Питер де Хох, «Спальня». Проснулись, встали, а что дальше? |
Питер де Хох, «Спальня» Питер де Хох, «Спальня», Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
«Питер де Хох отличается точным изображением людей в их повседневной жизни, будь то в их домах или в замкнутом пространстве городского двора. Его виртуозное владение светом, цветом и сложно построенной перспективой можно сравнить с работой Яна Вермеера, его современника и коллеги в Делфте» (из текста, сопровождающего картину в Национальной галерее искусств, Вашингтон, США).
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Двор»
Утро. Большая комната. Прямо перед зрителем – дверь в прихожую. И дальше – еще одна дверь, во дворик, за забором которого видны кусты, деревья, крыши соседних домов. Рассеянный свет падает из окон и из открытой на улицу двери: видимо, солнце пробивается сквозь плотный туман.
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Столик»
Обстановка не нищенская, но и не роскошная. Справа – альков, закрытый портьерой с ламбрекеном. Прямо перед зрителем – пара стульев с кожаными спинками и сиденьями, отделанными мебельными гвоздями. Слева под окном – расписной кувшин на столике с массивными точеными ножками. Над дверью и на простенке справа – картины. Под витражом, отделяющим прихожую от спальни, и слева вдоль стен на той же высоте наклеены дельфтские изразцы*. Пол в комнате выложен терракотовой плиткой, в прихожей – орнамент из черной и белой плитки.
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Стул»
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Занавеска»
Занавеска витража из плотной блестящей ткани подвешена на металлическом пруте, лежащем на кронштейнах: один закреплен на стене, второй – на косяке двери. (Дотошный художник изобразил даже дырки от вылетевших из витража кусочков стекла.)
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Альков»
На фоне темной портьеры алькова – светлое пятно: женщина с простыней в руках, на спинке стула висит покрывало из плотной ткани с каким-то рисунком. Она перестилает постель, проветривает белье. Может быть, она будет менять то, что лежит под простыней – справа от нее видны соломинки (можно представить, какое количество сена или соломы требуется для такой постели – воз!).
Питер де Хох, «Спальня», фрагмент «Покрывало, ночной горшок»
Как это ни странно, но почти в центре картины – ночной горшок (металлический, у него тонкая ручка)**.
Мама улыбается своему ребенку, который собрался удрать на улицу поиграть с мячом (держит в левой руке) и стоит у открытой двери. У дитяти – проказливое выражение лица, вот-вот выйдет и закроет за собой дверь.
Еще несколько минут – кровать будет приведена в порядок, горшок будет опорожнен и отправлен на место. Что будет делать мама после этого – неизвестно, но вероятнее всего – займется своим радостным ребенком.
Канатоходец Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год.
Косарь Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год. Б. Рохленко, личный архив
* Дельфтский изразец в те времена был своеобразным «миром чувственных вещей в картинках» (выражение Яна Амоса Коменского, в 1658 году издавшем первый в истории иллюстрированный учебник с таким же названием), энциклопедией, относительно дешевой и доступной.
Солдат с пикой Изразец из Дельфта, XVII век, подглазурная роспись, фото автора с выставки «Дельфтский фарфор» в Музее искусств Тель-Авива, 2014 год.
Изразцы расписывались вручную, рисунки были самые разнообразные: изображение профессий, детских игр, морских судов, библейских и евангельских сюжетов... Размер плиток был приблизительно 120х120 мм. На такой площади их умещалось штук 200-300, и все – с разными рисунками. Естественное любопытство детей заставляло родителей отвечать на вопросы. Это и было начальное семейное образование.
** Может быть, это дань традиции голландских живописцев, которые во многих картинах изображали отправление естественных надобностей.
Рубрики: | история картины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |