Девичья Башня - символ Баку |
Я пообещала начать рассказ о Баку – городе, который не является моим родным, но который уже почти 12 лет я люблю со всей пылкостью неофита. Я не знала, с чего начать. Даже клич друзьям бросила: вот, мол, вам список – с чего начать, подскажите. Подсказали, спасибо! Я уже начала по этой подсказке фоточки подбирать, как вдруг меня тюкнуло: а что я голову ломаю? Начну я с символа города – Девичьей башни, Гыз галасы, которая расположена в юго-восточной части крепости Ичери Шехер. Самый хрестоматийный вид на нее открывается с моря, с Приморского бульвара или просто Бульвара – как называют его бакинцы.
Вот она, красавица! (Фоточки все мои - кроме стрех старинных открыток).
1.
2.
Это еще одни хрестоматийный вид. Во всех проспектах почему-то любят снимать башню с этой телегой))). Ну, и я сняла!
3.
Девичья башня – самый величественный и самый таинственный памятник Баку. Это уникальное сооружение не имеет аналогов на Востоке.
Башня построена на выступе береговой скалы и представляет собой выложенный из местного серого известняка цилиндр высотой 28 ми диаметром 16,5 м. Толщина стен у основания – 5 м, а вверху – 4 м. С восточной стороны к башне примыкает выступ, назначение которого до сих пор не ясно.
Вот это схема Башни сверху:
4.
Внутреннее пространство башни расчленено на 8 ярусов. Каждый из 8-ми ярусов в наши дни перекрыт каменным куполом с круглым отверстием.
Вот схема внутреннего строения Башни.
5.
Свет проникал через узенькие оконные проемы типа бойниц, расширяющихся снаружи вовнутрь. Сообщение между ярусами осуществлялось с помощью винтовой каменной лестницы, проложенной в толще стены. С непривычки я шарахалась головой обо все выступы стены и лестниц, но подняться наверх – оно того стоит!
В толще стен башни устроены ниши, внутри которых проложена керамическая труба диаметром 30 см.
Внутри башни имеется колодец глубиной 21 м, пробитый в скале к водоносным слоям с третьего яруса.
Дата постройки Девичьей Башни до сих пор не определена. Часто время ее строительства определялось XII веком. Таков возраст плиты с надписью, расположенной с наружной стороны Башни. Куфическая надпись, выгравированная на плите, гласит: «губбе (купол, свод) Масуда ибн Давуда». Но эта плита явно появилась на Башне позднее, так как она случайно и неаккуратно вделана в кладку, причем не над главным входом, а где-то сбоку, на высоте 14 метро вот земли.
Вот вход в Башню:
6.
Скорее всего, вышеописанная плита – надгробная. Ею во время средневекового ремонта просто заделали окно в башне. Может быть, Масуд ибн Давуд – это имя мастера реставрировавшего Башню.
Чтобы датировать башню более точно, можно использовать два обстоятельства. Первый – при строительстве Девичьей башни использовался известковый раствор, а самое древнее здание, построенное на этом растворе, обнаружено в Габале (древней столице кавказской Албании) и датируется I веком нашей эры. Возможно, это нижний временной предел возраста башни. Верхний предел можно определить, если сравнить по цвету камни Девичьей башни и мечети Мухаммеда ибн Абу-бекра, расположенной в крепости и построенной в 1078-1079 годах. Хотя обе постройки выполнены из одной местной породы – известняка, камни Девичьей башни намного темнее, то есть на несколько сотен лет древнее мечети Мухаммеда. Таким образом, верхний предел – не позднее IX-X веков.
Известный историк С.Б.Ашурбейли выдвинула предположение о строительстве Девичьей башни в первые века нашей эры, М.А.Набиев – в VI веке нашей эры. Существует предположение Д.А.Ахундова о возведении башни в VI веке ДО нашей эры. Историк азербайджанской архитектуры Л.Бретаницкий считал, что ее возводили в два этапа: нижняя часть памятника (до высоты 13,7 м) построена в V-VI веках, а верхняя достроена в XII веке.
7.
Также довольно трудно точно определить первоначальное функциональное предназначение Девичьей башни. Первоначальное строительство башни как оборонного сооружения вызывает сомнения. Она мало пригодна для обороны из-за небольшой площади и отсутствия условий для длительного проживания. Существующие узкие оконные проемы обращены в сторону моря и не служат для отпора врагу. Хоть как-то обороняться от врага можно только с вершины башни. К тому же подсчитано, что из камня и извести, потраченного на башню, можно было бы построить еще одну стену вокруг города.
Существуют версии, что первоначально башня строилась как Храм огня (слово «Гала» – «башня» – имеет в азербайджанском языке еще и значение «разводить огонь»). Лично мне эта версия нравится больше всего, так как на территории Азербайджана долгое время существовал зороастризм – религия людей, поклоняющихся Огню. (Кстати, огнепоклонничество и зороастризм – не одно и то же. Огнепоклонничество – это более общее понятие, зороастризм же – направление в зороастризме. Это если по простому объяснять.) Зороастризм настолько процветал на территории Азербайджана, что даже ислам его не вытесни – в исламскую эпоху зороастрийцы продолжали строить свои культовые сооружения и отправлять ритуалы.
Есть мнение, что зороастризм появился именно на Апшероне – в месте, где очень часто встречаются выходы на поверхность горючего газа и горят «вечные огни».
Согласно первой версии, на башне постоянно горел огонь.
8.
Вторая версия перекликается с первой. Башня – это зороастрийская дахма, то есть башня, на вершине которой выставлялись тела умерших людей на растерзание коршунам. Такое вот своеобразное погребение… У подножия башни есть и древние ритуальные колодцы.
Третья версия – обсерватория. Доказательством этому служат исследования Аббаса Исламова. Он обнаружил, что именно в день зимнего равноденствия (22 декабря), в день, почитаемый многими древними культами, лучи солнца при восходе проникают точно в центральное окно Девичьей башни. Затем солнце по определенной закономерности проникает во все расположенные выше окна. Многие элементы башни также взаимодействуют друг с другом. Таким образом, башня была как-то связана с культом солнца, что нашло отражение при ее проектировании.
Четвертая версия утверждает, что башня – это волнорез, недаром непонятный совершенно выступ направлен в сторону моря, а море в старые времена подступало практически до мест, остающихся далеко позади башни. Эта версия, кстати, объясняет разницу в цвете камней внизу и сверху башни – внизу они темнее, а именно так море на камни и может влиять.
9.
Пятая говорит, что башня – сооружение сакральное, построено для координации земных энергий. Известно, что в этом месте существует аномальная зона, в которой даже воздух – и тот меняется. Доказательством тому служат многочисленные стаи ласточек и стрижей. Они буквально вьются вокруг башни. Насекомые в этом месте теряют способность летать, они словно замирают в воздухе, вот птички и кормятся без труда))) (Таких мест в Баку, кстати, несколько.)
Шестая – что это всего лишь сигнальная башня, на которой тоже горел огонь – как и в первом случае. Но ничего сакрального в этом нет – просто передача информации на расстояние. Версия ничего так себе, потому что башен на Апшероне много, и не только на Апшероне. Вот только повторюсь: у них совершенно другая конструкция, бакинская башня – уникальна!
В общем, ученые так и не пришли к единому мнению. В одном они согласны: башня являлась культовым сооружением доисламского периода.
10.
11.
12.
В XII веке эта величественная башня вошла в оборонительную систему Баку и явилась главной цитаделью Бакинской крепости, одной из самых мощных крепостей Ширваншахов.
В XVIII-XIX веках Девичья башня использовалась как маяк. Маяк, находившийся на башне, начал светить 13 июня 1858 года, а до этого на ней поднимался крепостной флаг. Позднее, с ростом города, огни маяка на башне стали сливаться с ночными огнями города.
В 1895 году на верхней части Девичьей башни была нанесена широкая белая полоса. Но, как выяснилось вскоре, эта мера проблемы не решила, и уже в 1907 году маяк был перенесен на остров Наргин (Беюк Зиря).
Башня неоднократно реставрировалась – в Средние века, в середине XIX века русским военным ведомством, а последний раз – в 60-х годах прошлого века. Недавно закончена еще одна ее реставрация.
К сожалению, во время прошлых реставраций были изменены некоторые элементы сооружения, и о ее точном первоначальном облике приходится лишь догадываться. В частности, раньше башня была полой внутри, а перекрытия между этажами были сооружены в ходе последних работ. Также были перекрыты некоторые ниши и двери. В 1964 году Девичья башня стала музеем, а с 2000 года включена в список памятников ЮНЕСКО.
Очень многих интересует происхождение названия – «Девичья». Это название встречается
и в названиях других башен на территории Азербайджана, Ближнего Востока, Турции и других стран. Название, видимо, означает «непокоренная», «неприступная».
С происхождением названия бакинской Девичьей башни существует множество легенд. Согласно одной из них, шах влюбился в собственную дочь и решил жениться на ней. Придя в ужас от предстоящего брака с отцом и желая отговорить его, дочь попросила построить башню и подождать, пока она не достроиться. Когда башня была готова, шах не изменил своего решения. И тогда девушка взобралась на башню и бросилась с нее в море.
(Другие варианты – от любви к принцу, за которого не дали выйти замуж, от любви к другому принцу, за которого выдавали замуж без любви. Легенд много…)
Изучая первую легенду, можно предположить, что возможность брака между отцом и дочерью относит возникновение легенды еще в доисламский период. К тому же легенда свидетельствует, что Каспийское море плескалось у самого подножья башни. (Что подтверждает версию башни-волнореза.)
Вне зависимости от происхождения легенды, ее сюжет явился любимой темой многих художников и поэтов. В 1923 году известный азербайджанский драматург Джафар Джабарлы написал поэму «Девичья башня». Первый советский фильм, созданный в Азербайджане в 1924 году, также основывался на сюжете легенды. «Девичья башня» называется и первый азербайджанский балет, созданный Афрасиябом Бадалбейли в 1940 году.
Веков кровавый свет в тебе,
Года торжеств и бед в тебе,
Неизгладимый след в тебе
Тех лет, девичья башня.
Шепни, шепни, скажи, скажи
О гордости моей души,
Тебе внимаю я в тиши,
Девичья башня.
И ранних облаков полет
Нетороплив, как мыслей ход,
Не ты ли родины оплот,
Девичья башня?
Шепни, шепни, скажи, скажи,
Пусть люди слушают в тиши.
Наступит вечер у воды.
Года, века молчала ты,
Яви слова из темноты,
Девичья башня!
Пора, пора, шепни, скажи –
Планета слушает в тиши.
Расул Рза, «Девичья башня»
(Расул Рза (Рзаев) (1910 1981) – выдающийся азербайджанский поэт, отец Анара, Председателя Союза писателей Азербайджана.)
А вот так выглядела Девичья башня на рубеже XIX и XX веков. Тогда между ней и морем было множество мелких построек, не являющихся исторической ценностью. Позднее их снесли.
13.
14.
Вот на этой старинной открытке, которая висит у меня дома, эти здания заметны лучше всего.
15.
Это вид на Девичью башню со стороны моря. Справа от нее – дом Гаджинского.
16.
Дом Исабека Гаджинского (1861-1918), нефтяного магната, построен в 1909-1912 годах. Этот уникальный дом был одним из тех зданий, которые сформировали неповторимый облик Баку. Он был воспринят как символическое обозначение принадлежности Баку к тронным городам, где вершится мировая история.
Исабек Гаджинский принадлежал к древнему именитому и богатому бекскому роду землевладельцев. Он и его младший брат Кязымбек – хозяева обширных поместий на Апшероне, в частности вблизи Балаханов. В отличие от большинства нефтебаронов начала ХХ века, будущий магнат был хорошо образован. Он был видным государственным деятелем, просветителем и меценатом дореволюционного Баку. Его имя было внесено в список великих граждан Империи в книге «300-летие Дома Романовых».
Дом, построенный в стиле немецкой готики, был воспринят как эпатаж – готические формы, стрельчатые окна, стремящиеся к небу башенки слишком выделялись на фоне плоских крыш азербайджанской столицы.
Это – дореволюционная фотография дома Гаджинского. Слева заметны те самые снесенные дома.
17.
Этот дом известен в Баку не только своей оригинальной архитектурой, но еще и тем, что городской фольклор сделал его предметом шуток, окрестив «домом без канализации».
Исабек Гаджинский – как меценат – в числе других прочих, кому он покровительствовал, отправил в Италию учиться на архитектора и своего племянника. Оплатил ему дорогу, квартиру, но то ли пожалел, то ли забыл дать карманные деньги. Племянник жил впроголодь. Вернувшись на родину, он спроектировал здание для любимого дяди. Проект понравился, и дом был построен. Однако племянник «не предусмотрел канализацию», и эта досадная «оплошность» обнаружилась на торжественном приеме в честь новоселья. Прикиньте, ванны, унитазы (да-да, унитазы тоже были), краны на кухне и в ванных комнатах – все есть, а труб, к ним подведенным – нет! Был скандал. Долгое время в народе этот дом называли «дом без канализации». Дядя, естественно, вызвал на ковер племянника, и тот честно во всем признался. Отношения выяснили, дружбу восстановили, канализацию построили.
А это – лазерное шоу на Девичьей башне накануне Дня Республики (28 мая).
18.
19. Картинки - самые разные: от картин известных художников до разноцветной абстракции и национальных узоров.
А это – для настроения))) Ранняя весна:
20.
Поздняя осень:
21.
Рубрики: | Разное интересное Фотография Путешествия История Дизайн, архитектура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |