-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Drakonn

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.11.2006
Записей: 2857
Комментариев: 10905
Написано: 19593


Выборка фотографий из отчетов за июнь-июль 1944 г.

Понедельник, 12 Апреля 2010 г. 09:27 + в цитатник

Любителям истории и техники хорошо известны залежи фотографий времен войны, продаваемых на аукционах типа e-Bay. В основном снимки по 1941 г.: битые и брошенные Т-35, БТ, Т-26, КВ, Т-34, самолеты, грузовики итп. В Красной армии фотографирование на фоне битой техники противника не было распространено. Просто в силу меньшего количества фотоаппаратов на руках у населения. Плюс сложности с проявкой и печатью. Немцы, насколько я знаю, просто отправляли пленки в тыл в коммерческие мастерские, где им печатали снимки. В основном у нас снимали военные корреспонденты. Что, понятное дело, несколько ограничивало ассортимент и количество фотографий. Опять же привязка к местности чаще всего мутная. Осели они в РГАКФД что в силу бесстыжих расценок архива на копирование и неважного каталога снижает их доступность и возможности публикации.

Однако была в Красной армии группа, имевшая доступ и к фотоаппаратам, и к проявке с печатью. Это летуны. В авиасоединениях регулярно занимались аэрофотосьемкой, да и панорамными фото не брезговали. Периодически летуны ездили на места боев и смотрели на результаты своей работы с попутным фотографированием. Часть этих фотографий осела в ЦАМО в фондах воздушных армий. Фотографии у них надо сказать, совершенно неполиткорректные. Мертвые оккупанты встречаются сплошь и рядом. Т.е. стоит на дороге Штуг, а рядом с ним труп с оторванной башкой. Предлагаю небольшую выборку фотографий из отчетов 1 ВА(3-й БФ) и 4 ВА(2-й БФ) за июнь-июль 1944 г.

Типичная картина разгрома 1944 г. Отходящие немецкие колонны в Белоруссии интенсивно долбили с воздуха, причем практически безнаказанно - потери воздушных армий(по крайней мере 1 ВА и 4 ВА) - смехотворные. Это привело к появлению обширных кладбищ из брошенных и сожженных автомашин, тягачей и даже бронетехники.




Очень похоже на 1941 г. у нас, не правда ли?

Такие картины тянулись километрами:




Бочки, кстати, довольно часто попадаются на снимках. Канистры - нет. Возможно специфика пехотных частей ГА "Центр", которые окучивались в Белоруссии.

Штуг на переправе. В сопроводительном тексте есть история этого снимка. Шла колонна, в которой был один Штуг(опознанный летчиками как "танк"), Штуг въехал на мост как раз в момент атаки Ил-2. Мост был разнесен в щепки, см. снимок. В общем случае, конечно, вряд ли самоходку смогли убить с воздуха, а так она осталась висеть на обломках как живая. Запертую у разбитого моста колонну разгромили. Дело было у речки Бася.




Пленные.
Люди удивлялись количеству советских пленных в 1941. Вот аналогичная картина по 1944 г. - колонна немецких пленных, уходящая за горизонт, у Витебска.




"Куда улетели геринговские орлы?" Авиации у немцев в Белоруссии в 1944 г. было немного, но попадается. Этот "фоккер" с аэродрома под Минском, видимо какой-то из штурмовых частей 6-го воздушного флота.




Далее 16 ВА 1-го Белорусского фронта. При изучении материалов в голове вертелось "В Бобруйск, жывотное!". В общем немецкая 9 А под Бобруйском подверглась двум ударам по сходящимся направлениям. Сходились они как раз к Бобруйску. Когда ситало понятно, что фронт не удержать, окружаемые немецкие части бросились к Бобруйску по Жлобинскому и Рогачевскому шоссе и переправам через Березину на шоссейном мосту у этого города. Отходившие по шоссе колонны сразу стали целью "пешек", "бостонов" и "илов" 16-й воздушной армии. Лесисто-болотистая местность движению вне дорог не особо благоприятствовала и немцы сгрудились вдоль дорог. Ситуация резко поплохела, когда 27 июня 1944 г. к стыку двух шоссе вышел советский 9-й танковый корпус. В обшем ситуация практически идентична Белостокскому котлу июня 1941 г., когда 10-я армия вытянулась вдоль шоссе Волковыск-Зельва и под ударами авиации пыталась прорваться через Зельвянку.

В 1944 г. так же наказали немцев. На шоссе образовались огромные пробки, которые непрерывно атаковалсь с воздуха. Вот общая панорамка. В кадр попала САУ типа Хуммеля(слева), "ахт-ахт", Pz.IV(в центре) и автомашины разных типов.




Еще одно фото с Жлобинского шоссе. В отчете 16 ВА сказано, что это "участок от д.Титовка на юг, размером 500мХ2000м":




У Штуга вырвана крыша, я бы не исключил, что это результат попадания ПТАБов с Ил-2 с последующей детонацией боекомплекта. В один кадр все битое не попало, вот продолжение картины с этого фото, там еще и обочины завалены:




Всего фотографы 16 ВА насчитали на этом куске шоссе 30 танков(видимо Штуги тоже пошли как танки) и 250 автомашин.

Под раздачу попадала и боевая, и вспомогательная техника. На этом снимке видим полугусеничник, Мардер поздних серий и Флакфирлинг на полугусеничнике:






Вообще авиация работала практически безнаказано. Т.е. в некоторых полках небоевые потери самолетов были больше, чем боевые. Еще запомнился эпизод, характеризующий борьбу с "рамами". Два Ла-5 атакуют одинокую "раму". Боекомплект на каждую машину, напомню, 340 снарядов к 20-мм пушке. "Рама" отчаянно маневрирует и отстреливается. "Лавочкины" выпускают по ней 650 снарядов, но в итоге убивают стрелка и сбивают самолет. Однако в горячке боя один из пилотов не замечает, что пуля с "рамы" пробивает ему колесо основной стойки шасси. При посадке Ла-5 капотирует. Пилот отделывается ушибами, самолет - под списание. Вот такая "потеря".

Поскольку на шоссе творилось нечто, часть немецких подразделений поехали к мосту через Березину вдоль железной дороги. Однако здесь, на подходе к мосту их тоже ждало опыление советской авиацией. Вот два фото из этого района:







Т.е. гансам в "Багратион" реально устроили страшный погром с воздуха, сравнимый, а то и превосходящий происходившее в 1941 г.

Рубрики:  Все о России
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку