-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в EGOR17LORD

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 49


Символ Мурома - меч богатырский

Понедельник, 23 Мая 2011 г. 16:08 + в цитатник
Цитата сообщения Богомолка

 

СИМВОЛ     МУРОМА  -  МЕЧ    БОГАТЫРСКИЙ

 Каким многим из нас представляется настоящий герой – воин?  Конечно же он сильный, смелый в блестящих доспехах и на белом коне. Но облик настоящего воителя был бы не полным без великолепного и внушительного меча.

 

 

Как же так получилось, что это почти ушедшее в историю оружие, прочно заняло свою нишу в нашем сознании. Почему мы не можем равнодушно и без восхищения смотреть на их изображение? А уж подержать в руках такую «игрушечку»…………….Да для многих людей стало бы просто счастьем!

 В легендах и преданиях  почти всех  народов мира меч зачастую выступает на первом месте. Не исключением являются и сказания нашей земли Муромской.

  Так в чем же загадка меча? Давайте же попробуем сегодня ее разгадать

   

                  Через страны и эпохи.

С древнейших времен  люди относились к мечу  с трепетным благоговением. Изящные катаны, массивные двуручники, прямые мечи европейцев или изогнутые азиатские сабли - как бы не выглядело это оружие, оно ни когда не теряло своего значения.

Как только много, много лет назад, был выкован первый меч, он сразу превратился в некий универсальный символ.

В восточных традициях меч, стоящий вертикально, символизировал ось мира, указывая на связь человека с Небом и звездами, напоминая о его истинном небесном происхождении. В русской традиции меч-кладенец, самосек — чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. Герою дополнительно к его возможностям дается волшебная сила как благословение на совершение подвига. В сказании о Вавилоне-граде меч-самосек носит название «Аспид-змей» и в определенные моменты превращается в змея. Змей в разных традициях, как правило, является символом воли и мудрости.
 В сказках распространен мотив поиска меча, скрытого в земле, замурованного в стене. У алхимиков меч означал очищающий огонь, который убивает и воскрешает к жизни. В средневековой Европе меч символизировал силу, защиту, власть, мужество и бдительность. Меч разделяет душу и тело, Небо и землю. В христианской традиции пламенеющий меч отделяет человека от рая. У буддистов меч означает проницательность, которая под корень срубает невежество...

Но не следует забывать и о исконном предназначении клинков – как ни как, все  же  создавался  они для войны. А потому – то  меч и стал важнейшим символом рыцарской эпохи. И уж как превозносился он закованными в броню воинами!

Карл Великий называл свое оружие "mon joie" – радость моя (согласитесь довольно странное имя для смертельной игрушки ). 
А вот тщеславные тамплиеры пошли еще дальше – они изобрели свой новый вид меча, который сейчас так и называется – тамплиерский.
А уж в преданиях и былинах главенствующее место меча неоспоримо и по сей день. Взять хотя бы знаменитого короля Артура. Ну что бы он представлял из себя без своего легендарного Экскалибура. Если бы добрая фея из озера не одарила юношу этим оружием, так, глядишь, он и оставался бы простым, ни кому не известным пареньком. 
Народная молва приписывает обладание волшебными мечами и вполне реальным историческим персонажам. Так существует мнение, что Атилла Бич Божий, покорил Европу, только лишь благодаря некому огненному клинку. А крестьянка Жанна д Арк отправилась на помощь королю только после того как обрела чудесный меч под алтарем в полуразрушенной церкви. 
 

Мечи пользовались большим уважением и на Руси. У нас они являлись дорогостоящим и очень качественным предметом войны. Поэтому право на их постоянное ношение имели только дружинники или Великий князь. Естественно, мечи имели и другие ратные люди. Но в мирное время повесить на пояс оружие означало проявить неуважение к нему или недоверие к другим людям, ведь каждый мужчина был не только воином, но и земледельцем, а «боевое оружие – оно против врагов служит, а не для того, чтобы красоваться на пустом месте». Отсюда и образовалась древнеславянская традиция обнажать меч только для защиты Отечества или доказательства правды.

Зачастую, меч считался единственным источником существования, он всегда передавался в семьях по наследству. Отец брал обнаженный клинок, клал его перед новорождённым ребёнком и говорил: «не оставлю в наследство тебе никакого имущества, будешь иметь то, что приобретешь этим мечом».

Когда спорившие славяне не могли прийти к полному согласию, Князь говорил им: «Судитесь мечом». И тогда воины устраивали турнир, исход которого неукоснительно определял принятие решения – так велика была честь воинского искусства. Клятву славяне давали на мече и щите, да и при заключении договоров использовали те же самые предметы.

Любопытно и то, что в русском языке с древнейших времён возникло множество словесных оборотов, связанных с этим словом. «Зайти мечом» означало завоевать город или местность, а «Взимать меч против» означало начать войну. А кому не знакома знаменитая фраза Александра Невского – «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет»? Да и в народном фольклоре клинок занимает не последнее место. Достаточно вспомнить «Меч-кладенец», который обладал исключительной силой и не каждому давался в руки.

В нашу эпоху технического прогресса, меч на полях сражений уступил свои позиции огнестрельному оружию. А вот во всем остальном…………… Ну  не хочет народ окончательно забывать о таком интересном  предмете, потому все чаще мы видим мечи в столь полюбившимся многим жанре фэнтези. Ныне на экранах мелькают  усовершенствованные световые мечи джедаев,  чудесные клинки Горца и королей Средиземья. А значит можно судить, что меч еще ждет не менее интересное будущее.

                      Я б в богатыри пошел……………………

Хранит предания о легендарных мечах и наша древняя земля Муромская. А  как же иначе?! Ведь именно благодаря заветному клинку и стал известен всему миру богатырь Илья Муромец.  Давайте вспомним  немного об истории нашего легендарного земляка. Немощный и увечный человек более тридцати лет сидел сиднем на печи. Затем калики перехожие напоили его водицею – и вместе со здоровьицем пришла к нему и силушка богатырская. Все это замечательно, но……………….

 

 

Даже став очень сильным человеком, еще нельзя стать искусным   воином. В те далекие годы военному мастерству учили людей знатных, да с младых лет. Куда уж простому крестьянину, да в годах поспеть за ними. Но помог Илюше случай.  Встав на ноги, стал он помогать своему отцу крестьянствовать, а потому и отправился в лес, чтоб расчисть там место под пашню. И там, в лесу наткнулся он на пещеру заветную, где ждал его конь Бурушка, да хранился меч – кладенец. И  только после того как вынул Илья клинок из ножен,  чудесным образом овладел он тут же и искусством воинским. А следовательно теперь ему и не стыдно было отправляться на службу в Киев – град, к князю Владимиру. Давайте же разберемся, как попало такое чудесное оружие в пещеру неведомую.

По одной из версий считается, что этот меч ранее принадлежал богатырю Святогору.  Он и наделил свой меч такими вот волшебными свойствами. А состарившись Святогор стал опасаться, как бы чудесное оружие в злые руки не попало. Ведь каких бед заветный меч тогда бы натворил – и подумать страшно. Вот и запрятал мудрый богатырь свое оружие, наложив при этом заклятие. Мол, достанется сей меч человеку достойному и справедливому, который и будет ему, Святогору наследником на ратном поприще.

Интересен тот факт, что мы не видим в былинах, как Илья в последствии пользуется этим мечом по прямому назначению.
Там в ход идут «копьецо вострое», «стрелочки каленые», а то и просто голыми руками крушит Илюша «силушку вражескую».  Выходит кладенец –то не для боев предназначался, а был сугубо волшебным предметом.

                             Оружие Агрика и князя Петра.

Говоря о легендарных мечах земли нашей, нельзя не вспомнить и о знаменитом Агриковым мече, положившем начало чудесной истории любви князей Петра и Февронии.

Вспомним, как начинается эта повесть. К жене муромского князя Павла, брата Петра, повадился летать змей – оборотень. Что интересно, только одна княгиня видела его истинное обличие, а вот другим он представлялся как ее законный супруг. И ни каким образом нельзя было  избавиться от этой напасти. А змеюка, осмелев от безнаказанности признался сам: «Мол, погибну я от Петрова плеча, от Агрикова меча». Видимо он думал, что меч – то этот достать невозможно. Но к Петру явился ангел небесный в облике отрока и указывает, где сей чудесный меч был запрятан. По преданию хранился этот старинный артефакт в Крестовоздвиженском монастыре, что располагался тогда на территории городского посада.

  Меч был спрятан в стене одного из монастырских храмов, в потайной нише и найти его без помощи ангела Петр бы просто не смог.

 

Но и после обретения чудесного оружия князь столкнулся с неожиданной проблемой. Как он отличит – кто Павел, а кто змей! Ведь со всеми эти оборотничествами и брата порешить недолго. Вот тут – то и пришли ему на помощь волшебные свойства меча. Стоило только змею этот меч увидеть, как он все свои хитрые способности растерял и мигом свой настоящий облик принял. А Петру осталось только проявить свое мастерство воинское.

 Осталось теперь разобраться, а что же это за такой вот интересный Агриков меч. По преданию Агриком в славянской мифологии звали великана – богатыря. И все свою жизнь посвятил он борьбе с подобной нечестью. А под старость, как и Святогор меч, наделенный волшебной силой надежно запрятал, что б он ждал когда его обретет новый хозяин.

Но существует и другая, более интересная версия этой легенды. Некоторые источники говорят, что Агриком  владеющим чудесным мечом звали сына и приемника иудейского царя Ирода. И клинок этот даровал своему владельцу победу над любым врагом, независимо от его силы и мощи. Так что осталось только разобраться, как его чудесное оружие попало на Муромскую землю. Что и говорить у истории много загадок, и решить их сейчас не просто. Однако несколько лет назад создатели знаменитого документально сериала «Искатели» провели свое исследование, посвященное этой Муромской легенде.

И вот к каким выводам они пришли. Историки отождествляют Петра с муромским  князем Давидом Юрьевичем, что правил в нашем городе в начале 13 века. Этот князь совершил военную экспедицию на неведомое племя, жившее в рязанских лесах, на границе с Муромским княжеством. И после этого похода, князь Давид каким – то образом и получил чудесное оружие. Подобные события были описаны в одной из муромских летописей, которая, к сожалению, была утрачена в 40-х годах прошлого века.

В более поздних хрониках подобное оружие не упоминается. Однако, интересен тот факт, что в 1941 году Гитлер организовал специальную экспедицию в наши места. А главной ее задачей был поиск старинного меча. Уж в чем, в чем, а в древних артефактах фюрер хорошо разбирался.

А значит, что волшебный меч все же существовал! Так куда же он исчез?!

Разобраться в этом нам поможет еще одно древнее предание. Согласно ему волшебные мечи сами выбирают себе достойных владельцев. И только им они даются в руки. И может быть  Агриков меч и сейчас спрятан где – то рядом. А ждет он смелого и доброго человека с чистой душей, какими были славный богатырь Илья Муромец и святой князь Петр Муромский.

                           Во славу традиций.

И в наши дни в городе Муроме не утрачена память о славных традициях героических предков, и об их замечательном оружии. В Покровском храме, Муромского Спасо – Преображенского монастыря на раке с частицею мощей Ильи Муромца лежит богатырский меч. Казалось бы, как оружие может находиться в святом месте? Да и от куда взялся в храме этот  меч нашего нового времени.

 - Конечно странно видеть монаха с мечом в руках, - рассказывает настоятель Спасо – Преображенского монастыря игумен Кирилл. – Но не следует забывать, что для православной церкви, меч это священный символ, направленный на защиту своего Отечества. В тяжелые годы монахи и священники брались за оружие, для того что б защитить свою Родину. Ведь даже став слугой божьим, монах не перестает быть слугой Отечества.  Вспомним исторический пример – ведь именно с поединка монаха Пересвета и  татарина Челубея началась знаменитая Куликовская битва. 

 Выходит, что ко всему выше сказанному добавляется новое значение меча – он святой символ защитников Родины.

 - Меч что находиться сейчас в нашем монастыре, - продолжает отец Кирилл, - является точной копией меча Ильи Муромца. Создателями его являются мастера города Златоуста. И изготовлен он согласно технологиям 11 века.

  А появился этот меч в Спасо – Преображенском монастыре после следующих знаменательных для нашего города событий.

 

  2 августа 2006 года в монастыре состоялось торжественное освящение богатырского меча, патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.  Этот клинок был специально изготовлен для Владимира Путина, который тогда являлся верховным главнокомандующим войск России.

Меч освящен был на частице мощей святого Ильи Муромца, доставленной в Муром из Киево-Печерской лавры вместе с ракой где храниться ныне эта частица.

- Было изготовлены две копии меча Ильи Муромца, - рассказывает отец Кирилл. – Одна была отправлена в дар президенту, а вторая храниться у нас в монастыре. И лежит он на раке с мощами не случайно. Для верующего свято  все, что связано с жизнью святого человека. Тем более, если этот предмет напоминает нам о его подвигах.

  Вот такой вот не простой предмет – меч - кладенец. И не важно, из каких он стран и краев, а важно то, что символизм его призван очисть душу человека и укрепить его дух. А потому – то предания о них и живут вечно.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку