-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в elinor_051

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 55034


Стеклянная гармоника

Вторник, 31 Марта 2015 г. 13:00 + в цитатник

Glassarmonica (700x525, 67Kb)



Стекля́нная гармо́ника — редкий музыкальный инструмент, состоящий из стеклянных полусфер различного размера, нанизанных на горизонтальную вращающуюся металлическую ось. Пакет полусфер частично погружён в ящик-резонатор с разбавленным уксусом, благодаря чему края полусфер постоянно увлажнены.

alet11 (700x464, 60Kb)
Стеклянная гармоника известна в Европе с середины XVII века. Тогда играли на тридцати-сорока стаканах, прикасаясь к краям которых, исполнитель извлекал такие легкие, неземные звуки, будто на землю падают стеклянные шарики. В 1744 году ирландец Ричард Пакрич совершил триумфальное турне по всей Англии с новым, усовершенствованным инструментом, который он назвал «серафим» или «музыкальные стаканчики». Успех был так велик, что уже через пару лет в Лондоне выступил солистом на этом инструменте Кристоф-Виллибальд Глюк. Он исполнил «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».
Прибывший в 1757 году в Лондон в качестве посла Соединенных Штатов Бенджамин Франклин был захвачен всеобщим увлечением стеклянной гармоникой и изготовил свой усовершенствованный вариант. Его изобретение сделало этот инструмент ещё более популярным, — стаканчики Франклин заменил полусферическими чашечками, нанизанными на железный вал. Нижний край чашечек погружался в корытце с водой и при вращении вала, приводимого в движение педалью, равномерно увлажнялся. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек порождало нежный и приятный звук. В конструкции этой гармоники явно прослеживаются параллели с концепцией «музыки сфер», возникшей в античности, в средние века известным человеком, развивавшим эту концепцию был Иоганн Кеплер.
full (550x688, 404Kb)
Обновлённый инструмент, названный «стеклянной гармоникой», покорил Европу. Слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.



Но несмотря на это, в те времена считалось, что его звук слишком сильно действует на душевное состояние людей, пугает животных, вызывает преждевременные роды и даже приводит к расстройству рассудка. Поэтому в некоторых городах Германии гармоника была запрещена законом. Зато знаменитый австрийский психиатр Месмер, живший в конце XVIII — начале XIX века, использовал её для успокоения пациентов перед исследованием.
cam-armonika_7035 (700x494, 155Kb)
В начале XX века искусство стеклянной гармоники было утеряно, эти инструменты стали редкостью. Две стеклянные гармоники, с 37-ю и 35-ю полушариями в СССР являлись экспонатами «Постоянной выставки музыкальных инструментов» в Ленинграде. Интерес к стеклянной гармонике возродился лишь недавно. Интересно, что в произведении американского композитора XX века Джорджа Крама этому инструменту доверено исполнять не что-нибудь, а голос бога.
Антон Рубинштейн использовал стеклянную гармонику в «Демоне», чтобы создать ощущение необычайного, таинственного и «фантастического» в звучании оркестра. А Михаилу Глинке она пригодилась в опере «Руслан и Людмила» — для достижения сказочного колорита. Гаэтано Доницетти передал через нежное звучание инструмента безумие Лючии ди Ламермур в одноименной опере. Когда секрет игры на стеклянной гармонике был утерян, её стали заменять другими инструментами. Но в 2003 году режиссёр Александр Ведерников поставил оперу Глинки в Большом театре и решил вернуть стеклянную гармонику на её законное место.
430d4cc568be09421342a8369a6df838_William Zeitler (700x533, 65Kb)
Музыку для стеклянной гармоники сочиняли: Вольфганг Амадей Моцарт, Карл Филипп Эммануэль Бах, Людвиг ван Бетховен, Михаил Иванович Глинка, Пётр Ильи́ч Чайко́вский, Гаэтано Доницетти, Рихард Штраус, Томас Блох, Филипп Сард и другие композиторы.


Томас Блох

В начале 1970-х композитор Филипп Сард выбрал стеклянную гармонику для музыкального сопровождения фильма «Жилец» после того, как увидел в ресторане режиссёра Романа Полански, имитирующего пальцем движение, заставляющее стекло петь. К тому моменту во всём мире остался лишь один исполнитель, способный играть на этом инструменте.


Источник: Википедия

Серия сообщений "Музыкальные инструменты":
Часть 1 - Серпент - редкий музыкальный инструмент
Часть 2 - Эрху- двухструнная скрипка
Часть 3 - Жуань - лютня с человеческим лицом
Часть 4 - Такие знакомые ложки
Часть 5 - Стеклянная гармоника
Часть 6 - Челеста
Часть 7 - Варган. Маленький да удаленький.
...
Часть 25 - Саранги
Часть 26 - Морин хуур, инструмент с лошадиной головой
Часть 27 - Ирландский боуран

Рубрики:  Искусство
Музыка
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 5 пользователям

Марина_Ушакова   обратиться по имени Вторник, 31 Марта 2015 г. 14:26 (ссылка)
Удивительный, фантастический инструмент с волшебным звучанием.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 31 Марта 2015 г. 14:48ссылка
Хорошо, что ее возрождают. Звук у нее действительно божественный.
Тор5   обратиться по имени Среда, 01 Апреля 2015 г. 13:17 (ссылка)
elinor_051,
Потрясающе! Звук неземной... .
Спасибо, Лена!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 01 Апреля 2015 г. 19:52ссылка
Как хорошо, что ее возрождают. Звук у нее действительно божественный.
Elena_ARVIK   обратиться по имени Суббота, 04 Апреля 2015 г. 16:28 (ссылка)
Впервые такое чудо вижу и слышу. Спасибо, Леночка.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 04 Апреля 2015 г. 23:30ссылка
Об игре на стаканчиках знала, а вот про такое изобретение Франклина прочла впервые.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку