В 1825 году владельцем этих земель становится Николай I, который после вступления на престол дарит это имение своей жене Александре Фёдоровне, и оно получает название
«Собственная ее величества дача Александрия».
В 1826 году последовало распоряжение царя "строить на месте, где Меншикова руина, сельский домик, или так называемый «котичь» со всеми хозяйственными заведениями, с присоединением парка".
С этого года и началось устройство парка, строительство летнего, в английском стиле дворца, который назвали «Коттедж». Работы возглавил архитектор Адам Менелас.
Коттедж
В парке мастера-садовники высаживали деревья, в том числе и таких ценных пород, как дуб, кедр, пихта ель, клен и др. Саженцы привозились из всех уголков необъятной Российской империи и высаживались так, чтобы каждый поворот аллеи или тропки открывал зрителю новый вид на залив, овраги, пруды, возвышенные места и постройки. Продуманное сочетание света и тени, благодаря гармоничному и естественному соотношению рощ, куртин, дорожек, пересеченной местности с ее низинами и уступами, превращало Александрию в один из лучших пейзажных парков России.
Не случайно императрица Александра Федоровна так любила это место.
НЕФФ Тимофей - Портрет Александры Фёдоровны
Парк не располагает единым композиционным центром в виде какого-либо памятника зодчества.
В Александрии все друг с другом взаимосвязано — мостик через ручей или беседка, садовая скамья или отдельно стоящее дерево.В парке несколько памятников старины — Готическая Капелла (бывшая церковь святого князя Александра Невского), Фермерский дворец, Телеграфный домик, Караулка, Готический колодец и некоторые другие.
Однако главной постройкой парка является Коттедж. Это удивительно красивое трехэтажное здание построено архитектором А. Менеласом в ложноготическом стиле.
Строительство дворца продолжалось до 1829 года. Дворец, выполненный в готическом стиле, представлял двухэтажное здание небольшого размера с тройным делением фасадов, украшенных балконами и террасами.
Коттедж находится в глубине парка и подобно Большому дворцу, высится на краю высокого зеленого склона, отлого спускающегося к Финскому заливу.
Флаг с гербом Александрии
Главный (южный) фасад Коттеджа обращен к парковой дороге, ответвляющейся от шоссе. Он выделен портиком с ажурной чугунной аркадой и балконом с чугунными перилами и изображением герба «Александрии» — щит с обнаженным мечом, пропущенным через венок белых роз. Этот романтический рыцарский герб был придуман поэтом В. А. Жуковским и присутствовал практически на всех постройках Александрии.
Фасад завершается двумя треугольными фронтонами и пятиступениым аттиком.
Морской (северный) фасад Коттеджа имеет трехгранный двухэтажный выступ-ризалит. По сторонам выступа расположены две террасы с навесом на чугунных ажурных столбах.
Боковые фасады Коттеджа, западный и восточный, имеют трехпролетные готические лоджии с чугунными столбами, над которыми устроены балконы. К восточному фасаду пристроен вытянутый Столовый зал с большими остекленными проемами. К нему примыкает открытая терраса с фонтаном в виде фигурной мраморной чаши, исполненной скульптором Феличе да Фаво.
В нише стены установлена мраморная статуя «Мадонна с младенцем» работы И. П. Витали.
Проект Коттеджа был составлен архитектором А. А. Менеласом к весне 1826 года. Это было самостоятельное решение темы загородного английского дома-коттеджа, получившего к тому времени широкое распространение в Европе. В июне здание было заложено, а осенью того же года Сельский домик и расположенная вблизи кухня были вчерне закончены.
В январе 1827 года состоялось окончательное утверждение чертежей фасадов и смет на строительные и отделочные работы.Чугунные конструктивные и орнаментальные детали отливались на Александровском литейном заводе. Модели для отливки в чугуне, все лепные работы на фасадах и в интерьерах произвели мастера М. Соколов и С. Закалупин. Они создали изящные порезки из стилизованных узоров, «штучные» фризы, цветные и однотипные «суфиты» в виде вьющихся виноградных лоз и дубовых веток, медальоны, розетки и другие рельефные украшения потолков, падуг и фасадов.
К выдающимся произведениям русского прикладного искусства XIX века следует отнести дубовые и ясеневые коробки окон и дверей, исполненные «резным, но дереву художником» В. И. Захаровым и его помощниками.Видное место в декоре Коттеджа отведено орнаментально-декоративной росписи. Живописец В. Додонов в 1827–1829 годах расписал в верхнем этаже семь комнат «в виде палаток» — голубых, зеленых, полосатых пологов, спадающих складками и окаймленных фестонами, розетками, золоченой бахромой и кистями. Он же расписал «готическими украшениями» шесть потолков во втором этаже.
Э. П. Гау. Кабинет Николая I. Бумага, акварель. 1861.
В апреле 1828 года академик живописи Д.-Б. Скотти обязался расписать царский кабинет в третьем этаже «в виде палатки», плафон и стены кабинета в среднем этаже и стены парадной лестницы «в готическом вкусе».
Каждое из десяти помещений первого этажа расписывалось особым колером. Скотти сделал лишь эскизы росписи и вел общее наблюдение за их осуществлением. Непосредственными исполнителями явились живописный подмастерье В. Соловьев и живописцы А. Носков, О. Коробов, К. Селезнев, И. Куракин, Ф. Чебанов, В. Герасимов.
За три месяца эти талантливые мастера создали внушительную живописную декорацию. Особенно замечательна роспись стен лестницы: здесь изображены стрельчатые порталы и ажурные створы дверей, интерьеры замковых средневековых залов с пучками тонких готических колонн, фигурные оконные проемы.
Эта роспись создавала иллюзорную перспективу и подчеркивала парадный характер здания.
Осенью 1828 года О. Коробов выполнил роспись печей «под мрамор» в передней и «под кисею» в гостиной. Последние живописные работы в Коттедже велись весной 1829 года, когда Д.-Б. Скотти совместно с В. Соловьевым расписал в Столовой и Малом кабинете два камина. Тогда же А. Носков переделал роспись Морского кабинета, изобразив на его стенах пышные малахитового цвета складчатые занавеси с золоченой бахромой и кистями.
Revue des Chevaliers Gardes - 19 juin 1850
Мебель для дворца, изготовленная в «готическом стиле» на фабрике мастера Г. Гамбса по рисункам Менеласа, составляла единый ансамбль с интерьерами, декор которых был выдержан в стилистических чертах, свойственных английской готике.Через пять лет после постройки Коттеджа архитектор А. И. Штакеншнейдер разработал проект расширения дворца.
Выполненные им проекты были отвергнуты, а к пристройке приступили лишь в 1841 году.
По новому проекту Штакеншнейдера с восточной стороны Коттеджа пристроили Столовый зал – обширное помещение, напоминавшее по внешнему виду остекленную веранду. Перед северным фасадом зала была устроена терраса, окруженная чугунной решеткой. Пол террасы выстлали разноцветным мрамором. На ней же установили мраморный фонтан с аллегорическими изображениями «Силы», «Справедливости», «Науки» работы Феличе да Фово. В нише на фасаде дворца поместили мраморную группу «Мадонна с младенцем», выполненную скульптором И. П. Витали.Незначительные изменения в декоре интерьеров в середине и второй половине XIX века не нарушили целостности единственного в своем роде памятника.
После Октябрьской революции Коттедж был превращен в историко-бытовой музей. В начале Великой Отечественной войны большая часть предметов художественного убранства Коттеджа была вывезена в тыл. В ходе войны здание получило повреждения.Реставрация здания и частичная реконструкция выполнены по проекту И. Н. Бенуа в 1976–1979 годах.
В.Садовников. Дворец «Коттедж» в усадьбе Александрия, подаренной Николаем I императрице Александре Федоровне. Архитектор Адам Менелас. Акварель. ГЭ
Интерьеры Коттеджа
Кто создавал интерьеры Коттеджа и чем представлено его внутреннее убранство?
Дворец богато украшен изнутри лепным декором, деревянной резьбой, художественными росписями стен и потолков. В нем размещена прекрасная коллекция картин известных художников: И. Айвазовского, О. Кипренского, М. Воробьева, С. Щедрина, а также Ж. Гюдена, Ф. Таннера и др.
Для большинства помещений дворца характерно изящество и редкое стилистическое единство. К самым парадным апартаментам Коттеджа относятся Малый кабинет, Гостиная, Библиотека, Большая приемная, Столовая, Малая приемная, Морской кабинет.
Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи Д. Скотти и другие художники расписали в первой трети XIX века Парадную лестницу плафон Большого кабинета, Морской кабинет, придав им вид воинских «палаток», напоминающих строгий интерьер военного смотра.
ЭДУАРД ГАУ. Гостиная императрицы Александры Федоровны Александрия
Зеленые, голубые полосатые пологи, украшенные кистями, бахромой и фестонами, ниспадают складками, создавая уютную обстановку.
С большим вкусом выкрашены особым колером стены комнат на первом этаже. Здесь преобладают нежные пастельные тона от яблочно-зеленых и малиновых до сиреневых, палевых и других. Лепной декор, примененный мастерами М. Соколовым и С. Закалупиным, восходит по стилю к английским лепным плафонам. Резные работы осуществил мастер В. Захаров в 1828–1829 годах. Этот «резной по дереву художник» создал подлинные шедевры декоративно-прикладного искусства, великолепно оформив дверные и оконные рамы из дуба и ясеня. Полы нескольких помещений, включая Вестибюль, выстланы цветным мрамором, в то время как семь каминов в разных комнатах Коттеджа облицованы итальянскими мраморами белого, желтого и зеленого цвета. Столярные мастера А. Тарасов и М. Знаменский украсили полы паркетом ценных пород с оригинальным рисунком.
Известный мебельщик Г. Гамбс поставил во дворец разнообразную мебель из дуба, клена, березы, ореха, ясеня. В декоре помещений и самой мебели господствует готический орнамент.
Коллекции дворца Коттедж
А.Брюллов. Портрет Александры Федоровны в Коттедже.
Дворец располагает ценнейшими коллекциями посуды, художественного фарфора, ваз, статуэток. В Коттедже представлены лучшие образцы фарфора, изготовленного русскими и европейскими мастерами во второй трети XIX века.
Стакан три кубка из "Собственного сервиза" Николая I
Россия. С.-Петербург. 1828-1829.Императорский стеклянный завод.
Хрусталь, кобальтовое стекло, эмаль, роспись золотом.
"Собственный сервиз" императора Николая I и его супруги Александры Федоровны был создан для загородного дворца Коттедж близ Петергофа, построенного архитектором Менеласом в "готическом" стиле.
В 1817 году будущий император и его супруга посетили в Берлине турнир, где Александра Федоровна была избрана "королевой турнира" и получила приз, украшенный гербом в виде щита с изображением меча, венка и надписью "За веру, царя и Отечество".
В память об этом событии герб стал личной эмблемой императрицы. Другая версия объясняет его происхождение следующим образом: в праздничные дни Коттедж украшался флагами с подобными изображениями.
Здесь, как и в старину, по-прежнему работают часы как отечественного, так и иностранного производства. Некоторые из них являются шедеврами мирового искусства (например, часы в виде Реймсского и Руанского соборов и другие).