Пробуждение сознания или деградация в электронной матрице? Нет ничего сильнее идеи, время к...
Сергей Волчков - ГОЛОС России! - (1)Концерт Mолодежного хора Патриаршего центра 2012 Биография Сергея Волчкова Прос...
Учись прощать. Б.Пастернак - (0)Учись прощать, молись за обижающих, Зло побежда...
Любовь готова всё прощать... - (0)Любовь готова все прощать, когда она -- любовь, умеет беспредельно ждать, когда она --любов...
Сон на Страстную Пятницу - (0)Великий ход страстной Седмицы Дорога боли, мук, страстей К чему удел Судьбы склонится ...
В чём истинная сущность прощения? |
"если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит согрешений ваших"...
эти слова обращения мы слышали столько раз, что как бы оглохли к ним. Но вот стоит только на секунду вдуматься, вслушаться, встряхнуть с себя внутреннюю к ним привычку, как они снова поражают нас ударяют прямо в сердце, в совесть, становится даже страшно, ведь ими необычайно просто и, так сказать, неумолимо сказано, что от нашего прощения зависит, абсолютно зависит и прощение нас Богом
Если не простим мы, не простит нас Бог, а тогда ненужным, бессмысленным и бесполезным становится и всё остальное: молитва, посещение храмов, умственные размышления о Боге и о жизни, бессмысленно и бесполезной становится, иными словами, сама религия
А если так, то первое о чём следует задуматься нам в эти дни, когда именно к такой задумчивости, к проверке , к оценке самих себя призывает нас Бог - это именно о прощении. Действительно, как будто такое простое, такое самоочевидное слово, как будто так ясно: простить - это больше не сердиться, не желать отомстить, иметь, как мы часто говорим, что-то против другого.
Но опять-таки, достаточно немного подумать и ясно становится, что можно достичь всего этого. Можно не сердиться, не желать отомстить не жить обидой и т.д., и всё же - не простить, как призывает к этому Христос, когда говорит, что если не простим мы, не будет нам прощения.
В чём же тут дело, в чём истинная сущность прощения?
Заметим прежде всего, что все те состояния, которые я только что перечислил и в которых мы обычно и видим прощение - не сердиться, не желать отомстить и так дальше, что все эти состояния мы определяем в отрицательных выражениях "не": не сердиться, не хранить обиды в сердце, не желать отомстить.
В том то и всё дело тогда, что даже тысячи отрицаний не даёт хотя бы одного утверждения или, по-другому, отсутствие чего-то ещё не означает присутствие чего-то другого.
Отсутствие ненависти не есть любовь, как отсутствие гнева не есть примирение.
Разве мы не знаем на страшном и горьком опыте всей нашей жизни, что равнодушие, например, может быть страшнее вражды, страшнее ненависти
Апостол Павел начал с того, что возненавидел Христа и боролся с Ним. И вот, сама эта ненависть, которая на деле была слепотой, непониманием, исканием обернулась в нём такой любовью ко Христу, такой верой в него, что они до сих пор обжигают нас в прельщении послания
Но сколько людей жили тогда, которые не ненавидели Христа, а занятые собой, равнодушные ко всему, кроме себя просто не заметили Его, а если заметили, то отвернулись от Него.
В Пилате, который предал Христа, на распятие не было ни ненависти, ни желания мести, ни обиды. В нём было всего лишь огромное всеобъемлющее равнодушие
Так вот, как часто именно равнодушие, именно такое внутреннее самосохранение и принимаем и выдаём за прощение. Как много на нашем языке словосочетаний и выражений, кажущихся безобидными, но которые, если только вдуматься в них, являются страшную сущность этого псевдо прощения.
"Ах", - говорим мы про кого-нибудь, - "с него взятки гладки, что с него требовать, на нём можно поставить крест, на него можно махнуть рукой на него даже сердиться не стоит, и так дальше и так дальше". Или ещё: "я вас прощаю", - мы говорим кому-нибудь, - "но никакого дела с вами я иметь не желаю, я вычеркнул вас из моей жизни".
Но разве это то прощение, о котором говорит, к которому призывает нас Христос, разве к такому равнодушию, вычёркиванию из жизни, отсечению призваны мы - нет, конечно нет, и можно сказать больше: пока есть гнев, есть ещё надежда. В гневе, даже в слепоте гнева я ещё принимаю человека всерьёз, он ещё существует для меня, и потому сам мой гнев может быть притворён в примирение, в воссоединение, в обновление.
Но там, где начинается равнодушие, там воцаряется смерть. Ад - это равнодушие всех ко всем, это уход каждого в себя и, тем самым, и в страшное одиночество духовной смерти.
Поэтому нужно со всей силой сказать: прощение от равнодушия и презрения уже не прощение, а подделка под него, карикатура на него.
Настоящее прощение - это, прежде всего, принятие нами человека до конца, всерьёз, это возврат нас к той глубине, на которой мы признаём единственность, и потому единственную и неповторимую ценность каждого человека, как Божьего творения, как образа Божьего или, говоря, на языке христианства, того, которого так любит Бог и за кого на кресте умер Христос.
Настоящее прощение - это увидеть человека, как видит его Бог, как любит его Бог.
"Всякий из нас за всё перед всеми виноват", - сказал Достоевский.
Всякий из нас, увы, повинен, прежде всего, в том страшном равнодушии всех ко всем, которое превращает всю жизнь, весь мир в одиночество, во вражду, в подозрение, в страх.
Именно этому смертельному, смерть несущему равнодушию, и противостоит, его преодолевает, его побеждает прощение и потому оно от Бога, всегда от Бога, ибо Бог прощает нас не потому, что с нас "взятки гладки", не потому, что Он махнул рукой на нас, а потому, что Он - Любовь есть, потому что ничто не может любовь эту разрушить, а она, напротив, может победить, воссоздать, обновить, воскресить всё, и потому только , когда вдруг узнаём , чувствуем эту всепрощающую любовь Божью на нас, на меня, на каждого обращённую, рождается и в нашем сердце это чудо всех чудес - прощение, и каким светом, каким небесным счастьем загорается тогда наша жизнь.
Протопресвитер Александр Шмеман
Рубрики: | Великий Пост. Страстная неделя.Пасха |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |