Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, как и что делают священнослужители на службе.
Варианты поведения в храме:
1. Простое преклонение головы;
2. Длительное преклонение головы;
3. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола;
4. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли, потом встаем;
5. Стояние на коленях;
6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
1. Простое преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
а. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
б. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
в. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
г. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.
2. Длительное преклонение головы
а. При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
б. Во время литургии, мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
в. Во время чтения Святого Евангелия.
3. Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
а. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
б. На слова церковных песнопений: припадите, поклонимся.
в. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
г. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
д. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
е. После пения Честнейшую Херувим.
ж. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем (правда сейчас это правило не всегда исполняется).
з. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
и. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
к. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
л. В начале пения молитвы Отче наш.
м. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.
4. Земные поклоны
Земные поклоны отменяются:
а. От Пасхи до праздника Святой Троицы;
б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);
в. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;
г. До вечера для человека, который причастился.
д. В полиелейные и славословные дни (смотри расписание служб).
е. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день три земных поклона:
a) в то время, когда священнослужители делают земной поклон, а именно при возгласе священника: Святая святым;
b) тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите;
c) когда Чашу последний раз являют верующим, это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, через некоторое время священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков!
В другие моменты делать земные поклоны не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).
5. Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях, молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
а. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров).
б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
в. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.
6. Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
а. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается в самом начале утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
б. При начале пения Символа веры;
в. В начале чтения Апостола;
г. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
д. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).