-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Eleroum

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

salsa аргентинское танго библиотекари и просто жизнь библиотеки книги читатели рок н ролл

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.02.2005
Записей: 334
Комментариев: 3160
Написано: 5431


Борхес-библиотекарь

Четверг, 21 Июля 2005 г. 02:31 + в цитатник
На последнем этаже нашего здания находится CADIST ( КАДИСТ). Расшифровывается это как Centre d'Acquisition et de Diffusion de l'Information Scientifique et Technique - Центр Приобретения и Распространения Научной и технической Информации. CADIST’ы существуют во Франции с 1980 года. Всего их одиннадцать. У каждого своя специализация. Каждый центр в идеале должен приобретать ВСЮ информацию по своей тематике. И предоставлять эту информацию во всеобщее распоряжение. Наш CADIST специализируется на литературе испано- и португало- язычных стран Латинской Америки и Африки. Сайт его находится здесь http://babord.u-bordeaux.fr/cadist/cadist.html

Время от времени я туда захожу, чтобы взять что-нибудь почитать и поболтать с Натали и Аленом, чьим заботам поручен этот Центр, и у которых хорошее чувство юмора.

Последний раз я задержалась около Борхеса.

Можно любить, или не любить Борхеса, но не признать, что этот писатель занимает важное место в мировой литературе - нельзя. Он не только оставил в ней свой след, но и обеспечил куском хлеба на много лет вперёд несколько поколений литературных критиков. С этой точки зрения очень показательны библиотечные полки. Даже человеку, который о Борхесе ничего не слышал достаточно одного взгляда на них, чтобы прийти к этому выводу. На две неполных полки с произведениями Борхеса приходится четыре переполненных с исследованиями и критикой его произведений. На трёх языках.

Просмотрев большую часть, я пришла к выводу, что каждый уважающий себя критик считает своим долгом упомянуть о том, что Борхес был библиотекарем, и, так или иначе, связать это с его творчеством. О том, что Борхес писатель-библиотекарь не писал только тот, кто вместо того, чтобы анализировать книги Борхеса занимался другими делами.

Я же утверждаю, что Борхес библиотекарем не был.

Он работал в библиотеке. Он занимал пост директора Национальной библиотеки Аргентины. Но библиотекарем он не был. Даже на посту директора Национальной библиотеки он остался читателем.

Когда я готовилась к конкурсу, я решила прочитать работы известных библиотекарей, таких как Эжен Морель, Габриэль Нодэ и к которым я, по-наслышке, причисляла и Борхеса. И в этом плане Борхес меня разочаровал. Проработал человек 9 лет в библиотеке простым служащим, потом 18 лет был директором Аргентинской Национальной библиотеки – и ни одной мысли о том, как организовать библиотеку, или о том, как облегчить читателям доступ к информации, ничего, что могло бы быть полезным. Даже Иван Андреевич Крылов, проработавший 29 лет в Императорской Публичной библиотеке, несмотря на свою литературную деятельность, изложил множество дeльныx соображений, касающихся создания библиотечных каталогов http://www.library.ru/3/event/person/#krylov.

Михалина
прислала мне следующее определение библиотекаря

Библиотекарь — работник библиотеки, выполняющий операцию или комплекс операций по формированию библиотечного фонда, обслуживанию пользователей, созданию и использованию материально-технической базы, управлению персоналом и библиотекой в целом. Мотульский Р. С. Общее библиотековедение: Учебное пособие для вузов. — М.: ЛИБЕРЕЯ, 2004. — 224с.

Ничего из вышеперечисленного Борхес не делал. Во всяком случае, мне не удалось найти ничего, что свидетельствовало бы об этом. Ничего из вышеперечисленного Борхес не делал как в силу своего физического недуга, так и из-за полного безразличия к тому, как функционирует библиотека. Вот, что я нашла на следующем сайте.

http://persona.rin.ru/cgi-bin/rus/view.pl?id=26724&a=fall&idr=5&n=

Около 1937 года [Борхес] впервые поступил в библиотеку на постоянную службу, где и провел "девять глубоко несчастливых лет". […] «Всю свою библиотечную работу я выполнял в первый же час, а затем тихонько уходил в подвальное книгохранилище и оставшиеся пять часов читал или писал...» (Хорхе Луис Борхес. Автобиографические заметки. Перевод Е.Лысенко.)

Любой профессиональный библиотекарь, прочтя это, скажет, что человек, написавший эти строки либо в билиотечной работе ничего не понимает – мыслимое ли это дело за час выполнить ВСЮ работу, либо его там так, из жалости держали.

Борхес стал директором национальной библиотеки не за особые библиотечные способности, но потомо что к тому времени он стал эмблематичной фигурой не только в литературной жизни Аргентины, но и как библиотекарь. Все знают: что едва Хуан Доминго Перон был избран президентом Аргентины в 1946 году, он тут же снял Борхеса с должности, которую тот занимал в библиотеке, а взамен этого предложил ему место инспектора на рынке, в отделе битой птицы. На сайте Национальной библиотеки Аргентины сказано, что эта отставка была вызвана политическими причинами-por razones políticas- но сами эти причины не называются.

Я думаю, что дело тут не в политических причинах, а в личной неприязни Перона к Борхесу, ну и, вероятно, Борхеса к Перону. Причин этой неприяни я не знаю, но осмелюсь предположить, что мотивы тут личные, а не политические. Политикой Борхес особо не интересовался. С Пероном они почти ровесники (Борхес родился в 1899-ом году, а Перон в 1895-ом). Перон, кстати, получил хорошее образование. Он учился в Международном Колледже, закончил Высшую военную школу, потом работал в ней преподавателем и за это время написал пять книг по военной истории. Аргентина страна маленькая, люди, составляющие интеллектуальную элиту страны все друг друга знают. Борхес и Перон наверняка были знакомы. И Перон явно за что-то Борхеса очень сильно не любил, иначе как объяснить этот его жест, направленный исключительно на то, чтобы унизить и оскорбить последнего ? После государственного переворота в 1955 году, в результате которого власть Перона закончилась, Борхес стал не только интеллектуалом, гонимым прежним режимом, но и билиотекарем, незаслуженно отправленным в отставку. Так что пероновское назначение Борхеса инспектором битой птицы сослужило последнему скорее добрую службу. Новая власть назначила его директором Национальной библиотеки. Таким образом Национальная библиотека Аргентины получила некомпетентного, но престижного директора, а Борхес – « место о котором мечтал ».

В 1973 году Перон снова был избран президентом – и Борхес тут же ушел из библиотеки.
Рубрики:  Моё

Михалина   обратиться по имени Четверг, 21 Июля 2005 г. 02:38 (ссылка)
Ох, с возвращением! Я уже соскучилась!
Очень интересно. Но я вот тут подумала, что, всё-таки, предпочла бы видеть директором национальной библиотеки Борхеса, а не Мотульского, который в интервью сообщил, что его любимой книгой является "Остров сокровищ". Борхес, кстати, тоже любил "Остров сокровищ"... Но он читал не только его:(
Ответить С цитатой В цитатник
weilirui   обратиться по имени Четверг, 21 Июля 2005 г. 03:00 (ссылка)
C возвращением! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Eleroum   обратиться по имени Четверг, 21 Июля 2005 г. 09:58 (ссылка)
Михалина, weilirui,спасибо. Я тоже очень рада вас видеть.

Михалина,я думаю все-таки, что директор библиотеки должен прежде всего обладать глобальным видением библиотеки, а там пусть себе читает, что хочет.
Ответить С цитатой В цитатник
Михалина   обратиться по имени Четверг, 21 Июля 2005 г. 11:48 (ссылка)
Eleroum, да пусть читает, что хочет, лишь бы читал. Тут дело скорее во внутренней культуре. Которая отсутствует у нашего директора в принципе. Вот, например, будучи деканом института культуры, подбежавшим к нему с каким-то вопросам студенткам заявил: "Как вы меня заебали!". Нормально, да? Проходя по библиотеке, практически никогда не здоровается с сотрудниками, да что там ещё говорить...
Но вообще я слегка озадачена. Надо теперь как-то привести в равновесие мою любовь к Борхесу с новыми сведениями. Я и Бегги этот пост переслала, правда, он ещё не получал или не прочёл, работы у него много сейчас. Вот пообсуждаем — поделюсь))
Извини, что не прислала больше определений библиотекаря — фонды в связи с переездом в новое здание законсервированы.
Ответить С цитатой В цитатник
Eleroum   обратиться по имени Пятница, 22 Июля 2005 г. 06:46 (ссылка)
Михалина, если Мотульский таков, то, конечно, лучше Борхес. На этот счет двух мнеий быть не может. Тем более, что Борхес был одним из моих самых сильных литературных потрясений

Я думаю, что если писатель талантлив, то это совсем не гарантия того, что он будет хорошим библиотекарем. И vise versa.

Если я себе позволила критические замечания в адрес Борхеса-библиотекаря, то, во-первых, потому, что ему до моей критики нет никакого дела (даже будь он жив), а, во-вторых, чтобы отдать кесарю кесарево. Он почти тридцать лет проработал в библиотеке, но билиотека у него упоминается только в двух рассказах: «Вавилонская библиотека» и «Книга песка». В «Вавилонской библиотеке » все видят прообраз сетевой «паутины» (спорить не стану). А в «Книге песка» библиотека – это место, чтобы даже не спрятать книгу, а "похоронить" её навсегда. Это же точка зрения не просто читателя, а читателя, который верит в существование мифической «синей книги » ( см. запись на первой странице «Записок» от 08 Марта 2005 г.)

Я специально просмотрела собрание лекций Борхеса и даже заглянула в его личную переписку – много о книгах (« мифических », кстати, « Каббала », « Библия » etc. ), ничего о библиотеках. Ничего, заслуживающего внимания библиотекаря.

Впрочем, все это мои, сугубо личные впечатления, которые мне самой показались достаточно интересными, чтобы быть написанными, но которые отнюдь не претендуют на то, чтобы быть истиной в последней инстанции.
Ответить С цитатой В цитатник
Михалина   обратиться по имени Пятница, 22 Июля 2005 г. 15:01 (ссылка)
Ещё какими интересными, Eleroum! пошла думать)))
Ответить С цитатой В цитатник
Мокусо   обратиться по имени Среда, 14 Сентября 2005 г. 11:49 (ссылка)
Истори печальная, сидел в читальном зале я,
над книгою скучал я, и тут пришла она.
Такая голубая, прозрачная такая,
с тонками руками,
и умные глаза.
(Мокусо сочиняет песню о библиотекаре.)
Ноты высылаются по почте наложенным платежем не более 50 кг одним весом.
Ответить С цитатой В цитатник
КоЛенка   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2005 г. 01:19 (ссылка)
Леночка, солнышка!
Тут другая Леночка мне подсказала про День библиотекаря. (третьей Леночке, хе, которая не библиотекарь)
Начинаю поздравлялку, ага?
Леночка, с праздником тебя! Всего самого хорошего! И кусочек моего уральского солнышка (оно хоть и редко сейчас выползает, но я оторвала для тебя, да)
Тепла, мира и любви близких!

И...иногда приходи, ладно?
p11.jpg (342x300, 18Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
weilirui   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2005 г. 03:04 (ссылка)
Поздравляю, Лена! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Eleroum   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2005 г. 13:20 (ссылка)
КоЛенка, weilirui, спасибо большое.А Михалиной спасибо и за то, что всем об этом напомнила и за открытку, которую я от неё сегодня утром получила. Во Франции профессиональных праздников нет, так что я сейчас этот недостаток исправлю. Во всяком случае в своей библиотеке.

КоЛенка, я между прочим давно уже с вами , только помалкиваю пока. Но с большим удовольствием начинаю день с твоих кофейных страничек и продолжаю его, смакуя лаконики, михалинки и прочие «новые сообщения в дневнике».

Я сейчас дописываю что-то вроде статьи об обучении читателей новым технологиям поиска инфорамации. Закончу – и моё присутствие будет более ощутимым. Втянула меня в это дело Михалина, и так меня это заинтересовало, что теперь остановиться не могу. Мы с ней, кстакти, уже не раз сказали «как хорошо, что Коленка нас познакомила».
Ответить С цитатой В цитатник
КоЛенка   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2005 г. 14:27 (ссылка)
Eleroum, :) Статья - это хорошо. Что ты тут - замечательно.
А про "познакомила"...мне показалось, что вы нужны друг другу, вот и всё. При этом я ещё некоторое время обдумывала, как бы это так сделать, не проявляя назойливости.

И дело вовсе не во мне. Вы, наверное, и сами нашлись бы :)

Ещё раз с праздником!
Ответить С цитатой В цитатник
Мокусо   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2005 г. 14:30 (ссылка)
Я сейчас дописываю что-то вроде статьи об обучении читателей новым технологиям поиска инфорамации.


https://www.buecherhallen.de/alswww2.dll/Obj_3005081126780370?Style=OpacB&SubStyle=&Theme=&Lang=GER&ResponseEncoding=utf-8&SID=S163991126780370&Method=Select&Item=883916&BrowseAsHloc=-2
тут лежит твой Jorge Luis BORGES, a фото я тебе потом пришлю...


Autor : Borges, Jorge Luis Titel : 25. August 1983 und andere Erzählungen Signatur : 1 @BORG Jahr : 1983 Publikationsform : Buch Sprache : DEU

http://www.buecherhallen.de - а это библиотека сама, идешь в katalog пишешь в окошке слово, напимер: Marinina или BORGES и смотришь на какой полке лежит, берешь, размагничиваешь, потом у КоЛенки кофе попросишь, и читаешь хоть Jorge Luis BORGES(а)
а хоть и Маринину, только сыр на страницах не резать - на досочке...
а то вдруг потом кто-нибудь еще эту Маринину читать захочет, или, что еще удивительнее - Борхеса.
(Пастух Мокусо читает умные книги о локомотивах для строительства метро.)
Ответить С цитатой В цитатник
КоЛенка   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2005 г. 14:44 (ссылка)
Мокусо, проиграл последнее?
Ответить С цитатой В цитатник
Мокусо   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2005 г. 14:51 (ссылка)
У нас в селе изба читальня -
Там встретил Касуму случайно.
Она была такой печальной,
Она там Борхеса читала...
(Пастух Мокусо пишет нежнейшую песню о том, как зарождалась любовь в огрубевшем сердце пастуха.)
Ответить С цитатой В цитатник
Мокусо   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2005 г. 14:54 (ссылка)
Вот, привет, так ты не спишь?
Ответить С цитатой В цитатник
Eleroum   обратиться по имени Четверг, 15 Сентября 2005 г. 23:32 (ссылка)
Мокусо, спасибо за ссылку. Интересный "книжный зал" и толково сделан, и к тому же на языках, которые я понимаю.

Приятно, что ты удостоил своим вниманием мои "Записки"

Но у тебя настолько своеобразная манера выражаться, что в четырех случаях из пяти, я просто не уверена, что понимаю, что ты имеешь в виду. И чтение твоего дневника ясности не внесло. Поэтому на другие твои комментарии я никак не ответила. Не обессудь.
Ответить С цитатой В цитатник
Мокусо   обратиться по имени Пятница, 16 Сентября 2005 г. 02:08 (ссылка)
Пасет стада исправно
Мокусо - парень странный,
Мокусо в стаде главный,
Мокусо - парень славный.
(Пастух Мокусо рад, что его дневник внимательно прочитали.)
Ответить С цитатой В цитатник
двушка_медная   обратиться по имени Суббота, 01 Октября 2005 г. 12:38 (ссылка)
Интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Мокусо   обратиться по имени Среда, 05 Октября 2005 г. 20:31 (ссылка)
А вот и сама Bücherhalle. И два читателя при ней...
IM000179.JPG (700x525, 95Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Eleroum   обратиться по имени Четверг, 06 Октября 2005 г. 16:50 (ссылка)
Ты, пожалуй, прав, Мокусо. Не хватает моим "Запискам" библиотечных иллюстраций.
Ответить С цитатой В цитатник
Мокусо   обратиться по имени Четверг, 06 Октября 2005 г. 19:14 (ссылка)
Ну, наконец-то! Мокусо признан и среди французов!
(Пастух Мокусо на француженок запал.)
Ответить С цитатой В цитатник
vm1955   обратиться по имени Воскресенье, 23 Октября 2005 г. 02:43 (ссылка)
Сегодня мне кажется, что и литературные заслуги Борхеса преувеличены. Но это так - реплика без повода!
Ответить С цитатой В цитатник
Eleroum   обратиться по имени Воскресенье, 23 Октября 2005 г. 03:50 (ссылка)
Мировую извесность Борхес получил не столько, как писател, сколько как создатель нового жанра. Во французском литературоведении он называется littérature prolifique, а в русском, по-моему, никак не называется.

Я не очень люблю Борхеса. То есть с тех пор, как я его прочитала в первый раз, у меня ни разу не возникло желания его перечитать. Но я думаю, что судить о литературном творчестве любого писателя можно только когда ты читаешь его книги на том языке, на котором они были написаны. (Ну и обладая определённым интеллектуальным багажом) И в этом, в отношении Борхеса, я всё-таки доверяю мнению тех, кто, в отличии от меня, свободно читает испаноязычную литературу. Раз говорят, писатель с "réputation internationale", значит так оно есть
Ответить С цитатой В цитатник
riminamarina   обратиться по имени Суббота, 05 Июня 2010 г. 01:38 (ссылка)
, Борхес - не библиотекарь, не литератор, не поэт и не прозаик, он - Борхес. Фигура мистическая. А библиотека - это не только учреждение, предоставляющее читателям книги, а еще и дом, где живут книги. Даже не хранилище, где они хранятся, а именно дом, где они живут. Мерзнут зимой, страдают одышкой летом, пылятся, болеют от излишней сухости или влаги... Ведут непрерывный диалог... Ведь Борхес писал, что все мы ищем КНИГУ (ту, единственную, которой, конечно, не существует)... Хороший библиотекарь, владеющий всеми приемами, методами и т.д. библиотечного дела, - это чиновник, функционер. А Борхес - сам библиотека. Конечно, такие существуют не во всех странах и не во все столетиях, а то можно было бы директорами всех национальных библиотек назначать Гения и + исполнительного директора (чиновника). Связь Гения слова и библиотеки мистическая. Пушкин, например, захотел умирать в кабинете, где хранилась его библиотека... Борхес не мог быть хорошим библиотекарем в обычном смысле слова, это слишком... даже не знаю, какое слово найти... обыденно, заурядно-буржуазно, не в его духе. Вот Гете мог заниматься обыденщиной, но у него другой характер. Но большинство гениев слишком мятежны, запредельны и т.д., чтобы заниматься чем-то спокойно-однообразным. Борхес прославил Аргентинскую библиотеку на века, а самый талантливый библиотекарь не может этого сделать... Как-то у меня сумбурно получилось, но я так чувствую))))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку