-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в elenka578

 -Интересы

алегрова барды готовить. стихи лирические. история россии(жены де гундарева исторические фильмы компьютерный дизайн михайлолв сериалы фотошоп

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 3907


Дворцово-парковый ансамбль "Александрия" .Часть 1

Вторник, 02 Августа 2011 г. 00:39 + в цитатник
Цитата сообщения Stephanya




Часть 1

Дворцово-парковый ансамбль "Александрия" - резиденция русских императоров с 1830 года до 1917 года. Названа в честь императрицы Александры Феодоровны, супруги императора Николая I. Расположенная восточнее Нижнего парка, она отделена от него каменной стеной, которую прорезают Звериные, Никольские и Морские ворота, а с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе Петербург - Ораниенбаум (Ломоносов), а северная по берегу Финского залива. Площадь парка -115 гектаров.





Приморский пейзажный парк Александрия раскинулся на двух террасах: нижней - прибрежной и верхней, на которой были возведены основные архитектурные сооружения ансамбля - Коттедж, Фермерский дворец и Капелла.



По композиционному решению, умелому использованию рельефа, компоновке и подбору насаждений Александрия является превосходным образцом парка пейзажного стиля и относится к числу выдающихся памятников русской ландшафтной архитектуры XIX века.



Основные дороги и аллеи проложены с тонким расчетом, позволяющим рассматривать пейзаж Александрии с наиболее эффектных точек обзора, дающих иллюзию обширного пространства, протяженности и многообразия природного окружения.



Планировка Александрии отмечена большой художественной логичностью, содержательностью.
Она зрительно увеличивает сравнительно небольшую территорию и вместе с тем делает ее уютной.
Большую роль в композиции Александрии играет компоновка насаждений. Основной прием, который использован здесь, – это чередование сгущенных посадок, главным образом дубов, и зеленых полян-лужаек.





Отличительная особенность Александрии – разнообразие зеленых насаждений. Здесь соседствуют дубы, липы, березы, клены, тополя, ясени, вербы.
Сохранились экземпляры и экзотических, привозных пород.

Рельеф местности позволил создать разнообразные живописные пейзажи, в которых чередуются возвышенности и поляны, пологие солнечные склоны и мрачные глубокие овраги, широкие тенистые аллеи и узкие петляющие дорожки. Особую прелесть в пейзаж Александрии привносит море, видимое из многих уголков парка.



Парк чрезвычайно красив неброской, чарующей, утонченной красотой, характерной только для романтических парков.



Территория, на которой расположена Александрия, принадлежала четырем владельцам, получившим от Петра I участки для дач. Согласно описям, это были участки: подьячего Александра Яковлева, гвардии поручика Данилы Чевкина, генерала фельдцейхмейстера Якова Брюса и Петра Мошкова.
В описи петровского времени нет имени Меншикова. Владельцы менялись уже при жизни Петра I до самого 1725 года.


Портрет А.Д.Меншикова. 1716-1720 гг., неизвестный художник

По некоторым данным в 1725-1726 гг. эта обширная местность была пожалована Петром I Меншикову, который начал строить здесь двухэтажный дом «Монкураж» («Моя отвага»), но он не был закончен, вероятно, потому, что светлейший князь основал главную свою резиденцию в Ораниенбауме.

После падения Меншикова имение перешло к его врагам – Долгоруким и представляло собой, так называемые Долгоруковские пустые места. Долгорукие попали в опалу и были казнены – и земли эти сделались собственностью императрицы Анны Иоанновны,которая вступила на русский престол в 1730 году.
Императрица не особенно вникала в управление страной, предавалась увеселениям и тратила на них огромные средства.


Неизвестный русский художник II пол. ХVIII в. Портрет императрицы Анны Иоанновны. (Копия с оригинала Каравакка,1730 г).

Как утверждают историки, императрица Анна была искусным стрелком, лихой наездницей и заправским охотником.В 1733 году здесь создаётся Охотничий парк («Ягд-Гартен») .
Страстная охотница, мастерски обращавшаяся с ружьем и луком, императрица устроила здесь зверинец, где содержались самые разнообразные животные: тигры, песцы, росомахи, бобры, кабаны, барсы, буйволы, американские олени…

В верхней части парка строится егерская слобода и загоны для зверей; в нижней - деревянный павильон "Темпель". Именно отсюда стреляла императрица в животных, выпускаемых из загона и гонимых собаками. В семидесятых годах XVIII века, когда в качестве летней резиденции было избрано Царское Село, охотничье хозяйство приходит в упадок, а из зверей сохраняются в небольшом количестве только олени, многие из которых стали ручными. За местностью укрепилось название "Олений зверинец".
Часть его территории стала использоваться под выгон и огороды лейб-гвардии Драгунского полка.
К концу XVIII века на месте Меншиковского дворца осталась лишь руина, павильон "Темпель" разобрали.

Руины меншиковского дворца дали название Руинному мосту, возведенному позже по проекту архитектора А. Менеласа.







Проект Руинного моста, разработанный архитектором А. А. Менеласом, был утвержден в августе 1827 года и тогда же заложен его фундамент. В сентябре 1828 года работы по постройке моста, длившиеся пять месяцев, закончили. Декоративное оформление завершено в 1829 году постановкой четырех ваз из пудостского известняка, вытесанных артелью каменотесного мастера С. Копылова. Им же из путиловского камня изготовлена облицовка пьедесталов. Ниже моста устроили плотину с водопадом.



Мост длиной 45 и шириной 13 метров имел три арочных пролета, из которых сквозным был только средний, длиной 15 метров; меньшие арки были заложены камнем. Опоры и арки моста сложены из кирпича, облицованы грубо обработанными гранитными валунами и путиловскими известняковыми плитами.В опорах малых пролетов, примыкавших к откосам оврага, виднелись тяжелые окованные железом двери и мрачные амбразуры с решетками. Неокоренные стволы берез, положенные на гранитные глыбы, служили перилами. Въезды на мост были выделены массивными постаментами с огромными вазами. Все это придавало мосту романтический облик, вполне созвучный пейзажному стилю парка.











Рядом с мостом на круглом гранитном пьедестале раньше стоял медный бюст Петра I.
В 1941–1944 годах мост был взорван фашистскими захватчиками. Уцелели лишь восточный устой и два постамента с вазами.


Franz Krüger.Nicholas I Romanov Tsar of Russia.1852

В 1825 году владельцем этих земель становится Николай I, который после вступления на престол дарит это имение своей жене Александре Федоровне, и оно получает название "Собственная ее величества дача Александрия".

Начало создания парка «Александрия» относится к 1826 году.


Александр Павлович Брюллов.Императрица Александра Федоровна.1830-е г.г.

Постройки в готическом стиле еще больше усиливают мечтательно-созерцательные настроения. Н.В. Гоголь в своей статье «Об архитектуре нынешнего времени» писал:
«Вальтер Скотт первый отряхнул пыль с готической архитектуры и показал свету все ее достоинство… Вкус к готическому распространился быстро, везде, и, проникнув во все, еще не сделавшись великим, он уже стал мелким: сельские домики, шкафы, ширмы, столы, стулья-все обратилось в готическое».
Самым любимым архитектурным стилем для императрицы Александры Федоровны была готика, окружавшая ее в детстве в далекой Пруссии, – и мода на готику стала стремительно распространяться в России.


Верхняя караулка "дом со львами"


Верхняя караулка "дом со львами"



Постройки с элементами готики встречают нас прямо на восточной границе Петергофа. Раньше здесь были въездные городские ворота с гауптвахтой для задержания лиц, не имевших паспортов, и домиком привратника, построенным архитектором А. Менеласом в 1827 году и перестроенным И. Шарлеманем. Вход в здание охраняют два льва.


Служебный корпус


Кухонный корпус


Адмиральский домик.Нижняя караулка

Среди деревьев виднеется приветливый солнечно-желтый Коттедж


Коттедж


Готическая капелла ЗДЕСЬ

Среди замечательных сооружений ансамбля «Александрии» – капелла (церковь Александра Невского). Она расположена невдалеке от на открытом зеленом пригорке.

В плане здание представляет собой квадрат с трехгранным выступом алтарной апсиды.



Углы Капеллы акцептированы массивными двадцатиметровыми восьмигранными башнями со шпилями из чугуна, завершенными золочеными крестами. В нишах угловых башен на литых ажурных кронштейнах помещены фигуры святых. Четыре каменные башни со шпилями подчеркивают алтарную апсиду.
Северный, южный и западный фасады имеют одинаковое архитектурно-декоративное решение: стены их прорезаны порталами с характерными стрельчатыми «готическими» арками, окаймленными кружевным чугунным орнаментом. В порталах установлено по четыре чугунные граненые колонны, на которых стояли фигуры апостолов. Над каждым порталом находится большое круглое окно-роза с витражом, над каждой розеткой — фигура ангела.

В декоративной обработке фасада Капеллы использованы многочисленные чугунные детали: балдахины, орнаментированные пояски, литые крестоцветы, щипцы со сложными узорами и «перьями» на гранях. Чугунные орнаменты применены и в отделке интерьера Капеллы.

Создание Капеллы — отражение русско-немецких культурных связей начала XIX века. Проект Капеллы — придворной церкви в загородной царской резиденции — был заказан в начале 1829 года известному немецкому зодчему К.-Ф. Шинкелю. Он выполнил проекты фасадов и планов Капеллы в трех вариантах. В феврале 1830 года был одобрен проект, отличавшийся наибольшим богатством скульптурного убранства и филигранной трактовкой декора.



Постройку Капеллы поручили архитектору А. А. Менеласу, который начал ее строительство в 1831 году. Модели кронштейнов, балдахинов и орнаментальных поясков выполнил лепщик М. Соколов. Мастера С. К. Суханов, С. Копылов и Абрамов вырубили гранитные ступени для крылец порталов. В сентябре 1831 года после смерти Менеласа строительство Капеллы продолжил архитектор И. И. Шарлемань.

В 1832 году все литейные работы были закончены. Мастера Александровского литейного завода по моделям, сделанным на основе рисунков Менеласа и Шарлеманя, отлили из чугуна около тысячи разнообразных художественных деталей. В том же году по двенадцати моделям В. И. Демута-Малиновского на Александровском заводе из медных листов были выбиты сорок три статуи: фигуры ангелов, апостолов, евангелистов и богоматери с младенцем.

В первой половине 1833 года на Петербургском стеклянном заводе по специальным шаблонам были выполнены цветные зеркальные стекла для витражей, установленных в розетках над порталами, а в следующем году все работы были завершены.

Капелла — оригинальное архитектурное сооружение, гармоничное по своим пропорциям, эффектное по силуэту, великолепное по совершенству художественного-декора из литого чугуна.

После Октябрьской революции Капелла была превращена в Музей истории паркового комплекса «Александрия». В годы Великой Отечественной войны Капелле был нанесен большой ущерб.



Недалеко от Капеллы можно видеть надгробный камень на могиле Петра Ивановича Эрлера. Его имя вошло в историю паркового строительства в России первой половины XIX века. Замечательный мастер-садовод, принимавший активное участие в создании пейзажных парков Петергофа Колонистского, Александрийского (Пролетарского), Лугового, Александрии, являлся одним из составителей "практического наставления для садовой команды", которое широко использовалось как руководство для мастеров во всех садах и парках.
Умер П. И. Эрлер в Петергофе в 1857 году и был похоронен на Свято-Троицком кладбище. В 1970 году прах Эрлера был перенесен на территорию Александрии.


Готический колодец

***




Архитектор Адам Менелас.Menelas Adam Adamovich.

Он родился в Великобритании в 1753 году, а в Россию приехал в 1779-м вместе со своим коллегой — архитектором Чарльзом Камероном. Россия стала для него второй родиной.
Сначала А. Менелас трудился в Москве, но затем его пригласили в Петербург. В Царском Селе в 1818—1822 годах он построил «Ферму», параллельно возведя здание «Арсенала», Белую башню, «Шапель», Пенсионерские конюшни. В 1821 году — Малые чугунные ворота (так называемые Кадетские) у входа в Екатерининский парк из Софии, а в 1827—1830 годах — Египетские ворота.

В 1825 году А. Менелас реконструировал парк «Зверинец».
Одновременно архитектор работал в Петергофе. В 1827 году он осуществил общую планировку парка Александрия, годом раньше составив проект, а затем начал строительство «Коттеджа» и служб при нем. Строительство заняло три года (1826—182?). В фасадах и интерьерах А. Менелас совместил почти все черты готической архитектуры, внеся максимальное число форм и декоративных мотивов, присущих этому стилю. Тут и стрельчатые окна, арки и остроконечные фронтоны различного рисунка, и ажурные металлические орнаменты в ограждениях балконов и террас. В интерьерах «Коттеджа» все имеет «готическую окраску», начиная от столов, кресел, стульев, кушеток и кончая внутренними дверями, карнизами, рисунком ширм, канделябров.
Одновременно по проекту архитектора в парке Александрия в 1827 году были построены руинный мост и две «готические» караулки. Чуть позже (в 1829—1831 годах) А. Менелас там же возвел дворец «Ферма», более известный как Фермерский дворец,
В 1831 году А. Менелас в Александрии начал строить церковь Александра Невского, известную широкой общественности под названием «Готической капеллы». Эта постройка была последней работой архитектора и создавалась немного необычно. Немецкий архитектор К.Ф. Шинкель прислал рисунок предполагаемой постройки (сам он в Россию не поехал), А. Менелас по рисунку составил проект и начал строительство. Однако в начале августа 1831 года архитектор заболел. Болезнь затянулась и, как сказано в рапорте министру императорского двора, «...31 августа состоящий при высочайшем дворе архитектор, коллежский советник Менелас сего числа поутру, в начале восьмого часа,., скончался».

продолжение следует...

***

Санкт-Петербург и пригороды

Инженерный (или Михайловский) замок
Адмиралтейство. Санкт-Петербург
Смольный институт благородных девиц
Строгановский дворец
Гатчинский дворец.Часть 1.
Гатчинский дворец .Часть 2
Гатчинский дворец.Часть 3(1)
Гатчинский дворец.часть 3(2)
Гатчинский дворец.Часть 4.
Приоратский дворец
ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫЙ АНСАМБЛЬ ПЕТРОДВОРЕЦ
Готическая капелла. Петродворец.
Большой Петергофский дворец.Часть 1.
Большой Петергофский дворец.Часть 2.
Павловский дворец.Часть 1.
Павловский дворец .Часть 2.
Павловский дворец.Часть 3.
Павловский дворец.Часть 4.
Павловский дворец и парк. Часть 5.
Императорский Царскосельский лицей
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. часть 1
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 2.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 3.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 4.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 5.
Египетский стиль в истории Санкт-Петербурга. Часть 6.
Михайловский замок (Русский музей)

Памятники Петербурга.Памятник Носу майора Ковалева
Памятники Петербурга.Памятник Чижику-Пыжику.
Памятник кошкам на Малой Садовой.
Памятник фонарщику
Памятник фотографу
Памятник городовому
Памятник водовозу
Памятник Охтинской молочнице.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ: Памятник Екатерине II . Санкт-Петербург.
Памятник Петру I. Медный всадник.
Памятник Николаю I
Памятник Конке
Памятник дворнику

Легенды и мифы Санкт-Петербурга
Легенды и мифы Санкт-Петербурга
Легенда" Ангел смерти"
Легенды городских названий
Легенды о императрице Екатерине I

Дом "Пиковой дамы"
Дом Мурузи. Архитектура Санкт -Петербурга.
Дом Розенштейна .
Ботанический сад . Санкт-Петербург.
Дом Троекурова.
Дом Глуховского.

Музей-квартира А.С. Пушкина
Казанский собор
АНИЧКОВ ДВОРЕЦ.
Петербург начала XIX века
Питер пушкинской поры

Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум".Часть 1.
Дворцово-парковый ансамбль "Ораниенбаум".Часть 2.
Александр Данилович Меншиков.Часть 3.
Петр III.Часть 4.
Екатерина II.Часть 5.
Петр III.
Павел I
Архитектура Петербурга. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы .
БУДДИЙСКИЙ ХРАМ "ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ" . Санкт-Петербург
ЦЕРКОВЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО .Санкт -Петербург.
Храм святых апостолов Петра и Павла. Петергоф.
Исаакиевский собор. Часть 1.
Исаакиевский собор. Часть 2.
Петропавловская крепость . Часть 1.
Петропавловская крепость . Часть 2.
Петропавловская крепость . Часть 3.
Петропавловская крепость . Часть 4.
Дворцовая площадь
Виртуальная экскурсия. Дворцовая площадь.

ЭРМИТАЖ.Павильонный зал.
Картины Эрмитажа. Мадонна Литта.
Эрмитаж
«Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи
СКУЛЬПТУРА ЭРМИТАЖА
Эрмитаж.Зал Древнего Египта.

Царскосельская железная дорога
Домик Петра I
Александровская колонна
Нарвские триумфальные ворота.
Мариинский дворец
Английская набережная
Таврический дворец
Каменностровский дворец
«Бермудский треугольник» Санкт-Петербурга
Кикины палаты
Основание Санкт-Петербурга
Чесменский дворец
Чесменская церковь
Сервиз для русской императрицы.Часть 1.
Сервиз для русской императрицы.Часть 2.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове
Кунсткамера.Часть 1.
Кунсткамера.Часть 2.
Аничков мост
Дворец Белосельских-Белозерских. Часть 1.
Дворец Белосельских-Белозерских.Часть 2.

Изборская крепость и окрестности
Здание «Двенадцати коллегий»
История «Книжной лавки писателей»
Триумфальные арки
г.Пушкин.Царское Село.Часть 1.
Царское Село. г. Пушкин.Часть 2.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 3.Екатерининский дворец.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 4. Комплекс Камероновой галереи.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 5.Старый сад
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 6. Собственный садик и Вечерний зал.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 7. Верхние пруды и Рамповая аллея.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 8. Большой пруд.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 9. Юго-западная часть парка.
Ансамбль Екатерининского дворца и парка.Часть 10.Адмиралтейство и Каскадные пруды.
Петербургские мотивы
Диаскуры.
«СОЙТИСЬ В КОНДИТЕРСКОЙ ВОЛЬФА...»
ДОМ С ОКНАМИ НА МОЙКУ
На Галерной в доме Брискорн...
Особняк Кочубея (Дом с маврами)
Пять углов
Зимняя канавка
Дом Энгельгардта
Маскарад У Энгельгардта.
Партикулярная верфь
Трёхколенный мост
В НЕКРАСОВСКОМ ПЕТЕРБУРГЕ
Спас на крови.Часть 1
Спас на крови.Часть 2
Спас на крови.Часть 3
Дом Лаваль. «Высокий дом на берегу Невы…»
Дом Чичерина. Невский пр., 15
Голландская церковь.
Храм Спаса Нерукотворного образа
Здание Сената и Синода
ТУЧКОВ БУЯН
Дом А. С. Рогова - Гостиница "Европейская"
С Пушкиным по Невскому
МУЗЕЙ-КВАРТИРА Н. А. НЕКРАСОВА
Соборная мечеть Санкт-Петербурга
Троицкий собор
Летний дворец Елизаветы Петровны
Сенатская площадь

ПИТЕР глазами художников

Сбитенщик
Басин Яков Иванович.Национальные изображения промышленников
Гравюры Санкт-Петербурга.1753г.
Русские низких сословий в начале XIX века в гравюрах Гейслера. Часть 1.
Русские низких сословий в начале XIX века в гравюрах Гейслера. Часть 2.
Русские низких сословий в начале XIX века в гравюрах Гейслера. Часть 3.
Акварели Балтазара де ла Траверса
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОССИЯ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ

Открытки блокады
Блокада Ленинграда в изобразительном искусстве .Часть 2.
Блокада Ленинграда в изобразительном искусстве .Часть 1.
27 января - День Снятия блокады Ленинграда
Фотографии Санкт-Петербурга конца XIX века

Ильясов Александр Борисович.Питер
Колбасов Владимир Николаевич
Шилов Виктор Викторович.Виды Петербурга.
Петербургские мотивы -2
Петербургские мотивы-1
Петербургские мотивы
Семен Кожин.Часть 2
Масиянская Любовь


Рубрики:  Путешествие по России/Музеи России
Путешествие по России/Санкт Петербург

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку