-Рубрики

 -Цитатник

Иосиф Прекрасный - (0)

История Иосифа в живописи Библейские сюжеты: Иосиф Прекрасный Бартоломе Эстебан Мурильо...

Александрийская библиотека - (0)

Александрийская библиотека В 332 году до н. э. Александр Македонский занял Египет, бывший...

Сборник о пирамидах, фото, сравнения - (0)

Пирамиды. Тайна, которая может быть наконец открыта!  "Всё на свете боится...

Парки Италии - (0)

ДЕСЯТЬ САМЫХ КРАСИВЫХ ПАРКОВ ИТАЛИИ Итальянский Фонд Окружающей Среды в очередной раз выбрал лучш...

Календари - (0)

История календаря, названия месяцев и дней  Это рассказ понемногу о многом - об...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Elena_Enlil

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) про_искусство Шепот_Любимых_Книг Camelot_Club Medieval_history

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.08.2014
Записей: 73
Комментариев: 2
Написано: 77





Иосиф Прекрасный

Понедельник, 26 Апреля 2021 г. 18:03 + в цитатник
Это цитата сообщения rinarozen [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

История Иосифа в живописи

Библейские сюжеты: Иосиф Прекрасный

100muril
Бартоломе Эстебан Мурильо. Иосиф и жена Потифара. 1640-45 гг.

 
"Как много свежести в этом безыскусственном рассказе; только он кажется чересчур коротким, и появляется искушение изложить его подробнее, дорисовав все детали", - так оценил Гёте библейское сказание об Иосифе Прекрасном, любимом сыне патриарха Иакова и Рахили. Впрочем, если учесть лаконичность книги "Бытие", рассказ этот вовсе не так уж и короток: из пятидесяти глав повествование об Иосифе занимает целых 14 (Бытие, главы 37-50). Однако оно так насыщено событиями, так наполнено самыми разнообразными чувствами, сюжет его так мастерски "закручен", что читателю, вслед за Гёте, поневоле хочется ослабить напряжение и расцветить деталями эту историю, которую с равным успехом можно назвать и затейливой восточной сказкой, и первым в мире приключенческим романом.
ДАЛЕЕ

Серия сообщений "ТВОРЧЕСТВО":
Творчество
Часть 1 - Отличный художник, поразил
Часть 2 - Уют и Дом :-)
Часть 3 - Иосиф Прекрасный


Александрийская библиотека

Пятница, 23 Апреля 2021 г. 07:05 + в цитатник
Это цитата сообщения Дюймовочка13 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Александрийская библиотека

В 332 году до н. э. Александр Македонский занял Египет, бывший до этого персидской сатрапией. По приказу полководца в дельте Нила основали город, названный в его честь Александрией. Это была одна из одиннадцати Александрий, разбросанных на огромной территории от Болгарии до Афганистана.

Рассказывали, будто Александр, основывая Александрию, начертал на поданном ему плане пять первых букв алфавита: АБГДЕ. Это значило: «Александрос Базилевс Генос Диос Ектисе» – «Александр-царь, порождение Зевса, основал…» Это было предзнаменованием, что городу суждено прославиться словесными науками.

Однако после смерти своего основателя огромная эллинистическая империя развалилась. Ее территория была поделена между полководцами Александра. Так, в Египте утвердилась династия Птолемеев, ведущая свой род от Птолемея I Сотера – македонского военачальника, приходившегося сводным братом Александру Великому. Свое прозвище Птолемей получил за то, что в одном из сражений в болотах Индии спас Александру жизнь, хотя, возможно, это только легенда.

Столицей новых египетских царей стала Александрия, где было построено уникальное книжное хранилище. Но мы не знаем, кому из первых Птолемеев принадлежит честь считаться его создателем. Историки до сих пор не могут определиться. Одни называют самого Птолемея I, другие – его сына Птолемея II Филадельфа («любящий сестру»), прозванного так за то, что, как настоящий фараон, он взял себе в жены сестру Арсиною.

Дальше

Метки:  

Сборник о пирамидах, фото, сравнения

Среда, 31 Марта 2021 г. 16:49 + в цитатник
Это цитата сообщения SPACELilium [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Пирамиды. Тайна, которая может быть наконец открыта!

 "Всё на свете боится временино время боится Пирамид" - гласит древняя арабская пословица.

Я подозревал, что стоит только копнуть тему мировых пирамид, и мое внимание погрузится и утонет в мегатоннах научно-исследовательской информации, в мути домыслов, версий, предположений. Мне понадобилось всего неделя для поиска необходимых материалов в интернете, в отличие от героических ученых, бьющихся над этой таинственной загадкой годами и даже десятилетиями. С удовольствием приведу ссылку на форум, где собрано огромное количество информации, так сказать, в благодарность за труд интересующихся. Каких только соображений не выдвигали пытливые умы, разгадывая тысячелетнюю тайну этих каменных рукотворных изваяний, и печальный итог неразгаданности, на мой взгляд, как очередное подтверждение того, что цивилизация, двигаясь по пути потребительского развития и делая ставку на "видимую материю", утратила самое главное, - знания, которыми обладали наши далеко не такие дикие уж предки, как нам пытаются это навязать. И, наконец, это в новый раз доказывает, что человечество движется к своему неизбежному закату.

Более чем убежден, в академическом научном мире существует строго контролируемый заговор, относительно официально признанных взглядов на те или иные исторические и архитектурные загадки. Не кажется ли вам странным, что мы такие образованные люди, наделяя наших далеких предков клеймом примитивного дикарства, мало того, что не ведаем с какой целью были построены эти мега-сооружения, но даже понятия не имеем, как?! Более того, обладая современными строительными технологиями, мы даже не в силах повторить то, что было построено по всей планете, с помощью современных кранов, тракторов, погрузчиков и бульдозеров, словом, спецтехники. Не будьте наивными, оцените ситуацию трезвее и критичнее. О чем все это говорит? В первую очередь о том, что мы сильно заблуждаемся, во-вторую, что наши достижения в области научно-технического прогресса смехотворны по сравнению со знаниями предшествующих поколений, ну и, наконец, в-третьих, что мы идем совсем не туда. И это очевидно!

В этой статье я не буду останавливаться на многочисленных версиях ученых, египтологов, энтузиастов и так далее, фантазия человеческого сознания похоже не имеет предела, продолжая и дальше писать свои забавные и бессмысленные мемуары. Преднамеренно ли, или по неведению, официальная наука навязывают веру в откровенную чушь, я же, между тем, никогда не поверю, да и в принципе такого не может быть, чтобы люди древности на территории всей планеты веками занимались строительством  пирамид лишь для того, чтобы восславить чье-то имя, то есть Эго, или Животное начало (темную сторону человека), и оставить о ней память на тысячелетия для потомков. Или же построить около 1000 каменных пирамид на территории центральной Америки для того, чтобы совершать дикие жертвоприношения, как показал всему миру режиссер Мел Гибсон в фильме "Апокалипсис"? Более клинически больной фантазии наверно сложно себе представить, но, как ни странно, этому верят! Почему? Не стыкуется еще один момент, как такое могло быть, чтобы безграмотные полуголые племена, на разных континентах, практически не имея надежных средств к преодолению океанических водных расстояний, могли узнать о странных и почти одинаковых особенностях каменных гигантов и начать их сооружать, не будучи технически оснащенными? Что за вирус тысячелетия переносился через горы, реки и океаны, опыляя умы древних и наделяя их непонятной одержимостью? Но сегодня "акадэмикам", конечно же, гораздо проще списать все на еще более несусветную глупость - инопланетное происхождение пирамид, идеальное решение, - загадка навсегда останется загадкой. Стоит посмотреть документальный фильм "Откровения пирамид" (он в конце статьи), чтобы раз и навсегда выбросить глупости из головы. Эти огромные культовые сооружения строились с использованием сакральных знаний и с четко определенной целью, направленной, по-моему, на чисто духовный аспект развития личности. Это становится совершенно ясно любому, прикоснувшемуся к Исконным Знаниям, и в этом его большое преимущество перед закоренелым скептиком-материалистом.

Давайте посмотрим сперва на очевидный факт, по всему миру найдены десятки, а то и сотни громадных каменных структур пирамидальной формы, построенных когда-то и для какой-то цели. Для какой цели? На этот вопрос я постараюсь сформулировать ответ в конце данной статьи. Несмотря на то, что я никакой не ученый, и интересуюсь вопросом относительно недавно, тем не менее, имею вполне серьезные основания претендовать на свое мнение. Что позволяет мне его иметь? Снова и снова повторяю, - Знания, принесенные Ригденом Джаппо (или Имамом Махди, Утешителем, Майтрейей, Калки Аватаром, Машиахом, Гэсэр-Ханом, Саошьянтом...) Что позволяет мне проявлять интерес и говорить об этом во всеуслышание со страниц этого сайта? Стремление понять, каким образом пирамиды использовались древними для духовного развития человека? Ведь наверняка они строились ему в помощь! Помимо этого, здесь следует отметить, существует известные предположения, что монументальные комплексы древних построек как-то связаны между собой, образую гигантскую, геометрически выверенную планетарную сеть.

Читать далее...

Метки:  

Парки Италии

Среда, 10 Марта 2021 г. 10:36 + в цитатник
Это цитата сообщения RED_ROUS [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ДЕСЯТЬ САМЫХ КРАСИВЫХ ПАРКОВ ИТАЛИИ

Итальянский Фонд Окружающей Среды в очередной раз выбрал лучшие парки страны. Из 80 усадеб, участвовавших в сравнении, определена «золотая» десятка. Ценность этого рейтинга для туристов несомненна, ведь одним из критериев предварительного отбора было условие – парк должен быть открытым для посетителей, в нем должны проводиться экскурсии и просто пешие прогулки. Представляем 10 самых красивых парков Апеннинского полуострова.

 (699x468, 131Kb)



1. ПАРК КАЗЕРТЫ.

 (700x456, 126Kb)
(парк Казерты называют еще Неаполитанским Версалем)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Метки:  

Календари

Понедельник, 08 Марта 2021 г. 08:50 + в цитатник
Это цитата сообщения Астронель [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

История календаря, названия месяцев и дней

 Это рассказ понемногу о многом - об истории календаря, об идах  и календах, о названиях месяцев и дней недели на разных языках.

 

История календаря
Сейчас  все народы мира пользуются календарем, унаследованным от древних римлян.
Но календарь и счет дней у древних римлян сначала были довольно запутанные и странные…
 
Вольтер сказал  по этому поводу:
Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось… )))
 
Само слово Календарь произошло от лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца. 
Календы, так же, как и ноны и иды, служили для отсчёта дней внутри месяца: от этих трёх моментов дни отсчитывались назад (например, шестой день перед мартовскими календами - 24 февраля, и т. п.).
А слово «календы» - от латинского глагола «calo»— «объявлять, возглашать» -   в этот день объявляли о начале нового месяца и числе дней до нон в этом месяце.
Известное выражение  «отложить дело до греческих календ»  значит  — «никогда не сделать», в греческом календаре календ не было!

Ноны (от nonus — девятый, то есть девятый день до Ид), в древнеримском календаре 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев. Ноны служили для счёта дней внутри месяца.
Иды (от этрусск. iduare, «делить») —  в римском календаре  день в середине месяца.  На 15-е число иды приходятся в марте, мае, июле и октябре; на 13-е — в остальных  месяцах.
Иды были посвящены Юпитеру, которому в тот день жрец Юпитера приносил в жертву овцу .
В мартовские иды (15 марта) 44 г. до н. э. заговорщиками был убит Юлий Цезарь. Согласно Плутарху, предсказатель предупредил Цезаря, что в этот день ему надо опасаться смерти. Встретив предсказателя на ступенях Сената, Цезарь сказал ему с насмешкой: «Мартовские иды наступили». «Наступили, но ещё не прошли» — ответил предсказатель. Через несколько минут Цезарь был убит.


Фраза «Берегись мартовских ид!» из пьесы Шекспира «Юлий Цезарь» стала крылатой.
15 марта начинался новый год,  и происходили празднования в честь богини Анны Перенны.
Остальные дни обозначались указанием  количества дней,  оставшихся до ближайшего главного дня; при этом в счёт входили и день, который обозначался, и ближайший главный день:  ante diem nonum Kalendas Septembres — за девять дней до сентябрьских календ, т. е. 24 августа, обычно писалось сокращённо a. d. IX Kal. Sept.
……………
Календарь древних римлян.
Сначала римский год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами: первый, второй, третий и т.д.
Год начинался с весны – периода, близкого к весеннему равноденствию.
Позже первые четыре месяца были переименованы:

Метки:  

История Семирамиды

Суббота, 20 Февраля 2021 г. 20:35 + в цитатник
Это цитата сообщения Майя_Пешкова [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Коварная Семирамида

Семирамида либо Семирамис, Шамирам, Шаммурамат — в аккадской и древнеармянской мифологиях легендарная царица Ассирии, супруга ле­гендарного царя Нина, убившая его хитростью и завладевшая властью.

Настоящее имя легендарной женщины, которую мы знаем как Семирамида, – Шаммурамат. Семирамида – это уже древнегреческая транскрипция. Дело в том, что в IX веке до н. э., когда жила Семирамида, еще не существовало письменности, понятной нашим историкам 

далее

Метки:  

Фотохудожник Мария Бахарева

Пятница, 19 Февраля 2021 г. 22:09 + в цитатник
Это цитата сообщения Бахыт_Светлана [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ЦВЕТЫ И НЕЖНОСТЬ, МАРИЯ БАХАРЕВА

Представляю вашему вниманию работы известного фотохудожника-флориста Марии Бахаревой (Bakh Mariya).

цветы натюрморты Мария Бахарева -1-05

Она известна, как Bakh Mariya или Мария-Елизавета. За этими псевдонимами «прячется» известный фотограф Мария Бахарева.

Читать далее...

Метки:  

Психея и Амур, их дочь Блаженство

Суббота, 13 Февраля 2021 г. 22:36 + в цитатник
Это цитата сообщения Alexandra-Victoria [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мифы о Психее — миф о человеческой душе... Рене Менар "Мифы древней Греции в искусстве" (часть-2)

 

89989167_4711681_Mifi_Legendi_Shit.png
Бог Любви - Эрот (Амур, Купидон) - здесь

1) Миф о красоте Психеи и ревности богини Венеры

 

Наведите курсор, чтобы увидеть название

Guillaume Seignac (1870-1924).jpg

Психе́я или Психе (др.-греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки.


В позднейшие времена античности бога Эрота (Купидона) соединяли с Психеей, олицетворяющей человеческую душу и изображавшейся под видом прелестной нежной девушки с крыльями бабочки. [В русской традиции передачи имен античной мифологии бога Эрота (Купидона) в сюжетах, связанных с Психеей, устойчиво называют Амур, а всю совокупность таких мифологических сюжетов — миф об Амуре и Психее или сказка об Амуре и Психее.]

Амур и Психея.jpg

Читать далее...

Метки:  

Урбино, шедевры

Суббота, 13 Февраля 2021 г. 22:24 + в цитатник
Это цитата сообщения TimOlya [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

«Двойной город» Урбино: «Пипинов дар» короля


Читать далее...

Метки:  

Сан-Джиминьяно, Тоскана

Суббота, 13 Февраля 2021 г. 22:22 + в цитатник
Это цитата сообщения TimOlya [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Сан-Джиминьяно: Средневековые небоскребы Тосканы .


Читать далее...

Метки:  

Милан, места Леонардо. "Тайная вечеря"

Суббота, 13 Февраля 2021 г. 21:48 + в цитатник
Это цитата сообщения TimOlya [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Санта-Мария-делле-Грацие, базилика «Тайной вечери» .


The Last Supper - Leonardo Da Vinci - High Resolution 32x16.jpg

Читать далее...

Метки:  

Бабушка

Суббота, 06 Февраля 2021 г. 05:02 + в цитатник
Это цитата сообщения Lida_shaliminova [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Повесть о женщине из другого времени



(прокрутка справа)

Повесть о женщине из другого времени

Я нечасто видел слезы моих друзей. Мальчики ведь плачут в одиночестве или перед девочками (футболисты не в счет, им все можно). При других мальчиках мы плачем редко, и только когда уж совсем плохо.

Тем острее врезались в память слезы моего друга, внезапно появившиеся в его глазах, когда мы ехали в Москву, и я налил себе томатный сок.

Теперь перейдем к изложению сути дела, веселой и поучительной.

В юности у меня было много разных компаний, они переплетались телами или делами, постоянно появлялись и исчезали новые люди. Молодые души жили, словно в блендере. Одним из таких друзей, взявшихся ниоткуда, был Семен. Разгильдяй из хорошей ленинградской семьи. То и другое было обязательным условием попадания в наш социум. Не сказать, чтобы мы иных «не брали», отнюдь, просто наши пути не пересекались. В 90-е разгильдяи из плохих семей уходили в ОПГ, либо просто скользили по пролетарской наклонной, а НЕразгильдяи из хороших семей либо создавали бизнесы, либо скользили по научной наклонной, кстати, чаще всего в том же финансовом направлении, что и пролетарии.

Мы же, этакая позолоченная молодежь, прожигали жизнь, зная, что генетика и семейные запасы never let us down. Семен, надо сказать, пытался что-то делать, работал переводчиком, приторговывал какими-то золотыми изделиями, иногда «бомбил» на отцовской машине. Он был очень старательным, честным и сострадающим, что в те времена едва ли было конкурентным преимуществом. Помню, сколько мы ни занимались извозом, обязательно находились пассажиры, с которыми Сеня разбалтывался и денег потом не брал. И еще он был очень привязан к родне, с которой познакомил и меня. Семьи у нас были похожи.

Молодые родители, тщетно пытавшиеся найти себя в лихом постсоциализме, и старшее поколение, чья роль вырастала неизмеримо в смутное время распада СССР. Эти стальные люди, родившиеся в России в начале ХХ века и выжившие в его кровавых водах, стали несущими стенами в каждой семье. Они справедливо считали, что внуков доверять детям нельзя, так как ребенок не может воспитать ребенка. В итоге, в семье чаще всего оказывались бабушки/дедушки и два поколения одинаково неразумных детей.

Бабушку Семена звали Лидия Львовна. Есть несущие стены, в которых можно прорубить арку, но об Лидию Львовну затупился бы любой перфоратор. В момент нашей встречи ей было к восьмидесяти, ровесница так сказать Октября, презиравшая этот самый Октябрь всей душой, но считавшая ниже своего достоинства и разума с ним бороться. Она была аристократка без аристократических корней, хотя и пролетариат, и крестьянство ее генеалогическое древо обошли. В жилах местами виднелись следы Моисея, о чем Лидия Львовна говорила так: «В любом приличном человеке должна быть еврейская кровь, но не больше, чем булки в котлетах». Она была крепка здоровьем и настолько в здравом уме, что у некоторых это вызывало классовую ненависть.

Час беседы с Лидией Львовной заменял год в университете с точки зрения знаний энциклопедических и был бесценен с точки зрения знания жизни. Чувство собственного достоинства соперничало в ней лишь с тяжестью характера и беспощадностью сарказма. Еще она была весьма состоятельна, проживала одна в двухкомнатной квартире на Рылеева и часто уезжала на дачу, что, безусловно, для нас с Семеном было важнее всего остального. Секс в машине нравился не всем, а секс в хорошей квартире — почти всем. Мы с Семеном секс любили, и он отвечал нам взаимностью, посылая различных барышень для кратко- и средне-срочных отношений. Кроме того, Лидия Львовна всегда была источником пропитания, иногда денег и немногим чаще — хорошего коньяка. Она все понимала и считала сей оброк не больно тягостным, к тому же любила внука, а любить она умела. Это, кстати, не все могут себе позволить. Боятся. Бабушка Лида не боялась ничего. Гордая, независимая, с прекрасным вкусом и безупречными манерами, с ухоженными руками, скромными, но дорогими украшениями, она до сих пор является для меня примером того, какой должна быть женщина в любом возрасте.

Цитатник этой женщины можно было бы издавать, но мы, болваны, запомнили не так много:

«Докторская диссертация в голове не дает право женщине эту голову не мыть». Мы с Семеном соглашались.

«Деньги полезны в старости и вредны в юности». Мы с Семеном не соглашались.

«Мужчина не может жить только без той женщины, которая может жить без него». Мы с Семеном не имели четкой позиции.

«Сеня, ты пропал на две недели, этого даже Зощенко себе не позволял» (писатель, я так понимаю, в свое время проявлял к Лидии Львовне интерес).

«Бабушка, а почему ты сама мне не могла позвонить?» — пытался отбояриться Семен.

«Я и Зощенко не навязывалась, а тебе, оболтусу, уж подавно не собираюсь. Тем более, у тебя все равно кончатся деньги и ты придешь, но будешь чувствовать себя неблагодарной свиньей. Радость не великая, но все же». Семен чуть ли не на руке себе чернилами писал: «позвонить бабушке», но все равно забывал, и его, как и меня, кстати, друзья называли «бабушкозависимый».

«Я знаю, что здесь происходит, когда меня нет, но если я хоть раз обнаружу этому доказательства, ваш дом свиданий закроется на бесконечное проветривание». Именно у Лидии Львовны я обрел навыки высококлассной уборщицы. Потеря такого будуара была бы для нас катастрофой.

«Значит так. В этой квартире единовременно может находиться только одна кроличья пара. Моя комната неприкосновенна. И кстати, запомните еще вот что: судя по вашему поведению, в зрелом возрасте у вас будут сложности с верностью. Так вот, спать с любовницей на кровати жены может только вконец опустившийся неудачник. Считайте, что моя кровать, это ваше будущее семейное ложе». Семен при своем полном разгильдяйстве и цинизме защищал бабушкину комнату, как деньги от хулиганов, то есть всеми возможными способами. Эта принципиальность стоила ему дружбы с одним товарищем, но внушила уважение всем оставшимся.

«Сеня, единственное, что ты должен беречь,— это здоровье. Болеть дорого, и, поверь мне, денег у тебя не будет никогда». Бабушка не ошиблась. К сожалению…

«Сеня становится похож лицом на мать, а характером на отца. Лучше бы наоборот». Эту фразу Лидия Львовна произнесла в присутствии обоих родителей Семена. Тетя Лена взглядом прожгла свекровь насквозь. Дядя Леша флегматично поинтересовался: «А чем тебе Ленкино лицо не нравится?» — и стал разглядывать жену, как будто и правда засомневался. Проезд по его характеру остался незамеченным. «Ленино лицо мне очень нравится, но оно совершенно не идет мужчине, как и твой характер»,— Лидия Львовна либо и правда имела в виду то, что сказала, либо пожалела невестку.

«Я с тетей Таней иду в филармонию. С ней будет ее внучка. Прекрасная девушка, ты можешь меня встретить и познакомиться с ней. Мне кажется, она захочет подобрать тебя, когда ты будешь никому не нужен». Внучка тети Тани подобрала другого. И как подобрала!

«Хорошая невестка — бывшая невестка». Вместе со свидетельством о разводе бывшие жены Сениного отца получали уведомление о наконец свалившейся на них любви бывшей уже свекрови.

«Семен, если ты говоришь девушке, что любишь ее, только ради того, чтобы затащить в постель, ты не просто мерзавец, ты малодушный и бездарный мерзавец». Надо сказать, этот урок мы усвоили. Ну, по крайней мере я — точно. Честность и открытость в помыслах всегда была залогом спокойного сна, быстрого решения противоположной стороны и дружеских отношений в дальнейшем, независимо от наличия эротической составляющей.

«Эх мальчики… в старости может быть либо плохо, либо очень плохо. Хорошо в старости быть не может…»

Впоследствии я встречал немало относительно счастливых пожилых людей и не меньше несчастных молодых. Мне кажется, люди изначально живут в одном возрасте, и когда их личностный возраст совпадает с биологическим, они счастливы. Смотришь на Джаггера — ему всегда двадцать пять. А сколько тридцатилетних, в которых жизненной силы едва на семьдесят? Скучные, брюзжащие, потухшие. Лидия Львовна, как мне кажется, была счастлива лет в тридцать пять — сорок, в том чудном возрасте, когда женщина еще прекрасна, но уже мудра, еще ищет кого-то, но уже может жить одна.

Случилось так, что мне однажды не повезло (точнее, повезло) и я имел счастье общаться с Лидией Львовной в совершенно неожиданных обстоятельствах.

А начиналось все весьма прозаично. Я был отставлен своей пассией, пребывал в тоске и лечился загулом. Из всего инструментария, необходимого для этого, постоянно у меня имелось только желание. Однако иногда мне удавалось так впиться в какую-нибудь сокурсницу или подругу сокурсницы, что появлялся повод попросить у Сени ключи от бабушкиных апартаментов. По проверенной информации, Лидия Львовна должна была уехать на дачу. С ключами в кармане и похотью в голове я пригласил девушку якобы в кино. Встретились мы часа за два до сеанса, и мой коварный план был таков: сказать, что бабушка просила зайти проверить, выключила ли она утюг, предложить чаю, а потом неожиданно напасть. С девушкой мы один раз страстно целовались в подъезде и, судя по реакции на мои уже тогда распустившиеся руки, шансы на победу были велики.

Знакомить подругу со своими родственниками я не собирался, и поэтому представить апартаменты Лидии Львовны квартирой моей собственной бабушки не представлялось мне такой уж проблемой. Фотографию Семена я планировал убрать заранее, но, естественно, опоздал и поэтому придумал историю о неслыханной любви бабули к моему другу, совместных каникулах и до слез трогательной карточке, которую я сам сделал, и поэтому меня на ней нет. Селфи тогда не существовало.

Все шло по плану. Подруга так распереживалась насчет утюга, что я еле успевал бежать за ней. Мне вот интересно, если нас создали по образу и подобию, значит, Бог тоже когда-то был молод и вот так бежал по небу… В общем, лестница была взята штурмом с остановками на поцелуи. Конечно, эти юношеские страхи (а вдруг не согласится) заставляют нас так торопиться, что иногда именно спешка все и разрушает. С губами в губах, я стал дрожащими руками пытаться запихать ключ в замочную скважину. Ключ не запихивался. «Хорошее начало» — всплыл в памяти классический каламбур.

— Дай я сама! — Моя любимая женская фраза. Зацелованная девушка нежно вставила ключ, повернула и… дом взорвался. Точнее, взорвался весь мир.

— Кто там? — спросила Лидия Львовна.

— Это Саша,— ответил из космоса совершенно чужой мне голос.

После этого дверь открылась. Не знаю, что случилось в моих мозгах, но экспромт я выдал занятный.

— Бабуль, привет, а мы зашли проверить утюг, как ты просила.

До сих пор не могу понять, как у меня хватило наглости на такой ход. Знаете, у интеллигенции есть прекрасное понятие «неудобно перед…». Объяснить его другой касте невозможно. Речь не о грубости или хамстве в чей-то адрес и даже не об ущемлении интересов. Это какое-то странное переживание, что подумает или почувствует другой человек, если ты сотворишь нечто, что, как тебе кажется, не соответствует его представлениям о мировой гармонии. Очень часто те, перед кем нам неудобно, искренне удивились бы, узнай они о наших метаниях.

Мне было крайне неудобно перед юной подружкой за то, что я привел ее в чужой дом с очевидной целью. И это чувство победило «неудобство» перед Лидией Львовной.

Думала она ровно секунду. Улыбнувшись уголками глаз, «дама» вступила в игру:

— Спасибо, но, видишь ли, я на дачу не поехала — чувствую себя не очень хорошо, проходите, чаю выпьете.

— Знакомьтесь, это… — со страху я забыл имя девушки. То есть совсем. Такое до сих пор иногда со мной происходит. Я могу неожиданно забыть имя достаточно близкого мне человека. Это ужасно, но именно тогда я придумал выход из столь затруднительного положения.

Я неожиданно полез в карман за телефоном (тогда только появились Эриксоны небольшого размера), сделав вид, что мне позвонили.

— Извините, я отвечу,— и, изображая разговор по телефону, стал внимательно слушать, как моя девушка представляется моей «бабушке».

— Катя.

— Лидия Львовна. Проходите, пожалуйста.

Я тут же закончил псевдоразговор, и мы прошли на кухню. Я бы даже сказал кухоньку, тесную и неудобную, с окном, выходящим на стену противоположного дома, но это была, пожалуй, лучшая кухня в Петербурге. У многих вся жизнь похожа на такую кухню, несмотря на наличие пентхаузов и вилл.

— Катя, чай будете?

Лидия Львовна учила ко всем обращаться на «вы», особенно к младшим и к обслуживающему персоналу. Помню ее лекцию:

— Когда-нибудь у тебя будет водитель. Так вот, всегда, я повторяю ВСЕГДА, будь с ним на Вы, даже если он твой ровесник и работает у тебя десять лет. «Вы» — это броня, за которой можно спрятаться от жлобства и хамства.

Лидия Львовна достала чашки, поставила их на блюдца, также достала молочник, заварной чайник, серебряные ложки, положила малиновое варенье в хрустальную вазочку. Так Лидия Львовна пила чай всегда. В этом не было надуманности или вычурности. Для нее это было так же естественно, как говорить «здравствуйте», а не «здрасьте», не ходить по дому в халате и посещать врачей, имея при себе небольшой презент.

Катины глаза приняли форму блюдец. Она тут же пошла мыть руки.

— Э-э-эх, Сашка, ты даже имени ее не помнишь… — Лидия Львовна тепло и с какой-то печалью посмотрела на меня.

— Спасибо вам большое… простите, я не знал, что делать.

— Не переживай, я понимаю, ты же воспитанный мальчик, неудобно перед девушкой, она еще молоденькая, должна соблюдать приличия и по чужим квартирам не ходить.

— Имя я случайно забыл, честное слово.

— А что с Ксеней? — Как я уже сказал, я недавно расстался со своей девушкой. Мы встречались несколько лет и часто бывали в гостях, в том числе у Лидии Львовны.

— Ну, если честно, она меня бросила.

— Жаль, хорошая девушка, хотя я понимала, что все этим кончится.

— Почему? — Ксеню я любил и разрыв переживал достаточно тяжело.

— Понимаешь, ей не очень важны хорошие и даже уникальные качества, составляющие основу твоей личности, а принимать твои недостатки, которые являются обратной стороной этих качеств,— она не готова.

Честно скажу, я тогда не понял, о чем она говорит, и потом еще долго пытался изменить в людях какие-то черты характера, не сознавая, что именно они являются неотъемлемым приданым к восхищавшим меня добродетелям.

Вдруг по лицу Лидии Львовны пробежала тревога:

— Сашенька, ты только с Сеней продолжай дружить, он хороший парень, добрый, но нет в нем ярости, а она должна быть у мужчины, хотя бы иногда. Я очень за него волнуюсь. Присмотришь за ним? У тебя все в жизни получится, а у него нет, пусть хоть друзья достойные рядом будут. Обещаешь?

Я впервые видел какую-то беспомощность во взгляде этой сильнейшей из всех знакомых мне женщин. Самая большая плата за счастье любить кого-то — это неизбежная боль от бессилия помочь. Рано или поздно это обязательно случается.

Катя вернулась из ванной комнаты, мы выпили крепко заваренного чая, поговорили о чем-то и ушли.

Через неделю Лидия Львовна умерла во сне. Сеня так и не успел к ней заехать, потому что мы опять куда-то умотали на выходные.

Месяца через два мы поехали с ним в Москву. «Красная стрела», купе, целое приключение для двух оболтусов. В нашу келью заглянул буфетчик, и я попросил к водке, припасенной заранее, томатного сока.

Открыл, налил полный стакан и взглянул на Сеню. Он смотрел на мой сок и плакал. Ну, точнее, слезы остановились прямо на краю глаз и вот-вот должны были «прорвать плотину».

— Сенька, что случилось?

— Бабушка. Она всегда просила покупать ей томатный сок.

Сеня отвернулся, потому что мальчики не плачут при мальчиках. Через несколько минут, когда он вновь посмотрел на меня, это уже был другой Сеня. Совсем другой. Старее и старше. Светлый, но уже не такой яркий. Его лицо было похоже на песок, который только что окатила волна. Бабушка ушла, и он, наконец, в это поверил, как и в то, что больше никто и никогда не будет любить его так.

Тогда я понял, что, когда умирает близкий человек, мы в одну секунду испытываем боль, равную всему теплу, какое получили от него за бесчисленные мгновения жизни рядом.

Некие космические весы выравниваются. И Бог, и физики спокойны.

Автор: Александр Цыпкин
Источник: tsypkin.com
 
 

Метки:  

Книги в живописи

Вторник, 26 Января 2021 г. 23:41 + в цитатник
Это цитата сообщения A-delina [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мужчина и книга.



Hans Holbein d. J. Porträt eines Mannes mit Laute. 1534-1535
далее...

Метки:  

Букингемский дворец 1

Вторник, 01 Декабря 2020 г. 20:57 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Buckingham Palace (часть 1.) - официальная резиденция британских монархов

89706119_358ae9fa450e (300x48, 15Kb)

И С Т О Р И Я   Д В О Р Ц А

Buckingham Palace,Joseph Nash (1808-1878)

Buckingham House, East Front, by William Westall

Фасад этого всемирно известного здания не всегда имел такой торжественный вид. Первоначально это был особняк герцога Букингемского, друга королевы Анны, которая в 1703 году и предоставила ему земли на углу Сент-Джеймс и Грин-Парка. В 1762 году Георг III купил особняк за £28000. Он переименовал его в Бакингем-хаус и подарил своей жене Шарлотте.

George III (1738-1820),Benjamin West (1738-1820)

Queen Charlotte (1744-1818) when Princess Sophie Charlotte of Mecklenburg-Strelitz, Johann Georg Ziesenis (1716-76)

Queen consort to George III,Carlota de Mecklemburgo-Strelitz

Queen Charlotte with her two eldest sons,Allan Ramsay (1713–1784)

На протяжении следующих 75 лет архитекторы Эдвард Блор и Джон Нэш (создатели Алупкинского дворца), взяв за основу Бакингем-хаус, возвели ещё несколько подобных зданий. Все вместе они образуют квадрат, в центре которого находится большой внутренний двор.

royal collection balmoral

Queen Victoria (1819-1901), After Franz Xaver Winterhalter (1805-73)

Читать далее...

Метки:  

Виндзор

Вторник, 01 Декабря 2020 г. 20:54 + в цитатник
Это цитата сообщения Panter_Woman [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Windsor Castle (часть 2.) - крупнейший и древнейший замок в мире

89706119_358ae9fa450e (300x48, 15Kb)

Виндзорский замок (Windsor Castle), крупнейший и древнейший из используемых и поныне замков в мире, является одной из официальных резиденций Ее Величества королевы.

Виндзор в конце XIX века

Пышные Парадные апартаменты украшены несколькими изумительными работами из Королевской коллекции. Среди них картины Рембрандта, Рубенса, Каналетто, Гейнсборо и знаменитый тройной портрет Карла I кисти сэра Антониса ван Дейка.
В период с октября по март посетители могут увидеть частные апартаменты Георга IV (полупарадные залы), интерьеры которых славятся одной из самых богатых отделок в замке.

Sir Edwin Landseer (English, 1802-1873). Windsor Castle in Modern Times Queen Victoria, Prince Albert

Виндзорский замок | Внутренний интерьер,акварель

Windsor Castle: the Crimson Drawing Room, after restoration

Windsor Castle the Crimson Drawing Room, after restoration Alexander Creswell

Windsor Castle: the Green Drawing Room, after restoration

Windsor Castle the Green Drawing Room,Alexander Creswell

Windsor Castle the Grand Reception Room, after restoration,Alexander Creswell

Читать далее...

Метки:  

Очень колоритно!

Вторник, 01 Декабря 2020 г. 20:50 + в цитатник
Это цитата сообщения PKFNF [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

John Arthur Lomax (British, 1857-1923)




далее...

Метки:  

Эффективность мозга

Суббота, 19 Сентября 2020 г. 07:24 + в цитатник
Это цитата сообщения angreal [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Почему человеческий мозг столь эффективен?

Как массивный параллелизм делает производительность мозга выше, чем у ИИ.
 



Мозг человека сложно устроен; он состоит примерно из 100 миллионов нейронов, образующих порядка 100 триллионов связей. Его часто сравнивают с другой сложной системой, обладающей способностью решать задачи – с цифровым компьютером. И мозг, и компьютер содержат большое количество элементарных единиц — нейронов и транзисторов, соответственно — которые соединяются в сложные цепи для обработки информации, передаваемой электрическими сигналами. На глобальном уровне архитектуры мозга и компьютера похожи друг на друга: они состоят в основном из отдельных схем ввода/вывода, центрального процессора и памяти.

Читать далее...

Метки:  

Антиэволюция

Воскресенье, 30 Августа 2020 г. 14:56 + в цитатник
Это цитата сообщения A-delina [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Gabriel Cornelius Ritter von Max. Из жизни обезьян.



далее...

Метки:  

Дионисийские таинства

Понедельник, 08 Июня 2020 г. 23:27 + в цитатник
Это цитата сообщения vissarion [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ДИОНИСИЙСКИЕ МИСТЕРИИ

Королев К.М.
АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ

На пороге исторической жизни Греции новый культ, резко несовместимый с всегдашним чувством меры и предела, проник в нее из страны буйных сил и бурных страстей, из Фракии, — культ Диониса. Первоначально это было, вероятно, магическое воздействие на плодородие земли, и в необузданной варварщине половой разгул как симпатическое средство побуждения земли к плодородию не был ему чужд; при переходе, однако, на почву «благозаконной» Эллады, этот элемент должен был отпасть; осталось, как характерная черта новых таинств, исступление, достигаемое при помощи оглушительной музыки тимпанов, кимвалов и флейт и главным образом — головокружительной «оргиастической» пляски. Особенно подвержены чарам исступления были женщины; вакханки составляли поэтому главную свиту нового бога; в своих «небридах» (νεβρίς, ланьи шкуры), препоясанных живыми змеями, с тирсами в руках и плющевыми венками поверх распущенных волос — они остались незабвенным на все времена символом прекрасной дикости, дремлющей в глубине человеческой души, но прекрасной лишь потому, что красотой наделила ее Эллада.

…«Жрец праздновать дал приказанье
И госпожам повелел и служанкам, работы покинув,
Грудь свою шкурой покрыв, развязать головные повязки,
И обрядиться в венки, и листвою обвитые тирсы
Взять, предрекая, что гнев божества оскорбленного будет
Страшен. Покорны ему и матери и молодицы;
Вот отложили тканье, корзинки, начатую пряжу,
Ладан несут и зовут Лиэя, Бромия, Вакха,
Отпрыск огня, что дважды рожден и двумя матерями,
И добавляют: Нисей, Тионей нестриженый, имя
Также дают и Леней, веселящих сеятель гроздьев,
Также Иакх, и Эван, и отец Элелей, и Никтелий,
Много имен и еще, которые некогда греки
Дали, о Либер, тебе! Ибо юность твоя неистленна,
Отрок ты веки веков! Ты всех прекраснее зришься
В небе высоком! Когда предстаешь, не украшен рогами, —
Девичий лик у тебя»…

(Овидий, Метаморфозы IV, 4-20)

В исступлении пляски душа положительно «выступала» из пределов телесной жизни, преображалась, вкушала блаженство внетелесного, слиянного с совокупностью и с природой бытия; на собственном непреложном опыте человек убеждался в самобытности своей души, в возможности для нее жить независимо от тела и, следовательно, в ее бессмертии; таково было эсхатологическое значение дионисизма. Он завоевал всю Грецию в VIII-VII вв. в вихре восторженной пляски. Эрвин Роде убедительно сравнивает с этим явлением «манию пляски», обуявшую среднюю Европу после великой чумы XIII в. Конечно, умеряющая религия Аполлона постаралась сгладить излишества нового культа: Дионисовы оргии¹ были ограничены пределами времени и места, они могли справляться только на Парнасе и притом раз в два года (в так называемых «триетеридах»). В прочей Греции дионисизм был введен в благочиние гражданского культа; его праздники приурочивались к работе винодела, и лишь в играх ряженых и поэтическом преображении Дионисова театра сохранились следы первоначального исступления.
_________________________
[1] ὄργια τά
1) культ. оргии, тайные обряды, мистерии (ὄ. θεαῖν Arph. — мистерии в честь обеих богинь, т.е. Деметры и Персефоны);
2) священнодействие или жертвоприношение (ὀργίων μαντεύματα Soph. — пророчества жертвоприношений);
3) празднество, праздник (Μουσῶν Arph.)


Тирс (552x170, 24Kb)

По-видимому, это укрощение первобытного дионисизма вызвало новую его волну из той же Фракии, отмеченную именем Дионисова пророка Орфея. И эта волна подпала умеряющему воздействию Аполлоновой религии; результатом этого воздействия были Орфические таинства, состоящие из трех частей: космогонической, нравственной и эсхатологической.

Космогоническая часть орфического учения примыкала к более старинному мифу о победе Зевса над титанами и основанном путем насилия царстве богов. Чтобы иметь возможность передать его из запятнанных насилием рук в чистые, Зевс делает матерью царицу подземных глубин Персефону, и она рождает ему первого Диониса — Загрея. Но мстительные титаны завлекают младенца Диониса к себе соблазном его отражения в их зеркалах и, завлекши, разрывают на части, которые и поглощают. Сердце спасает Паллада и приносит Зевсу; поглотив его, он вступает в брак с Семелой, дочерью Кадма, и она рождает ему (второго) Диониса. От испепеленных титанов же произошел человеческий род.

Здесь к космогонической части, в которой первобытная фракийская дикость так странно преображена греческим глубокомысленным символизмом, примыкает нравственная. Раз мы происходим от поглотивших первого Диониса титанов, значит, наше душевное естество состоит из двух элементов — титанического и дионисийского. Первый тянет нас к телесности, к обособлению, ко всему земному и низменному; второй, наоборот, к духовности, к воссоединению в Дионисе, ко всему небесному и возвышенному. Наш нравственный долг — подавить в себе титанизм и содействовать освобождению тлеющей в нас искры Диониса. Средством для этого служит объявленная в Орфических таинствах посвященным «орфическая жизнь».

Из нравственного учения вырастает эсхатологическое. Живой Дионис, сердце Загрея, жаждет воссоединения со всеми частями его растерзанного тела. Целью жизни каждого человека должно быть поэтому окончательное освобождение той его частицы, которая в нем живет, и ее упокоение в великой сути целокупного Диониса. Но путь к этому очень труден. Титанизм является постоянной помехой, соблазняя к новому воплощению. И вот мы рождаемся и умираем, и вновь рождаемся, все снова и снова замыкаем свою душу в «гробу» тела, все снова и снова воплощаемся — между прочим, и в звериных телах, и нет конца этому томительному «кругу рождений», пока мы, наконец, не внемлем голосу Диониса, не обратимся к «орфической жизни». И тогда мы спасемся не сразу. Трижды мы должны прожить свой век безупречно и здесь, на земле, и в царстве Персефоны, пока, наконец, не настанет для нас заря освобождения, воссоединения и упокоения.

Пребывание в царстве Персефоны перед новым воплощением понимается как время очищения от грехов жизни; ее обитель — для большинства людей чистилище. Кто безгрешно провел земную жизнь, тот и на том свете проводит жизнь в блаженстве, во временном раю — пока голос необходимости не призовет его обратно на землю для новых испытаний. Но есть и такие, которые запятнали себя «неисцелимыми» злодеяниями; для них нет очищения, они терпят вечную кару в аду. Вот почему каждую душу после смерти ждет загробный суд; строгие и неподкупные судьи должны определить, в которую из трех обителей ей надлежит отправиться.

Орфические таинства, в отличие от Элевсинских, не были прикреплены к какому-нибудь городу: повсюду в Греции, особенно в колониальной, на западе, возникали общины орфиков, жившие и справлявшие праздники под руководством своих учителей. Конечно, от личности последних зависели и чистота, и духовный уровень самого учения; и если с этой точки зрения большинство орфеотелестов,² пугавших простой народ ужасом загробных мучений, и вызывало подчас насмешки просвещенных, то с другой стороны серьезные проповедники учения сумели поднять его на такую высоту, что не только поэты, подобно Пиндару, но и философы подчинялись его обаянию. Великий Пифагор сделал орфизм центральным учением своего «ордена». И через пифагорейцев, и независимо от них подпал орфизму и Платон; правда, в специально догматической части своего учения он не делает ему уступок, но в тех фантастических мифах, которыми он украсил своего «Горгия», «Федона» и в особенности последнюю книгу «Государства», сказывается в сильнейшей степени влияние орфической эсхатологии. И оно им не ограничилось: отчасти через широкое русло платоновской философии, но более посредством подземных струй, лишь ныне отчасти раскрываемых, она вливается и в христианство. Церковь иногда старалась воздвигнуть против нее плотину Евангелия, — иногда же и нет, находя, что те или другие частности (например, учение о чистилище) не противоречат ему и даже, пожалуй, им рекомендуются. Как бы то ни было, орфизм в значительной степени скрасил христианские представления о загробном мире: без Орфея и Данте он просто немыслим.
_________________________
[2] ὀρφεοτελεστής (ὀρφεο-τελεστής), -οῦ ὁ орфеотелест, посвящающий в орфические таинства Plut.



ДИОНИСИИ

Цикл праздников Диониса открывался веселыми Осхофориями (ὀσχοφόρια или ὠσχοφόρια, «ношение гроздьев»). Осхофория, праздник жатвы, праздновавшийся в Афинах 7-го пианопсиона (Πυανοψίων, октябрь-ноябрь). Во время этого праздника 20 взрослых юношей (по два от каждого сословия) бежали из храма Диониса в Лимнах в храм Афины Скирас (Ἀθηνᾶ Σκιράς) на Фалероне, неся в руках виноградные ветви с гроздями, гроздья винограда были даром от Диониса богине-покровительнице страны. Каждый из 10 победителей получал в награду чашу, наполненную напитком, составленным из пяти главнейших продуктов года (вина, меда, сыра, муки и оливкового масла — πενταπλόα), и почетное место в следовавшей затем процессии. Праздничное шествие (причем впереди поющего хора шли два мальчика в женской одежде) совершалось от Осхофории, площади перед храмом Афины, к храму Диониса, где Фиталиды приносили жертву. Праздник оканчивался жертвенным пиром.

Остальные праздники были приурочены к различным стадиям брожения молодого вина; то были сельские Дионисии в декабре, Ленеи в январе и Анфестерии в феврале. Все они были обставлены отчасти веселой, отчасти серьезной обрядностью и расцвечены прелестными мифами и легендами.

«В шестом месяце Ποσείδεων (Посидеон, приблиз. декабрь-январь) главными праздниками были Ἁλῶα (Алои, афинский праздник урожая) и μικρὰ Διονύσια (Малые Дионисии или Сельские, τὰ κατ΄ ἀγροὺς). Первый был земледельческий праздник молотьбы, совершавшийся в честь Деметры, Коры (Персефоны) и Диониса. Праздновавшиеся в этом месяце Дионисии назывались «сельскими» (в отличие от «городских», или «великих», совершавшихся в месяце Элафеболионе)».
«Ленеи или Ленейские Дионисии (Διονύσια Λήναια) — афинский праздник виноделия в 8-11 дни месяца Гамелион (Γαμηλιών — «брачный месяц», январь-февраль) в честь Вакха (Диониса); к нему приурочивались состязания драматургических произведений. У ионийцев, а в древнейшие времена и в самой Аттике, этот месяц (Гамелион) назывался Ληναίων (Ленеон, «месяц виноделия») от названия Дионисовского празднества Ληναία». Этот праздник совершался в течение нескольких дней. Местом праздника было древнее святилище Диониса. Празднование было сходно с сельскими Дионисиями, только пышнее и торжественнее; важную роль играло исполнение дифирамбов в честь божества киклическими (κυκλικός) хорами, называвшимися так потому, что во время исполнения дифирамба они двигались мерным, ритмическим шагом вокруг алтаря. Особая роль отводилась театральным представлениям.»
«Название восьмого месяца Анфестерион (Ἀνθεστηριών, февраль-март) произошло от третьего большого Дионисовского праздника, называвшегося Ἀνθεστηρία; это был месяц, в котором природа на юге пробуждается от зимнего сна; кроме того, молодое вино, приготовленное осенью, заканчивало к этому времени свое брожение и становилось годным к употреблению. То и другое, т.е. пробуждение природы и окончание брожения вина, составляло предмет праздника Анфестерий».

Праздник Анфестерий продолжался три дня, каждый из которых имел особое название. Первый день назывался днем открытия бочек и пробы нового вина. Каждый домохозяин приносил богу жертву, приClip (308x254, 25Kb) которой совершал возлияние свежим напитком, и все домочадцы, не исключая и рабов, предавались праздничному веселью и удовольствиям. Первыми весенними цветами украшались сосуды и дети как распускающиеся цветки человеческого рода. В этот день в Афинах был рынок игрушек, которые покупали и дарили детям.

Второй день — «крýжки» — также был посвящен праздничным удовольствиям. Веселые компании, в которых участвовали ряженые, представлявшие сатиров, нимф и пр., ходили по городу и заходили к знакомым, где составлялись пирушки и даже состязания: кто скорее выпивал свой кубок вина, получал в награду плющевый венок и мех вина. При этом не забывали также и умерших родственников: ходили к ним на могилы и совершали возлияния вином. По-видимому, первоначально этот день был посвящен главным образом поминовению усопших и имел целью умилостивить силы подземного мира, владычеству которых при наступлении весны приходил конец. Поэтому-то этот день вместе со следующим принадлежал к числу «тяжелых» и храмы богов в эти дни были закрыты; однако впоследствии такое значение этих дней вполне уступило место веселью и наслаждению.

От имени государства совершалась таинственная церемония в древнем храме Диониса в Ленее, открывавшемся только в этот день. Главную роль в этой церемонии играла βασίλισσα или βασίλιννα, супруга архонта-царя, которая должна была быть родовитой гражданкой и выйти замуж девицей. При совершении церемонии ей помогали четырнадцать жриц (γεραραί), избранные архонтом-царем из наиболее уважаемых гражданок. «Царица» в присутствии священноглашатая брала с них торжественную клятву в том, что они удовлетворяют условиям, требующимся для участия в церемонии, и будут соблюдать строгую тайну. Жрецы совершали священные обряды на 14 алтарях, а затем «царица» отправлялась в святилище-буколеон (βουκολείον), вблизи пританея,³ и там будто бы сочеталась браком с Дионисом.
_________________________
[3] πρυτανεῖον, ион. πρῠτᾰνήϊον τό пританей, судилище (в Афинах), в котором заседали пританы (πρυτάνεις, члены коллегии из 50 человек) Plut.


Древний закон об этом обряде, вырезанный на камне, еще во времена Демосфена стоял в святилище Диониса подле жертвенника. Впрочем, подробности обряда неизвестны, а значение его объясняется различно; проще и естественнее всего принять, что «царица» как представительница страны соединялась брачными узами с богом возрождающейся весною растительности в знак того, что страна вполне предана его служению и надеется на его защиту и помощь; или, быть может, эта церемония совершалась в воспоминание брака Диониса с Ариадной.

Третий день Анфестерий назывался «днем горшков» потому, что тогда приносили Гермесу Хтонию (χθόνιος, подземный) в жертву за души усопших горшки с вареными плодами всякого рода, которых сами жертвователи не могли пробовать, как при всех вообще жертвах подземным богам; ни одному из Олимпийских богов в этот день не приносили жертвы.

…«последний день Анфестерий был посвящен хтоническим культам, жертвоприношению душам умерших и подземному Гермесу. Души собирались на угощение, им приготовленное, и потом изгонялись из соседства живых заклинанием. (…) До нас дошла любопытная формула изгнания подземных гостей: "к дверям, Керы!⁴ Миновали Анфестерии!"» (В.Иванов)
_________________________
[4] Κήρ, Κηρός ἡ Кера (богиня насильственной смерти); ex. ὦ φθερσιγενεῖς Κῆρες Ἐρινύες! Aesch. — о, губительные Керы-Эринии!


Вообще видно, что три дня Анфестерий были богаты различными религиозными обрядами, подробности которых, однако, мало известны.

Прекраснейшим из всех дионисийских праздников были Великие Дионисии (μεγάλα Διονύσια), учрежденные тираном Писистратом.

«Девятый месяц Ελαφηβολίων (Элафеболион, соответствовал 2-ой половине марта и 1-ой апреля) был посвящен Артемиде, которой вообще у греков посвящался месяц, приходившийся около весеннего равноденствия.

Нет прямых указаний на существование в Аттике праздника Ελαφηβολία, встречающегося в других местностях Эллады, но предполагать его существование можно с большой вероятностью. Главным же праздником в этом месяце были великие Дионисии, продолжавшиеся несколько дней. Великие Дионисии торжествовали полную победу весны над зимой, были праздником радости и свободы, когда отпускали на поруки узников, оставляли в покое должников и никого не арестовывали, для того чтобы все могли принимать участие в веселье».

Празднование великих Дионисий начиналось торжественной процессией, в которой несли древнюю статую Диониса из Ленея в древний храм его, стоявший близ Академии, и оттуда обратно, с хоровыми песнями и веселыми прогулками по городу. Главной и существеннейшей частью этого праздника были театральные представления.

________________________________________

ДИОНИС, ИЛИ ВОЗВРАЩЕННОЕ БЛАЖЕНСТВО
(отрывок из книги Элиаде М. История веры и религиозных идей. I. XV:125)


Миф о расчленении младенца Диониса Загрея известен нам в основном по трудам христианских авторов, которым, как и следует ожидать, он не импонировал, а потому был представлен ими фрагментарно и тенденциозно. Однако, благодаря своей свободе от запрета говорить о сакральных и тайных вещах, христианские писатели донесли до нас ряд ценных деталей. Гера посылает к маленькому Дионису Загрею титанов, которые сначала завлекают его игрушками (погремушками, зеркальцем, бабками, шариком, волчком, трещоткой), а потом убивают, разрезают на части, варят в котле и, по некоторым версиям, съедают. Сердце Диониса Загрея удается сохранить Афине (варианты: Рее или Деметре). Узнав о преступлении, Зевс поражает титанов ударом молнии.

Христианские авторы не говорят о воскресении Диониса, но античные авторы о нем знали. Эпикуреец Филодем, современник Цицерона, пишет о трех рождениях Диониса: первом — от своей матери, втором — из бедра Зевса, и третьем, состоявшемся, когда Рея сложила куски его растерзанного титанами тела, после чего он вновь вернулся к жизни. Фирмик Матерн заключает свое сочинение рассказом о том, что на Крите (где, в его толковании, происходит действие) это убийство отмечается ежегодными ритуалами, воспроизводящими все, что «делало и испытывало дитя в момент смерти»: «в глубине лесов они страшно кричат, изображая яростные метания души» — как бы давая понять, что преступление было совершено в момент безумия, — «и зубами разрывают на части живого быка».

Мифо-ритуальная тема страданий и воскресения младенца Диониса Загрея породила бесчисленные споры, особенно в связи с ее орфическими интерпретациями. Мы сейчас ограничимся лишь указанием на то, что сведения, сообщенные христианскими авторами, находят подтверждение в более ранних документах. Впервые имя Загрея встречается в эпической поэме фиванского цикла Alcmaeonis (VI в. до н.э.); оно означает «великий охотник» (от ἀγρεύς ὁ «охотник»),⁵ что соответствует необузданной, оргиастической природе Диониса.
_________________________
[5] Непонятно, когда Дионис успел стать «великим охотником», если титаны растерзали его в самом раннем младенчестве. Этимология эпитета «Загрей» явно происходит от териоморфного образа «первого» Диониса. В одних интерпретациях Дионис, пытаясь скрыться от титанов, перевоплощается в разных животных. И когда он обратился в быка, титаны настигли его и растерзали. По другой версии, Дионис изначально имел образ быка.

Ζαγρεύς — Загрей, эпитет Диониса в образе быка;
ζά — усилит. приставка со знач. очень, весьма, вполне;
ex. ζάχολος (ζά-χολος) раздраженный, гневный (Διόνυσος Anth.);
ἄγριος
1) дикий;
2) жестокий, свирепый, лютый, злой;
3) неукротимый, необузданный, грубый;
4) мучительный, тяжелый;
5) бурный, ужасный.


Что касается злодеяния титанов, то о нем кое-что рассказывает Павсаний (VIII, 37,5), и это свидетельство остается для нас ценным, несмотря на скептицизм Виламовица и других исследователей. Павсаний сообщает, что некто Ономакрит, живший в Афинах в VI веке до н.э., при Писистратидах, написал поэму на эту тему: «Взяв имя титанов у Гомера, он учредил дионисийские оргии, сделав титанов злодеями и мучителями божества».

Согласно этому мифу, титаны, прежде чем приблизиться к младенцу, вымазались алебастром, чтобы их не узнали. Так вот, в проводившихся в Афинах сабазийских мистериях один из посвятительных обрядов состоял в том, что лица инициатов покрывали мелом (τίτανος)⁶ или алебастром. Эти факты связывались вместе со времен античности. Но на самом деле мы имеем здесь одну из форм архаического посвятительного ритуала, хорошо известного в первобытных обществах: инициаты натирают лица мелом или золой, чтобы походить на призраков, т.е. они проходят через ритуальную смерть.
_________________________
[6] Обращает на себя внимание созвучие слов «титан» и «мел», которым покрыли лица титаны, дабы не быть узнанными:
τίτανος ἡ гипс Hes.; известь или мел Arst.; меловая пыль Luc.
Τιτάν (-ᾶνος), ион. Τῑτήν (-ῆνος) ὁ (эп. dat. pl. Τιτήνεσσιν) Титан (Τιτᾶνες и Τιτανίδες — титаны и титаниды, дети Урана и Геи).


«Мистические игрушки» тоже давно известны: в папирусе III века до н.э., найденном в Файюме и, к сожалению, испорченном, упоминаются волчок, трещотка, кости и зеркало (Orphicorum, fr.31).

Самый драматичный эпизод мифа — и в особенности то, что, растерзав ребенка, титаны бросили куски его тела в котел, сварили, а потом зажарили, — был известен еще в IV веке; более того, все эти детали «репетировались» в связи с празднованием мистерий. О подобной традиции знал Эвфорион в III веке. Жанмэр убедительно показал, что кипячение в котле и прохождение через огонь — это обряды инициации, дарующие бессмертие (ср. историю Деметры и Демофонта) или омоложение (дочери Пелия зарезали своего отца и сварили в котле).

Таким образом, в «злодеянии титанов» мы можем распознать древний посвятительный сценарий, первоначальный смысл которого оказался забытым. Титаны ведут себя как «магистры инициации», т.е. они «умерщвляют» посвящаемого, чтобы он «заново родился» на более высоком уровне существования (в нашем примере они даруют младенцу Дионису божественную природу и бессмертие). Однако в религии, провозгласившей абсолютное верховенство Зевса, титаны могли играть только демоническую роль, за что и были испепелены Зевсовой молнией. По некоторым версиям этого мифа, важного для орфической традиции, люди были созданы из пепла титанов.

Инициатический характер дионисийских обрядов ощущался и в Дельфах, когда женщины чествовали возрожденного бога. Как свидетельствует Плутарх (De Iside, 35), в дельфийской корзине лежал, готовый к возрождению, растерзанный Дионис Загрей, и этот Дионис, «который вновь рождался под именем Загрея, был в то же время фиванским Дионисом, сыном Зевса и Семелы».

Возможно, и Диодор Сицилийский имеет в виду дионисийские мистерии, когда пишет, что «Орфей перенес растерзание Диониса в мистериальные обряды» (V, 75,4). А в другом месте Диодор представляет Орфея как реформатора дионисийских таинств: «Вот почему посвятительные обряды в честь Диониса называются орфическими» (III, 65,6). Для нас сообщение Диодора ценно в той мере, в какой оно подтверждает существование дионисийских мистерий. Но в то же время вероятно, что уже в V веке до н.э. эти таинства содержали некоторые «орфические» элементы. Тогда Орфея, действительно, провозгласили «пророком Диониса» и «основателем всех инициаций».

_______________________________

Метки:  

Триумф Фомы Аквинского

Четверг, 07 Мая 2020 г. 23:44 + в цитатник
Это цитата сообщения Qu_Tan [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Джон Рёскин "Путешествия по Флоренции" - I

Отрывок из книги Джона Рёскина "Путешествия по Флоренции". Он описывает работу Андреа ди Бонайуто "Триумф святого Фомы Аквинского" (фреска Испанской капеллы церкви Санта Мария Новелла 1366-1367 гг).


 

85. ...В арке написаны три евангельские добродетели. Без них, говорит Флоренция, не может процветать ни одна наука. Без Любви, Веры и Надежды нет способности мыслить.

Под ними находятся четыре главные добродетели; вся группа расположена в следующем порядке:

                        A

                   B        C

           D     E        F      G

А. Милосердие; из ее головы и рук исходит пламя.

В. Вера; держит крест и щит и гасит пылающие стрелы. Этот символ, так часто повторяющийся в современных композициях, изображающих обращение св. Павла к личной вере, очень редко встречается в старой живописи.

С. Надежда, с ветвью лилий.

В. Терпимость; стоит на черной рыбе и управляет ею.

Е. Осторожность, с книгой.

Р. Справедливость, в короне и с жезлом.

О. Стойкость, с башней и мечом.

Под ними находятся великие пророки и апостолы: слева Давид, св. Павел, св. Марк, св. Иоанн; справа - св. Матфей, св. Лука, Моисей, Исайя, Соломон. В центре среди евангелистов на готическом троне сидит св. Фома Аквинский.
86. Теперь рассмотрите этот трон, все ниши под ним и точное воспроизведение Флорентийского собора напротив; то и другое принадлежит высокой готике школы Орканьи — более поздней, чем готика Джотто. Между тем здание, в котором собрались апостолы в день Св. Троицы, относится к ранней романской мозаичной школе и снабжено круглым окном собора в Ассизи и четырехугольными окнами баптистерия во Флоренции. Этот тип архитектуры всегда используется Таддео Гадди, тогда как высокая готика не могла изображаться им и служит явным признаком участия более позднего художника.
Под линией пророков расположены силы, призванные ими, — мифические фигуры семи богословских, или духовных, и семи земных, или естественных, наук;
у ног каждой из них — фигура ее главного учителя на земле.
Семь земных наук начинаются с Грамматики, находящейся дальше всех от окна, и расположены в следующем порядке по направлению к окну:
1. Грамматика, под ней Присциан.
2. Риторика —"— Цицерон.
3. Логика —"— Аристотель.
4. Музыка —"— Тувалкаин.
5. Астрономия —"— Атлас, король Фьезоле.
6. Геометрия —"— Евклид.
7. Арифметика —"— Пифагор.



Затем справа налево следуют небесные науки:
1. Гражданское право, под ним император Юстиниан.
2. Каноническое право —"— Папа Климент V.
3. Практическая теология —"— Петр Ломбардский.
4. Созерцательная —"— Боэций.
5. Догматическая —"— Дионисий Ареопагит.
6. Мистическая —"— св. Иоанн Дамаскин.
7. Полемическая—"— св. Августин.



87. Итак, здесь перед вами художественно представлена та система человеческого воспитания, которая, как считалось в старой Флоренции, была обязательной в великих земных монархиях и республиках, освященных Святым Духом, сошедшим на землю в день Св. Троицы...



 


Метки:  

Орнаменты

Четверг, 19 Марта 2020 г. 10:07 + в цитатник
Это цитата сообщения красавицаумница [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ой, девченки это же просто клад -Орнамент всех времен и стилей. 1888 г.

 Орнамент всех времен и стилей (62 работ) (1 часть)

Основой для альбомов "Орнамент всех времен и стилей",
послужило издание "L'Ornement polychrome",
выпущенное в Париже в 1888 году под редакцией Огюста Расинэ,
который провел огромную работу, исследуя различные первоисточники,
группируя многочисленные сюжеты разных стран,
эпох и стилей в гармоничные и хорошо продуманные орнаментальные таблицы,
отличающиеся строгой систематизацией.
Несколько сотен цветных орнаментальных таблиц, кое-где с применением золота и серебра,
содержащих несколько тысяч сюжетов всех стилей.
Таблицы представляют Античное искусство, искусство Азии,
Средневековое искусство, Ренессанс, XVII-XIX века.

1286 x 1978Орнамент всех времен и стилей (62 работ) (1 часть)

Надеемся, что издание не только доставит вам эстетическое удовольствие,
но и принесет практическую пользу, так как области применения орнамента весьма разнообразны.

Читать далее...

Метки:  

Удивительный мир Оксаны Ямбых

Среда, 11 Марта 2020 г. 08:34 + в цитатник
Это цитата сообщения Парашутов [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

ЖЗЛ (СТРАННЫЙ МИР-ТЕАТР ОКСАНЫ ЯМБЫХ)

 (640x646, 190Kb)

О.Ямбых Маска

Оксана Ямбых родилась в г. Полтава, Украина. Отец - художник, мать - преподаватель украинского языка и литературы.
1976 - 1980 - Обучение в детской художественной школе г. Днепропетровска
1983 - 1987 - Обучение в Днепропетровском государственном художественном училище по специальности "художник-оформитель"
1987 - 1992 - Обучение в Харьковском художественно-промышленном институте по специальности "интерьер и оборудование"
1992 - 1997 - Участие в ряде коллективных и персональных экспозиций в городах Украины
1997 - Начало работы во Франции
2002 - Вошла в союз "Дом художников" Франции.

Мне показалось, впрочем это видно и визуально,что все картины Оксаны наполнены флюидами игры (карточной, музыкальной, актерской и даже философской (в шахматы)). В аннотации к галерее Оксаны сказано, что своими картинами она иллюстрирует поэму о затерянной стране в её фантастическом мире, мире тумана и мечты. Шорохи, запахи, краски света и полутона ощущений - это река времени, текущая в долине жизни. В этой поэме Оксана рассуждает об устройстве мира и законах жизни, об относительности ценностей и желаний, о сложности простого и простоте сложного, о нас в нас самих. Все иллюзорно, все течет во времени, которого нет, нет будущего, нет прошлого, есть точка пересечения всех наших миров. Я не окажусь далек от истины, если представлю поэму О.Ямбых театральной пьесой, а весь ее странно-загадочный мир - спектаклем.
По этому принципу я и отобрал картины художницы для этой галереи.


СМОТРЕТЬ ДАЛЬШЕ

Метки:  

Открытия 2019 года в живописи

Суббота, 07 Марта 2020 г. 04:55 + в цитатник
Это цитата сообщения Слава44 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

9 ВАЖНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ В КАРТИНАХ СТАРЫХ МАСТЕРОВ

1500 Спаситель Мира (Сальватор Мунди). Х, м. 65,7×45,7 см. (Лувр Абу-Даби). $450.312.500 дол. (477x699, 474Kb)
Леонардо да Винчи. Спаситель Мира (Сальватор Мунди). 1500 г. Холст, масло. 65,7 х 45,7 см.
Лувр Абу-Даби. Картина продана за $450.312.500 дол.

Фантастическая стоимость панели «Спаситель Мира», приписанной Леонардо да Винчи, вызвала всплеск интереса к старому искусству и рост цен на него. Спрос рождает у коллекционеров и экспертов как предложение, так и желание пристальнее приглядеться к семейным собраниям или переоценить экспонаты в музейных хранилищах. В некоторых случаях изыскания дают неожиданные — и исторические, и финансовые — результаты. Вот девять важных открытий в мире искусства, о которых говорят в 2019 году.
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Метки:  

Поиск сообщений в Elena_Enlil
Страницы: [3] 2 1 Календарь