В Сергиево-Посадском музее-заповеднике открылась выставка «Планета Русь» - (1)
ХУДОЖНИК АЛЛАН РАННУ. ПРОСТРАНСТВО И СВОБОДА - (2)
В ИСКУССТВЕ- "становятся чемпионами мира только те, кто этого очень хочет, а не те, кого этому научили. " - (2)
БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ. БЫТЬ АРТ-ДИЛЕРОМ. - (2)
Мастерство не является конечной точкой развития творческой личности. - (0)
6 заповедей Иосифа Бродского Гений одиночества -- Бродский ...
МАРКЕС. ПРОЩАЛЬНОЕ ПИСЬМО. - (4)Прощальное письмо Габриэля Гарсия Маркеса Если бы на одно мгновение Бог забыл, что я ...
ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК. - (2)День рождения Микеланджело Буонарроти И высочайший гений не прибавит Единой мысли к ...
ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ. ХУДОЖНИК АНТОН ЛОБОВ. РЕКОМЕНДУЮ ПОСЕТИТЬ. - (2)Дневник антон_лобов Приглашаю всеx на свою персональную выставку, которая будет проxод...
EDWARD SEAGO. АНГЛИЙСКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ 20 ВЕКА. - (2)Английский художник-импрессионист ХХ в. Эдвард Брайен Сигоу (Edward Seago) Эдв...
ИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИКОМ В. С. ТЕРЕЩЕНКО. |
Валентин Степанович Терещенко дал интервью журналу "Столичный Депутат". Где он поделился с аудиторией своими воззрениями на искусство и жизнь.
На обложке журнала картина В.С. Терещенко."Городок художников".
МЕЖДУ КАННАМИ И КАНСКОМ.
Свыше тысячи его картин находится в частных коллекциях и музеях Италии. Он слушал великого Святослава Рихтера не в зале консерватории, а в тесной комнатушке своей наставницы, сидя от мастера на расстоянии вытянутой руки. На его счету свыше сотни художественных выставок в стране и за рубежом. Он терпеть не может рестораны, но с большим удовольствием сыграет для своих гостей на балалайке или гитаре. И это все о нем, художнике Валентине Терещенко...
В советские времена любили писать и рассказывать о рабочих династиях, но почему-то забывали о творческой интеллигенции. Легче перечислить, кто в известной своими традициями семье Терещенко-Лысенко не пишет картины. Жена Любовь выросла в мастерской отца, заслуженного художника России Андрея Гавриловича Лысенко. Сын Андрей в шесть лет пошел в художественную школу. Пятилетний внук Митя на первой «персональной выставке» удивился, почему его работы не в красивых рамах, как у деда и отца.
Валентин Степанович в разговоре часто приговаривает: «У нас в Каннах!». Так в шутку он называет родной город Канск, в котором прошли его детство и юность. В последние годы вместе с женой он подолгу работает в Италии и Франции, путешествуя между Каннами и Канском.
Недавно Валентин Терещенко и Любовь Лысенко радушно встретили в своей мастерской журналистов «Столичного депутата». Разговор, как водится, пошел не только об искусстве.
- Валентин Степанович, в известной комедии «По семейным обстоятельствам» мама рекомендует великовозрастному сыну-художнику писать пейзажи старой Москвы. В вашей жизни были подобные работы?
- Да, раньше я писал такие картины, но со временем мои жанровые пристрастия изменились. Как сказал античный философ – все течет, все изменяется… Художник, как любой творец, проходит через определенные этапы творчества.
- Ожесточенные споры об архитектурном облике Москвы идут с попеременным успехом. Нужны ли современной столице гигантские небоскребы и многочисленные новоделы взамен старых купеческих особняков?
- Тяжелая и больная тема! Мало кто задумывается, что, возводя на месте старинных улочек и особняков современных монстров, мы словно гигантским стальным ластиком, собственными руками стираем нашу историю. Один взмах – и нет пары веков. Только что после себя оставим? Никто не спорит о целесообразности расширения столицы, но ведь все надо делать осторожно, не нарушая сложившегося архитектурного облика. Словно вернулось недавнее прошлое, когда надо было до основанья разрушить, а потом…
Бережному отношению к истории надо поучиться у европейцев. Нам с женой часто приходится бывать за границей. И мы видим, с каким пиететом те же итальянцы или французы относятся к застывшей в камне живописи. Ремонт выполняют так, чтобы еще больше подчеркнуть возраст строения, памятника. Не поэтому ли Рим называют Вечным городом?
И дело не только и не столько в архитектуре! Подобное отношение накладывает отпечаток на все сферы современной российской действительности. Откуда взяться душевной стабильности в жизни людей, когда сносятся старинные дома, в полном смысле памятники зодчества? И люди чувствуют это на уровне подсознания, живут одним днем!
- Иной раз народная молва приписывает людям творческих профессий оригинальность мыслей, поведения и поступков! Что это – домыслы обывателей или зависть окружающих к несомненно одаренным людям?
- Это просто увлеченность своими замыслами, идеями, задумками, мыслями. Увлеченность – вполне естественное состояние художника, писателя или скульптора! Когда человек не идет, а словно летит на крыльях, не обращая внимания на окружающую действительность. Видимо такое состояние души дает повод для подобных мыслей. Вспомните свои ощущения во время первой любви!? Примерно то же самое!
- А как насчет того, что художник иначе видит окружающий мир?
- Дело в том, что художник замечает и запоминает индивидуальные особенности предметов, объектов или явлений, на которые простой человек не обращает внимания. Своего рода трехмерное, объемное изображение вместо плоской панорамы. Вспомните разговор Шерлока Холмса и доктора Ватсона в знаменитом фильме советской постановки. Они каждый день поднимались в дом по одной и той же лестнице! Но доктор, в отличие от сыщика, так никогда и не сосчитал количество ступеней, не запомнил – какая из них издает неприятный скрип. Вот вам и особый взгляд! Я бы сказал, что художник видит мир тоньше.
- Тоньше?!
- Видит в казалось бы обыденном предмете красоту, подмечает особенности и необычность освещения, причудливые тени. Да мало ли что еще? Мастер добавляет свои ощущения в это божье создание и получается произведение. Благодаря его стараниям остальным людям становятся доступны скрытые и незаметные в ежедневной суете особенности бытия.
-Значит, особый взгляд все-таки существует?
- Скорее не взгляд, а мироощущение и восприятие!
- Известные и модные скульпторы, живописцы и архитекторы по нынешним временам весьма обеспеченные люди. Так каким же должен быть настоящий мастер – вечно голодным и недовольным жизнью или сытым и благодушным?
- Это рассуждения людей весьма далеких от искусства. Истина как всегда находится где-то посередине. Художник должен меньше думать о том, как добыть хлеб насущный и больше о том, как решить на холсте свою творческую задачу. Давайте вспомним историю. Леонардо да Винчи, Тициан, Веронезе вечно жили при дворах монархов и местных аристократов. Сурикову красноярские купцы платили пенсию. Чайковский жил на пожертвования своих поклонников. Голодный, как вы изволили выразиться, творец просто не сможет сосредоточиться на работе, на добром, вечном, красивом, не затронет своими творениями тонкие струны души человека.
Недавно довелось побывать в гостях у известного коллекционера. На стене висит гениальнейшая работа – «Завтрак на траве». Но фамилия этого художника никому не известна. Вот такая гримаса судьбы! Видимо все силы и талант ушли на сражение с жизнью.
Поэтому миф о голодном и талантливом мастере скорее на совести пишущей братии! Но именно журналисты могут сделать художника известным. Здесь как раз уместен афоризм: «Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами!»
- Каждый художник по-своему ищет атмосферу для вдохновения. Великий Рерих, например, любил горы. А что Валентину Терещенко помогает творить?
- Мне кажется, что вдохновение зависит от нашего воспитания. Мировоззрение человека формируется в детском возрасте. Потом идет только переосмысление и насыщение. Поэтому мое вдохновение – родное Отечество, малая родина, наше с вами бытие, где все близко, дорого и знакомо. Находясь за границей, во Франции, Италии или других странах, пишу только Россию.
- Кстати об Италии! Говорят там потрясающе красивое небо! Правда?
- Красивое! Но отвечу словами Сергея Есенина:
Если кликнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою».
- Какая манера письма вам больше импонирует: фотографическая точность Верещагина или расплывчатые, нечеткие контуры импрессионистов?
- Так вопрос ставить нельзя! Неправильно!
- Давайте поставим правильно!
- Невозможно сравнивать несопоставимые понятия. Каждый поет песню своим языком и все они хороши. В мире много прекрасных художников, и интересны они потому, что разные. Но самая любимая манера, моя!
- Ильф и Петров вместе писали книги, братья Райт – строили самолеты. В вашей биографии случалось совместное творчество?
- Один раз! Влиятельные и известные люди заказали семейный портрет. Позировать отказались, прислали фотографию. По ней с сыном Андреем и писали, как говорится – в четыре руки. Работали круглосуточно. Сильно устали, но работой остались довольны не только заказчики, но и мы.
- Русские художники-авангардисты начала XX века сегодня весьма ценятся на западных аукционах. Тот же Малевич со своим «Черным квадратом»…
- Каждый решает свои задачи в искусстве…
- Вам посчастливилось написать портрет Василя Быкова. Чем запомнилась встреча со знаменитым писателем?
- Где еще повстречаешь земляка как не в далеких краях? Встретились совершенно случайно в 2000 году в Италии. Смотрю и вижу до боли знакомое лицо. Василь шел с женой. Поздоровались, разговорились. Напомнил ему о нашей первой встрече в Минске. Он переживал нелегкие времена. Из Белоруссии вынужден был уехать, жил в Финляндии, Чехии, Германии. Издатель не заплатил гонорар за изданную книгу. И тогда я предложил написать портрет, который отправлю в один из белорусских музеев. Василь Быков старательно позировал четыре дня, читал мне отрывки из последнего произведения, рассказывал о своей жизни. Мне показалось, что он тяготится жизнью за рубежом. В голосе, в интонациях, между строк, проскальзывала обида.
- В собрании одного из итальянских музеев находится ваша картина «Из детства». Это некий собирательный образ или полотно писалось с натуры?
- Родные Канны, город детства – Канск…
Беседовал Дмитрий Левинский. Фото Анвара Галеева и из семейного архива Валентина Терещенко.
Картины художника В.С. Терещенко смотрите на
http://lyssenko.ru/component/option,com_true/Itemid,34/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/
Серия сообщений "MY FAVORITES":
Часть 1 - MY FAVORITES
Часть 2 - САРДЖЕНТ, ДЖОН СИНГЕР (Sargent, John Singer) (1856–1925)
...
Часть 11 - ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Чёрный кофе - Пылает за окном звезда
Часть 12 - ХУДОЖНИК ФЕШИН.Н.И. МЫСЛИ ОБ ИСКУССТВЕ.
Часть 13 - ИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИКОМ В. С. ТЕРЕЩЕНКО.
Часть 14 - НОВЫЕ КАРТИНЫ ХУДОЖНИКА В.С.ТЕРЕЩЕНКО
Часть 15 - РОССИЙСКИЙ ИМПРЕССИОНИСТ А.Г. ЛЫСЕНКО (1916-2000)
...
Часть 30 - ХУДОЖНИК А.Г. ЛЫСЕНКО (1916-2000). АВТОПОРТРЕТ.
Часть 31 - КАРТИНА ДНЯ. НЕКРАСОВ. В.И.
Часть 32 - ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |