Захотелось мне этой весной научиться играть в шахматы. Захотелось потому что на моей улице есть шахматный клуб, с огромными окнами и всякий раз когда я прохожу мимо я в эти окна заглядываю - и игроки, склонившиеся над шахматными досками с часами, или как они там называются, и руки, двигающие фигуры и вся тамошняя атмосфера вызвали у меня желание к ним присоединиться. Туда можно записаться, заплатив за год, а можно просто зайти поиграть в шахматы, заплатив за вечер всего один евро. В шахматы я играть не умею, в смысле не умею разрабатывать стратегию и уж тем более распознать стратегию противника. Но правила знаю, мама моя хорошо играла в шахматы, у неё даже первый разряд был, она меня научила азам игры и я, будучи подростком, довольно много играла с такими же неумелыми сверстниками. Поэтому перед летним отпуском я себе скачала шесть учебников по игре в шахматы, изданные ещё в шестидесятые-семидесятые годы, и собралась их читать, чтобы был хоть небольшой уровень, прежде чем пойти в шахматный клуб. Летом у меня времени на них не хватило, но желание не пропало и в начале сенября я два из них распечатала и переплела в нашей переплётной мастерской, при бибилотеке, и дома положила на полку с книгами, которые собираюсь читать. Возможно, остались бы они у меня на этой полке лежать неизвестно сколько времени, если бы не один случай, который произошёл едва ли не в тот же день, что и переплёт учебников.
Осталась я тут на выходные без машины. А именно в эти выходные два самых престижных в Жиронде маэстро открывали свою новую милонгу. Маэстро - это преподаватели и танцоры танго высокого класса, а милонга - бал, на котором танцуют аргентинское танго. Хотя уроки я беру в другом месте и у преподавателей попроще, не хотелось мне пропускать это открытие и я попросила знакомого парня, который, во-первых, уже год как берёт уроки у этих маэстро, во-вторых, живёт на соседней улице, меня туда отвезти и привезти. Вообще я с учениками из этой школы практически не общаюсь, вернее, это они ни с кем не общаются, даже на милонгах, где все школы и все уровни перемешаны, держатся особняком и танцуют исключительно между собой. Но поскольку с парнем этим мы почти соседи, мы с ним пересекаемся не только на милонгах и стажах, но и в таких прозаических местах, как трамвай, супермаркет, булочная и просто на улице. Ну и вне тангового контекста он вообще ничего, не сноб, скорее симпатичный и с чувством юмора.
Он меня туда отвёз, а на обратном пути взял ещё одну девочку, из этой же школы, которая уже семь лет занимается танго. Девочка выходила раньше меня и перед выходом его спросила почему, мол, он её до сих пор ни разу не пригласил. Я тут навострила уши, мне было интересно почему - ведь из одной же школы. Он ей на это ответил, что его техника пока не достаточно хороша, чтобы приглашать такую опытную партнёршу, вот он её оттотчит, в смысле технику, и тогда... После чего двочка вышла, а мы продолжили разговор. И я ему сказала, что, по-моему, он не прав, и привела сравнение, которое, мне в том момент показалось удачным, потому как я не ожидала, к каким последствиям оно приведёт. А именно : мне кажется, что в танго, как и в шахматах, чтобы быстрее научиться и повысить уровень, нужно играть с противником, который сильнее тебя. Проигрыш сильному сопернику, даёт тебе больше, чем выигрыш у слабого. В танго примерно также : во взаимодействии с более сильным партнёром, техника улучшается быстрее, чем с партнёром твоего уровня. И тут он меня перебил : "Ты играешь в шахматы ?"- и не успела я и рта раскрыть, как он сам себе ответил : ну конечно же, у вас ведь такая прекрасная шахматная традиция, и такая знаменитая шахматная школа. Слушай, мы же практически соседи, давай как-нибудь встретимся и сыграем ? Давай, а?" Это судьба, сказала я себе, подумав о свежераспечатанном учебнике. Глаза у смотрящего на меня молодого человека, пока он делал мне это предложение, горели восхищением, и было ясно, что совсем не от того, что моё танго-вечернее платье мне очень идёт, не от того, что мои подведённые глаза в свете фонарей кажутся глубже и выразительнее, а отблеск от золотистых серьг с подвесками красиво подствечивает моё лицо. А потому что за моими плечами видит он всю нашу шахматную школу : и Каспарова, и Карпова, и Ботвинника, и Алёхина, и Таля, и Спасского, и что для него перспектива сыграть со мной партию - это как бы возможнось сыграть со всей плеядой. Под этим восхищённым взглядом я не решилась признаться, что последний раз в шахматы я играла тридцать лет назад, и уже тогда никаких признаков шахматной гениальности не выказывала. К тому же присутствие чемпионов мира за моей спиной придало мне уверенности, и я, тепло улыбнувшись, ответила "с удовольствием", на чём мы и распрощались. Так что выбора у меня не осталось - надо учиться.