17 марта исполняется 100 лет со дня рождения Нэта Кинга Коула – знаменитого певца и пианиста, исполнителя баллад, голосу которого завидовал сам Фрэнк Синатра. Soyuz.Ru отдает дань уважения одному из лучших исполнителей минувшего века и предлагает вспомнить вехи его карьеры.
Пианист
«Был один человек, который так пел и играл на фортепиано, что полностью изменил мою жизнь. Это Нэт Кинг Коул. Он повлиял на меня превыше всех остальных. Его стиль включал все самое главное: джазовую импровизацию, приятные мелодии, прекрасную фразировку, ритмический пульс и неизменное чувство блюза», - говорил один из «отцов» классического соула Рэй Чарльз.
Отец Натаниэля Адамса Коулза, больше известного как Нэт Кинг Коул, был священником баптистской церкви, а мать – органисткой и руководителем церковного хора. С четырех лет Нэт играл на фортепиано, вместе с отцом исполнял композиции в стиле спиричуэл и госпел, однако свое призвание нашел, услышав джазового пианиста Эрла Хайнса, и впоследствии даже исполнял композиции в его аранжировке.
Самим же Коулом восхищались такие виртуозы джазового фортепиано, как Джордж Ширинг, Ахмад Джамал и Оскар Питерсон, а многие поклонники справедливо жаловались на то, что его репутация исполнителя баллад затмила его же славу первоклассного инструменталиста. Впрочем, Коул и в поздние годы не зарывал в землю этот талант: одной из лучших его работ уже в 50-е годы стала чисто инструментальная пластинка, записанная в сопровождении биг-бэнда и струнной секции. И это тот случай, когда слова, в общем-то, и не нужны.
Бэндлидер
Когда талант обнаруживается так рано, сложно удержаться от искушения попробовать себя в музыке по-настоящему. С 19 лет Нэт Коул начал работать в секстете своего брата Эдди, а позднее организовал трио с контрабасистом Уэсли Принсом и гитаристом Оскаром Муром. Надо сказать, что изначально трио задумывалось как квартет, однако барабанщик, которого пригласили в команду, «продинамил» первое же выступление, и когда трое оставшихся решили сыграть вместе, выяснилось, что ударные не очень-то и нужны: переаранжировать партии, сделать упор на мягкую красивую музыку, которую так уважают в ночных клубах и кафе, и вперед! В эпоху биг-бэндов малые составы были не очень-то популярны, но Коулу удалось переломить ситуацию: впоследствии он расширял составы до квинтетов, и работать с ним не отказывались такие гранды, как маэстро барабанов Бадди Рич, саксофонист Лестер Янг и вибрафонист Лайонел Хэмптон. Однако лучшие свои записи в «командном» составе Коул сделал все же в формате трио.
Певец
Говорят, что певцом Коул стал едва ли не случайно: якобы некий подвыпивший посетитель бара, в котором однажды играла его команда, разошелся и стал требовать, чтобы пианист исполнил композицию кларнетиста Джимми Нуна «Sweet Lorraine» – а по окончании номера гордо окрестил его «Королем» (King). Было так или нет, но выяснилось, что голос Коула, может быть, и не очень силен – всего две октавы – зато для мягких композиций подходит как нельзя лучше. Первым его полноценным хитом стала именно вокальная композиция – записанная в 1943 году «Straighten Up And Fly Right», и абсолютное большинство вещей, сделанных трио на Capitol Records, были вокальными номерами. Позже, уже в 50-е годы, руководство фирмы поняло, что темнокожая звезда только выиграет от расширения инструментария: с тех пор аранжировщиками Коула были Билли Мэй, Гордон Дженкинс и Нельсон Риддл, активно работавшие с тем же Синатрой. И во времена, когда сегрегация правила бал даже в хит-парадах, Коул оказался самым успешным чернокожим исполнителем баллад, многие из которых просто невозможно представить в чьем-либо другом исполнении. «У меня хороший голос, но у этого человека – золотой голос!» - говорил о Коуле не отличавшийся скромностью Фрэнк Синатра.
Испанские записи
В конце 1950х годов фирма Capitol решила выйти на рынок не только Северной, но и Южной Америки: в 1958 году в свет вышел первый из трех альбомов Коула, в котором он поет песни на испанском языке. Говорят, что испанского языка исполнитель не знал и пел чуть ли не по бумажке, но это не помешало пластинке войти в хит-парад журнала Billboard, а впоследствии попасть и в латиноамериканский Зал славы (да, есть и такой). И если рок-н-ролльщик Ричи Вэленс открыл миру дверь в испаноязычную рок- и поп-музыку, то Нэт Кинг Коул постучал в нее с другой стороны: впоследствии песни и целые альбомы на испанском не брезговали записывать и такие знаменитости, как Стинг и ABBA.
Посмертные записи
15 февраля 1965 года Нэт Кинг Коул умер от рака легких, но его история в музыке, как выяснилось, еще не кончилась. Дочь певца Натали Коул, сделавшая карьеру соул-певицы в 70-е, в начале 90-х решила обратиться к наследию отца и записала целый альбом композиций из его репертуара. Пластинка «Unforgettable: With Love» стала миллионселлером и получила несколько премий «Грэмми» – не в последнюю очередь благодаря заглавному дуэту Нэта и Натали, который стал возможен благодаря студийным звукоинженерам.
В будущем техника шагнет еще дальше – давно умершему Элвису Пресли, показанному на большом экране, будут аккомпанировать постаревшие участники его коллектива, голограмма Фрэнка Заппы отправится в тур… Однако ни одна другая попытка совместить прошлое с настоящим не идет ни в какое сравнение с этим дуэтом.