-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в elinor_051

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 54989


Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902). Пейзажи

Пятница, 01 Декабря 2017 г. 21:00 + в цитатник

- (491x700, 58Kb)
Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта

Барон Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург (30 декабря 1832 [11 января 1833], Санкт-Петербург — 16 [29] мая 1902, там же) — русский художник-пейзажист второй половины XIX века. Первым из русских художников объединил жанровую картину с эпическим пейзажем. Племянник известного русского скульптора и педагога Петра Карловича Клодта, двоюродный брат художника Михаила Петровича Клодта.
Миша Клодт родился в аристократической семье. Его отец, Константин Карлович Клодт, генерал от артиллерии, увлекался гравюрой по дереву, а дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из лучших скульпторов того времени.
В раннем детстве Миша чуждался сверстников, был молчалив и нелюдим. Когда мальчик подрос, его определили на обучение в Горный кадетский корпус. Но Михаил плохо посещал занятия, да и учеба давалась ему с трудом. Единственный, кто в училище не мог нарадоваться на юного Мишу Клодта, был Иван Трофимович Хруцкий, который и раскрыл в нём талант художника.

- (700x501, 133Kb)
Вид на острове Валааме (1855)

В 1851 г. Клодт поступил в Петербургскую Академию художеств. Во время обучения был награжден золотой медалью второй степени за картину «Вид на острове Валааме» и золотой медалью первой степени за картину «Вид в имении Загезаль близ Риги».

- (700x481, 151Kb)
Вид в имении Загезаль близ Риги (1858)

- (700x465, 264Kb)
Баркас на берегу (1859)

В мае 1858 года художник-медалист в качестве пенсионера Академии отправляется в Швейцарию – "для совершенствования живописного мастерства". Приехав в Швейцарию, Михаил Константинович поселился в небольшой гостинице на берегу Женевского озера с намерением работать, работать и работать... Но вместо плодотворной работы у Клодта начинается самая настоящая хандра. Швейцарская природа явно не "зажгла" Михаила Константиновича. Он решает ехать в Париж, надеясь, что мировая столица искусств его взбодрит и вдохновит. Но, увы, не произвели на Клодта никакого впечатления ни исторические достопримечательности Парижа, ни современная французская живопись. Срок пребывания Клодта за границей должен был закончиться в июне 1862 года. Но русскому художнику на чужбине было не по душе – ему хотелось домой. И вот в 1860 году Михаил Константинович, окончательно измаявшись, обращается в Академию художеств с письмом-прошением: "Прошу разрешения вернуться в Россию, чтобы заняться в остальное пенсионерское время исполнением видов с натуры по России". Клодт был первым из русских пенсионеров за границей, официально обратившимся в Совет Академии с такой просьбой. В том же 1860 году он пишет пейзаж "Вид в Нормандии" исключительно ради отчета перед Академией. Получилась типично академическая работа: холодная, сухая, хотя и хорошо скомпонованная, и тщательно исполненная.

- (700x566, 170Kb)
Швейцарский вид (конец 1850-х)

- (589x700, 175Kb)
Швейцарский вид (1859?)


- (700x575, 210Kb)
Ферма в горах Швейцарии (нач. 1860-х)

00000 (700x479, 82Kb)
Лошади у реки (1860-е)

00000 (606x700, 50Kb)
У речки (1860-е)

- (700x574, 79Kb)
Летний пейзаж (1860)

- (700x474, 226Kb)
Вид в Нормандии (Летний день) (1860)

- (700x439, 113Kb)
Пейзаж с селянами (1860)

Получив официальное разрешение от Академии, в январе 1861 года Михаил Клодт вернулся в Россию. Академия художеств разрешила продолжить ему творческое путешествие уже в России и даже продлила ему срок пенсионерства. Летом того же года он познакомился с Елизаветой Михайловной Станюкович, дочерью адмирала Михаила Станюковича и сестрой начинающего писателя Константина Станюковича, и сделал ей предложение, но получил отказ. На фоне неудачи в любовных делах Клодт впал в депрессию, но вскоре, в 1862 году по настоянию родных, женился на Елизавете Гавриловне Владимирцовой.
По результатам поездки в Европу, Клодт в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами написал картины «Вид в долине реки Аа в Лифляндии», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки». За эти работы в 1862 году Михаил Константинович получил звание академика и продление срока пенсионерства ещё на один год.
Никогда больше Клодт не обращался в своем творчестве к заграничной тематике. Начиная с 1863 года, абсолютно все полотна художника были посвящены изображению родной природы.

- (700x445, 110Kb)
Озеро в горах (1861)

- (700x414, 32Kb)
Долина реки Аа в Лифляндии (1862)

00000 (700x420, 89Kb)
Ночь в Нормандии. Рыбаки у костра (1862)

klodt_mikhail_21 (700x416, 267Kb)
Дубовая роща (1863)

Летом 1863 года художник вместе с женой был приглашён погостить у родственников в Мценском уезде Орловской губернии. Здесь Михаил Константинович обрёл душевную гармонию и нашёл богатый материал для своих работ. Кроме Орловской губернии он путешествовал по Тульской и Смоленской губерниям, где нарисовал ряд русских пейзажей. Среди его успешных работ этого периода — картины «Дубовая роща» (1863), «Большая дорога осенью» (1863), «Вид в Орловской губернии» (1864).
Но в отличие от "заграничных", "отечественные" картины, пишутся уже не безразлично, а от всей души и для души. Михаил Константинович наконец-то находит и свою заветную тему, и свою долгожданную музу – в лице России.

00000 (700x415, 113Kb)
Лошади на лугу (1863)

- (700x344, 64Kb)
Большая дорога осенью (1863)

Полотно «Большая дорога осенью» с изображением типичного неброского русского пейзажа — низко нависшим над равниной небом с тяжелыми дождевыми облаками, дорогой, представляющей собой сплошную унылую чёрную хлябь, и застрявшей крестьянской телегой на ней без всякой надежды выбраться, — приносит Клодту популярность среди современников. За картину «Вид в Орловской губернии» живописец в 1864 году получил звание профессора, а значит, право на преподавание в Академии художеств, но штатной должности для него на тот момент не нашлось.

- (700x441, 62Kb)
Село в Орловской губернии (1864)

- (700x501, 83Kb)
Пейзаж с коровами (1864)

- (700x393, 148Kb)
У плотины (1864)

- (700x506, 154Kb)
Пейзаж с горным озером (1865)

9 декабря 1863 года в семье Клодтов родился сын Борис. Ребёнок родился очень слабым. Кроме того, жена художника Елизавета Гавриловна также тяжело заболела, болезнь прогрессировала, и в декабре 1865 года она умерла. А вскоре после неё скончалась мать Михаила Клодта.
Весной 1866 года живописец снова уехал на Орловщину, где много работал. По возвращении в Санкт-Петербург, овдовевший Михаил Константинович повторно сделал предложение Елизавете Михайловне Станюкович и на этот раз получил согласие. В январе 1867 года они обвенчались, а в ноябре того же года у них родился сын Пётр. В этот период Клодт создал множество полотен, среди которых «Лучи солнца», «Русская деревня», «Закат солнца в Орловской губернии» (1867), «Аллея в березовой роще» (1867)

- (585x700, 214Kb)
Аллея в березовой роще (1867)

- (700x484, 257Kb)
К вечеру (1867)

- (700x575, 69Kb)
Сосна (1868)

- (579x700, 241Kb)
Дорога в лесу (1869)

- (596x700, 212Kb)
Дорога в сосновом лесу (1869)

- (700x458, 131Kb)
Стадо у реки в полдень (1869)

Над своими полотнами Клодт работал очень тщательно, прорабатывая каждую деталь картины и добиваясь скрупулезной точности. Для произведений Клодта характерны реализм изображения, безукоризненный рисунок с тщательной проработкой деталей, великолепное мастерство перспективных решений, строгость и стройность композиции, умение "одушевить" природу присутствием человека. Его живописная манера тщательна в предметах переднего плана и более широка и обобщающая в изображении отдалённых планов и неба с облаками. Такая точность в написании мелких деталей требовала больших усилий и много времени на создание полотна. Добиваясь высокой точности, художнику иногда приходилось переписывать картину несколько раз.

00000 (558x700, 80Kb)
Дерево (1870)

00000 (700x443, 255Kb)
Возвращение стада в деревню (1870)

- (700x350, 176Kb)
Взморье (ок. 1870)

- (700x322, 74Kb)
Берег реки (1870)

00000 (700x480, 175Kb)
Пейзаж с коровами (1870)

В обзоре Академической выставки 1867 года В. В. Стасов писал:

" Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Его упрекают иногда в некоторой сухости, щепетильной мелочности, слишком рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем размашистая ложь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов. Не знаю, что можно сравнить с его Осенью, а потом и с Закатом солнца, выставленных на нынешней выставке. Все это очень и очень далеко от Соррентов, видов на Чёрное море и т. п., которыми обыкновенно нас потчуют ландшафтные живописцы. И слава Богу! Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины."


- (620x700, 221Kb)
Опушка леса (1870-е)

00000 (700x540, 70Kb)
Охотник на болоте (1870-е)

- (700x449, 138Kb)
Пейзаж с овцами (1870-е)

- (700x461, 95Kb)
Стадо у реки (1870-е)

В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества передвижных выставок, в состав которого вошел и Клодт, и следующее десятилетие его жизни связано с работой товарищества, которое очень быстро стало крупным центром художественной жизни в России. Тесное общение художника с членами общества способствовало укреплению в его творчестве реалистических тенденций и развитию интереса к темам и образам сельской России.
На первой выставке передвижников, открытой 29 ноября 1871 года в здании Академии художеств в Санкт-Петербурге Михаил Клодт представил две работы: «Полдень» и «Вид в Киеве, из сада Г. Муравьева». Интересно, что на выставке также был представлен и портрет самого Михаила Клодта работы Ивана Крамского. Критики того времени отмечали, что лучшими пейзажами на выставке явились работа Алексея Саврасова «Грачи прилетели» и картины Михаила Клодта.

- (700x379, 46Kb)
Вид в Киеве из сада А.Н. Муравьёва (1871)

00000 (700x560, 27Kb)
Крестьянка у сломанной телеги со льном (1871)

- (700x399, 122Kb)
На пашне (1872)

- (700x365, 65Kb)
На пашне (1872)

Настоящей жемчужиной пейзажного жанра явилась созданная им картина «На пашне» – полотно, которое, наряду с «Грачами» А.К. Саврасова, стало одним из живописных символов России. Здесь мы видим все тот же незамысловатый клодтовской мотив – небо, земля, знойный летний полдень, крестьянка на минутку оторвалась от пахоты, чтобы взглянуть на бричку, мчащуюся по дороге. Но в этом незатейливом сюжете художник поднимается до головокружительных обобщений, до символа бесконечно обновляющейся жизни. Народ, земля – вот, по Клодту, основа и суть российского бытия. Картина «На пашне» занимает центральное место в творчестве художника. И по сей день эта работа является самым известным произведением М.К. Клодта. Картина растиражирована в десятках тысяч экземпляров – открыток, репродукций, календарей... Трижды М.К. Клодт повторял свое полотно: в 1873, 1879 и 1881 годах, для музеев России. А оригинал уже более ста лет находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Картина, кстати сказать, была куплена П.М. Третьяковым прямо с выставки. Словом, картина «На пашне» была несомненной удачей М.К. Клодта.

- (700x395, 38Kb)
Сумерки (1872)

- (700x375, 93Kb)
Вечерний вид в деревне. Орловская губерния (1874)

00000 (700x389, 62Kb)
Полдень (Коровы в воде) (1874)

- (700x444, 70Kb)
Под березами (1874)

В 1873 году Михаил Константинович был зачислен в Академии на профессорский оклад (с 1871 года он числился в Академии сверхштатным преподавателем «без содержания»), что значительно улучшило его финансовое положение. В Академии он, вместе с Алексеем Боголюбовым и Сократом Воробьёвым, создал класс пейзажной живописи и до введения нового временного устава Академии в 1894 году являлся членом её совета. Клодт отнёсся к преподавательской деятельности так же добросовестно, как и к написанию пейзажей, и уделял своим студентам много времени и усилий. Некоторые из его учеников впоследствии стали известными художниками, работающими в разных направлениях — пейзажисты Николай Дубовской и Юлий Клевер, маринист Александр Беггров и другие. В то же время, в развернувшемся в это время в русской художественной среде конфликте вокруг Василия Верещагина, Клодт не поддержал профессорский состав Академии и встал на защиту баталиста. В целом, в этот период, на фоне противостояния Академии и Товарищества, положение художника выглядело двойственно — обе стороны стороны считали его «предателем» своего дела.
В 1879 г. из-за конфликта с Архипом Ивановичем Куинджи Михаил Константинович Клодт покидает Товарищество передвижников, но продолжает участвовать в его выставках в качестве экспонента. Последней серьезной работой художника до выхода из Товарищества стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года.
- (700x344, 85Kb)
На пашне. Осенняя пахота в Малороссии (1876)

- (700x437, 113Kb)
Лесная даль в полдень (1878)

- (700x309, 28Kb)
Волга у Жигулей (1879)

- (700x359, 21Kb)
Коровы на водопое (1879)

В 1770-х годах Михаил Константинович ежегодно совершал творческие поездки по стране и создал серию полотен, которые вошли в «золотой фонд» русского пейзажа. Его работы, такие как «Крестьянка у сломанной телеги со льном» (1873), «Вечерний вид в Орловской губернии» (1874), «Рожь» (1877), «Коровы на водопое» (1879), кроме интереса к пространственным эффектам, содержат попытку в обобщённой форме показать своеобразие и неповторимость русского пейзажа, эмоционально окрашенного присутствием человека. В это же время, под воздействием творчества Ивана Шишкина, в работах Клодта возрастают эпические мотивы в написании русской природы («Лесная даль в полдень»). Пейзажи Клодта всегда характеризуется пристальным вниманием к природе и одновременно её лирическим восприятием. Критик В. В. Стасов называл художника «живописцем поэтических сельских настроений».

00000 (700x318, 35Kb)
На Волге (1880)

- (700x560, 126Kb)
Волга под Симбирском (1881)

00000 (700x443, 93Kb)
Имение Зегельвольт (1881)

Работы Михаила Клодта неоднократно экспонировались на Всемирных выставках в Париже (1867, 1868), Лондоне (1872), Вене (1873), Филадельфии (1876).
А в июне 2008 г. на аукционе Sotheby’s картина Михаила Константиновича Клодта «Скот на водопое» (Cattle watering) была продана за 241 250 британских фунтов.

- (700x314, 72Kb)
Пейзаж с лодкой (1882)

- (700x448, 294Kb)
Березовая аллея (1890-е)

В конце 1880-х годов здоровье художника начало ухудшаться. Возникли проблемы со зрением, появились признаки психического расстройства, и в 1894 г. Клодта уволили из Академии художеств.

- (700x379, 110Kb)
Высохшая речка (1895)

- (700x391, 156Kb)
Берег Финского залива (до 1902)

Скончался Михаил Константинович Клодт 16 (29) мая 1902 года. О последних годах его жизни практически ничего не известно. Архивные документы в виде судебных выписок и исполнительных листов свидетельствуют, что он находился в нужде и был вынужден занимать деньги у разных людей.

- (700x451, 70Kb)
Коровы на берегу

00000 (700x438, 89Kb)
Три коровы

- (700x441, 43Kb)
Пейзаж с рекой

- (700x459, 54Kb)
Пейзаж с мельницей

- (700x570, 148Kb)
Пейзаж с крестьянами

00000 (700x407, 89Kb)
Ночь на морском берегу

00000 (700x403, 83Kb)
Пейзаж в Уусикиркко

00000 (700x404, 49Kb)
Пейзаж с облаками

00000 (700x404, 120Kb)
Пейзаж с озером

00000 (700x337, 83Kb)
Пейзаж с рекой

- (531x700, 200Kb)
Лесная дорога


Источник:https://newsland.com/community/5920/content/khudoz...-konstantinovich-klodt/4955617
http://gallart.by/Klodt.html
http://www.russianphotographs.net/articles/russkoe...2_kratkaya_biografiya?back=all
https://ru.wikipedia.org

Серия сообщений "Русские пейзажисты XVIII-XIX вв.":
Часть 1 - Лев Львович Каменев (1833-1886). Пейзажи
Часть 2 - Владимир Донатович Орловский (1842-1914). Пейзажи
Часть 3 - Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902). Пейзажи
Часть 4 - Иван Августович Вельц (1866 - 1926). Пейзажи
Часть 5 - Александр Александрович Киселёв (1838—1911). Пейзажи
...
Часть 27 - Сергей Иванович Васильковский (1854 - 1917). Пейзажи
Часть 28 - Пётр Александрович Суходольский (1835-1903). Пейзажи
Часть 29 - Андрей Афанасьевич Егоров (1878-1954). Снежное

Рубрики:  Искусство
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 13 пользователям

Харитоныч   обратиться по имени Пятница, 01 Декабря 2017 г. 21:44 (ссылка)
Эля, спасибо за чудные пейзажи, а я и не знал!
Посылаю друзьям!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 02 Декабря 2017 г. 00:18ссылка
Комменты у меня так и не пишутся, поэтому пишу у Харитоныча.)))
Перейти к дневнику

Суббота, 02 Декабря 2017 г. 10:07ссылка
Пиши всегда у меня!
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Воскресенье, 03 Декабря 2017 г. 01:31ссылка
И когда же они закончат свои нововведения?
Марина_Ушакова   обратиться по имени Пятница, 01 Декабря 2017 г. 22:13 (ссылка)
Академическая классика. Всегда любуюсь его работами
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 03 Декабря 2017 г. 01:15ссылка
"Здесь русский дух, здесь Русью пахнет".
Anabelle21   обратиться по имени Суббота, 02 Декабря 2017 г. 09:27 (ссылка)
Замечательный художник и дорогие сердцу пейзажи 19 века...
Спасибо за пост, Лена!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 03 Декабря 2017 г. 01:18ссылка
Знала о нем больше понаслышке, поэтому многие картины стали для меня открытием. А попутно выяснила, что почти все Клодты 19 века были художниками.
Тор5   обратиться по имени Суббота, 02 Декабря 2017 г. 09:28 (ссылка)
elinor_051,
Замечательный живописец, плодовитый в хорошем смысле))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 03 Декабря 2017 г. 01:23ссылка
Искренне любил русскую землю, её красоту и даже тяжелую крестьянскую жизнь сумел передать с налетом романтики.
TimOlya   обратиться по имени Суббота, 02 Декабря 2017 г. 10:33 (ссылка)
Доброе утро,Эля !Благодарю за интересный пост,прекрасные пейзажи!Радостных выходных,дорогая!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 03 Декабря 2017 г. 01:28ссылка
Сердце замирает от красоты наших пейзажей с такой любовью переданных художником.
Приятного воскресенья, Оленька, насыщенного интересными событиями. Лена.
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 02 Декабря 2017 г. 20:41 (ссылка)
Спасибо, Лена! Замечательная подборка! Забираю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 03 Декабря 2017 г. 01:29ссылка
Чудесные картины, от которых замирает сердце и на душе становится теплее.
ulakisa   обратиться по имени Воскресенье, 03 Декабря 2017 г. 22:00 (ссылка)
Спасибо Леночка за знакомство,сколько прекрасных художников о которых даже не слышала!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 03 Декабря 2017 г. 23:19ссылка
Жаль, что многие сейчас забыты. Почти все члены семьи Клодтов в 19 в. были художниками.
izogradinka   обратиться по имени Понедельник, 04 Декабря 2017 г. 06:56 (ссылка)
Пейзажи великолепны! Можно каждой картиной любоваться)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 05 Декабря 2017 г. 02:00ссылка
Да, в них столько поэтичности.
Elena_ARVIK   обратиться по имени Понедельник, 04 Декабря 2017 г. 10:21 (ссылка)
всегда задерживаюсь у его картин в музеях, что-то есть в них притягательное. Репродукции всего не передают
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 05 Декабря 2017 г. 02:03ссылка
Репродукция это только слабый отголосок оригинала, она даёт лишь представление о художнике. В идеале всё надо смотреть в музее, но далеко не всегда это доступно.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку