Аил – традиционное жилище алтайцев |
Весь нижеследующий рассказ записан со слов Айдыновой Раисы Тёлёсовны (1927 года рождения), жительницы деревни Ело (Jоло).
Вообще-то есть некоторые отличия в аилах разных местностй на Алтае (скорее, во внешнем виде и особенностях конструкции, а не во внутреннем обустройстве), но мы сейчас говорим о центральном Горном Алтае (долины Ело и Урсула).
Аил — традиционное жилище алтайцев.
В прежние времена аил (“содон аил” или “чадыр”) выглядел вот так:
Это была конструкция из трех толстых жердей, составляющих основу конуса аила, и большого количества более тонких, покрывалось это строение как правило корой лиственницы. Вверху оставлялось отверстие (дымоход). Внутри — земляной пол, посередине — очаг.
А теперь строят КАЖАН АИЛ.
А) Шестигранный аил с каркасной крышей.
Б) Шестигранный аил со стропильной конструкцией крыши.
В) Четырёхгранный аил со стропильной конструкцией крыши.
Г) Четырёхгранный аил с каркасной крышей.
В созданном в 1988 г. музее-заповеднике «Томская писаница», археологами под руководством
А.И. Мартынова реконструированы различные типы жилищ народов Сибири от каменного века до средневековья.
Такой аил по сей день непременный атрибут жизни алтайцев: он всегда есть рядом с основным домом (избой) в деревне, он есть на зимних и летних стоянках.
Как правило, новый аил ставится к свадьбе. Раньше это было место, где поначалу живут молодожены, пока не “встанут на ноги” и не построят уже свой дом. Бывает, что постройка нового аила связана и с хозяйственной необходимостью.
Чаще всего встречается шестигранная конструкция, хотя бывает и четырех-, и пятигранная, гораздо реже — восьмигранная.
Вход в аил часто делают с восточной стороны, но это не обязательно. Многое зависит от рельефа конкретной местности, скажем, вход не удобен, если он смотрит на гору. Не говоря уже о том, что недалеко перед входом стоит коновязь, так что из двери хорошо бы видеть, кто подъезжает к аилу.
Внутри аила — традиционно земляной пол. Сейчас, конечно, делают и деревянный, и бетонный, и покрывают линолеумом.
Посередине — сердце аила — очаг (от тюркского слова “очок”). В русском языке очагом называется домашнее место для огня, но алтайский “очок” — это треножная чугунная подставка, куда ставился казан.
Над очагом делался керем — специальная конструкция, на которой коптили сыр курут. Перед очагом и за ним ставили вертикальные жерди, на каждую из них приделывали по небольшой горизонатльной перекладине, а потом клали две горизонтальные жерди, соединяя две подставки.
На этом фото подставок нет, керем подвешен к потолку, но общая идея понятна. Вот на эти горизонтальные жерди клали арткыш (сплетенная из тонких ивовых прутьев решеточка), на которую и раскладывали курут.
У аила есть несколько зон: слева от входа — мужская, справа от входа — женская, стена напротив входа — это красный угол.
На мужской части аила клали седла, вешали сбрую — словом, всё то, что касалось мужской работы, которая была связана с охотой и скотоводством. Там же были и топчаны для отдыха и сна.
На женской половине располагалось всё то, что было необходимо для хранительниц очага: вся домашняя кухонная утварь, припасы, еда, одежда, люлька. Как правило, тоже был небольшой топчан.
Посмотрите, сразу видно, где мужская, а где женская половина
Вот фотографии домашней утвари из музея в Кулады (соседняя от нас долина):
В красном углу располагались нарядные резные сундуки (кайырчак) и большие кожаные сумки, тоже для хранения (сумки назывались каптырга или кап). Кап — показатель благосостояния хозяина, чем их больше, тем зажиточней хозяин.
Кстати, около деревни Ело есть гора, которая называется Аптырга. Это как раз измененное слово от “каптырга”. И действительно, гора имеет довольно пологий “сундучнообразный” верх, что наводит на мысль о коробке или сумке.
Вот этим сундукам (на фото) уже больше 100 лет.
Место между красной стеной и очагом нельзя было пересекать никому, кроме хозяина. Именно пересекать. А находится там могли только хозяин и хозяйка. В этом же пространстве стоял обычно небольшой столик, на который ставили вазочку с арчином (это такой горный можжевельник, который используется у алтайцев во всех обрядах).
Интересная подробность про коновязь: она всегда выглядит приблизительно так, как на фото, такими этажами, которых будет столько, сколько хозяин знает колен в своей родословной. Например, хозяин этой коновязи знает свою родословную до седьмого колена. (с)
История края, население, природа республики Алтай
В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он - главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, а точнее - его дух, даёт им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если алтайца спросить "кто твой Бог?", он ответит "менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай", что означает "мой бог - камень, дерево, природа, Алтай". Так отвечают алтайцы, традиции и обычаи которых наполнены всеобъемлющей любовью к своей земле.
Они верят в то, что у всего есть свой дух: у гор, воды и огня, они очень почтительно относятся ко всему окружающему. Очаг - не просто место приготовления еды. У алтайцев принято "кормить" огонь, благодарить его за тепло и пищу. Не удивляйтесь, если увидите, как женщина на Алтае бросает в огонь выпечку, кусочки мяса или жира – она его кормит! В то же время для алтайца недопустимо плевать в огонь, сжигать в нём мусор или переступать через очаг.
Алтайцы верят, что природа целебна, в особенности, аржаны - родники и горные озёра. Местные считают, что в них живут горные духи, а потому вода из них сакральна, может наделить даже бессмертием. Посещать аржаны можно только в сопровождении проводника и целителя.
Главное божество алтайцев - хозяин (ээзи) Алтая, обитающий на священной горе Уч-Сумер. Они представляют его, как старика, облачённого в белые одежды. Увидеть хозяина Алтая во сне – означает заручиться его поддержкой. Именно с почитанием Ээзи Алтая связан древний обряд "кыйра буулар" - привязывание ленточек на перевалах.
Привязывают их на деревья - берёзу, лиственницу или кедр. Есть целый ряд требований для человека, желающего исполнить этот обряд. В частности, он должен быть чистым, в его семье в течение года не должно быть смертей. Ленту привязывают с восточной стороны, ни в коем случае нельзя вешать её на ель или сосну. Есть требования и по размеру самой ленты.
Цвет ленты также символичен: белый цвет - цвет молока, жизни, жёлтый - цвет солнца и луны, розовый - символ огня, голубой означает небо и звёзды, а зелёный - цвет природы в целом. Вешая ленточку, человек должен обратиться к природе через алкыши - пожелания мира, счастья и здоровья всем своим близким. Альтернативный вариант поклонения Алтаю в месте, где нет деревьев - выкладывание горки из камней. (c)
Рубрики: | Понравилось |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |