-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dyklida

 -Подписка по e-mail

 


Русские художники...

Воскресенье, 07 Апреля 2024 г. 16:46 + в цитатник
Цитата сообщения Ольга-В Русские художники.

Savrasov winter landscape 1871Алексей Саврасов «Зимний пейзаж», 1871 год

Эту картину живописец Алексей Саврасов создал, находясь на пике популярности. В то время он жил в Москве и преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. В этот же период он создал своих знаменитых «Грачей», ставших его визитной карточкой.
Однако знаменитые «Грачи» вовсе не сделали Саврасова «художником одной картины». За всю свою жизнь он написал множество прекрасных пейзажей, в том числе и зимних.
Одним из таких пейзажей стала работа под названием «Зимний пейзаж», созданная в 1871 году. Здесь мы видим одинокую покосившуюся избушку, которая уютно примостилась у просёлочной дороги.


Небольшой участок рядом с домом обнесён покосившимся редким и низким плетнём. Одиночество и запущенность жилища подчёркивают несколько деревьев с серебрящимися под луной ветками.

Саврасов использовал яркий контраст между глубоким и насыщенным тёмно-синим цветом зимнего ночного неба и чистейшим белым снегом, озарённым светом луны.
На первом плане художник изобразил небольшой замёрзший прудик, который получился очень милым и немного сказочным. Эта лиричная картина создана настолько реалистично, что даже кажется старой фотографией.

GsAH vnpyzkНиколай Неврев «Протодиакон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах», 1866 год

Николай Неврев был рождён и воспитан в московской купеческой семье. Он хорошо знал купеческий быт и любил передавать его в своих картинах. Вот и на этом полотне мы видим сцену из купеческой жизни: здесь празднуют чьи-то именины. Гости изрядно выпили и хорошо веселятся.
В центре картины возвышается протодиакон, который выглядит довольно странно. Не сразу можно понять, что же с ним происходит. На самом деле священнослужитель просто поёт, правда делает он это настолько громко и усиленно, что некоторые гости находятся в недоумении.
Мальчик, стоящий возле своей мамы, и вовсе напуган, чего нельзя сказать о самой женщине. Она кажется заслушалась певца, хотя и прикрывает рукой правое ухо.
Раньше богатые люди часто приглашали на свои праздники духовенство, которое исполняло церковные песни. Подобное пение протодиакона хорошо описал Иван Шмелёв в своём произведении «Лето Господне»:
«Протодиакон разгорелся превыше меры, но так показал себя, что в передней шуба упала с вешалки, а владыка ушки себе прикрыть изволил. Такое многолетие ему протодиакон возгласил – никто и не помнил такого духотрясения.
Как довел до… «…мно-гая лет-та-а-а-а…» – приостановился, выкатил кровью налитые глаза, страшные-страшные… хлебнул воздуху, словно ковшом черпнул, выпятил грудь, горой-животом надулся… – все так и замерли, будто и страх, и радость, что-то вот-вот случится… а официант старичок ложечки уронил с подноса. И так-то ахнул… так во все легкие-нелегкие запустил… – грохот, и звон и дребезг. Все глядели потом стекло в окошке, напротив как раз протодиако-нова духа, – лопнуло, говорят, от воздушного сотрясения, «от утробы».
И опять многолетие возгласил – «дому сему» и «домовладыке, его тезоименитство ныне зде празднуем»… со чады и домочадцы… – чуть ли еще не оглушительнее; говорили – «и ка-ак у него не лопнет..?!» – вскрикнула тетя Люба, шикнули на нее».
Критики хвалили Неврева за достоверность образов и чувство юмора, а также за то, как чётко он смог передать атмосферу купеческого уклада того времени.

hY3kdwjb93kПавел Яковлев «В тихой обители», 1896 год

На этой картине мы видим просторный коридор мужского монастыря, посреди которого дерутся две женщины. Вокруг собрались монахи и удивлённо смотрят на всё это безобразие.
Полотно показывает нам обличительный сюжет непотребства, происходящего в тихой, на первый взгляд, обители. На заднем плане можно увидеть раскрытую дверь кельи настоятеля монастыря, из которой выглядывает он сам в одном исподнем. Мужчина сидит за накрытым столом и ошеломлённо наблюдает за происходящим.
Вероятно из этой открытой двери и вывалились две дерущиеся женщины, одна из которых является посетительницей настоятеля, а другая — монахиней. Монахиня набросилась на светскую даму и бьёт её зонтиком.
За ситуацией наблюдают мальчик-послушник, пузатый иеромонах, мальчик-посыльный в картузе и ещё двое монахов, которые крайне озадачены происшествием. И это понятно, ведь это такой позор для обители.
Вообще картина отличается множеством странностей. Можно предположить, что монахиня набросилась на прихожанку в сиреневом платье из ревности. Но тут встаёт вопрос: что вообще делает в мужском монастыре монахиня-женщина. Как она туда попала? Да и мог ли настоятель устраивать свидания среди бела дня?
Очень необычно нарисован мальчик-посыльный, словно это не мальчик вовсе, а маленький человечек, который вписан в картину совершенно случайно.
В общем, это полотно оставляет больше вопросов, чем ответов. Не зря художник долго не мог пристроить его и даже писал Павлу Третьякову с просьбой взять картину. Но, видимо, тот отказался, поскольку сейчас работа «В тихой обители» является частью коллекции Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге.

1024px MakovskiyKE PocelObryКонстантин Маковский «Поцелуйный обряд», 1895 год

На этой картине мы видим несколько женщин и много мужчин, которые участвуют в пиршестве. Событие происходит в богатом боярском доме, многие гости уже пьяны. Женщины стоя немного в стороне от общего веселья и держа в руках чарки с напитками. 
Художник Константин Маковский назвал своё полотно «Поцелуйный обряд», а чтобы лучше понять его, следует обратиться к истории.
В далёкие времена на Руси было множество традиций и обрядов, большинство из которых не дошли до наших дней. Одним из таких был так называемый поцелуйный обряд. Он появился не ранее XVII века, поскольку до этого периода женщины из знатных семей жили очень замкнуто, общаясь лишь с ближайшими родственниками.
Обряд состоял в следующем: после пиршества к гостям выходила супруга хозяина в окружении нескольких служанок. Она надевала свои лучшие наряды и преподносила гостю чарку с вином, предварительно прикоснувшись к ней губами. Пока гость пьёт, хозяйка уходит, чтобы переодеться, после чего подаёт кубок следующему гостю.
Так описывал обряд австрийский посол Августин Майерберг в 1661 году:
«Всегда входит в столовую и жена хозяина в самой нарядной телогрее и во всем женском убранстве в сопровождении двух или многих прислужниц; она подает знатнейшему из собеседников чару водки, омочив в ней края своих губ. А пока пьёт он, она поспешно уходит в свою комнату, надевает на себя другую телогрею и тотчас же приходит назад для исполнения такой же обязанности к другому собеседнику.
Повторив этот обряд с каждым из прочих гостей, потом она всегда становится у передней стены: стоя там с опущенными на пол глазами и сложив по бокам свешенные вниз руки, она отдаёт терпеливые уста поцелуям собеседников, которые подходят к ней по степени своего достоинства и от которых так и разит неприятным запахом всего, что они ели и пили...»
Судя по всему, для хозяйки дома обряд был не из приятных. Историки считают, что его исток не имеет славянских корней, а был заимствован у иностранцев.
Именно такой обряд и изобразил Маковский на своей картине. Он подсмотрел сюжет для неё в историческом романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», который был написан в 1863 году.
В произведении описывается «поцелуйный обряд» во время застолья в доме опального боярина Морозова. Его молодая супруга Елена должна была выйти к гостям — посторонним мужчинам — и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему кубок с вином. Причём Морозов лично сказал ей сделать это.
«Когда Елена обошла всех без изъятия, Морозов, пристально за ней следивший, обратился к гостям:
— Дорогие гости, — сказал он, — теперь, по старинной русской обыклости, прошу вас, уважили б вы дом мой, не наложили б охулы на мое хозяйство, прошу вас, дорогие гости, не побрезгали бы вы поцеловать жену мою!.. Дмитриевна, становись в большом месте и отдавай все поцелуи, каждому поочередно!»
Считалось, что такой обряд является данью уважения к женщине, но всё он оставляет двоякое ощущение. Вряд ли женщинам нравились поцелуи совершенно посторонних мужчин. Однако представительницы слабого пола в то время не могли высказывать своего мнения на этот счёт, поэтому правды мы никогда не узнаем.
В своей работе Константин Маковский мастерски смог передать атмосферу и быт боярской жизни того времени. Он грамотно изобразил фактуры и цвета предметов богатства и красоты старинного русского стиля.
Картина «Поцелуйный обряд» впервые была показана на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, а в 1897 году её экспонировали в Петербурге на персональной выставке художника. Сегодня полотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

 Константин Савицкий «Встреча иконы», 1878 год

Картину написал знаменитый художник Константин Аполлонович Савицкий, который специализировался на создании жанровых сюжетов. Не стала исключением и картина «Встреча иконы», созданная в 1878 году.
На полотне изображено прибытие чудотворной иконы Божьей матери в отдалённую деревушку. Вероятнее всего, икона оказалась в этом месте проездом — её выносят людям прямо на дороге. Местные жители несказанно рады такой небывалой удаче и не перестают молиться.
Большинство молящихся на картины — женщины. И это неудивительно, ведь мужчины находились на войне. Бабы просят Богородицу вернуть им их мужей и сыновей невредимыми.
Художник писал картину в сложный жизненный период — недавно покончила с собой его жена, а муж сестры погиб на русско-турецкой войне. На попечении Савицкого осталась вдова с двумя малолетними детьми, которых художнику приходилось обеспечивать.
Мастер пытался писать иконы на заказ для церкви, но его святые девы получались такими хорошенькими, что люди отказывались на них молиться. Церковь отказалась от услуг Савицкого, после чего он решил написать картину «Встреча иконы».
Полотно было очень хорошо воспринято зрителями и Обществом передвижников. Так писал о картине критик Владимир Стасов:
«Господин Савицкий нежданно-негаданно привёз на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают её одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы».
«Встречу иконы» сразу же приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков, а вот сам Савицкий был не очень доволен тем, что его картину назвали грязной и серой. Он решил немного доработать полотно, вот только не счёл нужным согласовать это с Третьяковым. Придя в галерею с палитрой и кистями, Савицкий освежил цвет картины, в результате чего облака стали казаться розовыми.
Третьяков был просто в бешенстве, увидев обновления. Он тут же взял скипидар и стёр свежие краски, нанесённые Савицким. Причём, затаил на художника обиду за эту на долгие годы. Даже спустя 10 лет, Третьяков, увидев подпись Савицкого на картине «Утро в сосновом лесу», тотчас же сотрёт её.

Алексей Бобров Горе вдовца«Горе вдовца», Алексей Алексеевич Бобров

Имя Алексея Алексеевича Боброва – имя в искусстве негромкое. И само искусство его – вполголоса. Но какой этот голос человечный! В 1866 году он поступил вольнослушателем в Академию художеств, после окончания которой получил диплом на звание учителя в низших учебных заведениях.
Главная тема художника – интерьеры комнат и жанровые сцены, происходящие в этих комнатах. Он выбирает сюжеты не парадные, не торжественные, а совсем обыденные, и этим простым сюжетам очень соответствует небольшой размер картин.
Картина «Горе вдовца» с первого взгляда кажется, может быть, слишком непритязательной, может быть, даже наивной в своем выражении. Но стоит вглядеться, стоит пойти за художником, и можно увидеть за кажущейся простотой неподдельное чувство – без театральности, без игры на публику. Душевный и чуткий художник очень внимателен к деталям, именно они многое скажут зрителю об этой жизни, об этом простом человеке, об этом горе.
Во всем – полное безразличие к опустевшему дому. Какой контраст между этой, теперешней, и прошлой счастливой жизнью. Да и сама поза – на краешке стула, неудобная, случайная, и эта незамечаемость неудобства тоже красноречивы. Алексей Бобров обладал редкой способностью увидеть и преподнести даже самые незначительные моменты повседневной жизни как произведение искусства.

Kustodiev GoluboyDomikКустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927) Голубой домик (1920)

Этой картиной художник хотел , по словам его сына, охватить весь цикл человеческой жизни. Хотя некоторые ценители живописи утверждали, что Кустодиев рассказывает об убогом прозябании мещанина, ограниченном стенами дома. Но это не характерно было для Кустодиева - он любил простой мирный быт простых людей.
Картина многофигурна и многозначна. Вот простодушный провинциальный любовный дуэт девушки, сидящей в открытом окне, с облокотившимся о заборчик молодым человеком, а если перевести взгляд чуть вправо - в женщине с ребенком как бы видишь продолжение этого романа.
Глянуть влево - и перед вами живописнейшая группа: полицейский мирно играет в шашки с бородатым обывателем, возле них ораторствует некто наивный и прекраснодушный - в шляпе и бедной, но опрятной одежде, и сумрачно вслушивается в его речь, оторвавшись от газеты, сидящий возле своего заведения гробовой мастер.
А выше как итог всей жизни - мирное чаепитие с тем, кто прошел с тобой рука об руку все жизненные радости и невзгоды.
И могучий тополь, соседствующий с домом и как будто его благословляющий своею густой листвой, - не просто пейзажная деталь, а едва ли не своеобразный двойник человеческого бытия - древо жизни со своими различными ветвями.
И все уходит, уходит взгляд зрителя вверх, к мальчику, озаренному солнцем, и к парящим в небе голубям.
Нет, решительно не похожа эта картина на высокомерный или даже чуть снисходительный, но все же обвинительный вердикт обитателям "голубого домика"!
Полный неизбывной любви к жизни, художник, говоря словами поэта, благословляет "и в поле каждую былинку, и в небе каждую звезду" и утверждает родственную близость , связь "былинок" и "звезд", житейской прозы и поэзии.

ЧаепитиеРябушкин Андрей Петрович ( 1861 - 1904) Чаепитие (1903)

Наиболее глубокое полотно Рябушкина на тему крестьянской жизни. Это совсем небольшая картина, но производит впечатление поистине неотразимое.
Композиция картины фронтальная. Стол расположен на всю длину ее, он накрыт белой скатертью, за столом совершается священнодействие чаепития. Все лица глубоко серьезны, с важностью и достоинством предаются они этому почти ритуальному занятию. Здесь можно без труда установить родственные связи и социальное положение всех персонажей.
Старик с седой бородой, зябкий и тепло одетый, уже чувствует себя наполовину отрешенным от жизни. В центре младший сын и его жена.
Они настоящие хозяева. С откровенной неприязнью молодой мужик поглядывает на своего старшего брата.
Недаром в их разговор прислушиваются слуги. Замечательно написано лицо молодой женщины - жены младшего брата. Это угрюмая, властная женщина, недобрый взгляд ее колючих глаз устремлен в пространство. Это особенно бросается в глаза по сравнению со старым отцом, мягкий и уступчивый характер которого и позволил занять место хозяина младшему сыну.
За спиной старика и молодой женщины возвышается фигура приказчика. Он чувствует себя между двух огней - стариком, который помог ему выбиться в люди, и молодой хозяйкой, которой надо угождать. Он держит в руках бутылку с вином.
Сцена изображает состоятельную крестьянскую семью, где-нибудь в окрестностях большого города.

WBs1bWVSBAMГавриил Кондратенко «Зимний вечер», 1887 год

Гавриил Кондратенко немалую часть своего творчества посвятил зимней тематике. Не стала исключением и его работа под названием «Зимний вечер», изображающая сумерки в русской деревушке.
Живописец очень реалистично смог воссоздать на холсте заиндевелые деревья, присыпанные снегом дома, замёрзший пруд, покосившийся плетень, белый дым из трубы, живописный мостик.
Вся природа на картине словно уснула, убаюканная суровым дыханием зимы. Однако люди, возвращающиеся на повозках домой, делают пейзаж очень живым, динамичным и насыщенным.
В настоящее время картина «Зимний вечер» находится в коллекции Иркутского областного художественного музея им. В.П.Сукачева.
https://vk.com/kartini_s_istoriei
https://cvetamira.ru/art

Серия сообщений "**русская, советская живопись":
Часть 1 - АЛЕКСАНДР ЛЕДНЕВ 1954 г р
Часть 2 - Александр Николаевич Безумов (1926-1982)
...
Часть 37 - Русские художники.
Часть 38 - Русские художники.
Часть 39 - Русские художники.
Рубрики:  Художники
Живопись.Искусство всего мира.
история одной картины
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку