«Картины его можно назвать перлами народного творчества по характерности и чисто русскому миросозерцанию. Они скромны, не эффектны, не кричат своими красками, не вопиют своими сюжетами… это самая простая русская вечная правда. Она светит из не вычурных картин Максимова, из каждого лица и жеста…
Василий Максимов «С дипломом», 1890 год
На этой картине художник Василий Максимов изобразил молодую выпускницу, которая только что приехала домой и сразу же решила показать старшей сестре свой диплом. Девушка очень рада полученному образованию и спешит поделиться своей радостью с другими.
Судя по наклейкам на чемодане, студентка прибыла издалека. На самом верху её вещей видна папка с рисунками, что может говорит о художественном образовании героини. Вероятно, она долго училась и теперь готова работать по специальности.
На стене можно увидеть портрет молодого мужчины. Можно предположить, что это отец девушек, но теперь его, возможно уже нет в живых, о чём говорят мелкие детали. Во-первых, он не вышел встречать свою дочь — на картине не изображён ни один из родителей. А во-вторых, некогда богатый дом порядком износился — под зеркалом видны ободранные обои, потолок не белен, в комнате беспорядок (нет прислуги).
Всё это может говорить о том, что состояние, оставленное отцом, постепенно заканчивается, а дополнительного дохода у женщин нет.Большая часть средств как раз была потрачена на образование младшей. Но теперь ей придётся работать самой, чтобы иметь средства к существованию.
Николай Сверчков «В метель»
На этой картине художник изобразил усталого крестьянина, который попал в метель. Мужчина стоит со своей повозкой в заснеженном поле, где его буквально сбивают с ног сильнейшие порывы ветра.
Сможет ли он выбраться из пурги и доехать до дома? Художник оставил этот вопрос открытым.Николай Сверчков с детства любил рисовать лошадей, поскольку его отец служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Будучи мальчиком, художник проводил с этими животными много времени, а повзрослев, начал воссоздавать их образы на холсте.
Непогода тоже была страстью Сверчкова — очень много полотен он посвятил ветрам, метелям и ураганам. Причём, его пурга настолько реалистичная, что невольно заставляет зрителя почувствовать себя героем картины.Картина Сверчкова «В метель» перекликается с работой Василия Максимова под названием «Добредет ли?».
Там героиней сюжета является пожилая женщина, которая тоже попала в метель в чистом поле и трудно сказать, сможет ли она оттуда выбраться.
Василий Максимов «Слепой хозяин», 1884 год
На этой картине художник изобразил крестьянина средних лет и его малолетнего сына. Казалось бы, в этом нет ничего необычного, вот только название произведения говорит нам о том, что главный герой — слепой.Картину написал художник Василий Максимов, который посвятил большую часть своей живописи историям из жизни простых крестьян в сельской глубинке. Не стала исключением и его работа под названием «Слепой хозяин», созданная в 1884 году.
По каким-то причинам глава семейства ослеп, но он не хочет быть обузой для семьи, поэтому занимается посильными домашними делами. Возле мужчины лежит недоплетённая корзина — хоть глаза и не видят, но руки помнят основы нехитрого ремесла.
Отец хорошо заботится о своём маленьком сынишке, кормит его, поёт песни. Можно сказать, что хозяйке повезло с супругом, хотя он и слепой.
Василий Максимов очень реалистично изображал проблемы крестьян, их повседневные дела, заботы и тяготы.
Свои лучшие творения мастер создал недалеко от места рождения, в деревне Чернавино Новоладожского уезда. Художник говорил: «Я был рад решению пожить в деревне, на свободе, ознакомиться с крестьянской жизнью – не сквозь чужие очки и не по детским воспоминаниям, а по всей полноте моей, подготовленной к любви».
Проводя время в деревне, художник был очень дружен с крестьянами. Они с радостью соглашались позировать для него, поэтому картины Максимова отличаются невероятной реалистичностью.
Архип Иванович Куинджи «Зима. Пятна света на крышах хат», 1890-1895 годы
На этой картине Куинджи изобразил деревенские избы, крыши которых придавили тяжёлые снежные глыбы. Сугробы заполняют почти всё пространство пространство деревушки, создавая резкий контраст с коричневыми стенами домов и чёрной плетёной изгородью.
Куинджи обладал уникальным зрением — он мог запоминать в цвете мгновения природных явлений, которые длятся минуты, а потом воплощать их на холсте. Репин писал о Куинджи: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи».
Живопись Куинджи отличается романтизмом, загадочностью и неповторимым волшебством. Художник словно пытается проникнуть в мир идеального, но останавливается перед его непостижимостью. Через воспроизведение земной реальности мастер создаёт фантазийный мир гармонии и красоты.
Картина «Зима. Пятна света на крышах хат» написана Куинджи в его затворнический период жизни, который начался вскоре после триумфа «Лунной ночи на Днепре». Живописец экспериментировал с холстом и красками за закрытыми дверями в тиши мастерской и никому, даже ученикам, свои работы не показывал. Поэтому дата написания многих картин не известна и стоит приблизительная между … и … годами. И только после смерти художника эти полотна были показаны коллегам и зрителям.
Андрей Попов «Балаганы в Туле на Святой неделе», 1873 год
На этой картине мы видим городское праздничное гуляние. Нарядные люди в весенний солнечный денёк собрались на центральной площади Тулы.
Интересно, что на одной из главных площадей города достаточно грязно, а между людьми как ни в чём ни бывало бродят свиньи. Женщины вынуждены приподнимать юбки, чтобы не намочить их в луже и не испачкать в грязи.
Посередине площади стоят столы с едой и различными спиртными напитками. Также на площади мы видим множество различных увеселительных мероприятий, каждое из которых по своему интересно и заслуживает особого внимания.
На первом плане мы видим небольшую будку, возле которой столпились мужчины и одна женщина. Все люди оживленно и взволнованно куда-то смотрят. Похоже, что там происходит что-то вроде азартной игры, например «напёрстки». Игра вызывает живой интерес и ажиотаж у зрителей.
На втором плане возвышается импровизированный кукольный театр, возле которого собрались как дети, так и взрослые. Балаган украшен разноцветными флажками, а надпись на нём гласит: «Децкое Увисилительное Прецтавленiе».
Даже учитывая язык того времени, видно, что в этой надписи допущены грубые ошибки.
Интересно, почему ответственный за представление вывесил плакат с такими ошибками. Неужели у него в команде нет грамотных людей? Отсюда можно сделать вывод, что грамотными в ту пору были далеко не все.
За балаганом мы видим домик с надписью «Магической». Крышу его украшает плакат с летучими мышами и скелетами. Судя по всему, это прототип современной «комнаты страха». Интересно, что подобные комнаты были в 1873 году.
На заднем плане мы видим аттракцион, напоминающий современное «Колесо обозрения» только во много раз меньше. На нём во всю катаются дети. Тоже удивительно, что такие аттракционы были 150 лет, а может больше лет назад.
В целом картина очень позитивная и хорошо передаёт дух и атмосферу провинциального русского городка XIX века. Художник Андрей Попов сам был туляком, поэтому тульский быт и колорит был ему близок. Скорее всего он не раз был на подобном мероприятии в Туле и рисовал, если не с натуры, то по памяти.
Интересно, что картина написана с фотографической точностью. Художник тщательно выписал всех людей, их наряды и эмоции