-Метки

блоги блогосфера весна видео витамины вода волосы воспоминания выращивание гороскоп деньги дети диета дизайн дизайн интерьера домашние цветы жизнь заболевания здоровье зима зубы игрушки интересное интернет интернет-магазин искусство история картинки книги кожа комнатные растения комнатные цветы конкурс косметика косметология красота крым кулинария лекарственные растения лето лечение лиру лытдыбр львов мастер-класс мебель медицина мода музыка народная медицина народные рецепты новый год обычаи овощи одежда отдых отпуск питание подарки покупки полезное полезные советы похудение праздник праздники приусадебное хозяйство проблемы продукты психология путешествия работа размышления растения реклама ремонт рецепт рецепты рукоделие садоводство сайт сайты свадьба своими руками советы ссылки строительство творчество технологии технология товары торжество туризм упражнения уход фильмы фото цветоводство цветы энергетика юмор

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Edoran

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 44734


Текстильные орнаменты стиля модерн в России

Понедельник, 27 Февраля 2012 г. 23:15 + в цитатник
Цитата сообщения La_belle_epoque

Стиль модерн, утвердившийся в европейском искусстве последних десятилетий XIX века - начале XX, необычайно ярко проявился в текстильных рисунках. Текстиль России, чутко реагировавший на изменения вкусов в Европе, не был исключением и ткани модерна получили с конца XIX века широкую популярность в русской городской среде.

 

 


Массовым потребителем тканей модерна стала интеллигенция, мещанские слои и значительная часть вошедшего в силу купечества, быстро воспринявшая вкусы культурной части общества. Декоративный текстиль с новыми рисунками, заполнивший городские интерьеры в виде обивки стен и мебели, пологов кроватей, занавесок, скатертей, покрывал и тому подобных изделий, был настолько характерен и разнообразен, что стал "лицом" всего текстиля конца XlX-начала XX века. Стиль, начавшийся с изменений в художественном решении дома - особняка, проявился в интерьерных тканях во всех своих характерных особенностях. Ткани для одежды с четко очерченными крупными мотивами так же имели ясно выраженную декоративность и полноценно "работали" только в интерьерной среде.

Орнаментальный текстиль, который можно отнести к модерну, массово производился в России с 1890-х годов вплоть до остановки русских фабрик в 1919 году из-за нехватки сырья и топлива, но пик выпуска тканей с наиболее острыми рисунками приходится на начало XX века. Хотя стиль возник далеко от России, текстильные узоры модерна стали проникать в русский городской быт одновременно с их широким распространением в Западной Европе.Многоплановые связи России с Европой, включая постоянные абонементы рисунков лучших западных фирм и работу немецких и французских мастеров текстильного орнамента на русских фабриках, способствовали проникновению творческих идей через государственные границы и интернационализации художественного оформления значительной части русского текстиля [1, с.8]. Достаточно сказать, что на Прохоровской Трехгорной мануфактуре, вводившей на рубеже XIX-XX веков в производство до 400 новых рисунков в год, более половины орнаментов комбинировалось на основе привозных абонементов [2].

После сенсационного успеха стиля модерн на Парижской Всемирной выставке 1900, где активно участвовала и Россия, новые рисунки русских столичных фабрик приобрели ясно выраженную экстравагантную направленность. Русский текстиль и подготовка художников для работы с орнаментом были на этой выставке очень высоко оценены. Так, Товариществу Прохоровской Трехгорной мануфактуры "за успехи в техническом деле" была присуждена высшая награда "Grand Prix", а "Школа ремесленных учеников" Товарищества по учебному отделу получила золотую медаль. "Владелец Мануфактуры Н.И. Прохоров за его промышленную деятельность удостоился ордена Почетного Легиона; при этом заведующие отдельными частями фабрик Товарищества также получили соответствующие награды" [2, с.280]. О блестящем состоянии дел на лучшем русском текстильном производстве начала XX века говорит ряд известных серьезных историко-статистических работ. П.П. Пашков - ведущий педагог Строгановского Центрального художественно-промышленного училища, историк и теоретик прикладного искусства получил бронзовую медаль выставки "за труды но художественному образованию" [3, с. 12].

В орнаментах художников, работавших в России, можно проследить все особенности развития европейского модерна. Эскизы и законченные рисунки таких художников-текстильщиков, как О.Грюн, П.Русин, Л.Мей, Ф.Дружинин. К.Власов, Р.Рюнн, Г.Бауман, сохранившиеся в художественных мастерских Московского хлопчатобумажного комбината "Трехгорная мануфактура" и Первой ситценабивной фабрики до наших дней, красноречиво это подтверждают. "Перевод" множества абонементных западноевропейских рисунков русскими рисовальщиками в ткани местного производства был настолько точным и качественным, что для определения отличия текстиля модерна русских фабрик от тканей иностранного производства в ряде случаев требовалась сложная экспертиза.
 


Фантастические орнаменты, которые считаются типичными для европейского и русского модерна, возникли не сразу. В Англии, стране-родоначальнице модерна, текстильный орнамент при зарождении стиля был довольно скромных очертаний и опирался на точное детальное изображение местной флоры. К родной земле, заросшей маргаритками и терновником, овеянной романтикой прошлых веков, было обращено внимание художников, не желавших ее превращения в кирпичные трущобы городов с удушливой атмосферой фабричных корпусов. Романтическая мечта о прекрасном прошлом, когда человек жил в гармонии с природой, окружала ореолом восхищения и искусство предыдущих столетий. Особенно это относится к искусству средневековья с крепкой основой народного коллективного творчества.

Фабричные районы Москвы, Петербурга, Иваново-Вознесенска и других городов России конца XIX века, вставших на путь индустриализации, по архитектуре и атмосфере были ничем не лучше, чем в Манчестере, Глазго, Гамбурге, Аусбурге, Руане или Мюльгаузене и изначальная направленность модерна к красоте природы и поэзии ручного труда была понятна в русской среде.

Усиленный интерес к родной природе и истории стал частью всего процесса развития модерна в Европе. Ранние композиции были просты и повторяемость элементов хорошо читалась. В английских орнаментах длинная волнистая "текучая" линия, движение которой легло в основу вычурных изгибов изображений конца XIX-начала XX века, появилась к 1870-м годам. Зарождением и развитие этой линии в текстильном рисунке можно проследить в работах У. Морриса, Ч.Ф.Э.Войзи, А.Макмардо, оказавших сильное влияние на развитие искусства как в западной части кон­тинента, так и в России [4].

Змеиная пластика линий легко читается в древних народных переплетающихся узорах- "плетенках", в орнаменте старых рукописных книг и древней резьбе но камню, но в модерне она была развита по-своему и с невиданным ранее размахом. Бельгийский архитектор В. Орта образно назвал движение линий, характерное для искусства модерна, "удар бича". К началу XX века любовь к извивающейся линии превратилась в культ. "Стены, мебель, светильники и столовое серебро, страницы книг и журна­лов - все это было буквально заполнено изображениями цветов и фигур в стиле ар нуво" [5, с.39].

Пульсация волнистой линии декора модерна стала графической фиксацией душевных исканий общества, где чередование подъемов и спадов являлось мироощущением эпохи назревающих катастроф и усиливающихся противоречий. "Нечеловеческая сила и мощь движения подъема как бы окрашивалась человеческой усталостью и даже изнеможением, сле­дующим за каждым активным действием. Но это затишье - предвестник нового бурного всплеска в череде подъемов и спадов человеческой жизни. Противоположное движение линии в своем надломе выражает двойствен­ность, противоречивость стиля переходной эпохи, где неудовлетворенность настоящим с одной стороны и страстная жажда нового, лучшего с другой, создавали ту неразрывную диалектическую борьбу двух противоположных начал, которая пронизывала все проявления модерна"- отмечал известный исследователь модерна Д.В. Сарабьянов [6, с.207]. Эта линия была "линией жизни" стиля, где "длительность" и "изменчивость", выделенные А.Бергсоном в качестве философских понятий, нашли свое воплощение [7, с.6-44]. В ряде случаев ее можно сравнить и с путеводной нитью Ариадны у Ф. Ницше в лабиринте жизненных проблем.

Посредством этой формирующей стиль линии были выделены несколько групп растений с вытянутыми узкими стеблями, живые организмы с вздымающимися и колышущимися массами, струящиеся волосы и легкие ткани, быстробегущие облака и петляющие между камней горные ручьи. Данные группы мотивов стали основными в текстильном орнаменте модерна.

Если считать, что модерн начинается с орнамента, то орнамент модерна начинается с растительной формы. Принципиальной стороной в данном случае является не сам факт обращения к природной форме, он не нов, а характер и широта этого обращения. "Для эклектики природа - второстепенный источник, для модерна - основной. Эклектика искала в природе того же, что и в архитектуре прошлого, - мотив. Простое заимствование, новые комбинации готовых форм представляются модерну делом пассивным, нетворческим. Он жаждет творить новое, исходя из выдвинутых им принципов цельности и организмичности, пытаясь открыть устойчивые законы соотношения между  формой, строением и скелетом (конструктивным остовом)" - отмечает русский исследователь архитектуры модерна Е.И. Кириченко [8, с.210]. Поэтому "флоризмы" художников конца XlX-начала XX века разительно отличаются от цветочных композиций предыдущего исторического периода. Из растительного мира выделяются только те растения, тянущиеся формы которых способны слиться в единое целое с конструктивным остовом здания, предмета интерьера, одеждой человека. И это не увеличение количества мотивов для создания орнаментальных композиций, а их кардинальная замена. Мотивы, не подходящие для нового орнаментального творчества выводятся из творческой практи­ки или существенно перерабатываются. Данная замена вынуждает нас де­тально остановится на описании растительных мотивов стиля модерн.

В первую очередь обращает на себя внимание распространение изображений болотных и луговых трав, которыми раньше пренебрегали из-за "неприглядности" их форм. Из болотных растений наибольшую популярность получают кувшинки, лилии и камыш. Из изображения с тянущимися вверх изгибающимися нитевидными стеблями и крупными тяжелыми цветами наводняют текстильный орнамент. В модерне, где содержание образов имело скрытый смысл и было глубоко символично, водяные растения отражали один из сказочных, непонятных человеку миров - подводный мир. Мир с иными пространственными отношениями, законами и обитателями. Призрачный мир, окутанный серо-зеленым туманом водяной толщи, пронизанный сиреневато-розовыми, перламутровыми лучами у по­верхности и свинцово-черный в глубине у дна дал колорит текстильным рисункам раннего модерна. Атмосфера зыбкости, неустойчивости, бесконечная смена цветовых нюансов, характерная для водяной стихии, смогла достаточно органично выразиться в таких штучных текстильных изделиях, как в покрывалах для кроватей и тканях для ширм и ночных светильников. К подводной стихии тесно примыкает "население" подземного мира "вечной ночи". Узловатый орнамент желто-коричневых корней, переме­жающийся узкими и бледными подземными ростками в текстильных композициях дополняется мотивами с изображением червей и личинок жуков.

Подземный и подводный миры соединялись в русском фольклоре с земным миром через болота, дремучие леса, и подводные и подземные мотивы смешивались в орнаментах с мотивами, "взятыми" из глухой непролазной чащобы. В мрачном сумраке заваленного буреломом леса худож­ники зарисовывали бледные тонконогие грибы-поганки, зловеще светящиеся пни, папоротники, мхи и лишайники, змей, сов и филинов. Изображенные на тканях стебли, корни, пресмыкающиеся, то сплетающиеся в клубок, то расплетающиеся в разные стороны, производили на неподготовленного зрителя сильное и противоречивое воздействие. "Движением ленточного червя" называли такие орнаменты противники нового стиля [9, с.48].

"Противовесом растениям "холода и мрака" служили мотивы дурманящих цветов из лесов и садов далеких чужеземных стран. Мистические египетские лотосы, нежные тропические орхидеи, роскошные китайские хризантемы и японские ирисы стали воплощением мечты о рае. На тканях "зрелою модерна" светятся молочно-белые, нежно-розовые и золотисто-желтые венчики, чередующиеся с темными, багрово-красными и пятнистыми лепестками громадных южных цветов. По-новому в модерне зазвучал вечный сюжет райского сада с кустами небесных роз и гуляющими павлинами, золотом солнца и лазурью неба, означающими надежду на счастье и будущее. Около тридцати вариантов сюжета "райский сад" можно насчитать в коллекции декоративных тканей, оставшихся от деятельности художников Прохоровской Трехгорной мануфактуры в 1890-1910-е годы. Не меньшее место в творчестве художников занимали орнаменты из изображений мака.

С углубленным интересом художников модерна к восточному искусству связано уверенное использование в текстиле зрелого модерна традиционных для японского и китайского декоративно-прикладного искусства графических решений форм астр, хризантем, ирисов, акации. Внешняя достоверность органических форм японского искусства, скрывающая в себе высокий полег абстрактного мышления, была необычайно привлекательна на всех этапах развития модерна, но в первые годы XX века графическое наследие далекой страны стало применяться в практике русских мастеров художественного текстиля особенно широко. Цветочные мотивы японского искусства и даже целые композиции встраивались в текстильный орнамент без особых изменений. Русские критики начала XX века восторженно отзываются о японском искусстве, конкретно разбирая его достоинства. "Япония - страна орнамента. Им японцы владеют безгранично и запас форм его неисчерпаем" - писал В. Курбатов [10, с.326]. "Главное значение японского искусства для Европы в том, что оно указывает на возможность искусства, разлитого по всей жизни, столь же разнообразного и прекрасного как природа... Принципы японского искусства, непрерывное и ровное разлитие красоты по жизни, должны оздоровить европейское искусство" [10, с.327]. Обожествление природы и культ любования в искусстве Японии каждой травинкой дали десятки разновидностей изображений каждого более или менее распространенного цветка. Только из различных вариаций в японском орнаменте мотивов ирисов и хризантем можно составить объемные нанки и большинство этих вариаций было знакомо орнаменталистам Европы начала XX века.

Открытием модерна безусловно является использование в орнаменте микроформ строения различных растений и иных органических и неорганических веществ. Перед художниками, заглянувшими в окуляр микроскопа, открылся неведомый мир орнаментально организованных форм. Странная пластика оболочек растительных клеток, четкость кристаллов химических соединений позволили выйти на совершенно новые, никогда не существовавшие в текстильном рисунке орнаменты. Открытие для искусства микромира стало завершением открытия "других миров" в модерне.

Через все стадии модерна прошли луговые "сорные травы": васильки, ромашки, незабудки, маргаритки, земляника, одуванчики, душица, лопухи, купавки, клевер. Меняясь в оттенках окраски, они всегда сохраняли в себе отголоски начальной фазы развития английского модерна, когда текстильный орнамент стал опираться на точные изображения местной фло­ры. Скромные зеленовато-серые, желтовато-коричневые, бело-голубые изображения луговых трав в раннем модерне постепенно заменялись сочной контрастной локальной расцветкой, где ярко-синее пятно соседствова­ло с желтым и зеленым. "Сорные травы" изображались, в основном, на тканях для одежды.

В художественном текстиле модерна отразились все направления орнаментальных поисков конца XlX-начала XX века, существенно обогатив выразительные возможности текстильного рисунка. Текстильные собрания крупнейших музеев мира являются сегодня наиболее полной энциклопедией декора эпохи "модерн".

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. - М., 1964.

2. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. Годы 1799-1915. -М., 1916.

3. Бесчастнов Н.П. Подготовка художников для текстильной промышленности в XIX веке. Строгановское центральное художественно-промышленное училище. - М.: МГТА, 1995. - Ден.в ЦНИИТЭИЛегпром 24.11.95, № 3636.

4. Макаров К.А. Эстетика Морриса и судьбы декоративного искусства России. - В кн.: Эстетика Морриса и современность. - М., 1987.

5. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени.-М., 1971.

6. Сарабьянов Д.В. К определению стиля модерн. В кн.: Советское искусствознание-78, второй выпуск. - М., 1979.

7. Бергсон А. Собрание сочинений в четырех томах, т.1. - М., 1992.

8. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М., 1982.

9. Штрек Н. Развитие орнаментального вкуса - одна из основных задач художественного воспитания. // Известия общества преподавателей графических искусств, 1913, № 4-3, с.45-49.

10. Курбатов В. Дрезденские выставки. // Зодчий, 1908, № 35, с.326-328.

 
Бесчастнов Н.П., Коржуева А.Р.

 


Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Орнамент стиля модернОрнамент стиля ар декоРусские орнаментыОрнамент всех времен и стилей

Орнамент стиля модерн

Орнамент стиля ар деко

Русские орнаменты

Орнамент всех времен и стилей

Школа рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивыБуквенный орнамент и Искусство шрифтаАжурные узоры и орнаменты. 250 образцов. От простых до самых сложныхКвилтинг и пэчворк. Большая книга лоскутного шитья. Мотивы, техники, орнаменты

Школа рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы

Буквенный орнамент и Искусство шрифта

Ажурные узоры и орнаменты. 250 образцов. От простых до самых сложных

Квилтинг и пэчворк. Большая книга лоскутного шитья. Мотивы, техники, орнаменты


Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque

Рубрики:  Интересные факты
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Мелешечка   обратиться по имени Вторник, 28 Февраля 2012 г. 17:01 (ссылка)
Спасибо,я позаимствовала у Вас интересную информацию.
Ответить С цитатой В цитатник