-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ELINOR2002

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.11.2014
Записей: 6715
Комментариев: 177
Написано: 6905


Художница Мари Элизабет Луиза Виже - Лебрен.

Суббота, 27 Декабря 2014 г. 14:45 + в цитатник
Цитата сообщения Каменный_Цветок1 Художница Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (1755-1842)

Художница Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (1755-1842)    

 

 
 


Луиза Виже.jpg
Луиза Виже
 

 

У подножия трона

 

С раннего детства дочь не слишком известного художника Луи Виже мечтала с помощью красок создать собственный мир гармонии и красоты. Отец умер, когда Луиза была подростком. Мать вскоре вышла замуж вторично, предоставив ей учиться живописи с тем, чтобы дочь могла сама зарабатывать.

 

К 15 годам юная художница уже имела круг заказчиков из высшего общества, но ей хотелось большего. Ключом к Версалю стал ее брак с торговцем произведениями искусства Жаном Батистом Лебреном. Честолюбивая девушка трезво просчитала все выгоды этого союза и не ошиблась: муж употребил свои связи, чтобы Луизу пригласили ко двору - писать портрет королевы. «Мария-Антуанетта была высока ростом и великолепно сложена, будучи несколько полноватой, но не чрезмерно», — напишет Луиза о венценосной модели.

 

 

Мария-Антуанетта  (конец XVIII века )

Во время сеансов молодые женщины беседовали и нашли в своих судьбах много сходного: одногодки, обе не слишком счастливы в браке и стремятся к красоте во всех ее проявлениях. Зарождавшуюся дружбу укрепили разговоры о нарядах, шляпках и украшениях во время совместных прогулок по окрестностям Парижа.

 

За первым заказом немедленно последовал второй, потом - третий. Этому способствовало и основное правило Виже-Лебрен - молчать обо всем, что она видела или слышала во дворце.

 

 

Автопортрет с дочерью

 

В негласной борьбе с конкурентами Луиза сделала своим оружием «комплекс услуг»: художница причесывала заказчиц и придумывала фасоны нарядов, которые лично кроила. Постепенно она сделалась законодательницей моды. Свободные платья, в которых они

разгуливали с королевой по Трианону, отказавшись от кринолинов и фижм, и соломенные шляпки, вытеснившие перья и драгоценности в волосах, немедленно копировались модницами. «Моя прическа мне ничего не стоила, - писала она в одном из писем, - я сама устраивала свои волосы, украшая их обыкновенно муслиновым платком...». Именно мадам Виже-Лебрен мы обязаны непреходящей модой на матросский костюм в детском и женском гардеробах.

 

 

Мадам Пережо 1789г.

 

Способствовали растущей популярности и экстрасенсорные способности художницы: «Я редко ошибалась в своих предсказаниях» глядя на выражение лиц своих визави». Стало легендой, как по тусклому левому глазу короля Польши она предсказала его близкую смерть.

 

Маркиза Пеже и маркиза Руа с двумя детьми

 

Своя среди чужих.

 

Вопреки сопротивлению главы Королевской академии живописи и архитектуры, по личному распоряжению короля мадам Виже-Лебрен стала членом этого почтенного учреждения. Потерпев поражение в попытках доказать бездарностьхудожницы, недоброжелате­ли взялись чернить ее репутацию. Они распускали слухи о многочисленных лю­бовниках красавицы, одним из которых якобы был министр финансов Калонн, дававший ей десятки тысяч франков из королевской казны только на знаменитые «греческие вечера», которые она устраивала. Кроме того, ученые мужи нанимали всякий сброд, чтобы забрасывать нечистотами новый дом художницы. А в 1787 году в Салоне Лувра отказались выставить написанный ею портрет Марии-Антуанетты.

 

 

Портрет Марии-Антуанетты Лотарингской-Габсбургской, эрцгерцогини Австрийской, королевы Франции.

 

Луиза понимала: она - подруга ненавидимой народом австриячки, агрессия толпы растет, и взрыв неизбежен.

Портрет фаворитки французского короля Людовика XV мадам дю Барри она писала летом 1789 года под грохот пушек. В ночь с 5 на 6 октября 1789 года, когда королевскую семью принудительно вернули в Париж, художница сочла во благо дочери-подростка Жанны-Жюли покинуть столицу. Вместе с гувернанткой они переоделись работницами и отправились в изгнание.

 

 

Мадам Дюбарри

 

Шесть «русских» лет

 

Все ужасы Французской революции, как это ни парадоксально звучит, принесли Виже-Лебрен еще большую славу. Ее как близкую подругу мученицы-королевы Марии-Антуанетты с почетом принимали европейские монархи.

 

 

Портрет графини Анны Сергеевны Строгановой с сыном, Эрмитаж

 

 

Екатерина II, люто ненавидевшая якобинцев, оказывала любезный прием изгнанникам и, в числе других, пригласила Виже-Лебрен к своему двору, куда Луиза и прибыла 25 июля 1795 года.

 

Во время аудиенции художница отметила чрезмерную полноту императрицы, «но еще красивое лицо, обрамленное седыми волосами, придававшими ее облику совершенство». Государыня предложила изгнаннице поселиться в Царском Селе, однако апартаменты во дворце не выделила. В чем Луиза справедливо усматривала придворные интриги.

 

 

Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны, Эрмитаж

 

В воспоминаниях о последнем фаворите императрицы она напишет: «Зубов меня не любил». Луиза не переносила, когда во время работы к ней приходили гости, желавшие взглянуть на ее картины, поэтому она установила приемные часы. Ловкий царедворец туг же нажаловался императрице - мол, у госпожи Лебрен тоже свой двор, она, подобно своей покровительнице, дает аудиенции.

 

 

 

Портрет графини Екатерины Скавронской.1790

 

Екатерина II, не терпевшая соперничества, отомстила, разругав в письме к одному из парижских друзей работу Виже-Лебрен: «Последовательница Анжелики Кауфман пробует свои кисти и начинает писать великих княжон Александру и Елену... Госпожа художница заставляет обеих скорчиться на диване, сворачивает шею младшей, придает обеим вид мопсов, греющихся на солнце...».

 

 

Портрет Скавронской 1790

 

 

Престарелая императрица не принимала свежие веяния в моде и не на шутку рассердилась, когда на один из балов супруга ее внука Александра, великая княгиня Елизавета, явилась в платье, больше похожем на ночную сорочку, фасон которого сочинила француженка. Это не помешало великой княгине заказать еще несколько своих портретов и... попросить о новых моделях нарядов.

 

«Не смею...»

 

Луиза получила звание почетного вольного общника Императорской Академии художеств и множество заказов от царской семьи и знати. За каждый портрет (из более чем 50 написанных ею в России) художница запросила около четырех тысяч рублей, что было по тем временам невероятно огромной суммой.

 

 

Портрет князя Ивана Ивановича Барятинского. 1800 г.

 

Приехав в Москву в октябре 1800 года, прагматичная дама пожаловалась графине Екатерине Строгановой на проблемы с жильем, и графиня сразу же ответила, что у нее есть прелестный и никем не занятый дом, в котором она и попросила свою гостью остановиться. В качестве благодарности (и сэкономив приличные деньги!) художница написала портрет дочери Строгановой.

 

 

Императрица Мария Федоровна.

 

Пребывание Луизы в России совпало с огромными историческими переменами: эпоха Екатерины II сменилась павловской, а затем и александровской. Ее глаз профессионала отмечал в новом императоре: «Павел был чрезвычайно уродлив. Плоский нос и очень большой рот с очень длинными зубами делали его похожим на голову смерти».

 

 

Портрет Варвары Головиной

 

Есть легенда, что художница не справилась с поручением государя нарисовать панораму Москвы с высоты Воробьевых гор. Якобы час она простояла в молчании, затем бросила палитру и мелодраматически произнесла: «Не смею.:.».

 

 

Евдокия Ивановна Голицына -Флора- - 1799, Юта музей

 

В Москве же она узнала страшные подробности гибели Павла I и заметила: «Я твердо убеждена, что Александр ничего не знал о попытке покушения на жизнь отца».

В светских салонах ее принимали как желанную гостью. Графиня Варвара Головина писала:  «Эта прелестная женщина блещет остроумием и различными талантами». Однако теплый прием не помешал иностранке рассказывать позже, что придворные русские дамы оставляют драгоценности на подоконниках распахнутых окон дворцов в полной уверенности, что от воров их оберегают Николай-угодник и Дева Мария. О жизни же простых людей мадам Виже-Лебрен не знала практически ничего. По ее наблюдениям, здесь «никогда не увидишь пьяного». И с чистой совестью утверждала: русский народ трудолюбив, не ворует и мягок нравом, а также русские «проворны, умны, познают ремесла чрезвычайно легко, многие даже добиваются успехов в искусствах».

 

 

 

Прижизненный классик

 

Луизу все сильнее беспокоили семейные проблемы. Подросшая дочь против воли матери вышла замуж за Гаэтана Бернара Нигриса - всего лишь секретаря директора Российских императорских театров. В знак протеста художница уехала из страны.

 

 

Портрет брата Этьена

 

За годы, проведенные в России, Виже-Лебрен стала настолько популярна, что сам Александр Пушкин упомянул о ней в «Пиковой даме» - в спальне старой графини Гёрманн видит «два портрета, писанные в Париже m-me Lebrun. Один из них изображал мужчину лет сорока, румяного и полного, в светло-зеленом мундире и со звездою, другой - молодую красавицу с орлиным носом, с зачесанными висками и с розою в пудреных волосах».

 

 

Портрет дочери Жюли

 

К началу 1830-х годов Луиза отходит от живописи и погружается в мир прошлого, создавая мемуары. Не доверяя будущим биографам, она составила список собственных работ и включила туда 662 портрета, 15 картин исторического и аллегорического содержания и около 200 пейзажей. «Все, что я пережила, убеждает меня в том, что мое единственное счастье заключено в живописи», - подытожит Луиза Виже-Лебрен свою долгую жизнь.

 

 

 

Галерея  портретов



Louise Elisabeth Vigee Le BrunPortrait of Antoinette Elisabeth Marie d'Aguesseau, countess of Ségur
 1785, Versaill



Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun (1755-1842)
Lady Folding a Letter
1784, Toledo Museum of Art


Marie Louise Elisabeth Vigée LeBrun’s
Portrait of a Young Woman
from the Robert Dawson Evans Collection, Museum of Fine Arts, Boston


Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun
Madame Molé-Reymond


Élisabeth Louise Vigée-Lebrun
ca. 1795 Princess Juliane of Saxe-Coburg-Saalfeld


Kimbell Art Museum (Fort Worth, Texas, United States)


La Baronne de Crussol ,1785


Элизабет-Луиза Виже-Лебрен
Луиза-Мария-Аделаида де Бурбон-Пентьевр, герцогиня Орлеанская


Elisabeth Vigée-Lebrun
Portrait Anne Catherine Le Preudhomme de


Elisabeth-Louise Vigée Le Brun
Portrait of Marie Gabrielle de Gramont, Duchesse de


Elisabeth Vigée-Le Brun
Catherine Vassilievna Skavronskaia (1761-1829),


Dame d'honneur de l'impératrice Catherine II Vers 1795-1796


Elisabeth Louise Vigee-Lebrun (1755-1842)
Portrait of Marie-Antoinette (a la rose)


Элизабет-Луиза Виже-Лебрен
Мария-Тереза-Луиза де Савой-Кариньян, принцесса де Ламбалль


Elisabeth Vigée-Lebrun
Madame Perregaux, oil on panel, 1789,
Wallace Collection (London, United Kingdom)






Elisabeth Vigеe-lebrun (1755-1842).
Портрет Элизабет Изабеллы Мнижеч (1787–1830)


Elisabeth Vigеe-lebrun (1755-1842)
Портрет Аглаи де Грамонд,герцогини Guiche (1768-1803)


Elisabeth Vigee-Lebrun
Self Portrait in a Turban with Her Child, 1786


Elisabeth Louise Vigée-LeBrun (1755-1842)
Portrait de la Comtesse Skavronska,
1790 huile sur toile, 135 x 95 cm, Musée Jacquemart André


Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun


Marie-Louise-Elisabeth Vigée-Lebrun (French artist, 1755-1842)
Marquise de Aguessenau wearing a robe a la turque 1789


Louise Élisabeth Vigée Le Brun (1755–1842),
Artist´s daughter as "The Bather", 1792, oil on linen
Formerly Youssoupoff Collection, St. Petersburg, Russia


Louise Élisabeth Vigée Le Brun (1755–1842)
Баронесса Анна Сергеевна Строганова, ур. Трубецкая (1765-1824),
с сыном Сергеем Григорьевичем Строгановым (1794-1882)


Adelaïde Labille-Guiard (1749-1803)
Elisabeth Vigée-Lebrun, like her colleague


Adelaide Labille-Guiard (French, 1749-1803) фрагмент


фрагмент


Elisabeth Vigée-Lebrun
Marie Antoinette


Elisabeth Vigée-Lebrun
Portrait of Madame Grand, Oil on canvas, 1783
Metropolitan Museum of Art (Manhattan, New York, United States)


Elisabeth Vigée-Lebrun
Self Portrait, Oil on canvas, 1800,
Hermitage (St Petersburg, Russian Federation)


Elisabeth Vigée-Lebrun
Self Portrait in a Straw Hat, oil on canvas, 1782,
National Gallery (London, United Kingdom)


Élisabeth Vigée Le Brun
Comtesse de la Chatre Louise


Louise Elisabeth Vigee Le Brun
Madame Vigee Lebrun and her daughter, Jeanne Lucie Louise


Elisabeth Vigée Le Brun,
Self-Portrait, 1790.
Uffizi Gallery, Florence, Italy.


Elisabeth Louise Vigee LeBrun (3 мая 1764 — 10 мая 1794)
Princess Maria Cristina


Louise Elisabeth Vigee Le Brun
Hyacinthe-Gabrielle Roland


Elisabeth Vigée-Lebrun
Self Portrait


Elisabeth-Louise Vigee Le Brun (1755-1842)
Portrait of Aglae Angelique Gabrielle De Gramont, wife of general Aleksandr Davydov


Elisabeth Vigée-Lebrun
Marie Antoinette


Elisabeth Vigée-Lebrun
Marie Antoinette


Elisabeth Vigée-Lebrun

 

 

 

Anushka_M

 

Рубрики:  Искусство

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку