-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ed1962

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.08.2012
Записей: 13422
Комментариев: 221
Написано: 14466


Бесценные шедевры Ватикана.Часть 3.Сикстинская капелла

Среда, 02 Августа 2017 г. 13:26 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Бесценные шедевры Ватикана.Часть 3.Сикстинская капелла

 

Лишь малая толика сокровищ католической церкви доступна сегодня для публичного осмотра в музеях Ватикана. Но каждый экспонат из этой коллекции бесценен.

Не имеет себе равных и внутреннее убранство дворцов, галерей и двориков, где выставлены шедевры искусства нескольких тысячелетий. А Сикстинская капелла – это, без ложного пафоса, апофеоз творения рук человеческих на пути служения высокому искусству.

Сикстинская капелла – это не просто бывшая домовая церковь, где с 1482 г. собирается конклав, чтобы избрать нового Папу. Это истинный шедевр Высокого Возрождения, безмолвно свидетельствующий о величии человеческого гения, вдохновленного свыше.

Именно эта идея и лежит в основе единого сюжета росписи капеллы. Ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, ее посещает более 10 000 человек, чтобы увидеть прекраснейшие фрески Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Микеланджело.

Сикстинская капелла — бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473—1481 годах архитектором Джордже де Дольчи, по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название.

     Ныне Капелла — музей, выдающийся памятник Возрождения, который используется также для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского. Хор Сикстинской капеллы — всемирно известный профессиональный церковный хор католиков.

Сикстинская капелла была сооружена на месте, где до неё существовала «Великая капелла»  , в которой в эпоху Средневековья собирался папский двор, состоявший из около двухсот членов — кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств. Римский папа Сикст IV опасался военной угрозы со стороны флорентийской Синьории Медичи, с которой находился в напряжённых отношениях, и от Мехмеда II, чьи войска угрожали восточным берегам Италии.

Поэтому он решил укрепить эту постройку. Проект создал архитектор Баччо Понтелли, а работы велись под руководством Джордже де Дольчи. Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481—1483 годах Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV.

 К 1482 г. роспись капеллы была окончена. Но уже в 1508 г. папа Юлий II вызвал из Флоренции Микеланджело, чтобы заново расписать потолок  (4093×1341 см).

Почти все работы были выполнены мастером единолично: для этого Микеланджело пришлось трудиться при скудном неверном освещении, высоко запрокинув голову, в течение более 4-х лет, но Заказчику результат понравился.

В 1508—1512 годах Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками и Папа Юлий II отслужил торжественную вечерню в честь создания фресок на своде Сикстинской капеллы. 31 октября 2012 года, в тот же час, папа Бенедикт XVI повторил торжественную церемонию в честь 500-летнего юбилея капеллы.

При папе Льве X (1514-1519) Сикстинская капелла в Ватикане стала еще прекрасней: ее нижний ярус был декорирован гобеленами по эскизам Рафаэля. Как раз теми самыми, что в настоящее время экспонируются в галерее Арацци.

В галерею их перенесли в 1838 г. для лучшей сохранности, а на их месте вновь нарисованы шпалеры, которые менее чутки к внешним воздействиям. Вдоль стен даже стоят скамейки для экскурсантов, желающих совместить минутный отдых и встречу с прекрасным.

Через четверть века после окончания работ по оформлению потолка Микеланджело был вновь вызван в Рим: ему было поручено заново расписать алтарную стену.

                      

Так появилась невиданная по масштабам и смысловой наполненности фреска «Страшный суд», сюжетно завершающая роспись капеллы. «Взвихренная» композиция и содержание слились воедино: праведники, произнося молитвы перед алтарем, устремляются к Христу, грешники низвергаются в ад.

Фреска вызвала недоумение и резкую критику со стороны многих служителей церкви. После смерти Микеланджело «чересчур обнаженные» части тела многих фигур были стыдливо задрапированы рисунками, имитирующими ткань. Эта кропотливая «работа» продолжалась вплоть до XIX в. В ходе последней реставрации, закончившейся к 1999 г., были оставлены только драпировки XVI в.


 

С конца XV века в Капелле проходят Конклавы. Первым Конклавом, прошедшим в Капелле, был Конклав 1492 года, на котором был избран Александр VI. Капелла была освящена 15 августа 1483 года — праздник Вознесения Богоматери.

После сближения папы и Лоренцо Медичи (спустя два года после заговора Пацци) группа флорентийских художников была приглашена в Рим, где вместе с умбрийскими мастерами в 1481-83 гг. украсили стены Сикстинской капеллы.

Это были Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли, при участии своих помощников: Пинтуриккио, Синьорелли, Бартоломео делла Гатта, Давид Гирландайо, Пьеро ди Козимо, Бьяджо д'Антонио.

Эти фрески содержали множество портретных фигур (в сохранившихся 12 фресках насчитывается не менее сотни). Первоначально фресок было 16, сохранилось 12.

серия атлетов

Стены опоясывают два цикла:
История Христа

Крещение Христа (Перуджино)

Призвание первых апостолов (Гирландайо)

Искушение Христа и очищение прокаженного (Боттичелли)

Нагорная проповедь (Козимо Росселли)

Тайная вечеря (Козимо Росселли)

Вручение ключей апостолу Петру (Перуджино)

История Моисея

Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея (Боттичелли)

Обрезание сына Моисея Елиазара (Перуджино)

Переход через Красное море (Козимо Росселли)

Дарование заповедей и золотой телец (Козимо Росселли)

Возмущение против законов Моисея (Боттичелли)



Смерть и завещание Моисея (Лука Синьорелли)
 
"Фрески, которые мы видим здесь вводят нас в мир содержания Святого Писания. Откровения Истины нашей веры говорят нам здесь со всех сторон. Из них человеческий гений взял свое вдохновение  и облек их в формы несравненной красоты" .

С этими словами выраженными в слове во время Святой мессы,Святейший отец Иоанн Павел II пожелал сделать акцент на святость места, в котором картины, на образы книги, служат для вывода истин Священного Писания более понятной                       

При Сикстинской капелле функционирует мужской хор (включая хор мальчиков), известный как папская капелла (итал. capella pontificia, capella papale; часто именуется просто «Сикстинской капеллой», итал. capella Sistina) — один из наиболее значительных профессиональных хоров католической церкви.

Папская капелла, замысленная (после исторического перерыва) как продолжение средневековой папской Schola cantorum, была основана Сикстом IV в 1471 г. (под названием «Collegio dei Cappellani cantori») и первоначально состояла из 24 членов.

Early 16th century manuscript of Missa de Beata Virgine by Josquin des Prez

Первую мессу с новым хором Сикст отслужил на Успение Богородицы 15 августа 1483 г. К XVI веку членство в папской капелле стало чрезвычайно почётным (и прибыльным) для музыкантов всей католической Европы — здесь служили Жоскен Депре, Кристобаль де Моралес, Дж.М. Нанино и другие. Несколько крупных композиторов эпохи Возрождения, работавших здесь в XVI — первой половине XVII вв., объединяются понятием Римской школы.

Нынешнее название «Cappella musicale pontificia Sistina» установилось с XIX века.

                        

Посвящение изображения: дирижеру и епископу Ассизи Людовико ди Санта Фиора Маньяско пришедшего к  папе Павлу III.


Современная «Сикстинская капелла» — большой концертный хор, исполняющий не только сочинения композиторов Римской школы, но и вообще любую хоровую музыку, в том числе, композиторов XX и XXI веков. Единственное, что связывает его с историческим прототипом — гендерное ограничение (только мужчины и мальчики) и отсутствие инструментального сопровождения пения. Фрески Сикстинской капеллы несколько раз подвергались реставрации,

самая последняя из которых проводилась с 1980 по 1994 год. Эта последняя реставрация оказала глубокое влияние на любителей искусства и историков, вызвав противоречивые отклики, критику и споры. >

А это лицо узнаваемо всегда,лицо возлюбленной Ботичелли

Кстати, в последние годы весной и осенью ватиканские музеи практикуют и допуск посетителей в неурочные часы, по примеру других музеев мирового значения. Это может быть вечернее или ночное самостоятельное посещение, однако билеты для таких посещений можно заказать исключительно через интернет: в кассах их не бывает. Для этого, перейдя на заказ билетов в Музеи Ватикана, в опции Pricing&Booking – Choose Service следует выбрать Ночь в Музеях Ватикана (Night at the Vatican Museums), заполнить поля, необходимые для заказа такого билета, и проплатить покупку.

Гобелены Апостолов





Источники:архив Викимедии

Deimling, Barbara (2000), Sandro Botticelli 1444/45–1510, Köln: Taschen,
Earls, Irene (1987), Renaissance Art: A Topical Dictionary, Westport: Greenwood Press
Ekelund, Robert B.; Hébert, Robert F.; Tollison, Robert D. (2006), The Marketplace of Christianity, C
Hersey, George (1993), High Renaissance Art in St. Peter's and the Vatican, Chicago: University of Chicago Press
Michelangelo (1999), Bull, George, ed., Michelangelo, Life, Letters, and Poetry, Oxford Oxfordshire: Oxford University Press, ISBN 0-19-283770-2
Pietrangeli, Carlo, ed. (1986), The Sistine Chapel, New York: Harmony Books
Stinger, Charles (1998), The Renaissance in Rome, Bloomington: Indianapolis
Talvacchia, Bette (2007), Raphael, Oxford Oxfordshire: Phaidon Press

Серия сообщений "Страны-лилипуты":

Серия сообщений "Религиозная живопись":

Серия сообщений "Архитектурная живопись":

Серия сообщений "Музеи изобразительных искусств":
Рубрики:  путешествия/Италия

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку