Посмотрел вот мультфильм Рататуй. Не умею писать обзоры, да и не хочу. Кто смотрел, тому это не нужно, а тем, кто не смотрел, просто порекомендую. Мультик забавный, веселый, со смыслом. О крыске, почувствовавшей в себе талант повара. Мне понравился. Тем более, крыска у меня была и аниматоры студии Pixar как обычно выложились по-максимуму, удивительно талантливо передав их повадки и наделив "человеческими" эмоциями.
Мультик конечно приятный, но я бы не стал о нём писать, если бы не одна сцена. Она длилась какую-то 1-2 минуты, но за такое я давал бы Оскара.
Это сцена, когда критик, настроенный в пух и прах разнести любое кулинарное творение, отведывает рататуй ("деревенская еда") и возвращается в своё далёкое деревенское детство.
Психологическая подложка сцены. Кулинарный критик - человек, видимо, озлобившийся на весь мир (так его изображали до этой сцены). Что-то потерял ещё очень давно. Обычное ощущение тепла и радости. И с тех пор самоутверждается за счёт иллюзорного ощущения себя, как эксперта. Видимо, это его последняя возможность почувствовать собственную значимость.
Он пришёл в ресторан. Наготове ручка, чтоб записать едкие слова и уничтожить любое творение. Тут ему предлагают попробовать то самое "деревенское блюдо" и идёт гениальная сцена отката в прошлое. Зал ресторана отъезжает назад и появляется маленький мальчик. Я смотрел эту сцену буквально по кадрам, потому что первый раз не всё уловил. Мальчик стоит на пороге дома. Рядом валяется разбитый велосипед, коленка тоже побита. На дальнем плане - деревенский пейзаж. Мама встречает укоризненно-любяще, типа "горе ты моё луковое". И дает тот самый рататуй. Он конечно не так красиво оформлен, но приготовлен с настоящей любовью и заботой.
Критик вернулся на эти мгновения туда, в своё далекое детство, где было всё так просто и понятно, дом, тепло, забота, вкусная еда, которую другой может быть не поймет и не оценит. И что-то в нём переменилось, проснулось что-то давно забытое. Ручка выпадает из рук, нет больше места для язвительности. После этого он полностью пересматривает свои взгляды на роль критика, осознаёт, что он, ничего не творя самостоятельно, считает себя вправе оценивать кого-то и начинает жить, просто наслаждаясь тем, что ему нравится.
Видимо, в этот мультик гениальные сценаристы Pixar'а, кроме всего прочего, заложили ещё и ответ именно таким вот критикам.
"Сокрушительные разносы приятно писать и читать, но мы, критики, должны бы признать, что в общей картине мироздания любая гадость, вероятно, важнее, чем вся наша критика в её адрес."