Цитата сообщения дедушка-разбойник
"Орущих камней государство...". Армянское зодчество.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15309.jpg)
На этот раз в заголовке - цитата из стихотворения Осипа Мандельштама, действительно относящяся к Армении. Съездив сюда, понимаешь, насколько она верна: древняя христианская цивилизация в Армении сочетается с высочайшим мастерством работы с камнем, будь то строительство крупных церквей или создание тонких резных хачкаров. По концентрации зданий и монументов старше 1000 лет Армения не имеет равных, возможно, и в мире. Рассказав
в прошлой части о народах Армении, сегодня перейду к собственно армянской культуре в самых важных её составляющих - зодчестве и религии.
Первые государства на Армянском нагорье возникли больше 3000 лет назад, но человек жил здесь совсем уж издавна. Именно эти плато, наряду с ещё парой кандидатов, считаются родиной пшеницы. Поэтому немудрено, что по пологим горам и обрывам каньонов в Армении разбросано множество доисторических памятников. Вот например Зорац-Карер близ Сисяна - то ли обсерватория, то ли просто загон скота, возраст которого оценивается от 4 до 7 тысяч лет:
2.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15307.jpg)
Хватает в Армении и петроглифов, но всё в горах, требующих долгого похода:
2а.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15306.jpg)
Больше петроглифов, прежде виденных мной
от Карелии до
Монголии, здесь впечатляют клинописи - это следы Урарту, древней страны племени найири, из народов под властью которого около 2500 лет назад и консолидировались армяне. Об Урартских горах шла речь и в преданиях Ноева ковчега, позже
лишь локализованных на самой высокой из них. В турецком облцентре Ван на восточном берегу озера высится Ванская скала, на которой лежат руины Тушпы - самой долгой и богатой столицы Урарту. Но этот кадр снят в Эребуни - урартийской крепости на окраинах нынешнего Еревана, а на соседнем холме стояла последняя столица Тайшебаини:
3.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15308.jpg)
Земля армянских городищ переполнена древними стелами. Среди них - вполне интернациональные каменные фаллосы, или невзрачные внешне портакары ("пупочные камни"), опознающиеся лишь по отполированной женскими животами верхушке. Но особенно примечательны (на кадре ниже такой в конце ряда) вишапкары, или просто вишапы. В переводе с армянского - Драконы, хотя скорее это каменные рыбы. Чаще всего их находили на горных пастбищах у родников или давно пересохших каналов. В фольклоре христианской Армении вишапы хоть и дышат огнём, и метают молнии, а всё же приходят то ли из под воды, то из пелены дождя, и людей от них спасает огненный бог Ваган. С каких времён "драконьи камни" сохранились - науке неизвестно до сих пор:
4.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15311.jpg)
Да и в принципе о дохристианской Армении известно немногое. Но куда понятнее вишапов - каменные идолы "с человеческим лицом". Когда-то и армяне были язычниками, и образы их язычества в точности соответствуют расположению: весь пантеон их дицев (богов) легко отождествляется с древнегреческим, но высшего дица красноречиво зовут Арамазд, и его воплощение - Солнце. Равно как и высшая дицуя - богиня плодородия Анаит, "тёзка" и коллега иранской Анахиты. На самом деле и зороастризм, и армянское язычество, и греческое - все они уходят корнями куда-то в забытую религию древних ариев, и Закавказье - не худший кандидат на их прародину, чем колесообразный
Аркаим.
5.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15312.jpg)
Наш мир в армянской мифологии окружало бездонное море, за которым лежал рай - остров, опоясанный рекой огня, через которую натянут канат толщиной в один волос. И грехи подобны камням, делающими человека тяжёлым и неустойчивым, а потому грешники сверзаются в пламя. Вся земля же лежит на рогах гигантского быка, и порой он трясёт головой, от чего происходит самая страшная армянская напасть - землетрясения. Помимо людей мир населяли вполне привычные из язычества в язычество создания: всякие домовые да лешие (пай), русалки (джраарсы) да великаны (хска), упыри (даханавары, при этом убивали они лишь чужаков) и вервольфы (мардагайлы, почти всегда женщины), тупые свирепые тролли (дэвы) и нелепые скрытные гномы (ачучу-пачуч, которые последними доживут до Конца Света), феи (пери), злые духи (чарки), блуждающие души иноверцев и непогребённых (хртвилаки) и ещё диц весть кто. И если дицев хорошо задокументировали античные хронисты, то мелкая нечисть скорее всего на сотни и сотни клубков "старца времени" Жук-у-Жаманака пережила их в фольклоре.
6а.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15315.jpg)
Молились своим богам древние армяне в священных платановых рощах, а по шуму их листвы жрецы выносили пророчества. Но и храмов было построено достаточно, чтобы хоть пара из них смогли уцелеть. Например, в прифронтовом Барекамаване (кадр выше) сохранилась доступная лишь взгляду с окрестных гор
загадочная 14-гранная часовня, которую армяне называют Бардзрял-Хач (Высокий Крест), а наука предполагает в ней языческую гробницу 4 века.
Куда как лучше изучен, и даже восстановлен из обломков храм бога Солнца в Гарни, построенный языческим ещё армянским царём примерно в те годы, когда Христос, если бы дожил, мог бы носить белую бороду. На западе Армения столкнулась с экспансией Рима, и как видите, римская культура здесь оставила следы:
6.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15314.jpg)
Обратите внимание на ступенчатое основание. На таких же стоят и армянские церкви первых христианских веков, как
показанный мной недавно Аручаванк или вот Ереруйкская базалика у турецкой границы. Последняя построена на рубеже 4-5 веков, и считается старейшими сохранившимся выше фундамента армянским, а может и вообще христианским храмом:
7.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15320.jpg)
Но строились ли церкви на основаниях языческих храмов или просто этот приём пережил смену религии - единого мнения нет. А вот на Одзунском обелиске, вытесанном в 6 веке, запечатлён образец раннехристианского армянского зодчества - башня-мавзолей Святой Рипсимэ. Она не крестила армян, но принесла им христианство: 37 дев-рипсимиянок были сёстрами катакомбного монастыря в древнем Риме. Самую красивую из них Рипсимию однажды приметил сам император Диоклетиан, и повелел её стать его женой. Рипсимия решила бежать в Александрию, а за ней последовали и всё сёстры во главе с настоятельницей Гаянией. Из Александрии, однако, по знаку Богородицы они ушли ещё дальше - в Армению, где тогда правил склонный к самодурству царь Трдат III. В тогдашней столице Вагаршапате история повторилась, вот только "это Кавказ!", по сравнению с Италией на расправу куда более скорый. Отказ красавицы-Рипсимии повёрг царя в бешенство, и видимо уже с этого момента он тронулся умом. С рипсимиянками Трдат III расправился такими способами, от которых поплохело бы наверное даже Владу Цепешу, и лишь одна из них смогла спастись да бежать в Грузию - звали её Нина, позже Нина Равноапостольная... Царь же, пронаблюдав казнь строптивой возлюбленной, превратился в свинью - стал бегать на четвереньках, кататься по полу и издавать жуткие звуки. От такого, кажется, опешили даже вельможи, но у кого-то из них созрел план...
8а.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15319.jpg)
На окраине Арташата, старой столицы, остававшейся важным городом, была Глубокая темница, по-армянски - Хор-Вирап. В ней 14-й год томился крещёный парфянин Григорий, чей отец когда-то убил персидского царя. В юности оказавшись в Риме, Григорий познакомился с Трдатом, который позже пришёл в Вагаршапат на римских щитах. До восшествия на престол Трдат терпел увлечения друга христианством, но получив власть, сам отправил его на перевоспитание в темницу. И вот именно Григория позвали во дворец возвращать государю человеческий облик. Вера Григория была крепка, разум - ясен, и 14 лет изоляции в душном подземелье не смогли его сломать. Возможно, именно этой спокойной силой духа он и заставил Трдата взять себя в руки. Свин вновь стал человеком, раскаялся в содеянном и объявил христианство государственной религией Армении - в 301 году, на без малого четверть века раньше Константина в Риме. Григорий Просвятитель, или Сурб-Григор Лусаворич, вошёл в число святых равноапостольных. Темница его сохранилась, и над ней, в ближайшей точке нынешней Армении к Арарату, стоит монастырь Хор-Вирап:
8.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15310.jpg)
Следующей фигурой в истории Армянской Апостольской (или, иначе, армяно-григорианской) церкви стал Машроп Маштоци, в 360-х годах создавший армянам их странный алфавит, зашифровав в него множество христианских идей и символов. В 20 лет зазора между крещениям Трдата и Константина армянам пришлось выдержать войну за веру с Римом, а в 5 веке, когда уже христианский Рим разделил Армению с Персией - ещё и попытки персов обратить армян в зороастризм. Тут наметился столь привычный в истории армян трагизм: ряд восстаний был подавлен, а их предводители убиты, но само сопротивление было столь яростным, что персы решили не продолжать. В 451 году армянская церковь, вместе с коптской, сирийской и эфиопской, не признала Халкидонский собор, таким образом войдя в круг Древних церквей Востока. Главный камень преткновения здесь - вопрос "кем был Христос?". В православной, католической, протестантской традиции диофизитства он - единый Богочеловек, в котором однако действовали две воли - человеческая и Господня. Халкидонский собор был направлен против монофизитства - сторонники этой концепции считают Христа только Богом, воплотившимся среди людей. "Монофизит" среди духовенства прошлых веков было одним из самых страшных оскорблений, получше безбожника и похуже иноверца, а потому и прилепили к раскольникам этот ярлык. Ещё были монофилиты, у которых Христос богочеловек, но с единственной Божьей волей. Ну а армяно-христиане - миафизиты: у их Христа единая богочеловеческая сущность и единая богочеловеческая воля. В общем, чтобы всё это понять, надо наверное знать Новый Завет наизусть в оригинале. А вот в одном из храмов старый армянин объясняет нам на конкретных символах, почему его народ - не монофизиты:
9.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15317.jpg)
При небольшом размере, - армян всего 10-12 миллионов, а другие народы сюда не ходят, - ААЦ имеет сложную и разветвлённую иерархию. Её глава - католикос, и католики тут совсем не при чём: само слово это значит Всеобъемлющий. При этом вот уже не первый век параллельно сосуществуют от 2 до 4 католикосатов, технически независимых друг от друга, но формально признающих старшинство Эчмиадзина, чей глава называется Католикосом Всех Армян. За 1700 лет от Григория Просветителя до рукоположенного в 1999 году Гарегина II в ААЦ сменилось 134 католикоса. Католикосатам подчиняются патриархии - церковные автономии, сейчас таковыми считаются Константинопольский и Иерусалимский патриархаты ААЦ. Всё это делится на епархии, во главе которых стоят епископы и архиепископы - второй титул у армян не иерархический, а сугубо почётный.
10.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15371.jpg)
На кадре выше - Сурб-Эчмиадзин близ Еревана, центр Вселенского патриархата, чья главная кафедра успела изрядно покочевать по Араратской равнине. Параллельно ему с 11 века существует Киликийский патриархат, в Первую Мировую подальше от геноцида переместивший к югу - в Ливан, где армяне и ныне второй по численности народ после арабов. В Западной Армении в 1113-1895 году также действовал Ахтамарский католикосат с главным храмом Святого Креста на острове в озере Ван:
11.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15369.jpg)
С другой стороны от нынешней Армении в 5-19 веках существовал Агванский католикосат, зародившийся как самостоятельная церковь Кавказской Албании. Об этой древней позабытой стране, её наследии в Азербайджане и роли в современной закавказской повестке
я уже писал отдельный пост. Агванский (Албанский) католикосат в 18 веке соперничал с Эчмиадзинским за армянские общины России, и Россией же был упразднён в 1815 году. С 15 века его центром был монастырь Гандзасар в Нагорном Карабахе:
12.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15367.jpg)
При огромном количестве монастырей, у армян не было женского монашества (хотя и читал об уединённых общинах, похожих на женские монастыри). Священник вступал в сан только в браке и законном отцовстве, а иначе давал обет безбрачия. Ещё есть саркаваги (дьяконы) и дпиры (чтецы), а вот вардапеты - уже параллельная система, означающая учёную степень: "просто" вардапет - это кандидат богословских наук, тцайрагуйн-вардапет - доктор. Облик армянских священников суров, но не дремуч - если наши батюшки словно из лесу вышли, то армянские как будто отделились от камней:
13.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15372.jpg)
Язык богослужений здесь - грабар, диалект древней Армении, ставший тем же, чем у нас церковно-славянский. К календарю ААЦ удивительно равнодушна - где-то (в том числе в самой Армении) по григорианскому живёт, где-то (в Иерусалиме) - и по юлианскому. Причастие у нас делают кусочком квасного хлеба в ложке разбавленного вина, а там - куском пресного хлеба, размоченным в вине креплёном. Вместо Рождества и Крещения армяне празднуют единое Богоявление 6 января. Визуально же самое заметное отличие - матах, который многие считают жертвоприношением животных. На самом деле матах - это просто благодарственный обед (а какое на Кавказе застолье без барашка!), и культовый атрибут в нём - не сами животные, а попадающие во все блюда освящённая соль:
14.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15370.jpg)
Матах обычно совершают на специальных местах, иногда у церквей, а иногда на природе, и во втором случае такие места очень похожи на священные рощи:
15.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15368.jpg)
Да на кладбищах кое-где попадаются тух-мануки - кумирни Чёрного Отрока, культ которого на много веков пережил Крещение. Более того, в его образе есть параллели с Кришной, то есть корни тух-манука тянутся куда-то в глубины Ариан-Вэджры.
16.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15352.jpg)
Со временем тух-мануки полностью интегрировались с церковной традицией, и местные, у которых я спрашивал, что это, неизменно отвечали - часовня. А внутри, как и в руинах древних базилик - народные алтари:
17.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15353.jpg)
Обратите внимание на макеты храмов - это тоже древняя традиция армянского церковного искусства, вот тут слева реплика 11-13 веков (судя по форме, ставилась на конёк крыши), а справа - увеличенная копия скульптуры царя с макетом храма, раскопанная экспедицией Николая Марра в руинах Ани:
18.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15358.jpg)
Здесь же, под колоннадой исторического музея в Ереване - стелы. Такие ставились в "золотом веке" Армении, 5-7 столетиях от окончания зороастрийского натиска Ирана до мусульманского нашествия арабов.
19.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15321.jpg)
В
уже знакомом нам Талине на обелиске высечен некто со звериной головой - то ли освиневший Трдат III, то ли Святой Христофор, вымоливший себе пёсью голову для защиты от соблазнов.
19а.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15323.jpg)
Иногда стелы становились частью сложных многоярусных монументов, как например Одзунский обелиск, фрагмент которого я уже показывал ближе к началу поста.
20.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15322.jpg)
Но под гнётом мусульман армянам стало не до обелисков. Слишком недолговечными были и деревянные кресты, ставившиеся в разных местах поначалу. Так возник нынешний символ Армении - хачкары, или по-русски - крест-камни. Первые хачкары представляли собой просто кресты, выбитые на камнях, возможно ещё и как знак мусульманам: "мы христиане, мы есть!".
21.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15325.jpg)
Со временем, однако, по мере ослабления Халифата, армянский народ расправлял плечи. Хачкары из наглядной агитации превратились в неизменный атрибут духовной жизни. Их полный аналог -
обетные кресты Русского Севера, делавшиеся как послания Богу или в знак благодарности Ему. Кое-где, очень редко, встречаются "
крылатые хачкары" - более привычные в Европе каменные кресты.
22а.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15373.jpg)
Но я видел такой лишь в ереванском музее, а "по умолчанию" хачкар высечен на прямоугольной каменной плите:
22.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15324.jpg)
Их формы век от века понемногу усложнялись, и простые грубые хачкары - самые древние, 10-11 веков. Затем, однако, в Армению пожаловали новые завоеватели - сельджуки из туркестанских песков. Но при всей своей жестокости, они не были религиозными фанатиками, и не только не пытались прервать традицию крестов на камнях, но и даже обогатили её.
23.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15331.jpg)
Ведь они пришли из
Хорезма с его, пожалуй,
самыми совершенными в мире традициями резьбы - но лишь по мягкими материалам вроде дерева или ганча (алебастра). Пришли к армянам - лучшим в мире каменщикам, которых и в ту же Среднюю Азию приглашали
строить что-то из материалов грубее привычной глины. И вот туркмены научили армян искусству тончайших, сложнейших орнаментов, а армяне научили туркмен работе с камнем. Так, где-то в 12-13 веках, и сформировался современный типа хачкара - каменная плита с феерически сложной резьбой:
24.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15326.jpg)
Вот на улице близ центра Еревана - маленькая мастерская под открытым небом, где хачкары вырезают на заказ для церквей и богатых кладбищ. Изготовление хачкара занимает около месяца, а о цене их подмастерье сказать нечего не мог, мастера же мы не дождались. Хачкары и ныне востребованы, и в любой стране мира они безошибочно обозначают присутствие армян:
25.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15332.jpg)
Инструменты художника по камню нехитрые - стамеска, молоток и резиновый шарик, чтобы выдувать из щелей возникающую пыль:
26.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15327.jpg)
Близкий к хачкарам жанр - надгробия, на которых порой выбитые целые сюжеты:
27.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15340.jpg)
Или просто силуэт лежащего внизу человека. Лежащего, быть может, и 100, и 500, и 1000 лет:
28.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15336.jpg)
Что же до армянского зодчества, то пожалуй самая удивительная его черта - постоянство. При том что был у Армении "золотой век" от зороастрийского до мусульманского иг в 5-7 веках, был "серебряный век" 10-13 веков, когда армяне спиной к спине с грузинами стояли против тюрок, и было возрождение церквей и монашества в конце 17 века, когда изгнанные в Персию армяне успели встать там на ноги. Но... это вам не европейская архитектура, раз в 100-200 лет полностью менявшая эстетику! Какая-то эволюция армянских храмов, конечно, происходила, но в целом без действительно глубоких познаний она кажется единой от времён Святого Григория до наших дней. Но может дело здесь лишь в том, что ничего совершеннее традиции, найденной армянам в самом начале, христианское зодчество просто не изобрело?
Самый простой тип армянского храма - базилика вида "отличный вместительный сундук", иногда с потолочным окном и звонницей, как например вот эта церковь Сурб-Аствацацин конца 17 века на окраине Еревана:
29.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15344.jpg)
Купольные базилики (зачастую лишившиеся куполов) и ротонды - вот последние действительно остались в Средневековье, круглых и многогранных храмов армяне не строили много веков. На руинах древнего Ани - кафедральный собор 10 века и "грузинская" (то есть православная) круглая церковь 11-12 столетий:
30.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15328.jpg)
Особое место тут занимает Зварнтоц (середина 7 века) близ Еревана и несколько похожих на него многоярусных ротонд:
31а.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15329.jpg)
Но все они оказались неустойчивы сейсмически, а потому выглядят теперь в лучшем случае так:
31
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15330.jpg)
Однако их преемником можно считать центральнокупольные храмы, как например ставший мечетью собор Сурб-Аракелоц (10 век) в Карсе:
32.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15342.jpg)
Были и классические крестово-купольные храмы, как вот этот собор начала ХХ века в Гаваре, ранее - уездном городе Новый Баязет:
33.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15357.jpg)
Но самые армянские по духу - такие вот миниатюрные симметричные церковки, как например в Аштараке Красный храм (Кармравор) 8 века с черепицей тех же лет:
34.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15343.jpg)
Характернейшая деталь крупных, особенно монастырских храмов - жаматун ("церкводом") или гавит. Формально - просто притвор, но гигантский: в Армении гавиты часто крупнее и роскошнее самих храмов. Вот например Сагмосаванк (13 век):
35.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15337.jpg)
Армянские храмы и монастыри удивительно хорошо масштабируются. Если уменьшить масштаб - становится видна их потрясающая ландшафтность:
36.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15333.jpg)
Словно сами выросшие из этих гор, храмы редко стоят на вершинах. Чаще - на склонах, и с одной стороны от них стена того же камня, из которого они построены, а с другой - головокружительные пропасти или бескрайняя даль. Особенно богат такими сюжетам Сюник, юг Армении, просто в силу того, что он самый гористый. На кадре выше - Нораванк (13-14 века), на кадре ниже - Татев (собор 10 века), в разное время бывшие духовными центрами Сюника:
37.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15339.jpg)
Но масштаб можно и увеличить, чтобы понять, как именно орут здешние камни. Армянские храмы украшает множество деталей, лишь часть из которых является изначальным архитектурным замыслом. В первую очередь это тимпаны над входами:
38.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15338.jpg)
Но отдельные барельефы и узоры в живописном беспорядке попадаются в любых точках стен:
39.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15345.jpg)
Частые сюжеты - памятники фундаторам (обычно - князь и священник держат в руках макет храма), гербы их родов (в данном случае - Прошянов) и солнечные часы:
40.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15346.jpg)
Но больше впечатляют всякие малые, стихийные формы - хачкары вмурованные в облицовку или неуверенно вырезанные прямо на ней, маленькие кресты, рисунки, надписи... Храмы как бы разговаривают, рассказывая долгую историю об океанах крови, пролитой на этих камнях.
41.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15347.jpg)
Изнутри все эти храмы (продолжая "разговаривать") впечатляют ничуть не меньше, чем снаружи, особенно в огромных залах гавитов. За свои стены армяне были спокойны, ведь оружия, способного разрушить их, не изобрели вплоть до Нового времени. А вот кочевников-иноверцев, готовых разграбить и осквернить пышное убранство, хватало во все времена. И потому внутри - лишь камень:
42.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15335.jpg)
На кадре выше обратите внимание на сталактиты - типично мусульманскую деталь, ещё одно свидетельство архитектурного диалога. А вот такие купола из пересекающихся арок - верная примета "серебряного века" Армении, воспроизвести которую местные архитекторы сумели только в наши дни:
43.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15334.jpg)
Фрески тоже кое-где встречаются, но редко и традиция их от нашей весьма далека. Зато какие армянские лица!
44.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15348.jpg)
У современных храмов гавиты часто вынесены в отдельное здание:
45.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15349.jpg)
И служат как правило для свечей. Икон у армян почти нет, а потому и традиции "поставить свечку Николе на дорогу да Богородице, чтоб дочка поступила в институт" тут не водится. Здесь верующий просто ставит свечку где придётся, ведь Господь, по заветам Христа, Сам знает наши нужды. Поэтому даже современные гавиты впечатляют - внутри огонь и камень, больше ничего:
46.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15350.jpg)
И совсем уж не очевидно, что в основе своей армянские храмы, по крайней мере "золотого" и "серебряного" веков - бетонные. Красивый розовый, жёлтый, серый или чёрный туф - лишь облицовка, а в основе армянского храма "буто-бетонное ядро" из материала наподобие "древнеримского бетона". Вот между Карсом и
Владикарсом (молоканским селом, ныне Кумбетли) остов Чёрной церкви, с которой облицовка содран там, куда люди сумели дотянуться:
47.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15351.jpg)
95% армянского зодчества дорусских времён - это храмы. В разы реже, однако, встречается и что-то ещё - например, крепости с пучками глухих башен, причудливо вписанные в скалы (на фото, между прочим, Баязет):
48.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15360.jpg)
Мосты, обилие которых поражает не меньше, чем состояние - вот этот в Алаверди построен в 12 веке, и кабы ни форма - был бы вполне проезжим:
49.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15355.jpg)
Иджеванатуны (или просто иджеваны) - армянский аналог караван-сараев. Тут лучший образец с 14 века сохранился на Селимском перевале у дороги с Севана на юг:
50.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15354.jpg)
При сходстве функций, устройством иджеванатуны от караван-сараев отличаются: там - дворики с кельями по краям, тут - подобие трёхнефной базилики, тёмное и мрачное, как метротоннель. Однако теперь я верю, что среднеазиатский
Таш-Рабат и правда могли построить торговавшие с Китаем армяне.
51.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15356.jpg)
Но крепости, мосты, иджеваны - всё это была инфраструктура, которой в 17-18 веках уже и пользовались другие, пока увидённые шахом армяне строили под Исфаханом
Новую Джульфу (в совсем ином, кстати, стиле) да расселялись
по торговым городам Ирана. Гражданская архитектура Армении - не старше эпохи Российской империи, которая захватила эти земли в начале 19 века да организовала на них массовую репатриацию армян из Турции и Персии. К началу ХХ века территория будущей Армении была разделена между Эриваньской (центр и Севан), Тифлисской (север) и Елизаветпольской (юг) губерниями Кавказского наместничества, и оставалась наименее развитой частью Закавказья. В губернской Эривани и торговом Александрополе (Гюмри) население в 1897 едва доходило до 30 тысяч человек, уездными городами были ещё Эчмиадзин и Нор-Баязет (Гавар), южные Герюсы (Горис) оставались селом, а север и вовсе был перифериями других уездов. Но зато и русским ехать в Армению было незачем, славянская речь звучала в основном в казармах, а армяне были хозяевами своей земли как ни один из народов империи. Здесь, включая соседнюю Карсскую область, сложилось самобытное гражданское зодчество, которое при общероссийской малоэтажности отличали армянские мотивы в оформлении, но в первую очередь - материал. Розовый туф к тому времени закончился, или вернее остался лишь на недоступных кустарному работяге глубинах, а потому у армянских городов той эпохи очень характерный цвет - чёрный:
52.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15359.jpg)
Весьма необычный в местной архитектуре дом близ главной площади Гюмри относят к Первой Армянской республике - образовалась таковая на фоне коллапса и Российской, и Османской империй, и претендовала, конечно же, на воссоединение Великой Армении. В 1918 году это ещё казалось реальным, но уже в 1919 турки собрались с силами, армяне едва-едва удержали свои рубежа, а там и Красная Армия подошла с севера, и вовсе не с целью вернуть армянам Ван. В принципе похожие истории пережили тогда большинство стран Ближнего зарубежья, из которых лишь тройная Прибалтика и Финляндия сумели устоять. Но из тех, что не устоял, более ни в одной я не видел зданий Первой республики, а этот дом совершенно не вписывается ни в общесоветскую, ни в дореволюционную, ни в советско-армянская традицию:
53.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15365.jpg)
А последняя - она предельно узнаваемая, и более того - имеет ярко выраженного автора. Александр Таманян армянского имел только фамилию, родился в Екатеринодаре, а прежде
строил в Подмосковье город-сад. Но именно он стал главным архитектором Еревана, и удивительно легко, считанными мазками, оформил армянский советский стиль - розовый туф, чуток национальных мотивов в арках и колоннах да барельефы тут и там:
54.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15361.jpg)
Эта розовотуфовость осталась и в позднесоветской Армении, а потому облик её городов не спутаешь ни с чем. Разве что друг с другом - если 100 лет назад их тут было 4, то теперь 46, и тотальность советского шаблона с хрущобами вокруг ДК тут удивительна даже на фоне прочего бывшего СССР. Зато украшают Армению опять же в основном советские памятники, крайне выразительные и крайне обильные:
55.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15362.jpg)
А в позднесоветской архитектуре есть и свои шедевры:
56.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15363.jpg)
Ну а с распадом СССР армяне вновь начали строить храмы:
57.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15364.jpg)
Стали чаще экспериментировать с хачкарами, хотя вырезали их исправно и в советские времена:
58.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15341.jpg)
И водружать гигантские кресты на косогорах, напоминая о том, что вопреки всем законам современной географии на этих неласковых плато христианская земля.
59.
![](https://content.foto.my.mail.ru/mail/axey/13398/h-15366.jpg)
О географии и поговорим в следующих двух частях - как устроен Азербайджан и как устроена Армения.
ЗАКАВКАЗЬЕ-2019 (ОГЛАВЛЕНИЕ)
https://clck.ru/MAg5z