-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ed1962

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.08.2012
Записей: 13422
Комментариев: 221
Написано: 14466


Питер де Хох, «Спальня». Проснулись, встали, а что дальше?

Понедельник, 11 Августа 2014 г. 16:27 + в цитатник
Цитата сообщения Marginalisimus Питер де Хох, «Спальня». Проснулись, встали, а что дальше?

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-67916/

3455057_0_Introduction_4 (700x618, 382Kb)

Питер де Хох, «Спальня» Питер де Хох, «Спальня», Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

 

«Питер де Хох отличается точным изображением людей в их повседневной жизни, будь то в их домах или в замкнутом пространстве городского двора. Его виртуозное владение светом, цветом и сложно построенной перспективой можно сравнить с работой Яна Вермеера, его современника и коллеги в Делфте» (из текста, сопровождающего картину в Национальной галерее искусств, Вашингтон, США).

 

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Двор»

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Двор»

 

Утро. Большая комната. Прямо перед зрителем – дверь в прихожую. И дальше – еще одна дверь, во дворик, за забором которого видны кусты, деревья, крыши соседних домов. Рассеянный свет падает из окон и из открытой на улицу двери: видимо, солнце пробивается сквозь плотный туман.

 

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Столик»

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Столик»

 

Обстановка не нищенская, но и не роскошная. Справа – альков, закрытый портьерой с ламбрекеном. Прямо перед зрителем – пара стульев с кожаными спинками и сиденьями, отделанными мебельными гвоздями. Слева под окном – расписной кувшин на столике с массивными точеными ножками. Над дверью и на простенке справа – картины. Под витражом, отделяющим прихожую от спальни, и слева вдоль стен на той же высоте наклеены дельфтские изразцы*. Пол в комнате выложен терракотовой плиткой, в прихожей – орнамент из черной и белой плитки.

 

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Стул»

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Стул»

 

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Занавеска»

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Занавеска»

 

Занавеска витража из плотной блестящей ткани подвешена на металлическом пруте, лежащем на кронштейнах: один закреплен на стене, второй – на косяке двери. (Дотошный художник изобразил даже дырки от вылетевших из витража кусочков стекла.)

 

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Альков»

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Альков»

 

На фоне темной портьеры алькова – светлое пятно: женщина с простыней в руках, на спинке стула висит покрывало из плотной ткани с каким-то рисунком. Она перестилает постель, проветривает белье. Может быть, она будет менять то, что лежит под простыней – справа от нее видны соломинки (можно представить, какое количество сена или соломы требуется для такой постели – воз!).

 

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Покрывало, ночной горшок»

Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Покрывало, ночной горшок»

 

Как это ни странно, но почти в центре картины – ночной горшок (металлический, у него тонкая ручка)**.

Мама улыбается своему ребенку, который собрался удрать на улицу поиграть с мячом (держит в левой руке) и стоит у открытой двери. У дитяти – проказливое выражение лица, вот-вот выйдет и закроет за собой дверь.

Еще несколько минут – кровать будет приведена в порядок, горшок будет опорожнен и отправлен на место. Что будет делать мама после этого – неизвестно, но вероятнее всего – займется своим радостным ребенком.

 

Канатоходец Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год., Б. Рохленко , личный архив

Канатоходец Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год.

 

Косарь Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год., Б. Рохленко , личный архив

Косарь Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год. Б. Рохленко, личный архив

 

* Дельфтский изразец в те времена был своеобразным «миром чувственных вещей в картинках» (выражение Яна Амоса Коменского, в 1658 году издавшем первый в истории иллюстрированный учебник с таким же названием), энциклопедией, относительно дешевой и доступной.

 

Солдат с пикой Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год., Б. Рохленко , личный архив

Солдат с пикой Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год.

 

Изразцы расписывались вручную, рисунки были самые разнообразные: изображение профессий, детских игр, морских судов, библейских и евангельских сюжетов... Размер плиток был приблизительно 120х120 мм. На такой площади их умещалось штук 200-300, и все – с разными рисунками. Естественное любопытство детей заставляло родителей отвечать на вопросы. Это и было начальное семейное образование.

** Может быть, это дань традиции голландских живописцев, которые во многих картинах изображали отправление естественных надобностей.

 

 

Рубрики:  история картины

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку