Текстильные орнаменты стиля модерн в России |
Стиль модерн, утвердившийся в европейском искусстве последних десятилетий XIX века - начале XX, необычайно ярко проявился в текстильных рисунках. Текстиль России, чутко реагировавший на изменения вкусов в Европе, не был исключением и ткани модерна получили с конца XIX века широкую популярность в русской городской среде.
Массовым потребителем тканей модерна стала интеллигенция, мещанские слои и значительная часть вошедшего в силу купечества, быстро воспринявшая вкусы культурной части общества. Декоративный текстиль с новыми рисунками, заполнивший городские интерьеры в виде обивки стен и мебели, пологов кроватей, занавесок, скатертей, покрывал и тому подобных изделий, был настолько характерен и разнообразен, что стал "лицом" всего текстиля конца XlX-начала XX века. Стиль, начавшийся с изменений в художественном решении дома - особняка, проявился в интерьерных тканях во всех своих характерных особенностях. Ткани для одежды с четко очерченными крупными мотивами так же имели ясно выраженную декоративность и полноценно "работали" только в интерьерной среде.
Орнаментальный текстиль, который можно отнести к модерну, массово производился в России с 1890-х годов вплоть до остановки русских фабрик в 1919 году из-за нехватки сырья и топлива, но пик выпуска тканей с наиболее острыми рисунками приходится на начало XX века. Хотя стиль возник далеко от России, текстильные узоры модерна стали проникать в русский городской быт одновременно с их широким распространением в Западной Европе.Многоплановые связи России с Европой, включая постоянные абонементы рисунков лучших западных фирм и работу немецких и французских мастеров текстильного орнамента на русских фабриках, способствовали проникновению творческих идей через государственные границы и интернационализации художественного оформления значительной части русского текстиля [1, с.8]. Достаточно сказать, что на Прохоровской Трехгорной мануфактуре, вводившей на рубеже XIX-XX веков в производство до 400 новых рисунков в год, более половины орнаментов комбинировалось на основе привозных абонементов [2].
После сенсационного успеха стиля модерн на Парижской Всемирной выставке 1900, где активно участвовала и Россия, новые рисунки русских столичных фабрик приобрели ясно выраженную экстравагантную направленность. Русский текстиль и подготовка художников для работы с орнаментом были на этой выставке очень высоко оценены. Так, Товариществу Прохоровской Трехгорной мануфактуры "за успехи в техническом деле" была присуждена высшая награда "Grand Prix", а "Школа ремесленных учеников" Товарищества по учебному отделу получила золотую медаль. "Владелец Мануфактуры Н.И. Прохоров за его промышленную деятельность удостоился ордена Почетного Легиона; при этом заведующие отдельными частями фабрик Товарищества также получили соответствующие награды" [2, с.280]. О блестящем состоянии дел на лучшем русском текстильном производстве начала XX века говорит ряд известных серьезных историко-статистических работ. П.П. Пашков - ведущий педагог Строгановского Центрального художественно-промышленного училища, историк и теоретик прикладного искусства получил бронзовую медаль выставки "за труды но художественному образованию" [3, с. 12].
В орнаментах художников, работавших в России, можно проследить все особенности развития европейского модерна. Эскизы и законченные рисунки таких художников-текстильщиков, как О.Грюн, П.Русин, Л.Мей, Ф.Дружинин. К.Власов, Р.Рюнн, Г.Бауман, сохранившиеся в художественных мастерских Московского хлопчатобумажного комбината "Трехгорная мануфактура" и Первой ситценабивной фабрики до наших дней, красноречиво это подтверждают. "Перевод" множества абонементных западноевропейских рисунков русскими рисовальщиками в ткани местного производства был настолько точным и качественным, что для определения отличия текстиля модерна русских фабрик от тканей иностранного производства в ряде случаев требовалась сложная экспертиза.
Фантастические орнаменты, которые считаются типичными для европейского и русского модерна, возникли не сразу. В Англии, стране-родоначальнице модерна, текстильный орнамент при зарождении стиля был довольно скромных очертаний и опирался на точное детальное изображение местной флоры. К родной земле, заросшей маргаритками и терновником, овеянной романтикой прошлых веков, было обращено внимание художников, не желавших ее превращения в кирпичные трущобы городов с удушливой атмосферой фабричных корпусов. Романтическая мечта о прекрасном прошлом, когда человек жил в гармонии с природой, окружала ореолом восхищения и искусство предыдущих столетий. Особенно это относится к искусству средневековья с крепкой основой народного коллективного творчества.
Фабричные районы Москвы, Петербурга, Иваново-Вознесенска и других городов России конца XIX века, вставших на путь индустриализации, по архитектуре и атмосфере были ничем не лучше, чем в Манчестере, Глазго, Гамбурге, Аусбурге, Руане или Мюльгаузене и изначальная направленность модерна к красоте природы и поэзии ручного труда была понятна в русской среде.
Усиленный интерес к родной природе и истории стал частью всего процесса развития модерна в Европе. Ранние композиции были просты и повторяемость элементов хорошо читалась. В английских орнаментах длинная волнистая "текучая" линия, движение которой легло в основу вычурных изгибов изображений конца XIX-начала XX века, появилась к 1870-м годам. Зарождением и развитие этой линии в текстильном рисунке можно проследить в работах У. Морриса, Ч.Ф.Э.Войзи, А.Макмардо, оказавших сильное влияние на развитие искусства как в западной части континента, так и в России [4].
Змеиная пластика линий легко читается в древних народных переплетающихся узорах- "плетенках", в орнаменте старых рукописных книг и древней резьбе но камню, но в модерне она была развита по-своему и с невиданным ранее размахом. Бельгийский архитектор В. Орта образно назвал движение линий, характерное для искусства модерна, "удар бича". К началу XX века любовь к извивающейся линии превратилась в культ. "Стены, мебель, светильники и столовое серебро, страницы книг и журналов - все это было буквально заполнено изображениями цветов и фигур в стиле ар нуво" [5, с.39].
Пульсация волнистой линии декора модерна стала графической фиксацией душевных исканий общества, где чередование подъемов и спадов являлось мироощущением эпохи назревающих катастроф и усиливающихся противоречий. "Нечеловеческая сила и мощь движения подъема как бы окрашивалась человеческой усталостью и даже изнеможением, следующим за каждым активным действием. Но это затишье - предвестник нового бурного всплеска в череде подъемов и спадов человеческой жизни. Противоположное движение линии в своем надломе выражает двойственность, противоречивость стиля переходной эпохи, где неудовлетворенность настоящим с одной стороны и страстная жажда нового, лучшего с другой, создавали ту неразрывную диалектическую борьбу двух противоположных начал, которая пронизывала все проявления модерна"- отмечал известный исследователь модерна Д.В. Сарабьянов [6, с.207]. Эта линия была "линией жизни" стиля, где "длительность" и "изменчивость", выделенные А.Бергсоном в качестве философских понятий, нашли свое воплощение [7, с.6-44]. В ряде случаев ее можно сравнить и с путеводной нитью Ариадны у Ф. Ницше в лабиринте жизненных проблем.
Посредством этой формирующей стиль линии были выделены несколько групп растений с вытянутыми узкими стеблями, живые организмы с вздымающимися и колышущимися массами, струящиеся волосы и легкие ткани, быстробегущие облака и петляющие между камней горные ручьи. Данные группы мотивов стали основными в текстильном орнаменте модерна.
Если считать, что модерн начинается с орнамента, то орнамент модерна начинается с растительной формы. Принципиальной стороной в данном случае является не сам факт обращения к природной форме, он не нов, а характер и широта этого обращения. "Для эклектики природа - второстепенный источник, для модерна - основной. Эклектика искала в природе того же, что и в архитектуре прошлого, - мотив. Простое заимствование, новые комбинации готовых форм представляются модерну делом пассивным, нетворческим. Он жаждет творить новое, исходя из выдвинутых им принципов цельности и организмичности, пытаясь открыть устойчивые законы соотношения между формой, строением и скелетом (конструктивным остовом)" - отмечает русский исследователь архитектуры модерна Е.И. Кириченко [8, с.210]. Поэтому "флоризмы" художников конца XlX-начала XX века разительно отличаются от цветочных композиций предыдущего исторического периода. Из растительного мира выделяются только те растения, тянущиеся формы которых способны слиться в единое целое с конструктивным остовом здания, предмета интерьера, одеждой человека. И это не увеличение количества мотивов для создания орнаментальных композиций, а их кардинальная замена. Мотивы, не подходящие для нового орнаментального творчества выводятся из творческой практики или существенно перерабатываются. Данная замена вынуждает нас детально остановится на описании растительных мотивов стиля модерн.
В первую очередь обращает на себя внимание распространение изображений болотных и луговых трав, которыми раньше пренебрегали из-за "неприглядности" их форм. Из болотных растений наибольшую популярность получают кувшинки, лилии и камыш. Из изображения с тянущимися вверх изгибающимися нитевидными стеблями и крупными тяжелыми цветами наводняют текстильный орнамент. В модерне, где содержание образов имело скрытый смысл и было глубоко символично, водяные растения отражали один из сказочных, непонятных человеку миров - подводный мир. Мир с иными пространственными отношениями, законами и обитателями. Призрачный мир, окутанный серо-зеленым туманом водяной толщи, пронизанный сиреневато-розовыми, перламутровыми лучами у поверхности и свинцово-черный в глубине у дна дал колорит текстильным рисункам раннего модерна. Атмосфера зыбкости, неустойчивости, бесконечная смена цветовых нюансов, характерная для водяной стихии, смогла достаточно органично выразиться в таких штучных текстильных изделиях, как в покрывалах для кроватей и тканях для ширм и ночных светильников. К подводной стихии тесно примыкает "население" подземного мира "вечной ночи". Узловатый орнамент желто-коричневых корней, перемежающийся узкими и бледными подземными ростками в текстильных композициях дополняется мотивами с изображением червей и личинок жуков.
Подземный и подводный миры соединялись в русском фольклоре с земным миром через болота, дремучие леса, и подводные и подземные мотивы смешивались в орнаментах с мотивами, "взятыми" из глухой непролазной чащобы. В мрачном сумраке заваленного буреломом леса художники зарисовывали бледные тонконогие грибы-поганки, зловеще светящиеся пни, папоротники, мхи и лишайники, змей, сов и филинов. Изображенные на тканях стебли, корни, пресмыкающиеся, то сплетающиеся в клубок, то расплетающиеся в разные стороны, производили на неподготовленного зрителя сильное и противоречивое воздействие. "Движением ленточного червя" называли такие орнаменты противники нового стиля [9, с.48].
"Противовесом растениям "холода и мрака" служили мотивы дурманящих цветов из лесов и садов далеких чужеземных стран. Мистические египетские лотосы, нежные тропические орхидеи, роскошные китайские хризантемы и японские ирисы стали воплощением мечты о рае. На тканях "зрелою модерна" светятся молочно-белые, нежно-розовые и золотисто-желтые венчики, чередующиеся с темными, багрово-красными и пятнистыми лепестками громадных южных цветов. По-новому в модерне зазвучал вечный сюжет райского сада с кустами небесных роз и гуляющими павлинами, золотом солнца и лазурью неба, означающими надежду на счастье и будущее. Около тридцати вариантов сюжета "райский сад" можно насчитать в коллекции декоративных тканей, оставшихся от деятельности художников Прохоровской Трехгорной мануфактуры в 1890-1910-е годы. Не меньшее место в творчестве художников занимали орнаменты из изображений мака.
С углубленным интересом художников модерна к восточному искусству связано уверенное использование в текстиле зрелого модерна традиционных для японского и китайского декоративно-прикладного искусства графических решений форм астр, хризантем, ирисов, акации. Внешняя достоверность органических форм японского искусства, скрывающая в себе высокий полег абстрактного мышления, была необычайно привлекательна на всех этапах развития модерна, но в первые годы XX века графическое наследие далекой страны стало применяться в практике русских мастеров художественного текстиля особенно широко. Цветочные мотивы японского искусства и даже целые композиции встраивались в текстильный орнамент без особых изменений. Русские критики начала XX века восторженно отзываются о японском искусстве, конкретно разбирая его достоинства. "Япония - страна орнамента. Им японцы владеют безгранично и запас форм его неисчерпаем" - писал В. Курбатов [10, с.326]. "Главное значение японского искусства для Европы в том, что оно указывает на возможность искусства, разлитого по всей жизни, столь же разнообразного и прекрасного как природа... Принципы японского искусства, непрерывное и ровное разлитие красоты по жизни, должны оздоровить европейское искусство" [10, с.327]. Обожествление природы и культ любования в искусстве Японии каждой травинкой дали десятки разновидностей изображений каждого более или менее распространенного цветка. Только из различных вариаций в японском орнаменте мотивов ирисов и хризантем можно составить объемные нанки и большинство этих вариаций было знакомо орнаменталистам Европы начала XX века.
Открытием модерна безусловно является использование в орнаменте микроформ строения различных растений и иных органических и неорганических веществ. Перед художниками, заглянувшими в окуляр микроскопа, открылся неведомый мир орнаментально организованных форм. Странная пластика оболочек растительных клеток, четкость кристаллов химических соединений позволили выйти на совершенно новые, никогда не существовавшие в текстильном рисунке орнаменты. Открытие для искусства микромира стало завершением открытия "других миров" в модерне.
Через все стадии модерна прошли луговые "сорные травы": васильки, ромашки, незабудки, маргаритки, земляника, одуванчики, душица, лопухи, купавки, клевер. Меняясь в оттенках окраски, они всегда сохраняли в себе отголоски начальной фазы развития английского модерна, когда текстильный орнамент стал опираться на точные изображения местной флоры. Скромные зеленовато-серые, желтовато-коричневые, бело-голубые изображения луговых трав в раннем модерне постепенно заменялись сочной контрастной локальной расцветкой, где ярко-синее пятно соседствовало с желтым и зеленым. "Сорные травы" изображались, в основном, на тканях для одежды.
В художественном текстиле модерна отразились все направления орнаментальных поисков конца XlX-начала XX века, существенно обогатив выразительные возможности текстильного рисунка. Текстильные собрания крупнейших музеев мира являются сегодня наиболее полной энциклопедией декора эпохи "модерн".
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. - М., 1964.
2. Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. Годы 1799-1915. -М., 1916.
3. Бесчастнов Н.П. Подготовка художников для текстильной промышленности в XIX веке. Строгановское центральное художественно-промышленное училище. - М.: МГТА, 1995. - Ден.в ЦНИИТЭИЛегпром 24.11.95, № 3636.
4. Макаров К.А. Эстетика Морриса и судьбы декоративного искусства России. - В кн.: Эстетика Морриса и современность. - М., 1987.
5. Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства нового времени.-М., 1971.
6. Сарабьянов Д.В. К определению стиля модерн. В кн.: Советское искусствознание-78, второй выпуск. - М., 1979.
7. Бергсон А. Собрание сочинений в четырех томах, т.1. - М., 1992.
8. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М., 1982.
9. Штрек Н. Развитие орнаментального вкуса - одна из основных задач художественного воспитания. // Известия общества преподавателей графических искусств, 1913, № 4-3, с.45-49.
10. Курбатов В. Дрезденские выставки. // Зодчий, 1908, № 35, с.326-328.
Книги по теме
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)
Орнамент стиля модерн
Орнамент стиля ар деко
Русские орнаменты
Орнамент всех времен и стилей
Школа рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы
Буквенный орнамент и Искусство шрифта
Ажурные узоры и орнаменты. 250 образцов. От простых до самых сложных
Квилтинг и пэчворк. Большая книга лоскутного шитья. Мотивы, техники, орнаменты
Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна" La_belle_epoque
Рубрики: | Интересные факты |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |