник. Честно говоря мне его картины нравятся больше чем Шагала... Спасибо Леночка что показала.

У нас сегодня до +13, не хочет зима к нам идти...

Зима не может к нам пробиться.
Не хочет осень уходить.
Не снег, а лист сухой кружится,
Да моросящие дожди.

Мы ей тактично намекаем,
- Мол, не пора ли вам, мадам?!
Игрушки, ёлки покупаем,
Спешим по праздничным делам.

А, осень, лишь в лицо хохочет.
Вовсю гуляет, почём зря!
Наверно, задержаться хочет
До середины января.

На небе тучи, словно кляксы,
И моросящий дождик льёт.
Наверно, хочет осень плакса
Раз в жизни, встретить Новый год.

Ей, видимо, необходимо
Оставить на снегу свой след.
Глаза в глаза, взглянуть на зиму,
Сказать ей весело - Привет!

Надеюсь я, завоет вьюга,
И под пушистою сосной,
Под Новый год случится чудо,
И осень встретится с зимой!
М. Демин.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Декабря 2019 г. 00:28ссылка
На мой взгляд, они не сопоставимы. Но Шагала ожидала мировая слава за фантазии, а Пэна - забвение за правду жизни. Несправедливо.
Domro4ka   обратиться по имени Среда, 18 Декабря 2019 г. 07:00 (ссылка)
Снимаю шляпу перед всеми художниками!!!!!!!!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Декабря 2019 г. 00:29ссылка
А перед этим особенно.
TimOlya   обратиться по имени Среда, 18 Декабря 2019 г. 09:52 (ссылка)
Доброе утро,Леночка !От всей души благодарю !Благополучных и спокойных дней, добра тебе и твоему дому!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Декабря 2019 г. 00:29ссылка
Хорошего предпраздничного настроения, Оленька!
Natalya_Lyutsko   обратиться по имени Среда, 18 Декабря 2019 г. 12:30 (ссылка)
Не знала о трагической судьбе Пэна. Его автопортрет 1922г. видела в Национальном художественном музее РБ в Минске. На портретах Пэна прежде всего замечаешь глаза людей, задумчивые, грустные, удивленные.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Декабря 2019 г. 01:00ссылка
Когда я собиралась в Витебск, я прочла что Витебский художественный музей обладает самым большим собранием картин Пэна. Это имя мне ничего не говорило, но когда я увидела эти картины, я была потрясена до глубины души - в них правда жизни, жизни с её проблемами и заботами. Для меня он гораздо выше Шагала. Жизнь с ним поступила не честно.
Валентина-л   обратиться по имени Среда, 18 Декабря 2019 г. 15:06 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
oxymoron999   обратиться по имени Среда, 18 Декабря 2019 г. 15:20 (ссылка)
Не знала про этого художника..Колоритные у него портреты! У такого Шагал мог бы научиться чему-то более приемлимому.........
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Декабря 2019 г. 01:02ссылка
Шагалу до него далеко. Не справедливо, что ученик купается в лучах славы, а учитель забыт.
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Декабря 2019 г. 12:19ссылка
Вот и я про то!
Марина_Ушакова   обратиться по имени Среда, 18 Декабря 2019 г. 22:08 (ссылка)
Прекрасный портретист. Видишь как на тебя Витебск подействовал.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 21 Декабря 2019 г. 01:06ссылка
Если бы Пэн был просто прекрасным портретистом (а их сотни), он бы меня не "зацепил". Но в его картинах сама жизнь с её тяготами, заботами и проблемами - то, что не дано Шагалу. И не честно, что ученику ставят памятники и открывают музеи, а учитель забыт.
Откровения_Красоты   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2019 г. 21:49 (ссылка)
Спасибо, Леночка, за знакомство с замечательным художником!
Ответить С цитатой В цитатник
Nigoj   обратиться по имени Воскресенье, 12 Февраля 2023 г. 16:15 (ссылка)
прекрасный пост! спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Февраля 2023 г. 19:24ссылка
Благодарю за оценку, приятно, что Вам интересен этот материал.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку