-Музыка

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dron_Shimoda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 1575


Сила стремления

Пятница, 20 Июня 2008 г. 03:35 + в цитатник
Однажды к мастеру Дзен, медитировавшему на берегу реки, подошёл ученик и улучив подходящий момент, спросил:
- Учитель, как мне достичть просветления?
Мастер посмотрел на него, резко вскочил, схватил ученика за загривок, затащил подальше в реку и окунул с головой в воду. Скоро ученик начал задыхаться и отбиваться, но учитель крепко держал его. Наконец ученик, собрав последние силы, вырвался из рук учителя и, хватая ртом воздух, возмущенно спросил:
- Учитель, зачем вы это сделали?
- Вот когда ты будешь столь же ярост­но стремиться к просветлению, как ты стремился выбраться из воды, ты достигнешь его, - ответил мастер.

P.S. Эта притча существует в разных вариантах. Немного переложил по своему вкусу. Суть от этого не меняется. Вспоминаю её, когда кто-то (в том числе и я) говорит, что он чего-то очень хочет. Очень хочет, но видно не настолько, чтобы что-то для этого делать.


Процитировано 1 раз

AmAyfaar   обратиться по имени Пятница, 20 Июня 2008 г. 08:26 (ссылка)
Хорошая притча.
Ответить С цитатой В цитатник
АБЫРВАЛГ_шшш   обратиться по имени Среда, 25 Июня 2008 г. 16:39 (ссылка)
офигенно
Ответить С цитатой В цитатник
Плюмбэкс   обратиться по имени Среда, 13 Августа 2008 г. 14:59 (ссылка)
     Интересно.
     То есть учитель думает, что просветление есть действие - или состояние, путь к которому лежит через действие. Причём последовательность действий такова, что слова здесь мало полезны.
     Ученик со своей стороны думает, что просветление есть знание - или состояние, путь к которому лежит через знание. Подобно представителям европейской цивилизации, он знает, что информация может неограниченно копироваться - и не видит смысл в установлении препонов на пути к её копированию, если это служит идеям Общего Блага.

     С точки зрения учителя позицию ученика можно классифицировать как стремление к халяве.
     Стремление через простой совет бесплатно получить то, что досталось другим тяжким трудом.

     С точки зрения ученика позицию учителя можно классифицировать как позицию "собаки на сене".
     Какой смысл рассуждать о пользе всеобщего просветления, если не говоришь никому прямо, как его достичь?

     Мне позиция ученика понятней, поскольку я коммунист по натуре. "Кто чего заслуживает" - вопрос философский. Заслуживаем ли мы всеобщей грамотности, тёплых жилищ и вкусной еды, наконец, жизни как таковой вообще? Неизвестно.
     Но вопрос в том, кто из них прав.
     Физическим действиям нельзя научить при помощи одних только слов, если ученик настроился на чистое слушанье.
     Однако поскольку просветление - характеристика ментальная, то кажется, что и действия для его достижения должны быть сугубо ментальными. То есть чистой информации должно быть вполне достаточно для просветления.
     С другой стороны, если просветление - состояние, нуждающееся в поддержании, тогда, добытое тяжким трудом, оно будет цениться больше, чем если бы было получено даром.
     Также можно предположить, что данные рассуждения сами по себе приближают ученика к просветлению.
     Почему содержащуюся в них информацию нельзя было выложить ученику напрямую? Скорее всего, по причине, изложенной двумя абзацами ранее. Собственные рассуждения ценятся выше чужих.
Ответить С цитатой В цитатник
Dron_Shimoda   обратиться по имени Четверг, 14 Августа 2008 г. 14:04 (ссылка)
Вообще я рассматриваю притчу абстрагируясь от понятий "учитель", "просветление". Это просто красивая обертка, не более того. Мистический восточный антураж. Ничего принципиально не изменится, если написать, что подошёл начинающий бизнесмен к Джорджу Соросу и спросил "как мне заработать миллион?" В пользу этого говорит и то, что в других её вариантах было о Боге или даже исламская версия - об Аллахе. Но чем мне нравятся притчи, что благодаря их символичности, думающий человек сможет найти в них даже больше, чем было изначально заложено.

Если же поразмышлять о достижении просветления, то мне видится, что как раз ментальный путь тут тупиковый. Если бы он был возможен, то об этом писали бы книги, вроде: "Как достись просветления за 24 часа?" или "Просветление для чайников". Хотя, не сильно удивлюсь, если такие книги есть. Видел как-то "Научись рисовать как Леонардо да Винчи". Очень повеселился.

Сознание строит копию мира, только уводя от реальности, от первоначальных ощущений. Для того чтобы что-либо понять, надо привязать его к уже существующему, понятному. По цепочке доходим до неких первичных ощущений. Видимо, для просветления надо сначала получить каким-то образом эти ощущения. А без этого - это всё равно, что рассказывать слепому о красоте заката.

Но в притче есть действительно некоторая неясность в том плане, что постулируется необходимость сильного намерения. Но вот как его выработать не объясняется. Исключительно волевое усилие? Ну а если не получается или какие-то внутренние блоки этому противодействуют?
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку