-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ed1962

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.08.2012
Записей: 13400
Комментариев: 221
Написано: 14443


РУССКОЕ БАРОККО.КУНСТКАМЕРА.

Пятница, 07 Декабря 2018 г. 11:18 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Русское барокко.Кунсткамера.

 

Когда речь заходит о Кунсткамере, то первая возникающая ассоциация у современного человека, что это коллекция чего-то аномального, собрание «уродов», или «монстров». Не таким было восприятие музея на Васильевском острове человеком XVIII в. Для него это было прежде всего собрание редкостей, но редкостей не только как нечасто встречающегося или действительно аномального, но и того, что является нормальным развитием природы, но спрятано от глаз человека.

И эти тайны природы, скрытые в земных недрах, в лесах и полях, на дне морей и океанов, в мириадах звезд над головой и даже в нашем собственном теле раскрывались перед посетителем Кунсткамеры. Музей оказывался не только собранием предметов, но и вместилищем знаний человека о мире и о нем самом. Всё это: и музейные экспонаты, и ранее неведомая простому русскому человеку наука, и даже инструменты, которыми добываются новые знания, – всё было собрано в одном специально построенном здании, которое и сейчас сохраняет свое название – Кунсткамера.

Кунсткамера создавалась Петром I: он был её первым идеологом и собирателем коллекций. На фоне сражений, баталий, ломки старого и построения нового из Москвы из Аптекарской канцелярии привозятся книги и «натуралии», анатомические препараты, книги личной библиотеки царя, к которым добавляются книги из готторпской библиотеки герцога Голштинского. Все это складывается в только что построенный для царя архитектором Д. Трезини каменный Летний дворец. Смотрение за книгами и натуралиями было поручено лейб-медику Петра, президенту Аптекарской канцелярии, шотландцу Роберту Арескину. Но в качестве лейб-медика Арескин должен был сопровождать царя в военных походах, поэтому разбор книг и препаратов, привезенных из Москвы в Санкт-Петербург, он перепоручил переводчику, молодому эльзасцу Иоганну Даниилу Шумахеру. Было это в 1714 году. Именно с этого года и ведётся отсчет образования первых в России государственных публичных Музея и Библиотеки

Главный фасад Кунсткамеры 1740 года

            Создание Кунсткамеры связывают с тем опытом и впечатлениями, которые получил русский царь во время своих заграничных путешествий (первое пребывание за границей в 1697–1698 гг, второе – в 1717–1718 гг.). Но сами путешествия, как известно, были вызваны политическими и военными интересами России. Одной из важнейших политических задач было создание образа меняющейся России. На решение её были направлены усилия русских дипломатов, комиссионеров, издателей, газетчиков. Статьи о новой России появлялись на страницах европейских журналов. Уже в 1706 г. «Jornal de Trevoux» писал, что музы и науки продвигаются к северу, «где царь Петр Алексеевич, правящий ныне, утвердился в намерении просветить свое государство»

М. Вильде. "Пётр I в музее редкостей Вильде в Амстердаме. 13 декабря. 1698 года".

С этой точки зрения создание музея, для которого приобретались коллекции, которыми дивилась вся Европа, как нельзя лучше служило новому образу России, формировавшемуся в европейском общественном мнении. Но перед Петром I стояла и другая задача – распространение в России знаний, организация Академии наук, университета, гимназии. Все это должно было работать на изучение ресурсов страны, а также населяющих её народов, а поэтому дело приобрело государственное значение и государственный масштаб.

Специальным именным указом от 13 февраля 1718 г. предписывалось присылать «родившихся уродов» за вознаграждение в Петербург, а за утаивание их полагался штраф: развитие анатомии способствовало развитию медицины, в том числе и военной. Тем же указом необходимо было и найденные в земле старые вещи, каменья необыкновенные, кости человеческие и скотские, старые надписи на каменьях, железе или меди, старое ружье, посуду, все, что «зело старо и необыкновенно» собирать и сдавать за плату.

Государственный статус создаваемой Кунсткамеры несомненно являлся одной из тех особенностей, которые отличали петербургскую Кунсткамеру от других европейских собраний подобного типа. Проектом учреждения Академии наук 1724 г. предусматривалось: «А чтоб Академия в потребных способах недостатку не имела, то надлежит, дабы библиотека и натуральных вещей камора Академии открыта была <…> те книги и инструменты, которые Академии надобны, выписать или здесь делать».

Портрет Петра I.
Гравюра П. Субейрана по живописному оригиналу Л. Каравака.1743 г.Париж. Гравюра резцом.

Став академическим, Музей формировался за счет сборов академических экспедиций. В решении государственных задач, в становлении и развитии Академии наук Кунсткамера играла огромную роль: именно в Музее сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов; здесь изучались флора и фауна России; сюда были привезены из экспедиций предметы быта, верований разных народов России, а позднее и всего мира, находки из «древних могил», то есть все то, что положило начало развитию наук этнографии и археологии. В Кунсткамере по богатейшей нумизматической коллекции можно было проследить этапы мировой истории от Древнего Рима до побед русского оружия в Северной войне.

В первой половине XVIII в. Кунсткамера сформировалась в организованный по последнему слову науки того времени универсальный музей. Благодаря сохранившимся документам, изданным в то время гравюрам, мы можем «пройтись» по залам Музея и Библиотеки, которые составляли единое целое.

К зданию Кунсткамеры посетителей подвозили гребцы на лодках. Вход был не с набережной Невы, а с северной стороны. По лестнице, мимо переплетной мастерской и магазина «книг академической печати» пришедшие оказывались в нижнем зале библиотеки. Вдоль стен в простенках между окнами и внутри по периметру стояли 46 шкафов с книгами по истории, философии, ораторскому искусству, математике. географии. На этом же этаже у помощника библиотекаря стояли 4 шкафа с каталогами Библиотеки и Музея.

На втором этаже библиотеки в 22 шкафах хранились книги по анатомии, медицинские, по химии, по натуральной истории. На третьем этаже размещались книги по садоводству, архитектуре, генеалогии, оптике, гидравлике, атласы и карты, книги китайские, турецкие, персидские, в одном шкафу были сосредоточены издания Академии наук на русском языке, а трех – русские печатные, в других трех рукописные книги. В Библиотеке было и собрание живописи, а в зале второго этажа - два больших глобуса.

Пройдя библиотеку, попадаем в Анатомический театр, расположенный амфитеатром. По четырем секторам полукругом расположены одна над другой скамейки. Но публичные вскрытия здесь проводились редко: в Анатомическом театре вскрытия - инструмент научной деятельности, а не «спектакль» для публики. В зале Анатомического театра в 12 шкафах стояли препараты, полученные в ходе научной работы профессоров и адъюнктов.

Модель глаза и уха человека.

Залы Кунсткамеры имели анфиладное построение, поэтому из Анатомического театра можно было свободно пройти в другой зал, в котором хранилась знаменитая анатомическая коллекция Фр. Рюйша. Шкафы, которые располагались вдоль стен, вмещали препараты отдельных органов человека: кожа, мускулы, мозг и т.д. Между шкафами стояли человеческие скелеты. По внутреннему периметру этого зала были расположены 24 шкафа с зоологическими препаратами Фр. Рюйша и А. Себы: «лягушки и животные черепокожные», «всяких родов ящеры», змеи, рыбы и «всякие гады». 

Лунная фляга.Конец XVI - начало XVII в.Китай.Бронза, позолота, эмаль.

          Пройдя дальше по коридору и свернув налево, посетитель попадал в три соединяющихся между собой зала с минералогической коллекцией. Здесь были и иностранные минералы-раритеты, но в основном минералы из отдельных провинций России: квасцы, сера, смола, разные руды (железные, медные, золотые). В двух шкафах находились окаменелости. Просветительский характер Кунсткамеры проявил себя в этих залах не только богатством коллекции, но и тем, что в одном из шкафов была установлена модель рудокопного завода. А напротив входа в третий зал посетитель видел кабинет с раковинами, «а по сторонам два грота из морских камней, трав и раковин, искусно составленных».

Дж. Брэдли.
Часы солнечные горизонтальные аналемматические.

Выйдя из этих залов в коридор и чуть вернувшись направо, посетители попадали в залы, где первой по пути была палата с рисунками всех находившихся в Кунсткамере вещей. Для их хранения были сделаны специальные футляры в форме книг. Рядом была расположена «камора», где хранились «всякие куриозные и дорогие вещи из золота, серебра и дорогих каменьев»: кинжалы, ожерелья, диадемы, конские уборы, коллекция, получившая название «скифское золото», сосуды из золота и серебра, ключи от разных городов. Этот зал соединялся с «минц-кабинетом», собранием монет и медалей, в котором нумизматическая коллекция располагалась в 8 шкафах, а систематизирована была по «государствам».

Вернувшись в Анатомический театр, посетители могли по лестнице подняться на второй этаж, где в шкафах размещались кости (в том числе мамонта и кита) и рога четвероногих, несколько скелетов. В следующем зале, налево, - четвероногие животные, птицы, растения. В основу систематизаций были положены самые современные научные исследования.

Гербарии в Кунсткамере были расположены в нижних частях шкафов. Гербарий Фр. Рюйша был представлен по системе Турнефора. Здесь же были гербарии Г. Стеллера, собранный им во время его сибирской экспедиции под Иркутском, а также три коллекции И. Гмелина. В трех шкафах были представлены семена лекарственных трав.

Бутылочка с порохом, взятая в шведском обозе в 1615 при обороне Тихвинского монастыря от шведских войск.

Следующие четыре «каморы» посвящены были Петру Великому и назывались «Кабинет Петра». В одной из них находилась знаменитая «восковая персона» императора, а рядом в шкафах его одежда, шпага и другие мемориальные вещи. Тут же – «настольные» книги Петра: по математике, кораблестроению, гражданской и военной архитектуре, по гравированию на меди. В трех соседних кабинетах была размещена токарня Петра I: токарные станки, на которых он любил работать, а также некоторые выточенные им вещи.

Чернильница.Китай.Конец XVII-начало XVIII в. Яшма.

Вверху, на галереях, по правой стороне в шкафах были выставлены художественные работы: восковые и гипсовые фигуры, резные вещи из дерева, кости, камня. Собрание таких «артифициалий» было солидным – занимало 10 шкафов. По левой стороне галереи располагалось, говоря современным языком, этнографическая коллекция. В основном, это и были привезенные из академических экспедиций вещи: одежда сибирских и других российских народов, религиозные атрибуты (шаманские бубны, одежда, изображение богов, или как их называли, «идолы»). Тут же находилась китайская коллекция.

В двух шкафах на этой же галерее были и археологические находки не из драгоценных металлов.

В центральном круглом зале над Анатомическим театром был установлен знаменитый Готторпский глобус. Вдоль стен стояли шкафы с научными физическими, астрономическими, математическими инструментами: солнечные часы, глобусы, сферы, зажигательные зеркала, корабельные модели. А над глобусом - три обсерватории: нижняя, верхняя большая и верхняя малая.

Такой была Кунсткамера во времена своего расцвета до середины XVIII в., воплотившая идеи и замыслы Петра Великого и ставшая уникальным для того времени универсальным общедоступным и научным музеем.

Но непосредственная связь Кунсткамеры с развитием наук привела к тому, что как энциклопедический музей она прекратила свое существование в первые десятилетия XIX в. Дифференциация наук привела и к изменению музейного дела: универсальные музеи уступили место музеям специализированным. Собрание Петровской Кунсткамеры легло в основу Зоологического, Ботанического, Минералогического музеев, Музея антропологии и этнографии, Азиатского музея.

Значительная часть коллекций, в том числе, нумизматическая, египетская, научных приборов и инструментов, живописи, мемориальная коллекция Петра Великого были переданы в разные годы в Эрмитаж. По-другому и не могло быть, потому что Кунсткамера Петра Великого была задумана и создана им и его сподвижниками не только как кабинет редкостей и курьезов, но и как научный музей, а, следовательно, была живым организмом, была частью постоянно развивающейся научного знания.

Одновременно с организацией музея было начато проектирование и строительство (1718–1727 гг.) специального здания для музея. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, здание это соседствовало с наиболее важными постройками столицы – зданием «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Здание Кунсткамеры по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Оно является символом и логотипом Российской академии наук.

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. С 1719 по 1724 гг., начиная с уже исполненных фундаментов, строительство ведёт Гербель. Архитектор внёс ряд изменений в проект Маттарнови: низкая двускатная кровля, увенчанная галереей, заменена на высокую вальмовую крышу с переломом двух углов ската; угловые ризалиты получают гладкие стены и завершаются крупными барочными фронтонами с волютами; коньки кровли двух крыльев здания изолированы от объёма башни, максимально выделяя её; вместо невысокой башни, завершающейся балюстрадой, появляется ещё один ярус с куполом.Прообразом трёхъярусной башни с куполом и астрономической сферой могла быть башня Munzthurm (Монетный двор) Шлютера.В одной из докладных записок Гербель сообщает,что кирпич в строении кладется на железный вид от воды, а выше с лица красный, а в середине и в простенках много белого.

К октябрю 1722 года были возведены стены и устроена кровля. Отделка помещений и установка музейного оборудования велась с 1723 по 1724 годы. В это же время выполнялся ряд переделок и укрепление сводов, возведены два этажа башни, Х. ван Болесом разработан детальный проект столярных и металлических изделий купола.

После смерти Гербеля в 1724 году работы вёл архитектор Киавери. Из-за обнаружившихся дефектов конструкций решено заново возвести центральную часть. В 1726 году в ещё недостроенное здание были перевезены коллекции. С 1729 года под руководством Земцова внутри здания производились разные «починки и доделки». С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.

Кунсткамера, вид из Таможенного переулка

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Оба фасада — и невский южный, и северный, выходивший на правительственную площадь, были парадными. Как и для императорских дворцов, кирпич выписывался из-за границы.

Через десять лет Петр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28 января (8 февраля) 1724 г. по распоряжению императора указом правительствующего Сената была учреждена Академия наук. Кунсткамера и созданная одновременно с ней Библиотека стали первыми учреждениями, «колыбелью» Санкт-Петербургской (Российской) академии наук.

                            

Готторпский глобус. Единственная сохранившаяся деталь первого глобуса — ныне в экспозиции Кунсткамеры. Это дверь, украшенная геральдическим щитом Гольштейн-Готторпского герцогства. На момент пожара дверца находилась в подвале и поэтому не пострадала. Во время Второй мировой войны она была вывезена в Германию, а в 1948 году возвращена.

                              

Большой Готторпский глобус

Передача первого русского музея в ведение Академии наук сыграла в его судьбе решающую роль. Сосредоточение в его стенах богатейших коллекций, введение научной обработки и систематизации, а также надзор за экспозицией лучших научных сил страны превратили Кунсткамеру в подлинно научное учреждение, равного которому по постановке работы не имелось во всей Европе.

                              

Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. В стенах Кунсткамеры работали многие крупнейшие российские ученые, и среди них М.В. Ломоносов, составивший описание хранившихся в Музее минералов.

                             

                            

                              

В Кунсткамеру, а позже в Музей антропологии и этнографии также передавались многие дипломатические дары российским императорам, коллекции собранные российскими дипломатами в разных частях мира.

                               

В 30-е годы XIX в. на основе коллекций Кунсткамеры было создано семь самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. 

                                 

В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Годы, предшествующие 200-летнему юбилею Кунсткамеры в 1914 г. были, несомненно, «золотым веком» в истории Музея антропологии и этнографии. В два раза увеличились экспозиционные площади, были созданы новые экспозиции музея, существенно вырос его бюджет. В 1909 г. при МАЭ был создан Попечительский совет из богатых и влиятельных лиц, на деньги которых был организован ряд экспедиций для пополнения коллекций (на Цейлон, в Индию; в Аргентину, Бразилию и Парагвай, в Абиссинию и пр.). За 20 лет, с 1894 по 1914 гг. этнографические коллекции МАЭ выросли почти на 100 тыс. единиц хранения. В ходе юбилейных торжеств Музей посетил император Николай II, члены Сената и Государственного совета.

                               

Бесценные этнографические, антропологические и археологические коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и интересных в мире. Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов, отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и являются частью культурного достояния всего человечества.

                                

С Музеем связана научная деятельность таких выдающихся отечественных исследователей XIX в., как основоположник российской и европейской антропологии академик К.М. Бэр, путешественник, ученый, общественный деятель Н.Н. Миклухо-Маклай (традиционные культуры Австралии, Океании)

                                 

                                 

В 1992 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) вновь становится самостоятельным учреждением в составе Отделения истории РАН (ныне Историко-филологическое отделение РАН).

                                   

Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН – это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук. Здесь продолжаются 

 Меридианный круг (телескоп для точного определения координат небесных светил). Т.Л. Эртель, Германия, 1828 г.

                             

 Экспозиция «Первая астрономическая обсерватория Академии наук». В центре: армиллярная сфера (Франция, конец XVIII века).                            

                                                                                                  Разделы музея

Северная Америка

                             
Осмотр музея начинается с 1 этажа, где представлена экспозиция, раскрывающая культуру и жизнь коренного населения Северной Америки.

                             

                             

В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.Здесь можно увидеть представителей различных народов — от Аляски до Калифорнии.

                             

                            

                           Япония

       

                           

                           

                           
На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айну. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство, и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи, выставленные на экспозиции, поражают отделкой и сложной конструкцией.

                            

                             

                             

                             

Африка
Зал, посвящённый Африке, знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.

               

Китай и Монголия

     

                          

                       

                       

                      

                     

В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора, и музей располагает многими предметами из фарфора, а также предметами из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости.

В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, сёдла, попоны и многое другое.

                      Индия и Индонезия

Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток.

                        

                        

                        

                             

                             

                             

                            

                           

                           

                          

                          

Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.

Анатомический раздел

На 2 этаже центральное место, да и вообще во всём музее, занимает первая естественнонаучная коллекция Кунсткамеры, собранная самим Петром I. В зале, где размещены "уродцы", нельзя фотографировать. Мне удалось запечатлеть только маску, снятую с лица русского императора после его смерти.

Посмертная маска Петра

                        


В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, сиреномелия, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое

                                                      

Первоначальная коллекция Кунсткамеры насчитывала более 2000 экспонатов и была куплена Петром I в 1717 году у её создателя Фредерика Рюйша, голландского анатома за 30 000гульденов.

                                После знаменитого указа Петра 13 февраля 1718 года о собирании монстров в Кунсткамеру регулярно поступали уроды, как живые, так и мертвые. Тератология, т.е. наука об уродах и всевозможных монстрах, считалась в то время не только занимательной, но и полезной: с ее помощью можно было показать, что уроды появляются на свет без вмешательства дьявола, а по причинам естественным. Оценивались монстры очень высоко, а за их утаивание взимался большой штраф, и потому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Их препарировали здесь же, в Анатомическом театре, и готовили из них экспонаты. 

              


     Гордостью Кунсткамеры была знаменитая коллекция голландского анатома Рюйша. Петр познакомился с ним в 1698 году в Голландии во время Великого посольства. Рюйш прославился уникальным способом инъекции: он вливал в сосуды человеческого тела окрашенный отвердевающий состав. Благодаря этому можно было увидеть мельчайшие разветвления сосудов в самых разных органах. В этом умении, названном "рюйшевым искусством", голландский анатом оставался непревзойденным и при жизни, и после смерти.                           

                           Унес он с собой в могилу и секрет бальзамирования трупов взрослых и детей: он препарировал их так искусно, что они казались живыми. Свои искусные образцы Рюйш хранил сухими или в стеклянных банках, заливая их спиртом, настоенном на черном перце. Для того, чтобы они выглядели приятно и естественно, он украшал их бусами, цветами, кружевными одеяними. Современники воспринимали их как восьмое чудо света.


Размещение экспонатов Рюйш подчинял старому, аллегорическому способу. Его коллекции демонстрировали популярную в то время идею суетности и быстротечности жизни. Рюйш считал, что "смерть - это милость, дарованная всемогущим творцом."  

История Кунсткамеры и русской науки XVIII в.

На последнем 3 этаже, который открыт для свободного посещения (4 и 5 этаж только для записавшихся ранее на экскурсию), воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д.Бернулли, Ж.Делиль, Г.Ф.Миллер, Л.Эйлер, а также М.В.Ломоносов — первый российский член Академии.

Раздел включает три экспозиции, объединённые под условным названием «Музей М. В. Ломоносова». Экспозиция «Зал заседаний („Конференц-зал“) Петербургской академии наук» представляет повседневную деятельность первого научного учреждения России и биографию М. В. Ломоносова. Две другие экспозиции — «Астрономическая обсерватория Петербургской академии наук» и «Большой Готторпский Глобус-Планетарий» — освещают ранний период истории Кунсткамеры, когда в башне здания располагались Астрономическая обсерватория, служба точного времени и условная линия Петербургского меридиана.


 


            

Астролябия-планисфера – угломерный астрономический инструмент для определения положения звезд. Гаултерус Арсениус. Фландрия. XVI в  
Квадрант астрономический – инструмент для измерения высоты небесных светил. Мухаммад б. Ахмад ал-Муса. Дамаск. XIV в.  
Южный павильон экспозиции.  
Солнечные часы-глобус. И. Брукнер . Инструментальная палата Академии наук. Середина XVIII в. 


В башне Кунсткамеры в XVIII веке велись наблюдения над звездным небом, работали службы времени и картографии. Побывав здесь, посетитель Музея увидит разнообразный научный инструментарий, измерительные приборы, сложные по конструкции астролябии, изящные часовые механизмы, подзорные трубы и телескопы.

В стенах обсерватории петербургской Кунсткамеры зародились отечественные астрономия, метеорология, география, геодезия, топография, служба времени. Через нее проходил первый петербургский меридиан, ставший основой картографирования страны и планировки города.

Здесь работали выдающиеся ученые Санкт-Петербургской академии наук Л. Эйлер, Г. В. Крафт, Х. Н. Винсгейм, Ф. Х. Майер, Г. Гейнсиус и другие. Наблюдения велись в здании Кунсткамеры до завершения строительства в 1839 году Пулковской обсерватории.

На экспозиции воспроизведено рабочее место астронома XVIII века. Большая раздвижная зрительная труба — один из немногих сохранившихся инструментов М. В. Ломоносова. С ее помощью он наблюдал прохождение Венеры через диск Солнца в 1763 году.

Большой Готторпский глобус

                 

Карта звездного неба Большого академического (Готторпского) глобуса  
Звезды различных величин Большого академического (Готторпского) глобуса.  

Большой академический (Готторпский) глобус.

Дверца Готторпского глобуса с изображением герба Готторп-Голштинских герцогов. 


Земной и небесный глобус изготовлен в герцогстве Шлезвиг-Гольштейн механиком А. Бушем и граверами А. и Х. Ротгизерами в 1651-1664 гг. по проекту Адама Олеария, во время правления герцога Фридриха III.

Готторпский глобус – дипломатический подарок царю Петру I от Голштинского герцога Карла Фридриха в ходе Северной войны. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 г.  и в 1726 г. установлен на третьем этаже здания Кунсткамеры Академии наук.В 1747 г. глобус пострадал во время пожара в Кунсткамере: от него остались металлический каркас, немногочисленные металлические детали и дверца с изображением герба Голштинского герцогства. Глобус был восстановлен в Санкт-Петербурге механиками Б. Скоттом и Ф. Н. Тирютиным, картографом И. Ф. Трускотом и живописцем И. Э. Гриммелем в 1748-1752 гг.

Вновь созданный Большой Академический глобус повторяет размеры сгоревшего Готторпского глобуса, воспроизводит действующий механизм вращения, астрономию с картой звездного неба внутри. Географическая карта с внешней стороны глобуса отображает географические представления русских ученых второй половины XVIII.

Диаметр глобуса составляет 3,1 м.

http://www.kunstkamera.ru/index/300/01/

Койманс Л. Художник смерти. Анатомические уроки Фредерика Рюйша = De doodskunstenaar. De anatomische lessen van Frederik Ruysch. — СПб.: Наука, 2008. — 448 с

Рубрики:  путешествия/Питер

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку