-Цитатник

Пробуждение сознания или деградация в электронной матрице? - (0)

Пробуждение сознания или деградация в электронной матрице? Нет ничего сильнее идеи, время к...

Сергей Волчков - ГОЛОС России! - (1)

Концерт Mолодежного хора Патриаршего центра 2012 Биография Сергея Волчкова Прос...

Учись прощать. Б.Пастернак - (0)

  Учись прощать, молись за обижающих, Зло побежда...

Любовь готова всё прощать... - (0)

Любовь готова все прощать, когда она -- любовь, умеет беспредельно ждать, когда она --любов...

Сон на Страстную Пятницу - (0)

Великий ход страстной Седмицы Дорога боли, мук, страстей К чему удел Судьбы склонится ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в eko-mysli

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.09.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 1417


Скорбь и радость Прощёного Воскресения

Четверг, 14 Марта 2013 г. 21:09 + в цитатник

... только несколько дней осталось до начала Поста. Уже в течение Мясопустной недели, завершающейся Прощеным Воскресением, два дня – среда и пятница – стоят как бы отдельно, и они уже совершенно великопостные. В эти дни не полагается совершать Божественную литургию, и весь порядок богослужений имеет особенности, относящиеся к Посту. В среду на вечерне мы слышали прекрасную стихиру – приветствие Посту.
    «Наступила весна Поста, свет покаяния. Очистимся, братия, от всякого зла, воспевая Подателю Света: Слава Тебе, Едине Человеколюбче».

    Суббота мясопустной недели посвящена памяти всех «мужей и жен, подвигом поста просветившихся (то есть, спасшихся)».

Святые, примеру которых мы должны следовать, учат нас трудному пути, трудному искусству поста и покаяния. Мы не одни начинаем подвиг Поста. Восхвалим собор святых Отцов: Антония Великого, Евфимия Великого и всех их собратий, проходящих по жизненному пути своему, как будто сквозь райскую сладость. Святые Отцы – наши помощники и примеры. 

"Почитаем ваш пример, святые Отцы, вы научили нас истинному пути, благословенны вы, потому что  вы поработали для Христа".

    Наконец, наступает последний предпостный день, обычно называющийся Прощеным Воскресением. Однако, не следует забывать и его второго литургического названия: «Изгнание Адама из рая». Это название действительно подводит итог всему подготовлению к Посту.

Мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни. Существование человека на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним. Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Таким образом, в начале Поста мы уподобляемся Адаму.

    «Изгнан был Адам из рая из-за вкушения запрещенного плода и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал:

«Увы мне, как пострадал я, окаянный! Я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ. Рай святейший, ради меня насажденный и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами».

И отвечал ему, Адаму, Спаситель:

«Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню».

    Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира. В Евангельском чтении последнего предпостного воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф, 6:14-21).

     Первое условие – это пост. Пост – это отказ от привычки считать нормальными желания и требования нашей падшей природы. Пост – это усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, то есть материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерием, показным. Мы должны явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем Нашим, Который втайне.

    Второе условие поста – прощение. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», –  так говорит Евангелие от Матфея (Мф. 6:15).

Торжество греха – главный признак его владычества в мире. Это ссоры, несогласия, разделения, ненависть. Поэтому, первый пролом через крепость греха есть прощение – возвращение к единению, согласию, любви. Лучезарное всепрощение Самого Бога воссияет между мной и моим врагом, если я ему прощу.

Простить – это значит, отвергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу.

Прощение – это настоящее вторжение Царствия Небесного в наш грешный и падший мир.

    Пост по-настоящему начинается с вечерни Прощеного Воскресения. Эту единственную по своему глубокому значению и такую прекрасную вечерню не служат во многих наших церквах. Однако, ничто лучше этой вечерни не показывает нам настроение Великого Поста в Православной Церкви и не вводит нас в него. Ни в какой другой службе не чувствуется в такой степени глубокий призыв Церкви к человеку.

    Вечерня в Прощеное Воскресение начинается как всякая торжественная вечерня; священнослужители в светлых облачениях. Стихира на «Господи, воззвах» возвещает наступающий Пост, а за ним – приближение Пасхи.

    «Постное время светло начнем, готовясь к духовным подвигам, очистим нашу душу, очистим тело, воздержимся как от пищи, так и от всякой страсти, и насладимся духовными добродетелями, дабы, усовершенствовавшись в любви, мы были достойны увидать страдания Христа Бога и Святую Пасху в духовной радости».
    Потом, как обычно, следует вход и пение гимна «Свете тихий».

После этого священник идет на горнее место, за престолом, и возглашает Прокимен. Вечерний Прокимен всегда возвещает конец одного и начало другого дня. За этой вечерней он возвещает начало Великого Поста.

    «Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорблю. Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь ее».

    Вслушайтесь в особенную мелодию этого стиха, этого крика души, внезапно наполняющего церковь: «я скорблю», и вы поймете исходный пункт Поста, таинственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Вся подготовка закончена. 

Я стою перед Богом, перед славой и красотой Его Царства. Я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома, другой радости, ни другой цели. Но я сознаю тоже, что я изгнан из этого Царства во тьму и печаль греха, и я скорблю. И вот я сознаю, что только Бог может помочь моей скорби, только Он может избавить и спасти мою душу.

Покаяние – прежде и больше всего – отчаянная мольба к этой Божественной помощи.

    Прокимен повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил. Светлые облачения заменяются темными, постными, тушат яркое освещение.  Священник или дьякон начинает вечернюю ектенью, хор отвечает ему постным напевом.

Первый раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В конце службы молящиеся просят прощения, сперва у священника, потом – друг у друга. Пост начинается именно этим актом любви, единения и братства.

Уже во время этого обряда хор поет пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова. 

Протопресвитер Александр Шмеман

Рубрики:  Великий Пост. Страстная неделя.Пасха
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку