В колонках играет - тишинаНастроение сейчас - "Среди долины ровныя..."УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
Ольга СОБОЛЕВА,
г. Курск
Счастье - это когда ты понимаешь
(Как учить школьника пониманию текста)
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
Размышляя над проблемой учебных успехов и неудач наших детей, все чаще приходишь к выводу, что, перефразируя знаменитое "счастье – это когда тебя понимают", ученическое счастье – это когда ты понимаешь. Можно долго спорить о том, чему и как учить, но без решения проблемы понимания, о которой так много говорят в последнее время, сложно продвигаться в решении других проблем обучения.
С давних пор изучавшие эту проблему философы, а затем и психологи утверждают, что непонимание рождает агрессию. Любое непонимание – другой культуры, эпохи, народа, религии, человека, текста – опасно. Поэтому, наверное, так обеспокоено современное общество необходимостью развития толерантности, то есть умения понимать, принимать, терпимо относиться к другому.
В учебной работе актуальность проблемы понимания особенно велика. О ней говорят в школе учителя старших классов, сетуя на то, что многие школьники не владеют приемами работы с книгой и поэтому не справляются с заданиями по анализу текста. О ней свидетельствуют факты снижения качества образования российских школьников. По данным международных социологических исследований, наши дети отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением приемами понимания текста.
Несмотря на всю важность, проблема понимания до недавнего времени в школе специально не рассматривалась и даже не ставилась. В настоящее время изменения в содержании и методах преподавания, особенно в подходах к преподаванию чтения в начальной школе, выдвигают эту проблему на первый план. Речь идет уже о создании "службы понимания, которая научит сначала учителя, а затем и ребенка понимать текст"1.
Можно предположить, что некоторые учителя, читая эти строки, придут в недоумение, уверяя, что каждый учебный день с помощью различных методов и приемов организуют работу с текстом. Однако факты – упрямая вещь – говорят о том, что в средней школе самостоятельно используют при чтении элементарные приемы понимания лишь 3 из 1000 школьников, а полноценно понимают самостоятельно прочитанный текст лишь 6 из 100.
Однако недостаточно проблему поставить. Нужно показать конкретные, понятные и доступные учителю пути ее решения.
Как же учить детей пониманию текста, чтобы они использовали эти приемы при самостоятельной работе с книгой? И как помочь в этом учителю начальных классов, который и так чрезвычайно загружен, являясь преподавателем целого ряда учебных предметов, как говорится, "и швец, и жнец, и на дуде игрец"?
Попробуем ответить на эти вопросы.
КТО ЗНАЕТ ДОРОГУ, ТОТ НЕ СПОТЫКАЕТСЯ
К обучению пониманию текста можно идти разными путями, так как этой проблемой занимаются многие специалисты. Одна из дорог проложена педагогической психологией – наукой, которая ведет от изучения психологических особенностей процесса обучения к использованию научных рекомендаций на практике2. С психологической точки зрения важно, с какого возраста начинать обучение. Наиболее благоприятным периодом для обучения и психологи, и физиологи считают младший школьный возраст. Именно в этот период закладывается так называемое "умение учиться", одной из основ которого является работа с книгой.
Среди психологических работ по обучению пониманию текста есть такие, которые адресованы непосредственно школьному преподавателю. Это книги коллектива авторов под руководством Г.Г. Граник. Педагогам-словесникам хорошо известны работы данного коллектива, посвященные "открыванию секретов" грамотного письма3. А секреты грамотного письма и секреты понимания текста, по мнению психологов, соединяет прямая дорога. Ведь грамотный человек – это, как правило, хороший читатель.
Чтобы дать учителю рекомендации, как растить грамотного читателя, психологам пришлось проделать долгий путь. Они изучили, как протекает процесс понимания текста; выявили приемы, способствующие формированию читателя; описали для учителя методическую систему работы с этими приемами; создали специальные учебные книги для школьников4.
Для целенаправленного и осознанного обучения пониманию текста учитель тоже должен иметь представление о процессе понимания и тех общих приемах, которые ведут к пониманию текста. Кроме того, ему необходимы образцы тренировочного учебного материала, с помощью которого можно отрабатывать приемы понимания текста у школьников. И, наконец, учитель должен решить для себя, на каких учебных занятиях лучше проводить обучение пониманию.
Во-первых, что такое "понимание текста". При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста – это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д. Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста и т.д. Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпывание читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя и т.д. Поэтому одна из основных психологических задач обучения пониманию – активизация психических процессов ученика при работе с книгой.
Процесс, направленный на понимание текста, протекает быстро. Поэтому при обучении пониманию работа с текстом специально замедляется, чтобы помочь читателю в осознавании своих умственных действий. С самого начала обучения чтению ребенок должен знать, что у него в этом трудном деле есть надежные помощники – приемы понимания текста.
Как организовать обучение пониманию? Во-первых, о каждом приеме работы с книгой нужно доступно и интересно рассказать, показать на конкретном примере и потренироваться на текстах, которые для своего понимания требуют использования данного приема.
Во-вторых, ученику в ходе обучения важно предоставить возможность сделать проверку своей работы над пониманием, чтобы увереннее двигаться дальше. В связи с этим необходимо создавать условия для взаимо- и самоконтроля.
Наконец, не менее важно задействовать еще один психологический механизм обучения – механизм переноса. При чтении любого текста – будь то параграф учебника истории или математическая задача – нужно обращать внимание на необходимость использования приемов работы с книгой.
Система обучения пониманию текста предполагает работу на уроках словесности (русского языка, литературы, развития речи, риторики и т.д.) на всех ступенях обучения. Обучение младших школьников пониманию текста можно проводить, используя специально созданные учебные книги5. Учитель может также, опираясь на знание основных положений методики обучения пониманию текста, работать самостоятельно, используя текстовый материал из учебников.
В данной статье будет рассказано о следующих направлениях в обучении пониманию текста:
Как научить вниманию к слову.
Как вести диалог с текстом.
Как помочь в раскрытии смысла текста.
Как развивать читательское воображение.
В каждом направлении обучения дана характеристика приемов понимания, подобраны материалы для знакомства детей с этими приемами, приводятся примеры их использования на уроке, выделены некоторые способы диагностики понимания. Кроме того, каждый раздел содержит творческие работы учащихся и педагогические находки учителей, работающих по методике обучения пониманию текста.
ПУТЕШЕСТВИЕ ЛЮБИТ СПУТНИКОВ
(О внимании к слову)
Главным спутником путешественника по дорогам книг является внимание к слову, с которого и начинается понимание. Не секрет, что многие трудности в обучении начинаются с невнимания к словам. Это может быть незнакомое слово, непонимание которого тормозит работу с текстом. Это может быть важное, ключевое слово, от которого часто зависит понимание предложения и даже целого текста. Это может быть слово-образ, за которым скрываются важная для понимания информация и секреты красоты текста. Рассмотрим подробнее, как учить детей вниманию к важным для понимания текста словам.
1. Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: "Какие слова были непонятны?". Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания.
Существующая в школе практика разбора слов, которые, с точки зрения взрослого, могут быть непонятны детям, недостаточно эффективна, так как ребенку бывают непонятны очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.
Вот как о необходимости внимания к непонятному слову, как одному из приемов понимания текста, можно рассказать первоклассникам. Фрагмент урока с незначительными изменениями взят из книги Граник Г.Г., Соболевой О.В. "Путешествие в Страну Книги": Задачник по литературному чтению.
Учитель. Отправляясь в путь по дорогам книг, необходимо кое-чем запастись в дорогу. Первое, что нужно взять с собой, – это внимание к слову.
В книгах часто встречаются слова, которые не совсем понятны. Если не обратить внимание на такое слово, то может стать непонятным даже целый рассказ.
Что же делать, когда непонятное слово встретится на пути? Иногда сама книга будет помогать читателю, давая подсказку. А если такой подсказки нет, нужно спрашивать о таких словах у взрослых или самостоятельно отыскивать их в умной книге, которая называется "словарь".
Потренируемся. Прочитаем стихотворение и найдем не совсем понятные слова.
Ах, если бы слоны
Носили бы
Штаны –
Какие бы материи
Были им нужны?
Никак не маркизет
И не батист, нет-нет!
Чертова кожа,
Рогожа
И вельвет!
(Б.Заходер)
Возможно, вы не знаете, что маркизет и батист – это очень тонкие, воздушные ткани, а чертова кожа, рогожа и вельвет – плотные, грубые. Теперь вам будет понятно, что слонам подойдут штаны, сшитые из прочной, плотной ткани. Если, конечно, слоны будут их носить!
2. Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без "зацепки" за это слово нельзя понять текст правильно.
Приведем пример такого текста и варианты его понимания детьми:
"Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. Пригласил лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Лев спросил: "Почему ты не входишь?" А она ему отвечает: "Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому". И ушла".
Учитель. Правильно ли поступила лиса?
Почему ты так думаешь?
Какой лев и какая лиса?
Варианты ответов второклассников одной из школ г. Курска:
Дети. Лиса поступила неправильно, потому что лев заболел и надо его навестить. Лев назойлив, а лиса несправедлива.
– Лиса поступила неправильно, потому что ушла. Лиса неуважительная, а лев добрый.
– Лиса поступила правильно, потому что лев болел и лиса могла заразиться. Лев был доверчивый, а лиса хитрая.
Это наиболее характерные ответы тех детей, которые не поняли текст. И одна из основных причин их непонимания – невнимание к слову только, за которым скрыт целый пласт подтекстовой информации, влияющей на смысл текста.
Таким образом, особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста. А познакомить их со "словами-ключиками" можно так.
Учитель. Помните ли вы, чем закончилась сказка о приключениях Буратино? Правильно, с помощью золотого ключика была открыта секретная дверь. Сегодня вы узнаете об удивительных ключиках, которые открывают секреты текста. Это "слова-ключики".
Почему они так называются?
Они помогают догадаться о том, что автор текста хотел сказать и сказал читателю, но не прямо, а как бы по секрету.
Потренируемся. В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут "слова-ключики".
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
– Фи, футбол!
Сказала мама:
– Фу, футбол!
Сестра сказала:
– Ну, футбол...
А я ответил:
– Во, футбол!
(Г.Сапгир)
"Слова-ключики" здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу. У женщин эта игра вызывает презрение – фи, пренебрежение – фу, разочарование – ну, а у мальчика – восторг – во.
Надеюсь, что теперь, читая текст, вы будете внимательно вглядываться в каждое слово и искать волшебные "слова-ключики", помогающие пониманию.
3. Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным. Слово-образ – словно кошелечек с двумя монетками (это сравнение из сказки про Алису в Зазеркалье), когда два образа сливаются в одном предмете или явлении, помогая читателю точнее представлять описываемое в тексте, проникать в его глубину – подтекст, понимать позицию автора и т.д.
Естественно, что работа над художественным текстом не может обойтись без разговора о художественных средствах. Ясно и то, что с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании. Вначале основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств. По мере развития читательского воображения детей через обсуждение роли сравнения в создании образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные средства. Однако цель обучения должна оставаться прежней: показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю "сблизиться" с текстом.
Вот, например, как можно показать детям роль художественных средств (в частности, аллитерации) в создании автором и понимании читателем образного ряда произведения.
Учитель. Текстовая информация содержится в предложениях, словах. А где еще она может прятаться?
Прочитаем текст.
АВТОМОБИЛИЩЕ
Мне, автомобилищу, чего бы не забыть еще?
Вычистили, вымыли, бензином напоили.
Хочется мешки возить. Хочется пыхтеть еще.
Шины мои толстые – я слон автомобилий.
Что-то мне не терпится –
Накопилась силища,
Накопилась силища –
Я автомобилище:
Ну-ка, покатаю я охапку пионеров!
(О.Мандельштам)
Как вы думаете, почему стихотворение называется "Автомобилище", а не "Автомобиль"? Наверное, потому, что автомобиль этот очень большой – "слон автомобилий".
Представьте, как заводится автомобилище: вот он пыхтит, фырчит, трещит все громче и громче и, наконец, трогается с места. А теперь попробуем изобразить эту картину голосом, читая стихотворение вслух.
Вы, наверное, заметили, что изобразить автомобилище помогло само стихотворение. А точнее, шипящие звуки, которые повторяются и озвучивают нарастающий шум мотора. Строка становится все короче – мотор работает все громче, набирая обороты. И вдруг – последняя длинная строка, которая начинается с "Ну-ка...". Автомобилище тронулся с места и поехал!
Повтор одних и тех же звуков, придающих тексту выразительность, называют звукописью. С помощью повторяющихся звуков автор не просто описывает картины, но и озвучивает их.
Читая текст, обращайте внимание не только на слова, но и на отдельные звуки в словах. Ведь в них тоже могут прятаться книжные секреты.
Свое завершение работа над словом на уроке литературного чтения находит в выразительном чтении произведения и самостоятельном творчестве детей. Выразительность чтения и потребность в литературном творчестве можно рассматривать как один из критериев эффективности работы над пониманием текста.
Посмотрим, как проходит работа над словом на конкретном уроке в 1-м классе. Ниже приводится фрагмент урока литературного чтения, проведенного учителем гимназии № 4 г. Курска Н.Н. Мелентьевой. Урок посвящен теме "Сравнения-образы в авторской поэзии". В цели его входят, в частности, следующие положения: "способствовать нахождению детьми слов и выражений, создающих образные представления, и пониманию ими того, что сравнения должны быть точными и неожиданными; через языковые средства показать возможность художественного произведения воздействовать на чувства и мысли читателя; создать на уроке ситуацию, способствующую
пробуждению в детях речевой чуткости, языковой интуиции, формированию дара слова".
ХОД УРОКА
I. Эмоциональная разминка
Учитель. Язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. Мы говорим: слово – друг и враг, словом можно ранить, словом можно излечить. Слово в моем представлении – живое существо, которое, как и человек, способно радоваться, грустить, обижаться, упрямиться. Как и у людей, у каждого слова есть свой нрав и характер, своя ДУША. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл.
– Давайте определим характер слова "солнце".
Дети поднимают карточки из набора "Мимика", знаки +, –, ±.
Дети. Я показал знак "улыбающееся лицо", потому что, когда выглядывает солнце, у людей улучшается настроение, появляются улыбки даже на самых мрачных лицах.
– Солнце дает тепло и свет. Без солнца человек не смог бы выжить на Земле. Оно необходимо не только человеку, но и животным, и растениям. Поэтому я показала карточку "+".
– Я показал знак "±", потому что солнце не всегда бывает добрым. Например, в пустыне солнце выжигает почти все растения. Я считаю, что слово "солнце" может быть добрым и злым. Это слово "хамелеон".
У. Какие слова вспоминаются вам, когда вы слышите слово "солнце"?
Д. Улыбка, радость, день, весна, лето, доброта, горячий песок, загар, золотое, сухая трава, растаявшее мороженое...
У. Молодцы, ребята. В ответах вам, конечно, помогала фантазия. А сейчас ваше воображение поможет мне на несколько минут стать художником-волшебником.
Учитель берет кисть и пишет красками на листе бумаги несколько загадочных штрихов.
– Что вы увидели на моем рисунке?
Дети предлагают самые разные версии: от повседневных вещей до волшебных цветов и сказочных животных.
– Спасибо, ребята. Я заметила, что в своих ответах вы часто использовали слова: как, словно, будто, точно. Эти слова, которые показывают, что один предмет сравнивается с другим, помогли вам точнее высказать свои мысли.
Работа над стихотворением И.Бунина "На окне, серебряном от инея...".
– В языке художественной литературы мастера слова – писатели и поэты – стараются использовать слова-сравнения, чтобы придать изображению тех или иных предметов наглядность, образность, живость.
Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ивана Бунина. Поэт оставил свое произведение без названия. Включите свой "мысленный экран" и слушайте.
Учитель читает стихотворение под музыкальное сопровождение А.Вивальди "Зима":
На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах – небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.
– Покажите настроение, которое вызвало у вас это стихотворение, цветовой карточкой. Объясните.
Дети поднимают карточки из набора "Мимика" и дают объяснения своему выбору.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно, не забыв включить воображение.
Дети выполняют задание учителя.
– Какие картины возникли перед глазами, когда вы читали стихотворение?
Дети описывают то, что представляли при чтении.
– Где мог находиться человек, который увидел и описал эту картину зимнего утра?
Д. В доме, в квартире.
У. Какие краски вы использовали бы, если бы писали эту картину?
Д. Белые, голубые, серебристые...
У. Что использовал поэт, чтобы мы увидели эту картину как можно ярче?
Д. Сравнения с цветами.
У. Какие слова и выражения раскрасили, оживили нарисованную поэтом картину?
Д. Серебряное окно, снеговая пыль, запушено...
У. Что с чем сравнивает поэт?
Д. Рисунки на окне с хризантемами.
У. Какое старинное слово встретилось в произведении?
Д. Застреха.
У. Что такое "застреха"?
Д. Застреха – нижний, свисающий край крыши у избы.
У. Откуда вы это узнали?
Д. Слово "застреха" поясняется в сноске.
У. Встретились ли вам другие непонятные слова?
Ответы детей.
– В начале урока мы много говорили о слове "солнце". Найдите строку стихотворения, в которой встречается это слово.
Д. "Восходит солнце, бодрое от холода".
У. Как вы понимаете это выражение?
Выслушиваются ответы детей.
– Какие строки стихотворения вам особенно понравились? Над какими строками захотелось подумать, поразмышлять?
Дети отвечают на вопросы учителя.
– Как вы думаете, почему поэт не стал давать заглавие своему стихотворению?
Д. Наверное, чтобы каждый мог его назвать по-своему.
У. Какое название дали бы вы?
Д. Тихое утро.
– Ночные хризантемы.
– Рисунки на окне.
У. Объясните свой выбор.
Дети дают объяснения.
II. Работа над выразительным чтением
У. Перечитайте стихотворение шепотом и попробуйте, как настоящие волшебники, оживить его – придать ему наглядность, образность своим голосом. Что вам в этом поможет?
Д. Нужные темп и громкость, выделение отдельных слов, паузы. А еще понимание тех чувств, с которыми оно было написано.
Дети читают стихотворение вслух и обсуждают варианты выразительного чтения.
III. Итог работы
У. Ребята, что на уроке не оставило вас равнодушными?
Дети отвечают на вопрос.
– Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению.
Дети поднимают карточки из набора "Мимика".
Учитель прикрепляет на доску рисунок окна с голубыми стеклами и ставит около доски на столике баночки с гуашью, водой и кисточки.
– А теперь пусть каждый из вас выйдет к доске и на нашей картине сделает свой мазок, чтобы получилось окно в морозных узорах, освещаемое лучами восходящего солнца.
Дети выходят "по цепочке" к доске и выполняют коллективный рисунок.
– Может быть, у вас появилось желание нарисовать волшебную картину красками или словами. Попробуйте это сделать дома. Если вы захотите нарисовать картину словами, используйте сравнения. Они сделают вашу картину более яркой.
Словарная работа традиционно является важным элементом урока литературного чтения. Методика обучения чтению предлагает большое количество вариантов ее проведения. Однако возникает вопрос: существуют ли специальные методические приемы, развивающие внимание к слову, заставляющие вчитываться, всматриваться в слова? Рассмотрим один из них, предложенный психологами Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевой.
Детям дается задание: развернуть предложение в рассказ так, чтобы в этом маленьком рассказе была только та информация, которая скрыта в словах предложения. Познакомить детей с принципом выполнения задания можно следующим образом.
Учитель. Представим, что у нас в руках волшебная палочка, с помощью которой можно превращать большие предметы в маленькие, а маленькие – в большие.
Попробуем волшебную силу палочки и превратим одно предложение в целый рассказ.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Поваленная в прошлом году ветром, ива продолжала жить.
Дети составляют рассказ.
РАССКАЗ
В прошлом году был сильный ураган. Ветер повалил иву. Но дерево сопротивлялось смерти. Оно хотело жить и продолжало жить, хотя и было повалено.
У. Обратите внимание, что в рассказе есть вся информация, которая содержится в предложении. И в то же время не добавлено ничего лишнего, того, чего нет в предложении.
Учитель может использовать данный прием, подбирая предложения в том числе и из тех текстов, с которыми предполагается работать на уроке. Вариантов текста по предложению может быть много, однако принцип составления рассказа един: он состоит в разворачивании текстовой информации. Из слов предложения вычитывается подтекстовая информация, которая, как правило, содержится в текстовых "скважинах" и заполняется благодаря знаниям, опыту читателя. Кроме того, в рассказе активно используются синонимические замены.
Приведем пример варианта рассказа, составленного по разобранному выше предложению ученицей одной из школ г. Фатежа Курской области.
Был сильный ветер, и гроза
Ударила по бедной иве.
И голубые небеса
Уже казались ей не милы.
Она сопротивлялась ветру,
Она хотела жить.
Она мечтой своей заветной
Сумела смерть предотвратить.
(Колычева Катя, 9 лет)
Небольшие неточности, допущенные девочкой при выполнении задания, исключающего добавление собственных фактов, компенсируются и эмоциональностью содержания, и стихотворной формой рассказа.
Как-то в разговоре с одним из неравнодушных и талантливых учителей начальных классов прозвучала такая фраза: "Я для себя нашла критерий успешности или неуспешности ребенка в начальной школе. По этому критерию всех детей можно разделить на две группы: внимательные к слову, прочитанному или услышанному, и невнимательные. Первые, как правило, успешно справляются с учебным трудом, вторые, если на их невнимательность не реагировать, превращаются в отстающих".
Задумавшись над высказанной мыслью, погрузимся в урок, тема которого – "Внимание, слово!". Урок проведен во 2-м классе прогимназии № 1755 г. Москвы, учитель – О.В. Гвинджилия.
Урок во 2-м классе
Тема. "Внимание, слово!"
Цели. Развитие чуткого и бережного отношения к слову: внимания к непонятным словам, к ключевым словам, имеющим важное для понимания подтекстовой и концептуальной информации значение, к словам-образам (художественным средствам); обучение вычитыванию информации из каждого слова с помощью приема составления рассказа по предложению; развитие воображения в процессе чтения и выполнения творческого задания.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная тема
Учитель. Мы продолжаем наше путешествие по Стране Книг. Чему мы научились за время путешествия?
Дети. Отвечать на вопросы текста. Прогнозировать.
– Беседовать с текстом.
– Воображать, представлять, включать "мысленный экран".
– Мы учились искать "слова-ключики".
У. Что это за слова?
Д. "Слова-ключики" – это те слова, которые помогают раскрыть секрет текста.
– Еще мы учились превращать предложения в тексты.
У. Что это значит?
Д. Это значит не добавлять того, чего нет в предложении.
– Вычерпывать из предложения весь смысл, но не добавлять ничего лишнего.
– Вычерпывать всю информацию, но не составлять своего сюжета.
III. Составление рассказа по предложению
У. Прочитайте предложение, записанное на доске.
На доске:
К ним, любопытством объятая, по дороге пристала пятая.
– Все ли слова понятны?
Д. Построение предложения какое-то странное.
– Что такое "объятая"?
– Она как будто сгорает от любопытства. Ей очень интересно.
У. С чего начнем наш рассказ? Какое слово важно для нас в этом предложении?
Д. "К ним".
У. Кто это?
Д. Это "кто-то", точно это неизвестно. И их четверо, потому что "пристала пятая".
У. Что они делали?
Д. Они шли по дороге и, наверное, о чем-то интересном разговаривали.
У. Есть ли в этой информации что-то лишнее?
Д. То, что они разговаривали.
– И они не обязательно шли, они двигались. Тут обобщенное действие.
У. Что значит "пристала"? Каким словом можно его заменить?
Д. Прилепилась. Присоединилась.
У. А почему бы нам не заменить слово "пристала" словом "пришла"?
Д. Потому что тут не сказано, что они шли по дороге.
У. Верно. В предложении говорится лишь о движении. Но зато точно можно сказать, почему она присоединилась к ним.
Д. Ей было любопытно, интересно.
У. Давайте все, о чем мы сказали, выстроим в связный рассказ.
Д. Их было четверо. По дороге к ним пристала пятая. Она пристала к ним, потому что ей было интересно.
– Они вчетвером неторопливо двигались...
– Нет. "Неторопливо" – нельзя утверждать.
– Они вчетвером двигались. Любопытствуя, к ним присоединилась пятая.
IV. Работа с произведением В.В. Маяковского "Тучкины штучки"
У. Предложение мы расшифровали. А как вы себе представляете этих героев? Кто это мог быть? Давайте пофантазируем.
Д. Дети и девочка, которая к ним пристала.
– Собака, потому что собаки "пристают".
– Четыре кошки, и собачонка к ним пристала. Или мышка.
– Сказочные герои, и к ним пристала какая-то злая старуха.
– Так как они не идут, а двигаются, то, может быть, летят или плывут. Это могут быть или лодочки, или облака. Или птицы.
У. Сейчас нам предстоит включить "мысленный экран". Что мы будем делать?
Д. Мы будем читать текст, включая воображение. Будем представлять то, о чем читаем.
У. А представлять и воображать – это одно и то же?
Д. Нет. Это не одно и то же. Допустим, висит сосулька, а ты думаешь, представляешь, упадет она или нет. А когда ты воображаешь, ты думаешь, куда она полетит, куда упадет, что может из-за этого случиться.
У. Представлять можно то, что было на самом деле или описано в книге. А когда мы воображаем, то можем добавлять и свои фантазии. Воображение – как кошелечек с двумя монетками: в нем и представления, и фантазии.
Включить "мысленный экран" – свое воображение – нам поможет сегодня стихотворение Владимира Владимировича Маяковского "Тучкины штучки". Давайте пофантазируем, о чем оно.
Д. Тучкины штучки – это шутки. Стихотворение будет о проделках тучки.
– Может быть, она будет принимать какие-то образы, превращаться.
У. Какое буквосочетание есть в слове "штучки" и что оно меняет в слове?
Д. "Чк" – оно привносит что-то маленькое, уменьшительное. Создает веселое настроение.
У. Давайте проверим ваши предположения.
Учитель читает стихотворение:
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки:
от первой до третьей – люди,
четвертая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,
от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.
И, не знаю, спугнула шестая ли,
тучки взяли все – и растаяли,
И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось – желтый жираф.
– Что вы представили?
Д. Тучки все разные. Каждая что-то изображала. И к ним пристала пятая. Она тоже хотела выделиться.
– Некоторые тучки были похожи на человечков, но все разные.
– Мне было легче вообразить слоников.
У. Вернемся к тексту. Прочитайте его самостоятельно.
Д. Предложение, над которым мы работали, было из этого текста.
У. Ваши предположения о героях предложения, по которому мы составляли рассказ, были интересны. Но автор поместил это предложение в стихотворение о тучках. Когда Маяковский сочинял это стихотворение, он, наверное, тоже включал свой "мысленный экран". Какие предметы появились в его воображении?
Д. Тучки. Солнце.
– Слоник. Верблюдик. Человечки.
У. Человечки?
Д. Точнее, люди. Человечки – это что-то маленькое.
У. А почему "слоник", "верблюдик"?
Д. Это маленькие тучки. Это сказано ласково.
– А "жираф" – потому что солнце большое, достает далеко своими лучами.
У. Какие действия представились автору и вам?
Д. Тучки плыли, потому что легче представить небо как море, а тучки как корабли. Плавное, медленное движение.
– "Были, была" – тучки были на что-то похожи.
– "Пристала". "Разбежались". "Спугнула". "Растаяли".
– А еще "действие" автора – "не знаю".
У. Почему автор выбрал слово "растаяли"? Что может таять?
Д. Мороженое. Лед.
– Они растворились, испарились, рассеялись. Они исчезли без следа.
У. Какие слова говорят о действиях солнца?
Д. "Гонясь и сжирав".
У. Подберите синоним к последнему слову.
Д. Съедая. Заглатывая. Поедая. Поглощая.
У. Сжирав – это новое слово. А какое еще новое слово придумал Маяковский для этого стихотворения?
Д. "В небосинем лоне".
У. Лоно – это внутренность, утроба. Есть выражение "на лоне природы", то есть в каком-то уголке природы. А что такое "небосинем"?
Д. Автор соединил в этом слове два: "небо" и "синий". Это небесная синева.
У. Какие чувства отразились в стихотворении?
Д. Любопытство.
– Умиление, потому что тучки маленькие и веселые.
– Как будто автор за этим наблюдает и удивляется.
– Сожаление, когда тучки растаяли.
– Большое тепло от солнечного жирафа. Страх, что он тучки "сжирает".
У. Конечно, автор написал это стихотворение, чтобы поделиться своими наблюдениями и чувствами с понимающими читателями, такими, какими были сегодня вы. Прочитайте стихотворение так, чтобы было понятно, что вы поняли и почувствовали его настроение.
Дети читают стихотворение.
V. Творческая работа
У. А теперь попробуйте создать свои небольшие произведения на тему "Облака". Получите задания.
Учитель раздает каждой группе учащихся карточки со стихотворными строчками. "На что похожи облака? На что они похожи?.."
Дети работают по группам, продолжая строку стихотворения. Варианты: "Облака, облака, кучерявые бока..."; "Как быстро по небу бегут облака!.."
Д. Это должен быть рассказ или стихотворные строки?
У. А как вы думаете?
Д. Стихотворение. Это уже стихотворная строчка.
У. Послушаем, что получилось.
Д. На что похожи облака?
На что они похожи?..
Как будто смотрят свысока
Восторженные рожи!
И на диковинных зверей,
На мачты дальних кораблей...
VI. Итог урока
У. О других творческих находках поговорим на следующем уроке. Если хотите, можете продолжить творческую работу дома самостоятельно.
А закончим наш урок песней "Облака – белогривые лошадки".
С ХОРОШИМ ПОПУТЧИКОМ И ДОРОГА КОРОЧЕ
(О диалоге с текстом)
Есть древняя мудрость, которая гласит: "Читай медленнее, и успехи не заставят себя ждать". Понятие "медленное чтение", предполагающее глубокий анализ текста, есть у литературоведов. С помощью медленного чтения можно, например, пройтись "пешком по Пушкину", вычерпывая из его текстов все больше и больше смыслов, любуясь красотой и точностью стиха.
В практике обучения чтению в начальной школе акцент долгое время делался на наращивании темпа чтения, и эффективность работы учителя проверялась и оценивалась по тому, как быстро читают его ученики. Предлагаемые ребенку после чтения вопросы проверяли, как правило, усвоение поверхностного слоя текста, то есть фактуальной информации. При проверке умения читать ребенок нацеливался не на глубокое прочтение текста, а на беглое, "порхающее" чтение. Результат часто получался такой, как в известной русской пословице: "Читает – летает, да ничего не понимает".
Современные представления психолого-педагогической науки об обучении чтению состоят в том, что основной задачей этого обучения является, образно говоря, воспитание читателя, или, как пишет ученый-психолог А.М. Кушнир, "воспитание автономной самообучающейся личности". И в этом процессе главное – формирование ценностного отношения к чтению, умения извлекать текстовую информацию и уже потом развитие психомоторных навыков, то есть техники чтения.
Психологами разработана методика так называемого "замедленного чтения", с помощью которого изучался процесс понимания текста. В эксперименте опытным читателям предлагали рассказывать или записывать, какие размышления, представления, переживания возникают у них по ходу чтения. Выяснилось, что опытный читатель при работе с книгой как бы беседует с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием и автором текста, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Таким образом, диалог с текстом можно считать одним из важных приемов работы с книгой.
Многие авторы, которые пишут для детей, используют диалогичность восприятия текста. Создавая произведения "с тайной", они стимулируют возникновение вопросов при чтении. Столкновение с чем-то неясным, непонятным возбуждает внимание, заставляет мыслить, "вытаскивает" знания из памяти, активизирует воображение, поддерживает интерес, без которого невозможна увлеченность какой-либо деятельностью.
Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается читателем. В учебных целях можно разложить его по следующим "полочкам":
поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;
самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).
Если читатель владеет этими операциями диалога с текстом, то он вступает в беседу даже с самым коротким текстом. Например, читая строку "Утром хорошего мало...", такой читатель сразу насторожится, потому что будет ждать от текста ответа на вопрос: "А почему утром мало хорошего?" У него, как правило, есть свой ответ на этот вопрос или сомнение в правильности утверждения текста. Интерес читателя "подогревает" ожидание следующей информации из текста. Проверим свои предположения и убедимся в их соответствии авторскому варианту: "Вовсе некстати тянут твое одеяло с теплой кровати".
Предположения читателя будут более конкретными и четкими, если он узнает название этого маленького стихотворения – "Вставай". Автор произведения в заголовок вкладывает важную информацию. Поэтому беседа с текстом не может не затронуть его названия.
В детских произведениях часто сами заголовки сформулированы в форме вопроса и, таким образом, приглашают читателя к разговору: "Какая бывает роса на траве?", "Чем пахнут ремесла?", "Почему ноябрь пегий?", "Какой зверь называется на букву "ю"?", "Чей класс лучше?" и мн. др. Некоторые заголовки содержат скрытые вопросы ("Вот какие чудеса", "Удивительное дело",
"Нерешенный вопрос") или вообще не поддаются объяснению ("Плим"). Есть заголовки, которые подсказывают авторское отношение или главную мысль текста: "Приятная весть", "Глупая история", "Чистюля", "Шалуны", "Всему свое время". Часто по названию можно узнать главных героев или место действия ("Приключения Незнайки", "Чук и Гек", "На горке"). А иногда в заголовок выносится второстепенная деталь, которая оказывается важной в понимании замысла автора ("Косточка", "Заплатка").
Посмотрим, как можно учить диалогу с текстом, который, как показали эксперименты, помогает не только в развитии умения понимать текст, но и в развитии устной речи, снятии ряда психологических барьеров в обучении.
Вначале необходимо показать ребенку, как текст может быть собеседником. Для этого можно взять тексты, которые содержат прямые вопросы.
Учитель. Когда разговаривают люди, они задают друг другу вопросы, отвечают на них, высказывают свое мнение. Текст тоже может задавать вопросы, отвечать, высказывать свое мнение (а точнее, мнение автора). Вот как это бывает.
ОДУВАНЧИК
Отчего прохладно стало
Одуванчику в бору?
Текст задает нам вопрос. Вспомните, как выглядит одуванчик.
Попробуйте ответить на вопрос текста. Чем больше ответов у нас будет, тем лучше.
А теперь сравните свои ответы с текстом:
Оттого, что прошлой ночью
Облысел он на ветру!
(Т.Белозеров)
Все ответы были интересны по-своему. Правильно ответили на вопрос те, кто говорил, что с одуванчика облетели пушинки. Обратите внимание, как образно сказал об этом автор – Тимофей Белозеров.
А теперь расскажите это небольшое стихотворение наизусть. Наверное, многие из вас его запомнили. Не забудьте о выразительности.
Постепенно от текстов, содержащих прямые вопросы и ответы на них, следует переходить к текстам, в которых вопросы скрыты. Чтобы состоялся диалог с текстом, дети должны задавать их самостоятельно.
Если у читателя возникает вопрос к тексту, то благодаря имеющимся знаниям и размышлению у него появляются предположительные ответы на этот вопрос. Насколько точен прогноз читателя, зависит от его умения вычерпать информацию из каждого слова и прочитать ее "между строк".
Вероятностному прогнозированию принадлежит важная роль в нашей жизни. Кладем ли мы в сумку зонтик, собираясь выходить из дома, или размышляем над тем, что произойдет с героями любимого сериала (если таковой имеется), мы прогнозируем. При чтении текста прогноз может возникнуть на уровне отдельного слова, словосочетания, предложения или целого текста. О прогнозировании говорят "вероятностное", так как могут возникнуть несколько вариантов прогноза.
В качестве примера рассмотрим, как происходит прогнозирование по ходу текста и как характер прогноза влияет на понимание смысла текста.*
Учитель. Представьте, что навстречу вам идут мама и четыре маленькие девочки. Они о чем-то говорят. Но не все слова девочек можно расслышать. Восстановите разговор мамы и девочек, заполните пропуски в тексте.
Учитель читает рассказ, текст которого написан на карточках, лежащих перед детьми. Ученики следят по тексту.
ЧЕТЫРЕ ДЕВОЧКИ
Идет мама по улице и ведет за руку четырех маленьких девочек.
Мама говорит:
– Куплю большую сумку.
Четыре девочки говорят:
– И еще четыре маленькие сумочки!
Мама говорит:
– Куплю большой гребень.
Четыре девочки говорят:
– И ________________ .
Мама говорит:
– Куплю большой платок.
Четыре девочки говорят:
– И ________________ !
Мама говорит:
– А еще куплю большую щетку, пол мыть.
____________________ .
(Д.Лунич)
– Удалось ли вам услышать то, что говорили девочки? Давайте проверим.
Дети. И четыре маленьких гребешочка.
– И четыре маленьких платочка!
– Четыре девочки ничего не говорят.
У. Прочитаем текст еще раз.
Дети читают текст.
– Какая строка в нем самая важная? Почему?
В данном примере необходимо было прогнозировать на уровне слова, предложения и целого текста. Последний прогноз напрямую связан со смыслом текста. Если предлагается вариант: "И четыре маленькие щеточки – маме помогать", – то смысл один. Если вариант, близкий к авторскому, – смысл другой.
Рассмотрение вариантов прогнозов важно, так как делает процесс понимания более гибким, не дает формироваться установкам, которые могут заблокировать понимание, сделать его однобоким или искаженным 6. Верный прогноз окончания текста в ряде случаев можно считать одним из критериев понимания, так как такой прогноз основан на внимательном отношении к слову и улавливании смысла текста.
Еще одной операцией диалога с текстом является самоконтроль. О значении самоконтроля в учебной деятельности младшего школьника сказано много: он формируется в данный возрастной период и влияет на успешность обучения. В основе самоконтроля лежит операция сравнения, сопоставления своих действий с каким-либо образцом. При чтении текста такой образец задается движением сюжета и мысли автора. Читатель по ходу работы с книгой постоянно сравнивает свои размышления с тем, что есть в тексте. Чем разнообразнее, богаче его размышления, тем больше вероятность того, что они совпадут с имеющими место в тексте.
Сравнению своего ответа с тем, который дает текст, тоже необходимо учить, так как часто, даже получив готовый ответ, но в другой форме, ребенок затрудняется сказать, правильно он думал или нет. Об инвариантности мысли, способах ее выражения в слове и понимании мы еще будем говорить в разделе об обучении пониманию смысла текста.
А сейчас посмотрим, как организуется обучение диалогу с текстом на уроке. Ниже описан фрагмент урока развития речи, проведенного в 1-м классе прогимназии № 1755 г. Москвы учителем Г.В. Самыкиной.
Учитель. Сегодня мы продолжим учиться разговаривать с текстом. Возьмите свои волшебные палочки-открывалочки (непрозрачные закладки или полоски плотной бумаги), чтобы мы могли читать по строчкам, не забегая вперед. Прочитайте название текста.
Дети. "Майский снег".
У. Название вас удивило?
Д. Возник вопрос: "Откуда в мае снег?"
– Может быть, похолодает, если зима еще не ушла.
– А может быть, это какой-нибудь пух.
У. Дети, вы услышали Варю?
Д. Да, может быть, это пух от тополя.
– Или от одуванчиков.
У. Давайте начнем читать текст.
Снег идет!
Удивляются дети...
– Стоп! Почему мы остановились?
Д. Потому что хочется спросить: "Чему удивляются дети?"
У. Верно. Ответим на этот вопрос сами, а потом проверим по тексту.
Д. Дети маленькие, они еще не видели снега.
– Мы знаем, что это в мае происходит. Дети удивляются, почему в мае снег.
– Удивляются они, потому что тепло, снег не холодный.
– А может быть, они жили в теплых широтах и в Москве снегу удивились.
У. Спасибо за интересные предположения. Давайте проверим себя, прочитав стихотворение В.Приходько:
...Удивляются дети:
"К нам зима
Воротилась
Опять?"
У. Были и у нас такие вопрос и предположение? Да?
Ответы детей.
– А теперь прочитаем окончание текста:
Это просто
На яблоне
Ветер
Хочет все лепестки
Сосчитать.
У. Что же это было?
Д. Это был снегопад. Нет... листьяпад. То есть листопад.
У. Это правильно?
Д. Это был цветопад.
– Лепесткопад!
У. Какие интересные новые слова у вас получились! А что у всех этих слов общего?
Учитель выписывает слова на доску.
Д. Они оканчиваются на букву "д".
– Они звучат в рифму.
– У них общая часть "пад". Все это падает.
– Это все красопад. Падают красивые листья.
У. А что падает в мае?
Д. Листья, пух.
– А еще может быть портфелепад, школопад. (Ребята развеселились.)
У. Вернемся к тексту "Майский снег". Прочитаем его от начала до конца.
Дети читают текст целиком.
– Теперь понятно, почему текст так называется?
Д. Я понял, что это лепестки яблони.
– Лепестки – как ковер белый по земле.
– Лепестки цветов падают, они похожи на снег.
У. Было ли у нас с вами такое предположение?
Д. Мы об этом не догадались.
У. Значит, этот текст показал нам что-то хорошо знакомое с новой, неожиданной стороны.
Д. А я представил, что лепестки были похожи на бабочек.
У. Каждый из вас представил описанную в стихотворении картинку по-своему. Захотелось вам нарисовать то, что вы представили?
Д. Да.
У. Прежде чем вы начнете рисовать, тихонечко, для себя прочитайте текст, включив свой "мысленный экран", – и вы поймете, что нужно рисовать.
Дети начинают работу.
Д. Я, кажется, догадался! Снег идет только около дерева.
У. Кто услышал Илюшу?
Заканчивается фрагмент урока показом и обсуждением рисунков: их соответствие тексту, творческие находки авторов. Дети читают стихотворение наизусть, так как уже хорошо его запомнили.
В начале обучения диалогу с текстом нужно потренироваться в применении его операций по отношению к текстам, в которых есть скрытые вопросы и ответы на них. Хорошо, если авторские ответы будут неожиданными и веселыми, а сам текст – небольшим. Небольшой объем текста придаст маленькому читателю уверенности в своих силах, а шутливый характер текста создаст для обучения благоприятный эмоциональный фон. Важно выслушать все возможные варианты детских ответов, особо отмечая наиболее точные и оригинальные.
На первых порах, когда идет диалог с текстом, чтение прерывается в наиболее важных для прогнозирования местах. В дальнейшем обсуждение возникших вопросов и предположений можно проводить и во время, и после чтения. Чем старше становятся дети, тем чаще можно обращаться к ним с просьбой сделать остановку при чтении тогда, когда возникает вопрос или появляется желание высказать свои размышления. Постепенно такая беседа становится естественной для ребенка при работе с книгой.
На уроке обучение диалогу с текстом может выглядеть так. Вначале на небольшом тексте проводится своего рода "разминка" в применении операций диалога с текстом, а потом идет работа с основным произведением, в котором есть скрытые вопросы и возможности для прогнозирования содержания. Приведем фрагмент такого урока. В нем принимали участие первоклассники школы № 6 г. Курска. Учитель – С.А. Дыбленко.
Учитель. Человек попадает в своей жизни в разные ситуации: смешные, грустные, захватывающие, страшные и другие. Сейчас мы узнаем про историю, которая произошла с девочкой Томой.
Приготовьтесь к тому, что мы будем беседовать с текстом, который называется "Вот беда". Вы уже можете предположить, какая история произошла с Томой?
Дети. Неприятная. Страшная. Грустная...
У. Проверим ваши предположения, читая текст.
На скамеечке у дома
Целый день рыдает Тома.
Д. Хочется спросить: "Что произошло? Почему девочка рыдает?"
У. Выскажите свои предположения.
Д. Кто-то ее обидел.
– Она потеряла что-то важное.
– Мама ушла и оставила ее одну.
– Девочку испугала собака...
У. Как помочь беде такой –
Тома в туфлях разных:
Левый – светло-голубой,
Правый – темно-красный?!
Чей прогноз был наиболее точным?
Ответы детей.
– Что бы вы посоветовали Томе?
Д. Поискать к туфлям пары.
У. Дворник, дядя с бородой,
Ей сказал: – Сходи домой!
Тома глазки подняла:
– Дядя дворник, я была...
Вы были правы. Но почему же Тома так расстроена? Что она увидела дома? Обменяйтесь своими предположениями с соседом по парте.
Дети выполняют задание.
– А теперь проверим:
Дома тоже разные:
Голубой да красный!
(В.Фетисов)
Чьи предположения подтвердились? Молодцы!
Случилась ли у Томы беда на самом деле?
Д. Нет.
У. Что вы можете сказать о характере названия текста?
Д. Оно шутливое, ироничное.
– Автор подсмеивается над Томой по-доброму.
У. Почему Тома попала в такую ситуацию?
Д. Она еще маленькая.
– Тома была невнимательная.
У. А как можно назвать ситуацию, в которой оказалась Тома?
Д. Смешная, нелепая, глупая...
У. Сегодня мы познакомимся еще с одной историей, которую ее автор, Михаил Зощенко, так и назвал – "Глупая история". Будем читать, беседуя с текстом.
Далее идет чтение текста до слов: "Вот она одела его и поставила на ножки около кровати. Но Петя вдруг упал".
– Что вы хотите спросить у текста?
Д. Почему Петя упал?
У. Ваши предположения?
Д. Петя был сонным, еще не проснулся.
– Мальчик заболел.
– Петя притворялся.
У. Давайте проверим по тексту.
Чтение текста продолжается до слов: "Взрослые вечно что-то напутают".
– Как вы думаете, чем закончилась эта история?
Д. В этой истории виноваты невнимательные взрослые. Теперь они будут внимательнее относиться к ребенку.
– В тексте говорится о том, что Коля тоже был маленьким, но самостоятельным ребенком. Наверное, и Пете нужно становиться самостоятельнее. А взрослые должны ему в этом помочь.
Эту точку зрения разделили большинство детей.
У. Многие из вас оказались правы в своих предположениях, потому что уже поняли одну из важных мыслей, которая спрятана автором в этом тексте. Что это за мысль? Чтобы ответить на этот вопрос, вернитесь к авторскому названию рассказа.
Д. Наверное, мысль эта такая: "В глупую историю самостоятельный человек не попадает. Или попадает реже, чем несамостоятельный, беспомощный".
Диалог с текстом на уроке открывает возможности для детского творчества. Распространенной является ситуация, когда дети сочиняют свои продолжения, окончания текстов, создают собственные произведения под влиянием работы на уроке.
Вот пример из опыта работы учителя Фатежской школы № 2 Курской области Л.Б. Колычевой. Урок во 2-м классе посвящен осенним впечатлениям.
ХОД УРОКА
Учитель. Сейчас мы будем читать стихотворение и, как обычно, задавать тексту вопросы, прогнозировать, проверять себя.
Учитель читает детям стихотворение:
Ревели моторы и шины шуршали:
Машины пожарные в гору бежали.
Дымилась дорога, горела гора,
Медвежья берлога и лисья нора.
Дубы и осины вдруг вспыхнули жарко!
Сгорят исполины! Ну разве не жалко?
Искрится кустарник, ожогом грозя...
– Что вы думаете об этом пожаре?
Дети. Я думаю, что лето было сухим и жарким, и поэтому лес загорелся.
– А может быть, его подожгли браконьеры?
Учитель продолжает чтение стихотворения.
У. И старый пожарник промолвил:
– Друзья!
Бывал я недаром в дыму и огне,
Но с этим пожаром не справиться мне...
Какой вопрос вы хотите задать тексту?
Д. Почему с этим пожаром нельзя справиться?
У. Попробуйте ответить на этот вопрос.
Д. Видно, техника не может взобраться в гору, она несовременная.
– А может, машина сломалась или вода в ней закончилась?
– Нет, нет. Я догадался! Это осенний пожар. Листья горят, как пожар. Эти слова употреблены в переносном смысле.
У. Молодец! Давайте самостоятельно закончим это стихотворение. Только помним про рифму.
Д. Ни дым и ни пламя увидеть нельзя:
Сверкает пожаром листва сентября.
У. А теперь прочитаем, какой ответ дает автор.
Однако сюда мы спешили не зря –
Любуйтесь, ребята, огнем сентября.
(О.Сенатович)
Далее на уроке идет работа над произведением И.Соколова-Микитова "Лес осенью": краски, звуки, запахи осеннего леса; осеннее настроение. Домашнее задание – мини-сочинение "Осень".
Примеры домашних мини-сочинений, получившихся у детей.
ПАРУСИСТЫЕ КОРАБЛИКИ
Мала речка Усожа, но и она красива осенью. В сентябрьские дни я хожу любоваться разноцветными корабликами. Они прилетают сюда по воздуху. Желтые, красные лодочки плавно падают на воду и весело плывут с поднятыми парусами. Это раньше других спешат в свое первое путешествие кленовые листочки – самые парусистые кораблики. Какие у них узорчатые бортики! Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд.
ОСЕНЬ
Пришла осень. Позолотила она леса, кустарники. Старые тополя уже облетели. Начался листопад. Часто дует резкий, холодный ветер. Он несет по дорожкам парка груды желтых листьев, а у нас в саду еще ярким пламенем цветут настурции, как бы напоминая о солнечном лете. Уже улетели из садов грачи. Вчера они долго кружились над полями и холмами. Это грачи прощались с родными местами. Грустная и красивая пора – осень!
КУДА ЛЕТО ПРЯЧЕТСЯ?
Где лето прячется от нас, заставляя ждать себя почти год? Наверное, у него есть дом. Дом этот необычный. Это даже не один, а множество маленьких домиков, в которые лето прячет свои богатства. Это и почки деревьев, и теплые капли дождя. И корешки растений, и даже сами мы со своими воспоминаниями о теплых веселых летних днях. Пройдет немного времени, и проснется лето. Оно выйдет из своих домиков и будет радовать нас.
Учитель, обдумывающий работу по новой методике, всегда задается вопросом, который в образной форме звучит так: "А стоит ли овчинка выделки?" Может быть, диалог с текстом представляет лишь теоретический интерес? Тем более что на беседу с текстом, особенно в начале обучения, тратится много дорогого времени урока, потому что всем детям хочется высказать свои соображения.
С точки зрения "теории" диалог с текстом интересен и важен тем, что активизирует многие психические процессы, что, вероятно, должно положительно влиять не только на понимание текста, но и на общее развитие ребенка. А вот что думает об эффективности данного приема понимания текста практик – учитель начальных классов:
"Когда дети сами задают вопросы, ищут ответы, делают предположения и когда эти предположения совпадают с авторским текстом – это всегда положительные эмоции, удовлетворенность от процесса учения. А если своя версия интереснее – это буря эмоций, желание читать дальше. На уроке, даже не замечая этого, дети вступают в тесный контакт с произведением, получается живой разговор. После двух-трех месяцев обучения диалогу с текстом первоклассники начинают говорить громко, четко, ясно. Если на уроках математики и русского языка требуются более точные, четкие ответы, то на чтении принимается все – высказанное предположение, вопрос, ответ. Никто не боится высказать свою версию. Дети полюбили читать, они не боятся, что читают медленнее" (из выступления на методическом семинаре учителя школы № 57 г. Курска Т.Г. Семеновой).
На языке теории в данном случае можно говорить о формировании учебной мотивации, снятии коммуникативных барьеров и ситуативной тревожности, развитии познавательных и эмоциональных процессов и т.д. Но важно другое: и учителя, и его учеников урок литературного чтения заряжает энергией, вдохновляет, дает радость сомыслия, сочувствования, сотрудничества.
Именно так воспринимаются уроки литературного чтения в классе учителя гимназии № 44 г. Курска В.В. Воробьевой. Познакомимся с одним из них.
Тема. "Учимся беседовать с книгой".
Цели. Познакомить с произведением К.Д. Ушинского "Пчелки на разведках", сербской песенкой "Яблонька"; совершенствовать навык сознательного выразительного чтения; учить понимать текст; быть внимательным к слову; вести с текстом диалог; включать воображение; делить текст на части; развивать мыслительные операции, устную речь; познакомить с особенностями растений.
ХОД УРОКА
I. Вступительная беседа
Учитель. Сегодня на уроке мы будем беседовать друг с другом и с главным героем урока чтения – книгой. Что нужно делать, чтобы вести с книгой разговор?
Дети. Нужно задавать вопросы; придумывать свои ответы; искать ответы на вопросы в книге; представлять, что будет дальше, и проверять себя.
У. Вы правы. А сейчас нас ждет любимая игра "Сами с ушами". Вы будете слушать грамзапись. Закройте глаза, включите свой "мысленный экран" и по услышанным звукам представляйте картинки.
Звучит грамзапись звуков природы "Журчание ручейка", "Жужжание пчел".
– Какие картины вы представили? Какие чувства возникли?
Д. Радость: стало весело, захотелось бегать по ручьям.
– Был страх: захотелось отмахнуться от пчел.
II. Проверка домашнего задания ("Майская песенка". О.Высотская. Чтение наизусть)
У. Кому захотелось почитать "Майскую песенку"?
Дети читают стихотворение, комментируют выразительность чтения.
Что необычного в образах, которые создала автор стихотворения?
Д. Она очеловечила солнце, ручей, зиму.
У. О чем вам рассказало название "Майская песенка?"
Д. Это песня, которая звучала в мае.
У. Какая мелодия будет у этой песни?
Д. Веселая, бодрая, праздничная.
У. Возник ли у вас вопрос к тексту?
Д. Тексту можно задать вопрос: "Как встречать май?"
– Каждый встречает май по-разному: растения просыпаются, птицы строят гнезда, люди наряжаются, отдыхают, веселятся, едут на природу, работают в поле и в саду.
III. Работа с новым материалом
У. Сегодня мы побеседуем с текстом еще одной песни, попробуем к ней подобрать мелодию. Беседуем, как обычно, задавая тексту вопросы и отвечая на них.
Представьте, что у дороги растет большая яблоня. Но на ней нет ни одного яблока.
Д. Хочется спросить: почему нет яблок?
У. С этого вопроса и начинается сербская песенка, с которой мы сейчас познакомимся.
Яблоня, яблоня, где же твои яблоки?..
Выскажите свои предположения, начиная ответ словами "Может быть, яблоки...".
Д. Не выросли.
– Из них испекли пирог.
– Сделали сок.
– Их гусеницы съели.
– Оборвали...
У. Ваши предположения интересны. А какие чувства сопровождали ваши размышления?
Д. Было тревожно, интересно, жалко, беспокоились...
У. Проверим ваши предположения. При чтении старайтесь передать чувство тревоги, беспокойства.
...Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
Посмотрите, как много предположений-вопросов добавилось к тем, которые были у вас. А теперь проверим, что ответил текст на свои вопросы.
...Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали...
Дети оборвали!
Какую бы вы выбрали мелодию для этой песенки?
Д. Грустную, печальную, тревожную, медленную, спокойную...
У. Почему?
Д. Дети плохо поступили. Слово "оборвали" – грубое.
У. Есть ли другие мнения?
Д. "Оборвали" только для рифмы, а дети осторожно рвали. Это грубое слово можно заменить на "собрали урожай, сняли, сорвали".
– Яблоня для того и растет, чтобы приносить яблоки. Если их не снять, она погибнет.
У. Если присоединиться к этой точке зрения, какой будет мелодия песенки?
Д. Загадочной, игривой, шутливой, бодрой, веселой, подвижной...
IV. Физкультминутка
У. Представьте себя бутончиком, который раскрывает лепестки и превращается в прекрасный цветок. А теперь пчелкой, которая кружится над ним и садится в чашечку попить нектара.
Дети выполняют соответствующие движения.
V. Работа над произведением К.Д. Ушинского "Пчелки на разведках"
У. Посмотрите на этот портрет. С произведением какого писателя будем беседовать?
Д. С произведением Ушинского.
У. Что вы о нем знаете?
Д. Ушинский написал азбуку, произведения "Кто дерет нос кверху", "Гусь и Журавль", "Лиса Патрикеевна".
У. Прочитайте название произведения, с которым мы будем беседовать.
Д. "Пчелки на разведках".
У. Как вы думаете, о чем будем читать?
Д. Как пчелы разведывают, где цветы.
У. Что значит "разведать"?
Д. Найти, узнать, выяснить, разыскать.
У. Что и для чего нужно разведать пчелкам?
Д. Нужно разведать цветы, чтобы собирать нектар.
У. Что могло произойти на разведке?
Д. Нашли огромное поле, встретились с другими пчелами, врагом.
Далее проводится диалог с текстом: чтение с остановками для обсуждения вопросов и прогнозов.
У. Зачем выглянули пчелки?
Д. Пришла весна, пчелки проснулись.
У. Зачем они полетели к яблоньке?
Д. Они полетели за едой.
У. Что могли ответить им яблонька, вишенка?
Д. Извиниться перед пчелками.
У. Покормил ли пчелок тюльпан?
Д. Нет.
У. Что за темно-синий цветок встретился пчелкам?
Д. Фиалка.
У. Какие чувства вы испытали во время чтения?
Д. Было жалко пчелок, когда им отказывали.
У. Как будем читать этот эпизод?
Д. С сочувствием, с состраданием.
– Было радостно, когда природа просыпалась и пчелки наелись. Здесь нужно читать бодро, весело, с радостью.
У. Давайте перечитаем произведение, передавая чувства, и попробуем выполнить задания по работе с текстом.
Дети выполняют задание учителя.
– Какие слова непонятны?
Д. Улей, наведайтесь, открыть чашечку.
У. Кто из вас может объяснить значения этих слов?
Д. Улей – домик для пчел.
– Наведайтесь – посетите, побывайте.
– Открыла чашечку – часть цветка, лепестки.
У. Посмотрите на рисунки цветов и определите, к какому первому цветку прилетели пчелки?
На доске прикреплены рисунки цветов.
– Зачитайте отрывок из текста, который помог определить цветок.
Дети выполняют задание.
– Подберите слова, близкие к слову "пестрый".
Д. Разноцветный, радужный, яркий.
У. К слову "скромный"?
Д. Простой, неприхотливый, незатейливый, незамысловатый...
У. А теперь подберите к каждому цветку подходящую пословицу. Объясните свой выбор.
На доске:
Мал золотник, да дорог.
Не все то золото, что блестит.
Чем богаты, тем и рады.
Д. Не все то, что ярко, привлекательно и бросается в глаза, представляет настоящую ценность. Тюльпан не имеет больших достоинств, несмотря на яркий внешний вид. Этому цветку подходит вторая пословица.
– Фиалочка небольшая по размеру, скромная, но очень важная для пчел. К ней подходит первая пословица.
– Третья пословица подходит к яблоньке и вишне. Они просят отнестись снисходительно к тому, что у них есть и чем они могут поделиться. Они сами жалеют, что не накормили пчелок.
У. Как автор относится к майской природе?
Д. Она ему нравится, он восхищается.
– Он ждал весну.
У. В каких выражениях Ушинский передал свое отношение?
Д. Ласковых слов много: стебельки, молоденькие, пчелки, глазки, лапки, окошечко, солнышко, яблонька, бедные пчелки, вишенка, головки, цветочки, кустик, фиалочка, чашечка, веселешеньки. Говорит с нежностью.
У. Давайте определим жанр произведения.
Д. Описана реальная жизнь: весной пчелы просыпаются и опыляют цветы – это рассказ, статья, это бывает на самом деле.
– Это сказка, так как на самом деле пчелы и цветы не разговаривают.
– Это авторская сказка, в ней смешиваются стили.
У. Какие наблюдения за природой превратил в сказку Ушинский?
Д. Фиалки, тюльпан, яблони и вишни цветут в мае.
– Пчелки начинают собирать нектар.
– Тюльпан пчелы не опыляют.
У. Давайте распределим роли и инсценируем сказку.
Герои сказки выходят к доске к своим картинкам. Пчелки – у улья. Автор читает с места. Дети-пчелки подходят по очереди к нужной картинке-герою.
VI. Итог урока
У. Сколько частей в сказке? Какой герой вам больше понравился? Почему? Какими вам показались пчелки? Если бы мы ставили спектакль по этой сказке, какую музыку вы бы использовали?
Ответы детей.
– Что мы делали, когда читали произведения, чтобы лучше их понять и запомнить?
Д. Мы задавали тексту вопросы.
– Сравнивали свои ответы с текстом.
– Мы думали и представляли, переживали, задумывались над словами...
У. Надеюсь, что вы не забудете об этих приемах работы с книгой, читая самостоятельно. А еще я предлагаю вам дома сочинить весеннюю песенку или найти произведение о весне, которое похоже на песенку.
УМНЫЙ ТОВАРИЩ – ПОЛОВИНА ДОРОГИ
(К