Пробуждение сознания или деградация в электронной матрице? Нет ничего сильнее идеи, время к...
Сергей Волчков - ГОЛОС России! - (1)Концерт Mолодежного хора Патриаршего центра 2012 Биография Сергея Волчкова Прос...
Учись прощать. Б.Пастернак - (0)Учись прощать, молись за обижающих, Зло побежда...
Любовь готова всё прощать... - (0)Любовь готова все прощать, когда она -- любовь, умеет беспредельно ждать, когда она --любов...
Сон на Страстную Пятницу - (0)Великий ход страстной Седмицы Дорога боли, мук, страстей К чему удел Судьбы склонится ...
Небо на земле. Памяти Александра Меня. |
9 сентября - День памяти о. Александра Меня
из воспоминаний Тамары Александровны Жирмунской - поэта, переводчика, литературного критика.
"... очень важно, что в Москве, в России есть люди, которые не дают погаснуть памяти об этом удивительном человеке и священнике.
...тысячи, сотни тысяч человек, может быть, даже миллионы наших современников через его книги, через воспоминания о нём его духовных детей, учеников, близких пусть не пришли, но хотя бы потянулись из привитого нам атеизма к вере в Высшее Начало. Жизнь без веры в Бога, как утверждают мудрецы, гораздо беднее, скучнее и печальнее, чем жизнь с верой. О том, что наступает после жизни, я сейчас не говорю. Тема эта необъятна.
В год своего насильственного ухода в мир иной отец Александр прочитал в одном из московских ДК цикл лекций, который так и назывался "Жизнь после жизни". Потом все четыре лекции вышли тонкой книжкой, скорее брошюрой, под названием "Тайна жизни и смерти". И выпустило эту книжку, заметьте, всем хорошо известное издательство "Знание".
Я думаю, прав Фазиль Искандер, сказавший в новом фильме, что, если бы отцу Александру тогда, в конце восьмидесятых, разрешили еженедельно читать проповеди по ТВ, страна наша нравственно преобразилась бы.
Он же художественно убедительно описал ту дорогу в подмосковном Пушкине, по которой мы однажды шли вместе с ним и отцом Александром к дому, где нас с нетерпением ждали. Идти было минут пятнадцать, а продолжался путь целый час, потому что священника останавливали по дороге местные женщины разного возраста, делились своим сокровенным, спрашивали совета.
И ни одна не получила отказа. Ни одну он не назвал потом ни суетной, ни бестолковой, хотя попадались и те и другие. "Я поразился, - произнёс с голубого экрана Фазиль, - его широте и щедрости"…
О себе отец Александр говорил скромно: "Я - сельский священник". Это - правда. Двадцать лет он служил в Ново-Сретенском храме под Москвой. А до того - в Тарасовке, в Алабине, ещё где-то. В московские храмы его не допускали. Не могли доверить Миссионеру (такова была его кличка в КГБ) хрупкие души москвичей и гостей столицы.
Правда, как-то раз я слышала, как он отпевал у московского Речного вокзала одну старуху. Было это 2 января 1981 года. Имя старухи - Надежда Яковлевна Мандельштам. Вдова великого поэта и мученика Осипа Мандельштама. Автор дерзких, нашумевших на весь мир мемуаров.
Те, кому повезло познакомиться с ним в 60-е, 70-е, 80-е, быстро поняли, что, при всей его огромной эрудиции, литературном даре высокой пробы, умении подобрать к каждой прильнувшей к нему душе свой ключик, порой весьма хитроумный, заковыристый, он прост, доступен и открыт людям, каким в идеале (подчёркиваю, в идеале) и должен быть сельский, и городской, и любой другой духовный пастырь.
Он всех привечал в своём деревянном, похожем на часы с кукушкой храме, пожилых и молодых, знаменитых и безвестных. Ко всем был равно внимателен, терпелив и заинтересован в оптимальном варианте каждой отдельной судьбы.
Да, фаталистом Мень не был; он считал, что у любого человека есть разные пути, разные возможности осуществить себя. По какому пути он пойдёт - во многом зависит от его воли и того, что называется иерархией ценностей. То есть надо отдать себе отчёт, чего ты больше хочешь: бодрствовать или спать, слушать музыку сфер или орущий динамик.
Многих его посетителей и прихожан волновал вопрос, что предпочтительнее: насыщенная внутренняя жизнь или внешнее преуспеяние. Он вовсе не звал нас к сидению в тёмном углу под таким предлогом: я, мол, столь талантлив, что меня эти бездари не поймут, не оценят. Наоборот, подталкивал к свершениям, гасил неуверенность в себе.
Если кто-то из нас успевал на обоих путях, он это только приветствовал. Но давал понять, что уметь зарабатывать деньги, целенаправленно стремиться к славе - само по себе не грех. Грех - творить из денег и славы кумира. Грех - не считаться со средствами для достижения цели. Грех - терять образ и подобие Божье, по которому все мы созданы, в погоне за преходящим, ненадёжным, часто химерическим…
Конечно, люди меняются - в зависимости от времени, от тех, кто рядом с ними, от жизненных обстоятельств. Молодым кажется, что их "предкам", кому за пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, и трепыхаться нечего… О, как они не правы! И старшее поколение решает для себя немного другие, но тоже вечные жизненные вопросы…
К нему валом валили студенты, гуманитарии и технари. Но, пожалуй, к медикам, будущим и настоящим, отец Александр проявлял какое-то особенное, сверхотеческое внимание. Я часто слышала, как он проводит эту параллель: священник и врач, врач и священник. Один врачует тело, другой - душу.
Мои стихи о враче и священнике написаны для него, но не по его указке. Он никогда не указывал, что делать, о чём писать (и не писать), ни на кого не давил, никого не агитировал, например, немедленно креститься. Просто, общаясь с ним, вы попадали в особую атмосферу.
Вам хотелось порадовать этого чудесного человека, отплатить добром за добро, любовью за любовь. Ведь каждому из нас казалось, что его, именно его, он любит чуть больше, чем остальных. И мы делали для него, что могли.
О моём десятилетнем духовном общении с отцом Александром Менем я рассказала в своей книге "Короткая пробежка". Так он называл жизнь.
Всё, что открыто, и всё, что сокрыто
в мире,
течёт, по словам Гераклита.
Устаревают камзолы и платья,
в весе теряют слова и понятья,
даже профессии терпят утруску:
экс-прокурор попадает в кутузку,
той же подвержен метаморфозе,
бывший фельдмаршал трясётся в обозе.
Но неизменны при всех превращеньях
пастыри Божьи: врач и священник.
Мир сотворён, но ещё недосоздан,
задан маршрут: через тернии к звёздам.
Зло и добро в роковом поединке
переплелись.
Человек – посрединке...
Войны. Восстанья. Оскалы ищеек.
Головы клонят
врач и священник.
Что они могут? Разве помогут
под сатанинские вопли и гогот?
Но и безумные страсти мирские
изнемогают, словно стихии.
Дом человеческий в дырах и щелях.
Кто залатает их?
Врач и священник...
Царствие Божие, видимо, близко:
эмансипированная атеистка
криком кричит из бездонного ада:
- Мне не врача – мне священника надо!..
Люди есть люди. Всяко бывает:
на смерть зовут, а потом оживают.
В выздоровленьях и воскрешеньях
равно повинны
врач и священник.
Кто остаётся нам в дни неудач,
в дни упований?
Священник и врач."
Рубрики: | Люди Церкви |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |