-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ElenMarkos

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Интересно_об_АВТО АСТРОЛОГИЯ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.10.2010
Записей: 57
Комментариев: 18
Написано: 113


Кучма и Гонгадзе десять лет спустя...

Понедельник, 28 Марта 2011 г. 22:55 + в цитатник

Время идет. Забыты и первый и второй кассетный скандалы. Если раньше эксперты задавали вопросы – кто и зачем обнародует записи, то сегодня это уже риторика. Во-первых, потому что заинтересованных сторон не так и много. Во-вторых, потому что они известны. А в-третьих, подслушанная информация понемногу перестает быть благодатной почвой для раскрутки настоящих скандалов и криминальная сторона происходящего как бы уходит на второй план.

Время подтвердило - прослушиванием могут заниматься не только государственные силовые структуры, включая налоговую инспекцию, а и граждане – частным образом. А само прослушивание стало бизнесом. Прибыльным и окупаемым. Подслушал, записал – продал конкурентам, мужьям, женам, СМИ, кому угодно, кто готов заплатить. При этом, если СМИ не являются первоисточниками, публикующими тексты подслушанных разговоров, то уголовные дела и не возбуждаются. Ведь до сих пор не является преступлением установка подслушивающих устройств, как и сама прослушка, если ее результаты не обнародованы. Это значит, что любого гражданина, который записывает на пленку телефонный разговор, можно считать кем-то вроде стукача–предпринимателя, исполняющего заказы и "добывающего" информацию как ходовой товар в виде своеобразного корнструктора "лего".

У представителей законодательной власти почему-то отсутствуют стимулы к установлению правил развития и контроля этого "бизнеса". А частные предприниматели в сфере конфиденциальной информации защищены "случайностями" радио эфира, "отсутствием злого умысла" и сложными материальными условиями выживания. В итоге, все вопросы о поиске и наказании тех, кто непосредственно записывает и подслушивает, потеряли актуальность, потому что подслушивают и записывают не одна служба, структура, заинтересованное лицо или стукач–одиночка, а все без исключения. И те, и другие, и третьи. Никто никуда не прячется, все действуют методично и постоянно. 

Поиски заказчиков кассетных скандалов так же постепенно теряют актуальность ввиду безрезультатности и бессмысленности. Отсутствие правовых механизмов в получении легитимной доказательной базы смещает интерес специалистов, аналитиков и экспертов в сторону анализа сути обнародованной информации. Это приводит к тому, что с каждым новым скандалом время для определения цели заказчика сокращается. В то время как для первого скандала понадобилось почти два года, чтобы круг вероятных заказчиков и исполнителей сократился до минимума. 

Сегодня практически все эксперты сходятся во мнении, что целью первого кассетного скандала была отставка действующего президента Украины. Напомню, что в начале, в списке возможных заказчиков числились Россия, США и внутренняя оппозиция. Но стратегия развития скандала поставила под очень большое сомнение участие России в качестве заказчика. Прежде всего потому, что русские, разрабатывая такую операцию, не могли сделать серьезную ставку на переворот в результате обнародования подслушанной информации. Надо быть частью народа, чтобы осознавать утопичность или перспективность избранной стратегии. На переворот могли рассчитывать только умы, выросшие в условиях развитых демократических институтов, которые просто не способны понять, что народ, воспитанный в советское время не пойдет против власти из-за каких-то кассет, даже в случае гибели журналиста. 

В списке заказчиков первого скандала отсутствовали украинские спецслужбы. История Мельниченко – Гонгадзе по сути стала катализатором процессов реформирования украинских спецслужб. Если все назвать своими именами, то СБУ тогда просто попользовали как дворовую безголовую девку. В скандал с исчезновением и гибелью журналиста оказались вовлечены практически все силовые структуры Украины, которыми манипулировали грубо и профессионально. Но не только они. Слова и поступки родных и близких погибшего показали, что и для них режиссеры замысла написали свои роли. Главный координатор операции на территории Украины несомненно входил в число людей, занимавших очень высокое положение. И вряд ли до конца понимал, участником какой игры он был. Операция была проведена мастерски и нанесла такой урон государственным интересам Украины, который невозможно оценить в денежном эквиваленте.

Украинские спецслужбы очень быстро усвоили преподнесенный им урок. В стране наметился процесс монополизации подслушивающего бизнеса. Естественным монополистом, скорее всего, станет какое то одно подразделение СБУ, что позволит решить очень важную задачу сокращения доступа к конфиденциальной информации большого числа пользователей. Версия о наличии чистых и качественных записей всех разговоров из президентского кабинета, заставила специалистов на многое посмотреть иначе. Операция стала выглядеть логичной и выстроилась в безупречную цепочку.  

Обнародование пленок Мельниченко, в которых многие записи представляют собой очень тонкую компиляцию, а также скандал вокруг продажи ракетных установок Ираку, подтвердили, что разведки других государств ведут активную шпионскую работу, контролируют процесс выработки стратегических и тактических решений во внешней и внутренней политике страны и влияют на него, используя теневые схемы манипулирования информацией. По сути, Украина впервые за небольшую историю своей независимости была втянута в информационную войну, развязанную против нее разведывательными штабами других государств.

Надо признать, что в тот момент Украина не могла ничего им противопоставить уже потому, что разделение КГБ СССР на самостоятельные государственные службы началось позднее самого выхода Украины из состава Союза и проходило по сценарию, написанному извне. Этот сценарий невозможно было переписывать по ходу "пьесы". И после того, как основной раздел произошел, необходимо было время, чтобы определить цели, задачи, функции и полномочия созданных структур в новых условиях. Этого времени у Украины не было. Россия на пару лет раньше смогла убедиться в том, что активная шпионская работа успешно ведется и против нее в том числе, ее же спецслужбами. Реакция и контрмеры, предпринятые нашими северными соседями – это тема отдельного разговора. Достаточно сказать, что Россия для защиты своих государственных интересов создала необходимые подразделения, и очень большое внимание уделяет вопросу создания собственной школы по разработке стратегий и тактик ведения информационных войн.

Ситуация же в Украине несколько иная. Она интересна тем, что реформирование и развитие СБУ проходит в условиях, когда постоянные информационные атаки, направленные на дискредитацию этой структуры, не прекращаются. И стимулируются они разведовательными штабами всех стран, которые считают Украину зоной своих стратегических интересов. Потребность в законодательном обеспечении своих функций у силовых структур остается очень высокой. Реализовать их легитимными средствами сами структуры не в состоянии. Например, для ограничения доступа к конфиденциальной информации нужно вносить в законодательство дополнения и признавать уголовным преступлением сам факт установления прослушивающих устройств. 

Для того, чтобы принимать Законы, регулирующие деятельность СБУ, МВД, Прокуратуры, МО, ГНАУ и проводить решения, направленные на защиту национальных интересов Украины, необходимы очень взвешенные и спокойные обсуждения существующих проблем. Обсуждения в среде политиков. При чем проблем, связанных с установлением границ влияния и вмешательства в права и свободы граждан, а не количества закупленной картошки для армии и формы для милиции. Вопросы легитимизации функций силовых структур и в странах развитых демократий решаются трудно. Одно их обсуждение ведется месяцами с очень большой осторожностью и без истерических комментариев в СМИ. Все стороны обсуждений стараются не политизировать его, а скорее наоборот. В Украине же, где каждые два года проходят выборы (парламент, президент), где политическую проблему делают из поздравительных новогодних открыток Президента, представить себе аполитичное обсуждение перспектив развития СБУ и других силовых структур сейчас практически невозможно. И нет никаких сомнений в том, что это будет использовано против Украины. 

На этом фоне особый интерес вызывает тот факт, что скандалы с прослушиванием телефонных разговоров на территории страны приобрели систематический характер. Последним, пострадавшим в нем, стал теперь уже президент Грузии – Михаил Саакашвили. Его разговор с другом в ресторане, в котором он назвал лидера украинской оппозиции - Ющенко идиотом и сказал, что встречается с ним по просьбе американцев, стал достоянием гласности. В этот раз российские источники не скрывали того, что разговор был записан спецслужбами. Какими именно – украинскими или российскими - не конкретизировали, но факт остался фактом. Можно, конечно, классифицировать прослушивание этого телефонного разговора как противозаконное, устроить по этому факту парламентские слушания и направить соответствующие запросы. Но что это изменит? Может ли это повлиять на ситуацию? Конечно, нет. 

Спецслужбы всех стран мира работают в "специализированном" для их функций правовом поле, над созданием которого нужно работать постоянно и не один год, чем политики Украины не озабочены. Остается только констатировать, что отсутствие какой бы то ни было информации о работе СБУ помогает заинтересованным сторонам формировать достаточно негативный образ этой структуры в обществе. Люди убеждены, что силовые ведомства существуют для слежки за бизнесменами, предпринимателями и оппозицией – т.е. для решения узкого круга внутренних политических задач. Поэтому не случайно практически все правозащитные организации классифицируют деятельность силовых структур если не как криминальную, то как нелигитимную и ущемляющую права человека. 

При обсуждении Конституционной реформы оппозиция игнорировала тот факт, что именно Президент является основным субъектом внешней политики государства, и критиковала положения проекта, по которым силовые структуры остаются в его подчинении. Остается только догадываться, чем продиктована такая позиция – непониманием того, что функции силовых ведомств должны быть пропорционально распределены во внешней и внутренней политике или нежеланием способствовать росту позитивного имиджа силовых структур, что без сомнения поднимет и престиж власти в целом. 

В этой ситуации естественным выходом является повышение информированности общества о сферах деятельности силовых структур Украины. Очевидно, что такие понятия как национальные интересы Украины, зона стратегических интересов, государственная безопасность должны получить серьезное содержательное наполнение и стать объектом общественного внимания и обсуждения. Без этого будет очень сложно создать эффективные структуры, стоящие на страже интересов страны и народа.

 

P.S. В январе этой публикации исполнилось семь лет. Против Кучмы возбуждено уголовное дело. Его пытаются обвинить в заказном убийстве журналиста. В том, что это невозможно доказать, пожалуй, никто не сомневается. Но пока никому не удалось поставить вопрос о том, какими же должны быть наши Законы, чтобы власть, способную убивать, воровать и безответственно экспериментировать с народом, страной и ее экономикой, можно было осудить и вынести приговор не уподобляясь ей. Ее вседозволенности, безответственности и аморальности...  


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку