-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в elinor_051

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 54855


Из истории утраченного: Николаевский цепной мост в Киеве

Понедельник, 19 Февраля 2018 г. 21:00 + в цитатник

Николаевский цепной мост — одна из самых известных достопримечательностей Киева второй половины XIX - начала ХХ веков. Он был первым постоянным мостом через Днепр в городе.
.... (690x433, 49Kb)

Шестипролётный цепной мост из железных конструкций, изготовленных в Великобритании, был заложен на месте старинной переправы - плавучего Спасского моста - 30 августа (11 сентября) 1848 года после утверждения проекта англо-ирландского инженера Чарлза Виньоля императором Николаем I, в честь которого впоследствии мост получил своё название.
.... (700x207, 29Kb)
Эскиз моста, 1847 год.

Построен он был в стиле английской готики в 1853 г. напротив Аскольдовой могилы, в районе впадения Чертороя в Днепр.
.... (700x450, 129Kb)
Длина моста составляла 776 м., ширина — 16 м., вес свыше 1,5 млн т. Одно кольцо весило 192 кг. На пяти облицованных гранитом опорах-«быках» были сооружены порталы в виде полукруглых арок с башнями в стиле английской готики. На опоры поместили специальные короба, через которые провели цепи из железных звеньев. Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев. Проезжая часть — деревянная. Фундаментом промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огороженной перемычками впадине.
Железные части моста изготовили в Бирмингеме и на 16 кораблях их доставили в Одессу через Ливерпуль, а оттуда в Киев привезли на волах. На берегу Днепра построили бараки, в которых жили рабочие. Сам Чарльз Виньоль с двумя сыновьями приехал в Киев, чтобы непосредственно руководить процессом. На весь проект потратили около 3,5 миллионов рублей.
.... (700x449, 102Kb)
28 сентября 1853 года мост освятили одновременно с памятником князю Владимиру. По своей длине Николаевский мост превзошёл сооружённый за несколько лет до него Цепной мост Сеченьи в Будапеште; кроме того, это был единственный в мире шестипролётный мост через водоём.
.... (700x514, 83Kb)
О торжествах, которыми ознаменовалось открытие моста, рассказывает Николай Лесков в повести «Печерские антики»:
Густые толпы людей покрывали всё огромное пространство городского берега, откуда был виден мост, соединивший Киев с черниговскою стороною Днепра. Только более страстные до зрелищ или особенно патронируемые кем-нибудь из властных нашли возможность протесниться "за войска", расположенные внизу у въезда на мост и, наконец, шпалерами вдоль самого моста. Но таких счастливцев было немного, сравнительно с огромными массами, покрывшими надбережные холмы, начиная от Выдубицкого монастыря и Аскольдовой могилы до террас, прилегающих к монастырю Михайловскому. Кажется, без ошибки можно сказать, что в этот день вышло из домов всё киевское население, чем тогда и объясняли множество благоуспешно сделанных в этот день краж. И, несмотря на всю длину этой страшно растянутой береговой линии, трудно было найти удобное место. Были люди, которые пришли сюда спозаранка с провизией в карманах и крепко заняли все наилучшие позиции. Оттого зрителям, которые пришли позже, нужно было переменять множество мест, пока удавалось стать так, что была видна "церемония"...
По мосту между шпалерами пехоты тронулась артиллерия. Пушки, отчищенные
с неумолимою тщательностию, которою отличалось тогдашнее время, так ярко
блестели на солнце, что надо было зажмуриться; потом двигалось ещё что-то
(теперь хорошенько не помню), и, наконец, вдруг выдался просторный интервал,
и в нём на свободном просвете показалась довольно большая и блестящая
группа. Здесь все были лица, в изобилии украшенные крестами и лентами, и
впереди всех их шёл сам император Николай. По его специально военной походке
его можно было узнать очень издали: голова прямо, грудь вперёд, шаг
маршевой, крупный и с наддачею, левая рука пригнута и держит пальцем за
пуговицей мундира, а правая или указывает что-нибудь повелительным жестом,
или тихо, мерным движением обозначает такт, соответственно шагу ноги.
И теперь государь шёл этою же самою своею отчётистою военною походкою,
мерно, но так скоро подаваясь вперёд, что многие из следовавших за ним в
свите едва поспевали за ним впритруску...
Шествие направлялось от городского гористого берега киевского к
пологому черниговскому, где тогда тотчас же у окончания моста были
"виньолевские постройки": дома, службы и прочее... В свите государя издали можно было узнать только старика Виньоля и одного его, необыкновенно красивого, сына, и то потому, что оба они были в своих ярких английских мундирах.
Разумеется, взоры всех устремились на эту группу: все следили за государем, как он перейдёт мост и куда потом направится... На самой середине моста государь вдруг остановился... повернулся на минуту лицом к городу, а потом взял правое плечо вперёд и пошёл с средины моста к перилам верхней стороны...
Государь пошёл с середины влево, то есть к той стороне, откуда идёт Днепр и где волны его встречают упор ледорезов, то есть со стороны Подола. Вероятно, он захотел здесь взглянуть на то, как выведены эти ледорезы и в каком отношении находятся они к главному течению воды. Государя в этом отклонении от прямого хода к перилам моста сопровождал Виньоль и ещё кто-то, один или два человека из свиты...
Публика, стоявшая за войсками у перил, увидя подходившего государя, смешалась и жалась вместо того, чтобы расступиться и открыть вид на воду. Государь подошёл и сам собственною рукою раздвинул двух человек, как бы приклеившихся к перилам...
И вот наступил, наконец, миг, решительный и жесточайший миг. Шествие на мосту, вероятно, кончилось, вокруг нас почувствовалось какое-то нервное движение, люди как бы хотели переменять места и, наконец, зашумели: значит, кончено. Стали расходиться.

.... (700x541, 85Kb)
Хотя мост был открыт в 1853 году, только в 1855 году по нему разрешили полноценное движение транспорта. За 20 копеек пропускали однолошадный экипаж, за 40 — пароконный.
К концу ХІХ века в результате обмеления Днепра в районе разводной секции, а также малой её ширины (всего 50 футов), ставшей к тому времени препятствием развитию речного судоходства, было принято решение о реконструкции моста. Среди прочих рассматривался проект Н. А. Белелюбского по реконструкции поворотной секции. В результате проведённого конкурса в 1897 году был принят проект киевского инженера Аполлона Лосского.
В июне — октябре 1898 года была проведена реконструкция моста. Разводную секцию заменили стационарной, нарастили высоту арки центральной опоры, полотно моста подняли к центру на 11 футов (3,4 м.), а фарватер реки углубили. На время закрытия движения по мосту переправа осуществлялась с помощью двух паромов. В начале XX века в качестве продолжения Николаевского цепного моста были сооружены Русановские мосты через левобережную пойму и пролив. А в 1912 году по мосту поехал и трамвай: маршрут №23 соединял центр Киева (Почтовая площадь) с городом Бровары.
.... (700x440, 88Kb)

.... (700x307, 50Kb)

На исходе сражений за Киев 9 июня 1920 года первый от правого берега пролёт моста был взорван по приказу генерала Э. Рыдз-Смиглы отступавшими польскими войсками. Разрыв цепей в месте взрыва повлёк за собой разрушение всего моста.
.... (700x505, 73Kb)
В течение нескольких лет после этого сообщение с левым берегом шло через временный деревянный мост. В 1921 году остатки цепей моста были взорваны, чтобы не мешать навигации.
В мае 1923 года в Киев приехал Михаил Булгаков в качестве корреспондента издававшейся в Берлине газеты "Накануне". По мотивам этой поездки он написал фельетон "Киев-город", в котором досталось и полякам:
Наши же европеизированные кузены вздумали щегольнуть своими подрывными средствами и разбили три моста через Днепр, причем Цепной — вдребезги. И по сей час из воды вместо великолепного сооружения — гордости Киева — торчат только серые унылые быки. А, поляки, поляки… Ай, яй, яй!.. Спасибо сердечное скажет вам русский народ. Не унывайте, милые киевские граждане! Когда‑нибудь поляки перестанут на нас сердиться и отстроят нам новый мост, еще лучше прежнего. И при этом на свой счет. Будьте уверены. Только терпение.

Благодушия поляков советские власти ждать не стали. 10 мая 1925 года был открыт Цепной мост, построенный на опорах Николаевского по проекту Евгения Патона, киевского инженера с немецким образованием. Мост весил уже 4 млн. т. и был вдвое мощнее прежнего. Он получил название в честь советской партийной деятельницы Евгении Бош.
.... (700x367, 59Kb)

.... (650x436, 106Kb)
Переправа была окончательно разрушена 19 сентября 1941 года, когда мост взорвали отступающие солдаты Красной армии.
.... (650x433, 66Kb)
После Великой Отечественной войны мост уже не восстанавливался. Опоры моста сохранились до середины 1960-х годов, некоторое время они использовались для линии электропередач и были взорваны после сооружения моста Метро, который построили несколько севернее.
.... (700x460, 91Kb)
Весной 2010 года, вследствие временного понижения уровня воды, можно было видеть остатки трёх опор Цепного моста.
.... (700x465, 49Kb)
Остатки опор Цепного моста возле моста Метро в Киеве, март 2010 года.
.... (700x465, 110Kb)

P.s. И ещё два факта про Николаевский мост:

1. Серебряная модель моста была выставлена в Лондоне в Хрустальном дворце на Всемирной выставке 1851 года.
2. С одним из эпизодов строительства моста связана история, которую Лесков положил в основу известного рассказа «Запечатлённый ангел»:
Такого происшествия, какое передано в рассказе, в Киеве никогда не происходило, то есть никакой иконы старовер не крал и по цепям через Днепр не переносил. А было действительно только следующее: однажды, когда цепи были уже натянуты, один калужский каменщик, по уполномочию от товарищей, сходил во время пасхальной заутрени с киевского берега на черниговский по цепям, но не за иконою, а за водкою, которая на той стороне Днепра продавалась тогда много дешевле.



Источник:https://the-city.kiev.ua/ru/article/nikolaevskiy-t...ost-v-kieve-chudo-tekhniki-128;
https://nv.ua/lifestyle/history/tsepnaja-reaktsija...atsionarnogo-mosta-109214.html;
http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=53&tid=6275;
Википедия

Серия сообщений "Мосты прошлого":
Часть 1 - Чёртов мост: по Суворовским местам
Часть 2 - Чёртов мост в Василёво
...
Часть 17 - Из истории утраченного: Измайловский трамвайный мост
Часть 18 - Мост Мирабо
Часть 19 - Из истории утраченного: Николаевский цепной мост в Киеве
Часть 20 - Мост, которому не страшны дождь и ветер
Часть 21 - Понравилось
...
Часть 38 - Cамый старый Новый мост
Часть 39 - Из истории утраченного: Исаакиевский наплавной мост (1727-1916)
Часть 40 - Мост Аллахверди-хана, или Мост Си-о-се-пол в Исфахане

Рубрики:  Путешествия
История
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 14 пользователям

Марина_Ушакова   обратиться по имени Понедельник, 19 Февраля 2018 г. 21:44 (ссылка)
Удивительная история строительств и разрушений. Всё-таки рушить - не строить, это у человеков получается лучше.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 19 Февраля 2018 г. 23:46ссылка
И делает он это с большей охотой. Жаль, что не восстановили первоначальный мост.
Liudmila_Sceglova   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 00:27 (ссылка)
Спасибо,солнышко!
Доброй ночки!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Февраля 2018 г. 00:29ссылка
Доброй ночи, Людочка, волшебных снов.
Юрий-Киев   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 05:36 (ссылка)
Огромная Леночка благодарность за такой интересный рассказ о знаменитом мосте Киева.

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Февраля 2018 г. 22:45ссылка
Как жаль, что не восстановили Николаевский мост, таких у нас больше нет и не будет.
Хорошей плодотворной недели, Юрий!
Валентина-л   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 08:49 (ссылка)
С благодарностью.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Февраля 2018 г. 22:58ссылка
Очень оригинальный мост, жаль, что его не восстановили.
Elena_ARVIK   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 14:35 (ссылка)
у меня когда-то в юности был друг из Киева, хорошо помню одно его фото на фоне этого моста ( ну с тем что осталось)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Февраля 2018 г. 23:01ссылка
А остались, к сожалению, в то время только опоры. Обидно, что мост не восстановили.
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 18:43 (ссылка)
Спасибо, Леночка, за интересный рассказ!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Февраля 2018 г. 23:04ссылка
Не знала раньше про этот мост, а он для нас необычен. Жаль, что его не восстановили.
ulakisa   обратиться по имени Вторник, 20 Февраля 2018 г. 20:15 (ссылка)
Спасибо Лена,красивый мост,жаль что не восстановили.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Февраля 2018 г. 23:04ссылка
Очень обидно, ведь такой красавец был.
Откровения_Красоты   обратиться по имени Вторник, 27 Февраля 2018 г. 13:00 (ссылка)
Войны всё разрушают... Как жаль, такое прекрасное сооружение!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 27 Февраля 2018 г. 23:58ссылка
Еще как жаль, ведь у нас больше нет и не будет готических мостов.
Доброй ночи, Сабиночка!
Елена__Станиславовна   обратиться по имени Воскресенье, 26 Августа 2018 г. 21:44 (ссылка)
благодарю, очень интересно, вот тебе и поляки...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Августа 2018 г. 21:53ссылка
Во время войны никто не думает о прекрасном, главное уничтожить всё за собой.
Перейти к дневнику

Понедельник, 27 Августа 2018 г. 23:37ссылка
Да, конечно, особенно, если захватить не получилось, чЁ уж беречь чужое...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку