-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ed1962

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.08.2012
Записей: 13400
Комментариев: 221
Написано: 14443


Тайны великих картин: «Вавилонская башня»

Понедельник, 20 Марта 2017 г. 19:39 + в цитатник
Цитата сообщения Премьер Тайны великих картин: «Вавилонская башня»

Смотрите ещё Тайны великих картин: «Сикстинская мадонна» * «Прогулка» * «Сотворение Адама» * «Сад земных наслаждений» * «Девочка на шаре» * «Любовь небесная и Любовь земная» * «Охотники на привале» * «Богатыри» * «Боярыня Морозова» * «Охотники на снегу» * «Олимпия» * «Плот «Медузы» * «Запорожцы» * «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната...» * «Алёнушка» * «Девочка с персиками» * «Взятие снежного городка» * «Мона Лиза» * «Купание красного коня»

Человека от животного отличает суетность, считал немецкий философ XV века Николай Кузанский. Тысячелетиями суета отравляет нашу жизнь, но остается ее движущим началом. Особенно остро ощущается это в переломные эпохи: в ХХ веке или в начале Нового времени - пять столетий назад.

Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня, 1563. Дубовые панели, масло.

Многие слышали легенду о том, что Бог решил наказать людей, которые захотели построить башню до небес. И для этого он смешал их языки так, что люди перестали понимать друг друга. В 1653 году нидерландский художник Питер Брейгель Cтарший обратился к популярному сюжету, но истолковал его по-иному. По мнению Марины Аграновской, искусствоведа из немецкого города Эммендинген, «похоже, что на картине Брейгеля строители говорили друг с другом на разных языках уже с самого начала работы: иначе почему они возводили арки и окна над ними кто во что горазд?» Также интересно, что у Брейгеля разрушает постройку не Бог, а время и ошибки самих строителей: ярусы положены неровно, нижние этажи или недостроены, или уже рушатся, а само здание кренится.

Разгадка в том, что в образе Вавилонской башни Брейгель представлял судьбу империи католических королей из династии Габсбургов. Вот уж где действительно было смешение языков: в первой половине XVI века, при Карле V, в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов. Однако в 1556 году Карл отрекся, и это огромное государство, не выдержав собственной поликультурности и полиэтничности, начало распадаться на отдельные земли (Испания и Нидерланды достались сыну Карла V Филиппу II Габсбургу). Тем самым Брейгель показывает не грандиозное, масштабно развернутое строительство, а тщетные попытки людей завершить превысившую определенный лимит размера постройку, уподобляя работу архитекторов работе политиков.

О жизни великого нидерландского художника известно очень мало. Он не раз обращался к сюжетам, которые редко выбирали художники того времени, и что самое примечательное, интерпретировал их, опираясь не на устоявшуюся традицию, а на собственное, оригинальное понимание текстов. Это дает основание предполагать, что Питер Брейгель, выходец из крестьянской семьи, достаточно хорошо знал латынь для того, чтобы самостоятельно читать библейские истории, и среди них - сказание о Вавилонской башне.

Легенда о башне словно притягивала художника: он посвятил ей три работы. Самая ранняя из них не сохранилась. Известно лишь, что это была миниатюра на слоновой кости (ценнейшем материале!), принадлежавшая прославленному римскому миниатюристу Джулио Кловио. Брейгель жил в Риме во время своего итальянского путешествия в конце 1552 - начале 1553 гг. Но была ли миниатюра создана именно в этот период по заказу Кловио?

Возможно, художник написал ее еще на родине и привез в Рим как образец своего мастерства. Этот вопрос остается без ответа, равно как и вопрос о том, какая из двух следующих картин была написана раньше - малая (60 х 74 см), хранящаяся в Роттердамском музее Бойманса ван Беннингена, или большая (114 х 155 см), самая знаменитая, из Картинной галереи Художественно-исторического музея в Вене.

В архитектуре башни роттердамской картины явственно отразились итальянские впечатления художника: сходство постройки с римским Колизеем очевидно. Брейгель, в отличие от своих предшественников, изображавших башню прямоугольной, делает грандиозную ступенчатую постройку круглой, подчеркивает мотив арок. Однако отнюдь не сходство брейгелевской башни с Колизеем поражает зрителя прежде всего.

Друг художника, географ Абрахам Ортелиус, сказал о Брейгеле: «он написал много такого, о чем считалось, что это невозможно передать». Слова Ортелиуса можно в полной мере отнести к картине из Роттердама: художник изобразил не просто высокую мощную башню - ее масштаб запределен, несопоставим с человеческим, он превосходит все мыслимые мерки. Башня «главою до небес» возносится выше облаков и в сравнении с окружающим пейзажем - городом, гаванью, холмами - представляется какой-то кощунственно огромной. Она попирает своими объемами соразмерность земного уклада, нарушает божественную гармонию. Но нет гармонии и в самой башне.

В трактовке Брейгеля, Господне наказание - смешение языков - настигло людей не в одночасье; непонимание с самого начала было присуще строителям, но все же не мешало работе, пока его степень не достигла какого-то критического предела. Вавилонская башня на картине Брейгеля никогда не будет завершена. При взгляде на нее вспоминается выразительное слово из религиозно-философских трактатов: богооставленность.

Еще копошатся тут и там муравьишки-люди, еще пристают в гавани корабли, но ощущение бессмысленности всего начинания, обреченности усилий человеческих не покидает зрителя. От башни веет заброшенностью, от картины - безнадежностью: гордый замысел людей вознестись до небес не угоден Богу.

На переднем плане мы видим волне актуальную, истинно брейгелевскую жанровую сценку: ударную стройку всех времен и народов посещает начальство - библейский царь Нимрод, по заказу которого, по преданию, возводилась башня. Ему спешат освободить дорогу, каменотесы падают ниц, свита трепетно ловит выражение лица чванливого владыки... Впрочем, это единственная сцена, проникнутая иронией. Работу строителей художник изображает с большой симпатией и уважением.

Да и как может быть иначе: ведь он - сын Нидерландов, страны, где, по выражению французского историка Ипполита Тэна, люди умели «без скуки делать самые скучные вещи», где обыденный прозаический труд чтили не менее, а может быть даже более, чем возвышенный героический порыв. Однако каков же смысл этого труда? Ведь если посмотреть на вершину башни, становится очевидным, что работа явно зашла в тупик.

Но заметим - стройка охватывает нижние ярусы, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Кажется, что отчаявшись возвести башню высотою до небес, люди занялись более конкретным и посильным делом - решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности, к повседневности.

А может быть, одни «участники совместного проекта» отступились от строительства, а другие продолжают работу, и смешение языков им не помеха. Так или иначе, возникает ощущение, что Вавилонской башне на венской картине суждено строиться вечно. Так испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».


1. Башня. Архитектурно Вавилонская башня Брейгеля повторяет римский Колизей (только она состоит не из трех, а из семи этажей). Колизей считался символом гонений на христианство: там во времена Античности мученически казнили первых последователей Иисуса. В трактовке Брейгеля вся империя Габсбургов являлась таким «Колизеем», где силой насаждалось постылое католичество и жестоко преследовались протестанты - истинные христиане в понимании художника (Нидерланды были протестантской страной).

2. Замок. Внутри, как бы в сердце башни, художник помещает постройку, копирующую замок Святого Ангела в Риме. Этот замок в Средние века служил резиденцией римских пап и воспринимался как символ могущества католической веры

3. Нимрод. Согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия, Нимрод был тем самым царем Вавилона, который повелел начать строительство башни. В истории Нимрод оставил о себе память как о жестоком и гордом правителе. Брейгель изображает его в облике европейского монарха, имея в виду Карла V. Намекая на восточный деспотизм Карла, художник помещает рядом с ним коленопреклоненных каменщиков: они опустились на оба колена, как было принято на Востоке, в то время как в Европе перед монархом становились на одно колено.


4. Антверпен. Нагромождение тесно жмущихся друг к другу домиков не только реалистичная деталь, но и символ земной суеты.

5. Мастеровые. Брейгель показывает развитие строительной техники. На переднем плане он демонстрирует применение ручного труда. С помощью колотушек и зубил мастеровые обрабатывают каменные блоки.

6. Чуть дальше строители перемещают каменные плиты с помощью длинных жердей.


7. На уровне первого этажа башни работает кран со стрелой, поднимающий грузы при помощи веревки и блока.

8. Чуть левее - более мощный кран. Здесь веревка накручивается прямо на барабан, приводимый в движение силой ног.

9. Выше, на третьем этаже - тяжелогрузный кран: он имеет стрелу и приводится в движение силою ног.


10. Хижины. Несколько хижин, размещенных на пандусе, отвечают требованию строительства того времени, когда каждая бригада обзаводилась собственной «времянкой» прямо на строительной площадке. На самой башне, от долгого строительства, уже стали строить жилье, кто-то завел цветник, кто-то сушит белье, кто-то готовит обед на костре.


11. Корабли. Заходящие в порт корабли изображены с убранными парусами - символом безысхоности и обманутых надежд.

* * *
Вавилонская башня - символ единства людей всей планеты или знак их разобщенности? Вспомним библейское сказание. Потомки Ноя, которые говорили на одном языке, расселились в земле Сеннаар (Шинар) и решили построить город и башню высотою до небес. По замыслу людей, она должна была стать символом человеческого единства: «сделаем себе знамение, дабы не рассеялись мы по лицу всей земли».

Бог, увидев город и башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». И он положил конец дерзкому деянию: смешал языки, чтобы строители перестали понимать друг друга, и рассеял людей по свету. Эта история выглядит в библейском тексте, как вставная новелла. В 10-й главе книги «Бытие» подробно излагается родословная потомков Ноя, от которых «распространились народы по земле после потопа».

Однако исследователи Библии считают, что сказание о башне возникло не позднее начала 2-го тысячелетия до н. э., т.е. почти за 1000 лет до того, как древнейшие пласты библейских текстов были оформлены письменно.

Так существовала ли в действительности Вавилонская башня? Да, и даже не одна! Читая далее главу 11 книги «Бытие», мы узнаем, что Фарра, отец Авраама, жил в Уре, крупнейшем городе Месопотамии. Здесь, в плодородной долине рек Тигра и Евфрата, в конце 3-го тысячелетия до н. э. существовало мощное царство Шумера и Аккада (кстати, библейское название «Сеннаар» ученые расшифровывают как «Шумер»). Его жители возводили в честь своих богов храмы-зиккураты - ступенчатые кирпичные пирамиды со святилищем на вершине.

Построенный примерно в ХХI в. до н. э. трехъярусный зиккурат в Уре, высотой 21 метр, был для своего времени поистине грандиозной постройкой, и возможно, воспоминания об этой «лестнице в небо» надолго сохранились в памяти евреев-кочевников и легли в основу древнего сказания.

Спустя много столетий после того как Фарра и его родичи покинули Ур и отправились в землю Ханаанскую, далеким потомкам Авраама суждено было не только увидеть зиккураты, но и участвовать в их строительстве. В 586 г. до н. э. царь Вавилонии Навуходоносор II покорил Иудею и угнал в свою державу пленников - почти все население иудейского царства. Навуходоносор был не только жестоким завоевателем, но и великим строителем: при нем в столице страны Вавилоне было возведено много замечательных зданий, и среди них - зиккурат Этеменанки, посвященный верховному богу города Мардуку. Семиярусный храм высотой 90 метров строили пленники вавилонского царя из разных стран, в том числе и иудеи. Историки и археологи собрали достаточно доказательств для того, чтобы с уверенностью утверждать: зиккурат Этеменаки и другие подобные постройки вавилонян стали прообразами легендарной башни.

Окончательная редакция библейского сказания о вавилонском столпотворении и смешении языков, которая оформилась после возвращения иудеев из плена на родину, отразила их недавние реальные впечатления: многолюдный город, разноязыкая толпа, строительство исполинских зиккуратов. Даже название «Вавилон» (Бавель), которое происходит от западносемитского «баб илу» и означает «врата божьи», иудеи переводили как «смешение», от сходно звучащего древнееврейского слова балал (смешивать): «Посему дано ему имя Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли».

Художник Питер Брейгель старший

Около 1525 - Родился в деревне Брёгел близ Бреды в Нидерландах.
1545–1550 - Учился живописи у художника Питера Кука ван Альста в Антверпене.
1552–1553 - Путешествовал по Италии, изучая живопись Возрождения.

1558 - Создал первую значительную работу - «Падение Икара».
1559–1562 - Работал в манере Иеронима Босха («Падение ангелов », «Безумная Грета», «Триумф Смерти»).
1563 - Написал «Вавилонскую башню».

1565 - Создал цикл пейзажей «Времена года».
1568 - Под впечатлением католического террора, устроенного войсками Филиппа II в Нидерландах, написал последние работы: «Слепые», «Сорока на виселице», «Калеки».
1569 - Скончался в Брюсселе.
Рубрики:  история картины

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку