-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dr_Jack

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) V_A_M_P_I_R_E _СТРАНА_ЧУДЕС_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.10.2004
Записей: 851
Комментариев: 331
Написано: 1346


Молот ведьм - средневековое пособие инквизиторам

Среда, 11 Апреля 2012 г. 11:04 + в цитатник
Цитата сообщения Эльдис

Молот ведьм - средневековое пособие инквизиторам.
 

book (250x307, 17Kb)

Один из длиннейших постов, мало кому, я думаю, интересный. На изучение сего трактата я потратила несколько дней, закончив его — вздохнула с облегчением, с радостью вернувшись от варварства церковной инквизиции к просвещённому Виргилию, которого читаю по вечерам. Но выдержки из «Молота ведьм» я оставляю в своём дневнике, который так же и моя записная книжка. И я думаю, что возможно кому-то, кто всё же не решится на длительное изучение «Молота ведьм», могут показаться мои выдержки полезными. Ссылки на первоисточник не привожу, так как цитирую из своих архивов.

 

«Молот ведьм» не представляет никакого интереса с точки зрения демонологии, но интересен с точки зрения изучения развития человеческого общества, его представлений о том или этом, точнее представлений некоторой части этого общества. Хотя едва ли к этой части общества применимо слово «развитие», но кто знает... Два монаха демонстрируют абсолютное жёноненавистничество, не оставляющее сомнений в отношении их собственной природы.

 

«Молот ведьм» является пособием для инквизиторов, подробно описывающим как выявить ведьму и как пытать и как приговорить и не дать пути к апелляции. Первые две части «Молота ведьм», не смотря на его мрачную славу — заставляют больше смеяться, чем содрогаться, и только в третьей части маски сброшены и «дурак» оказывается «злодеем» — тем, км он и являлся от и до. Третья часть оставляет тягостное чувство мрачной безысходности.

 

В дальнейшем весь мой текст будет написан курсивом, а цитаты — обычным шрифтом. Мой текст заключает в себе иногда краткое содержание прочитанного, иногда — просто мои короткие мысли по поводу...

Яков Шпренгер и Генрих Крамер."Молот Ведьм"("Malleus Maleficarum")

"Молот ведьм" или "Hexenhammer" (1-е ,,.., 1486г.)

 

Он был общеобязательным кодексом, объединявшим древние легенды о черной магии с церковной догмой о ереси. Его авторы стремились воплотить в действие библейское указание: "Не оставляй ворожеи в живых" (Исход, 22,18) Известно, по крайней мере, 16 немецких, 11 французских, 2 итальянских и несколько английских изданий (преимущественно поздних - 1584, 1595, 1604. 1615, 1620, 1669 гг.).

 

Трактат написан двумя германскими монахами, доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером (латинизированный вариант имени — Генрикус Инститорис) и Якобом Шпренгером, впервые опубликован в городе Шпайере в 1486 г.

 

Крамер начинал свою деятельность в Тироле, где возбудил к себе сильную враждебность со стороны местного населения. Чтобы обосновать охоту за ведьмами, он уговорил одну распутницу спрятаться в печи, притворившись, что там поселился дьявол. Ее голос обвинил многих людей, которых Крамер жестоко пытал. В конце концов епископу Бриксенскому удалось изгнать Крамера.

 

Однако это не помешало ему в дальнейшем написать сей труд, послуживший основанием для дальнейших страшных тотальных событий.

 

Совместный труд двух друзей-инквизиторов одобрен официальным письмом богословского факультета Кельнского университета от 1487г.

 

Однако документ, утверждающий официальное одобрение был не вполне удовлетворительный, его подписали лишь четыре профессора из всего университета, при том их одобрение касалось только некоторых пунктов.

 

Выдержки из первой части трактата:

 

По своей логической бессмысленности и невежественности это просто фантастика!!!

 

«Далее. Нам известно, что бесы действуют лишь через посредство искусственных мероприятий, а ими нельзя изменить действительного облика", "Вот почему и бесы, которые работают искусственными средствами, не создают действительных свойств здоровья или болезни. Если же изменение здоровья имеет место, то это зависит от каких-либо других, скрытых причин, находящихся вне воздействия бесов и ведьм" И тут же:

«Еще более искажается смысл канона теми, которые делают выводы, будто только в воображении они могут обворожить и наслать порчу или болезнь"

 

«На земле не существует колдовских действий. Доказательство: "если бы таковые существовали, то это было бы делом рук дьявола" и тут же продолжение предложения: "Утверждать же, что бесы могут производить телесные превращения или им препятствовать, не является правоверным, так как в таком случае они могли бы разрушить весь мир"

"Далее. Всякое изменение тела, будь то болезнь или здоровье, сводится к перемещению веществ в пространстве. Это явствует из физики. Сюда относится прежде всего движение светил небесных" – и эти люди жгли Коперника за инакомыслие...

 

«Как неправильно думать, что предположенная власть дьявола воздействует на творения бога, так и невозможно верить, что творения и дела бога могут быть изменены руками дьявола, как в отношении людей, так и животных" – это в трактате где авторы доказывают, что неверие в колдовство — ересь и где чётко регламентируют как изобличать и карать колдунов и ведьм...

 

«Что подчинено телесным законам, то не обладает силой воздействия на телесные существа. Бесы подчинены силам воздействий. Это явствует из того, что некоторые заклинатели при вызывании бесов обращают внимание на определенное положение звезд. Отсюда следует, что бесы бессильны воздействовать на телесные существа. Еще меньше имеют эту возможность ведьмы» «Демоны не могут, преобразуя тело, находиться внутри них, а тем паче в душе и возбуждать там любовь и ненависть. Ведь у них по природе больше власти над телом, чем над духом» - кажется, логика и здравый смыл вообще не свойственен мышлению авторов. В долгих препирательствах сама с собой, книга наконец приходит к вывод относительно того, могут ли демоны прямым образом воздействовать на телесные формы:

«Душа занимает низшую ступень среди духовных субстанций. Душа поэтому не может перемещать тела, если оно ею не оживлено. Не так у демонов, у которых даже физической силы гораздо больше, чем у человека. В-пятых. Прикосновение демона к семени или к какому-либо другому телесному предмету не является прикосновением телесным, а прикосновением виртуальным, т. е. таким, которое имеет силу действия в потенции. Тело, перемещаемое в пространстве, не превосходит соразмерности сил демона»

 

Дальше идут ссылки на авторитетные источники, которые сами по себе являются доказательством существования колдовства, и к тому же дающие точные указания на то, как поступать в таких случаях:

«Наконец, зачем нужно было канонистам столь рьяно предлагать различные наказания за чародейства, если бы последние были нереальны?»

«Это явствует также из гражданского права Ацо (в своей сумме о 9-й книге "Кодекса", отдел о ведьмах 2 post 1. Cornelia de sicar et homicid) говорит: "Надо знать, что все те, которые называются в народе колдунами, а также и те, которые занимаются кудесничеством, заслужили смертную казнь" (I nemo с. de maleficis).» «Законы предписывают далее, чтобы каждый допускался к возбуждению обвинения этих преступников, как это и находим в каноне с. in favorem fidei, lid 6 de haeresi. Там говорится: "К подобному обвинению допускается всякий, как и при обвинении в оскорблении величества" «Чье преступление доказано, но кто, несмотря на это, отрицает свою вину. тот предается пыткам. Его тело разворачивается железными пыточными когтями, и он терпит, таким образом, соответствующее наказание за свои проступки (Cod. с. I, I si ex etc). Прежде такие преступники предавались двоякому наказанию: смертной казни и разрыванию тела пыточными когтями или выбрасыванию на пожирание диким зверям. Теперь же они сжигаются, потому что эти преступники - женщины. Всякое содействие им запрещено».

 

Далее идёт в таком же примерно роде рассуждение о том, является ли колдовство Божиим попущением или нет, какая его часть, и т.п. А затем — какой грех более тяжкий, а какой менее, и что грехи следует взвешивать.

 

В первой части так же доказывается, что сыновья должны наказываться за грехи отцов, тому приводится и доказательство:

 

«Сыновья представляются до известной степени вещами своих отцов, а рабы и скот - представляются вещами своего хозяина. Так, сыновья временами наказываются за вину своих отцов», «одна похороненная женщина постепенно проглатывала свой саван в гробу и что чума до тех пор не прекратится, пока женщина эта полностью не проглотит савана. После совещания местных властей могила женщины была разрыта. Присутствующие увидели, что уже почти половина савана была проглочена трупом. Когда староста это увидел, он вытащил, в возбуждении, меч, отрубил трупу голову и выбросил ее из могилы, после чего чума тотчас же прекратилась. При последовавшем инквизиционном процессе обнаружилось, что женщина эта в продолжение долгого времени была кудесницей и чародейкой. Власти не преследовали ее. Значит, с божьего попущения, грехи этой женщины пали на невинных, которые и понесли за нее наказание»

 

Далее идут наставления о том, как надо проповедовать о существовании колдовства и что отвечать тем, кто возражает.

 

И уже прямо в первой части значится:

 

«вследствие сильного душевного напряжения происходят изменение и перемещение в элементах тела. Это изменение происходит главным образом в глазах, и из них происходит излучение. Таким образом глаза заражают воздух на определенное значительное расстояние. Отсюда - новые и чистые зеркала становятся тусклыми при смотрении в них женщин во время месячных очищений, как это и указывается Аристотелем (о сне и бодрствовании). Если душа неудержимо клонится ко злу, как это бывает в особенности у женщин, то это происходит, как нами ранее указано. Их взгляд ядовит и несет порчу. Главным образом он вредит детям, обладающим нежным телосложением и впечатлительностью»

 

Далее ставится вопрос: Могут ли быть порождены люди инкубами и суккубами? И идёт рассуждение о том, могут ли демоны переносить семя по своему усмотрению или нет, при этом авторы склоняются точно то к одному, то к другому...

В конечном итоге вывод таков:

 

«При подобном зачатии демонам дана возможность лишь местного перемещения семени, а не самого оплодотворения», при том «рожденное дитя не является ребенком демона, а ребенком человека».

 

Любопытно, что св. Августин в своем "О граде божием" (3, 2) говорит: "Оставим без ответа вопрос о том, могла ли Венера от соединения с Анхизом родить Энея. Ведь подобный вопрос ставится и в Священном Писании, именно о том, породили ли падшие ангелы и дочери человеческие гигантов, т. е. чрезвычайно больших и сильных людей, которыми была полна земля". А в кн. 5, гл. 23, и так же: «говоря о следующем месте Бытия: "Сыновья божьи, т. е. Сифа, увидели дочерей человеческих, т. е. Каина", и утверждает, что здесь речь идет не только об инкубах. Об этом сообщает уже ранее упомянутая глосса следующее: "Не является недостоверным, что не о людях говорится в Писании, а об ангелах или неких демонах, восхотевших женщин и породивших гигантов" — то есть извесное место в Библии, где говорится о связи между сыновьями божиими и дочерями человеческими они трактуют именно буквально, что от неких сущностей и человеческих женщин имелось потомство.

 

О различных демонах:

 

Слово дьявол (diabolus) происходит от "dia" (т. е. duo, два) и "bolus" (т. е. morsellus, укус, смерть), В переводе с греческого слово это обозначает "замкнутый в темницу". Он носит также имя Belial, что значит "безъяремный", "без хозяина", Также и Beelsebub (Вельзевул) называется он, что в переводе значит - "муж мух". Ему дается также имя Satanas (сатана) и Behemoth, т. е. зверь, демон блуда и князь инкубата и суккубата называется Asmodeus (Асмодей), а в переводе - "носитель суда", Демон заносчивости называется Lewiathan (Левиафан), т. е. "добавление", Демон скупости и богатства носит название Mammon (Маммон)

 

О женщинах:

 

«Почему женщины более склонны к колдовству? Относительно первого пункта, а именно, почему среди немощного пола так много ведьм, у нас есть, кроме свидетельств Священного Писания и людей, заслуживающих доверия, еще житейский опыт».

 

«Иоанн Златоуст в поучении на евангелие Матфея (гл. 10) увещевает: "Жениться не подобает. Разве женщина что-либо иное, как враг дружбы, неизбежное наказание, необходимое зло, естественное искушение, вожделенное несчастье, домашняя опасность, приятная поруха, изъян природы, подмалеванный красивой краской? Если отпустить ее является грехом и приходится оставить ее при себе, то по необходимости надо ожидать муку. Ведь отпуская ее, мы начинаем прелюбодеять, а оставляя ее, имеем ежедневные столкновения с нею"

 

«мы должны сказать, после точной проверки материала, что женщины имеют недостатки как в душе, так и в теле, и что нет ничего удивительного в том, что они совершают больше позорных деяний"

 

"Уже при сотворении первой женщины эти ее недостатки были указаны тем, что она была взята из кривого ребра, а именно - из грудного ребра, которое как бы отклоняется от мужчины. Из этого недостатка вытекает и то, что женщина всегда обманывает, так как она лишь несовершенное животное"

 

"Таким образом слово "Femina" значит имеющая меньше веры. Ведь у ней всегда меньше веры. Это зависит от ее естественной склонности к легковерию"

 

"мы можем с полным правом утверждать вместе с Катоном: "Если бы мир мог существовать без женщин, мы общались бы с богами""

 

"Валерий писал Руфину: "Ты не знаешь, что женщина - это химера, но ты должен знать, что это чудовище украшено превосходным ликом льва, обезображено телом вонючей козы и вооружено ядовитым хвостом гадюки. Это значит: ее вид красив, прикосновение противно, сношение с ней приносит смерть"."

 

"Ее другое свойство - это голос. По природе женщина лжива. Она лжива и в разговоре. "

 

"Такова женщина, на которую горько жалуется церковь и о которой Экклезиаст (гл. 7) говорит следующее: "Я нашел, что женщина горче смерти, она - петля охотника. Ее сердце - тенета, а ее руки - оковы. Кто угождает богу, тот ее избегает. Грешник же будет ею уловлен". Она горче смерти, т.е. дьявола. Она горче смерти, т.к. смерть естественна и уничтожает только тело. Грех же, начатый женщиной, умерщвляет душу через лишение благодати божьей, а также и тело в наказание за грех. Она горче смерти, т. к. смерть тела - явный, ужасный враг. Женщина же - скрытый, льстивый враг"

 

"По словам Авиценны ("О душе"), человек имеет пять внутренних чувств: общее чувство, фантазию, воображение, суждение и память. Святой Фома насчитывает только 4 таких чувства, ибо он считает воображение и фантазию за одно. Говорят, что фантазия - хранилище образов. Может показаться, что это память. Но надо указать на то, что фантазия - хранилище воспринятых форм. Память же - хранилище суждений, не воспринимаемых внешними чувствами"

 

"любовные исступления не могут быть делом рук только, ведь без вмешательства дьявола в следующих случаях: 1) Когда жена искушаемого красива и уважаема, а его возлюбленная обладает противоположными качествами. 2) Когда несчастного нельзя отвратить от его греховной любви ни побоями, ни словами увещевания. 3) Когда, не обращая внимания на трудности пути и на позднее время и не имея силы себя сдержать, влюбленный бежит к предмету своей гибельной страсти"

 

Далее идёт описания того, как демон может препятствовать соитию, при том скаладывается впечатление, что авторы вдруг забыли о том, что само соитие — есть грех, и что демон должен был бы напротив, всячески содейтсвовать...

Далее

Интересный момент: «А так как теперь мы заняты обработкой материала морального порядка, то нет необходимости слишком подробно останавливаться на различных доказательствах и объяснениях".

 

"нужно различать в свою очередь двоякое: порождение совершенных существ, как, например, человека, осла и т. п., или порождение несовершенных существ, как, например, змеи, лягушки, мыши и т. п. Эти существа называются несовершенными, потому что они могут происходить из гнили"

 

Впечатление такое, что авторы используют в качестве доказательств всяческие полулегендарные события, беспорядочные толкования имеющих вес в Церковном мире людей и даже вовсе байки и анекдоты...Они перетолковывают изречения Катона, тексты Гомера на свой лад, на уровне почти что дикарей...

 

«сообщается также Григорием Великим в его первом "Диалоге", где он говорит об одной монахине, поевшей салату, предварительно не перекрестившись, и ставшей поэтому одержимой, но излеченной святым отцом Эквицием"

 

"Ведь тело имеет двоякие границы: границы количественные и границы по сущности. Когда добрый или злой ангел действует в пределах человеческого тела, то он действует в пределах количественных границ тела и оказывает влияние на количественные силы"

 

О превращениях:

«Каким образом ведьмы придают людям облики зверей? ...Во-первых, неверно толкование многих ученых (о, если бы это были действительные ученые!) канона Episcopi (XXVI, 5) относительно указанного превращения. Это неправильные толкователи доводят дело до того, что некоторые не стесняются утверждать в своих публичных докладах, что подобные превращения ни в коем случае не могут иметь места, будь то с помощью демона или без оного. Это очень вредит правильности веры»

 

«Этот бес начал с того, что стал ночью побуждать и манить к прелюбодеянию одну знатную женщину, лежавшую в постели, а затем стал действиями возбуждать ее к скверне. Когда она закричала, бес, во образе святого епископа, спрятался под ее постель. Найденный там, он стал лгать, называя себя епископом Сильваном» - не прелесть ли?)))

 

Далее разнообразные чуднЫе умозаключения, например:

 

«Имеется известное затруднение в том, считать или не считать возможным наслание ведьмами проказы и эпилепсии. Ведь эти болезни обычно возникают из-за предрасположения к ним и из-за недостатков внутренних органов»

 

«Одна замужняя и всеми уважаемая женщина явилась к инквизиторам и дала следующее показание: "Позади моего дома,сказала она,- у меня имеется сад, прилегающий к саду моей соседки. Однажды я заметила, что кто-то истоптал мои грядки с овощами. Следы шли из сада соседки. Стоя перед калиткой к овощным грядкам, я ...» - мотивы многих заведённых дел против «ведьм» кажется ясны?..

 

Следующая глава — о повивальных бабках, а по сути о том, как успешно мужья избавлялись от своих только что родивших и неугодных жён, а заодно и дочерей от них, если такие были, обвиняя их в колдовстве.

 

Далее о животных:

 

«Апостол говорит: "Разве бог заботится о волах?". Этим он хочет сказать, что хотя все и совершается по божьему провидению, как в мире людей, так и в мире животных, но он мерит оба этих мира двумя мерами, больше всего заботясь о людях».

 

А так же рассказ о том, как под пыткой женщина созналась в колдовстве и указала на другую такую же ведьму, и таких случаев конечно очень много.

 

В главе 16 признаётся, что колдавать могут и мужчины. Это главным образом стрелки-клдуны и те кто заговаривает оружие и добивается неуязвимости. Примеры колдовства приводятся.

 

На вопрос, нужно ли пытаться снимать «околдование» или оставить всё как есть, надеясь только на Бога — авторы считают единственно верным второе. «Значит, если бог сам не вступится, то недопустимо никаким образом самим искать избавления от чар» Но Церковь берёт на себя функцию экзорцизма, если речь идёт о «бесноватости».

Единственное, что дозволено Церковью против колдовства: «возможный случай имеет место при обстоятельствах, подобных вышеописанному, когда женщины бьют подвешенное над огнем ведро с молоком, чтобы ведьма, которая уменьшила удой молока коровы, получила от дьявола удары, наносимые подвешенному ведру» Или так: «Выпуская корову на улицу, ее бьют, приговаривая, может быть, те же слова, что и при ударах молочного ведра. Корова тогда скачет прямо к дому ведьмы и, громко мыча, рогами своими бодает дверь этого дома».

 

Далее:

«Упомянутый ученый рассказывает, что ведьмы, как известно из рассказов и опыта, дают показания; что, взятые под стражу представителями государственного правосудия, теряют искусство своего колдовства»... - ну ясное дело, как не сознаться во всём что потребуют, да и как не потерять колдовство, и не имея такового...

 

«Когда он хотел через своих слуг задержать колдуна по имени Стадлина, их руки начали так дрожать и в их носы пахнуло столь ужасным зловонием, что они начали уже сомневаться, в состоянии ли они броситься на колдуна. Тогда судья приказал им: "Спокойно набросьтесь на несчастного, потому что он, настигнутый общественным судом, тотчас потеряет все силы своей злобы". Конец истории и подтвердил это: он был пойман и сожжен за многие колдовские деяния» - ну ясно, от тсраха в штаны наложили перед «колдуном», а потом сожгли конечно же невинного человека...

 

«Но есть еще много других случаев, которые встречаются нам, инквизиторам, при исполнении службы инквизиции; если бы мы осмелились их рассказать, то конечно увлекли бы читателя до удивления»

 

«некая благочестивая женщина, по женскому обычаю, сильно поспорила с другою, заподозренною в колдовстве; ночью, когда она клала грудного младенца в колыбель, то вспомнила, что произошло у нее днем с заподозренной ведьмой; опасаясь за ребенка, она положила на него священные травы, окропила его также святою водой, положила ему в рот немного освященной соли, оградила его крестным знамением и заботливо привязала колыбель. И вот около полуночи она услышала плач ребенка и по обыкновению хотела ощупать его и покачать колыбель, находившуюся около ее кровати на той же высоте; колыбель она действительно покачала, но ребенка ощупать не могла, потому что его там не было; дрожа и громко рыдая, бедная зажгла свет и нашла плачущего ребенка в углу под кроватью невредимым. Отсюда можно сделать вывод в том, какая сила заключается в церковных заклинаниях против козней дьявола» - доконали ребёнка до того, что он с колыбели свалился, и хоть бы что...Стукнулся ребёнок головой, а после стал быть может инквизитором или «учёным»...

 

«Илия, движимый чувством милосердия, собрал в монастыре триста женщин и руководил ими. По прошествии двух лет, имея 35 лет жизни, он испытал искушение плоти и бежал в пустыню, где на два дня постился и молился, говоря: "Господи или убей меня, или освободи меня от этого искушения". Вечером на него нашел сон, и он видит, к нему подошли три ангела и спрашивают, почему он бежал из девичьего монастыря; так как по стыдливости он не осмелился ответить, ангелы сказали: если ты будешь освобожден от искушения, вернешься ли ты обратно и возьмешь заботу о женщинах? Он ответил: "Охотно". Тогда они взяли с него клятву и оскопили его. Ему казалось что один ангел взял его за руки, другой за ноги, третий взял нож и вырезал его яйца; это не было действительно, но так ему показалось; и когда они спросили, чувствует ли он облегчение, он ответил: "Весьма большое облегчение".» - без комментариев... Так же: «явились к нему два ангела и сказали: "Вот мы опоясываем тебя, по божьему повелению, поясом целомудрия, который не может быть развязан никаким последующим искусом; чего нельзя достичь усилием человеческих заслуг, то дается милостью бога, как дар". Таким образом он почувствовал пояс, то есть ощущение пояса, и с криком проснулся. После этого он почувствовал себя одаренным такой силой целомудрия, что с этого времени получил отвращение ко всякому удовольствию, так что без необходимости он не мог говорить с женщинами...»

 

В других же отрывках позднее мы видим, что тоже самое делают ведьмы и это наоборот плохо:

«как ведьмы лишают мужчин полового члена; следует иметь, однако, в виду, что не в действительности они отнимают у человеческого тела член, но чародейским искусством только скрывают его, как установлено выше в соответствующем месте. В городе Равенсбурге один юноша был привязан к девушке, но когда захотел бросить ее, то чародейственным образом потерял мужской член, так что не мог видеть его и чувствовал лишь гладкое тело. Он опечалился». - тут уже вспоминается Гоголевский «Нос», у каждого, видимо, свои проблемы...

«Наконец, что нужно думать о тех ведьмах, которые такие члены в большом количестве, до двадцати или тридцати членов зараз, скрывают в птичьем гнезде или ящике, где они движутся, как живые, и принимают пищу, что многие видели и что повсеместно известно?» - действительно, что нужно думать??

«Некто рассказывал, что когда он потерял член и обратился за восстановлением своего здоровья к ведьме, та приказала ему подняться на дерево и из находившегося там гнезда, в котором лежало большое количество членов, взять себе один. Когда тот хотел взять из них один побольше, ведьма сказала: "Нет, этот не тронь,- и при этом добавила,- он принадлежит одному попу"».

 

Часть 2.

Первые главы крутятся всё вокруг инкуббов и суккубов и околдования полового соития, так что видно, что авторы этим сильно озабочены. Всё те же примеры и случаи, что и в первой части.

В 4 главе описывается случай, рассказанный рыцарями ордена иоаннитов из Иерусалима:

«В городе Саламисе, находящемся в Кипрском королевстве, одна женщина продала некоторое количество яиц иностранному юноше, который закупал себе провизию для дальнейшего путешествия на корабле. На берегу около корабля он съел несколько штук этих яиц». После он превратился в осла, был изгнан с корабля и вернулся к колдунье, где работал 3 года как вьючное животное. Потом: «На четвертый год подобной жизни указанный юноша, в виде осла, шел вслед за ведьмой в город. По пути ему повстречался храм, где в это время происходило поднятие тела Христова. Он сел на задние копыта и сложил передние, как бы для молитвы, на паперти, стремясь получить исцеление, но боясь ударов в случае своего появления в церкви. Генуэзские купцы, видевшие это, направили в суд и осла, и ведьму»

 

Далее идёт повестовование о «дозволенных и недозволенных экзорцизмах», всё что не от Церкви — не дозволено.

 

Чего нельзя (ничего нельзя): «Во Второзаконии же (гл. ХХII) читаем: "Мужчина не должен одеваться в женское платье и наоборот". Ведь так поступали одни для почитания богини Венеры, а другие - для почитания бога Марса и Приапа», «На том же основании бог запретил толковать сны и прорицать будущее по птичьему полету, а также предписал, чтобы мужчина или женщина, в которых обитает пифонический дух, были умерщвлены» «Все это воспрещено богом, т. к. подобное возбуждает подозрение в духовном блуде. Поэтому и мы, проповедники и пастыри душ, должны указывать на то, что нет жертвы более приятной богу, чем усердие в заботе о душах...Это искоренение - последнее средство церкви, к которому она обязана прибегнуть...»

 

Часть 3.

После описания различных женских мщений с помощью колдовства идёт речь о самых сильных ведьмах, которые пожирали детей. Много всяких примеров, между ними всё то, что поведала на допросе одна девица, и поведала она очень многое...

 

О дознаниях:

 

«Один молодой человек был схвачен вместе со своей женой ведьмой и был заключен отдельно от нее в особой башне; он сказал бернскому суду: "Если бы я мог получить прощение за мои преступления, то я бы охотно открыл все, что знаю о колдовстве, так как вижу, что мне должно умереть" Когда он услышал от присутствующих ученых, что он может получить прощение, если он искренно покается, то радостно пошел на смерть и рассказал о средствах первичной заразы» «Таким образом были совращены я и моя жена, которая, я думаю, будет столь упорна, что скорее вынесет огненную смерть, чем сознается в малейшей истине»

 

«некоторые ведьмы, несмотря на какие угодно, даже самые мучительные пытки, не сознаются ни в чем, тогда как другие при допросе легко признают все свои преступления. Равно также, почему некоторые, после того как сознались стараются покончить жизнь самоубийством».

 

«Опыт часто нас учил и из признания всех тех, которых мы сжигали, ясно было, что они не добровольно совершали колдовские поступки; в этом они признавались не в надежде освобождения, так как истина обнаруживалась, благодаря ударам и побоям, полученным ими от демонов, когда они не слушались их указаний; очень часто лица их можно было видеть опухшими и синеватыми. Наша практика также установила ту истину, что после того, как под пыткой они сознавались в преступлениях, они всегда стремились покончить свою жизнь самоубийством. Поэтому, как только они сознаются, каждый час к ним посылаются сторожа, наблюдающие за ними; иногда по небрежности охраны находят ведьм повесившимися на ремне или на платье»

 

Просто пара цитат:

 

«Августин в книге "О природе демонов" указывает семь причин, на основании которых демоны довольно хорошо предсказывают будущее; наверное, конечно, они его знать не могут. Во-первых, они сильны природною остротою ума, потому что они мыслят без суждений (не дискуссионно), что необходимо для нашего мышления»

 

«В Базельской епархии, в деревне, расположенной на берегу Рейна, по имени Обервейлер, был почтенный приходский священник...Однажды, когда он спешил по делам, он, переходя через мост, встретил к несчастию одну старуху, которую при входе на мост не хотел пропустить вперед; случилось так, что к несчастью он толкнул ее в грязь» - и далее о её мести и о том, как она призналась перед смертью.

 

«канон Episcopi, в котором сказано: "Не должно также оставлять без внимания и того, что некоторые преступные женщины, совратившиеся сатаной, становясь жертвами демонского мороченья, верят и утверждают, будто они ночною порой скачут на разных зверях с Дианой, языческой богиней, или с Иродиадой и с бесчисленным множеством других женщин, и будто они проносятся таким образом в ночном безмолвии через необозримые пространства, повинуясь во всем велениям богини и т. д» - интересно как это перекликается с Безумной Охотой в ночь Самайна, когда восстаёт воинство сидов на ночную охоту. Здесь же речь идёт о женской охоте с Дианой.

 

«внушать священникам необходимость проповедовать народу, что ведьмы именно летают так же и телесно, как и в фантазии, что открывается из их собственных признаний, и не только тех ведьм, которые были сожжены, но также и тех, которые, раскаявшись, обратились к вере».

 

Интересные наблюдения: «Чтобы действительно разговаривать, требуются три вещи, именно: во-первых, легкие с втягиванием в себя воздуха; легкие необходимы не только для голоса, но и для охлаждения сердца, поэтому также и немые нуждаются в дыхании» - это по поводу возможностей демонов, лишённых физического тела... «Во-вторых, требуется удар некоего тела в воздухе примерно такой, от которого получается звук...В-третьих, требуется голос; можно сказать, что звук неодушевленных тел у одушевленных называется голосом: язык при вдыхании и выдыхании воздуха ударяет в инструмент и сосуд, данный от бога и живой от природы» «Демоны лишены легких и языка, однако они могут иметь искусственные, согласно особенности, тела, а также зубы и губы; поэтому они могут говорить не настоящим образом и не в собственном смысле. Но так как они имеют разум и если хотят выразить мысли, то издают не голос, но звуки, имеющие известное сходство с голосом, и не так, как у людей, через вдыхание и выдыхание воздуха, но выпускают заключенный в принятом ими теле воздух наружу членораздельно, что доходит до ушей слушающего»

«Что касается того, как они видят и слышат, следует сказать, что видение может быть двояким: духовным и телесным; первое бесконечно превосходит второе как потому, что оно проникает насквозь, так и потому, что его не ослабляет расстояние, в силу способности освещения, которым оно пользуется»

«Все ангелы во время еды, в воспринятых ими телах, первое и второе совершают; третьего же и четвертого не могут; вместо переваривающей и отбрасывающей способности у них имеется иная, которая моментально претворяет пищу в иную материю. У Христа была также действительная способность к еде; он обладал силами питания и пищеварения, но он употреблял пищу не для питания своего тела, так как его силы и тело было прославлены; пища в его теле поглощалась подобно воде, вылитой в огонь».

 

Далее

 

«Если и говорится: "Сын не должен нести ответственности за грехи отца", то это нужно понимать в отношении вечного наказания; временными же наказаниями очень часто наказываются за преступления других, посему бог в ином месте взывает: "Я - бог крепкий и ревнивый, взыскующий грехи отцов даже до третьего и четвертого рода"»

 

Судопроизводство

 

«Как выслушиваются показания свидетелей при четырех других лицах и как обвиняемая допрашивается два раза. В религиозных процессах должно быть сокращенное судопроизводство, лишенное излишних формальностей. Судья не должен требовать обвинительного акта и формального введения в процесс. Он обязан прекращать возникающие во время суда излишние словопрения, тормозящие. разбор дела апелляции, пререкания защитников и вызывания излишних свидетелей. Это сокращенное судопроизводство предписывается каноном "Extra de verbsig n." и "c. saepe contigit" из "Клементин"».

«Вопросы свидетелям. "Такой-то свидетель из такого-то города, будучи вызван, приведен к присяге и спрошен о том, знает ли он такого-то (при этом называется имя обвиняемого), ответил утвердительно. Будучи спрошен о причинах знакомства, он ответил, что видел его и часто с ним разговаривал. При этом указываются обстоятельства знакомства и время его возникновения. Будучи спрошен о репутации обвиняемого, свидетель сказал, что о нем идет худая (или хорошая) молва. Что же касается его веры, то говорят, что он занимается колдовством. Утверждается это тем-то и тем-то. Среди родственников обвиняемого было сожжено за колдовство столько-то, а в общении с женщинами, подозреваемыми в колдовстве, состоит или состоял тогда-то. Спрошенный о том, не утаивает ли он чего-либо из расположения к обвиняемому, свидетель ответил отрицательно". "Свидетелю было предписано держать свою денунциацию в тайне»

«при наличии опасности бегства судья дает распоряжение о взятии обвиняемого под стражу, а перед тем - об обыске в доме обвиняемого, причем просматриваются все лари и конфискуется все оружие и инструменты»

«Общие вопросы ведьме или колдуну. Первый акт судьи. Такой-то обвиняемый из такого-то города - далее общие вопросы, - На вопрос о том, верит ли он в существование ведьм и их способность производить грозы и наводить порчу на животных и на людей, он ответил так-то. Да будет известно судье, что обычно ведьмы отрицают во время первого допроса всякую вину, что еще больше возбуждает против них подозрения... О причинах, побудивших ее угрожать тому-то, она сказала... На вопрос о том, почему порча последовала столь скоро после произнесения угрозы, обвиняемою был дан ответ... О причинах ее прикосновения к мальчику, который вскоре заболел, она сказала... А о том, что она делала на поле во время грозы, она дала следующее объяснение...»

«Ежели обвиняемая все отрицает, то судья должен принять во внимание следующее: ее опороченность, признаки чародеяния и показания свидетелей. Может случиться, что все это ведет лишь к возбуждению подозрения в преступлении, но не позволяет считать его доказанным. В таком случае при наличии многих допрошенных свидетелей, не питающих к обвиняемой неприязни, согласно канону "Ad abolendam, ¦ praesenti, de haeret", обвиняемая осуждается и без признания ею своей вины»

«Ежели уличенная не сознается в преступлении, то она передается светской власти для сожжения. Ежели она признается, то она или передается названной власти для смерти, или пожизненно заточается. Если судья будет действовать вышеуказанным способом при судопроизводстве и обвиняемую заключит в тюрьму на некоторое время, при отсутствии очевидных улик, но при наличии сильного подозрения, то она, сломленная тяжким заключением, признается»

Стоит обратить внимание, что всегда используется женский род - «обвиняемая».

«Если она - известная ведьма, то у нее, без сомнения, найдутся многие орудия колдовства, в случае захвата ее врасплох. Если у нее имеется служанка или есть подруги, то и их полезно подвергнуть лишению свободы даже в случае отсутствия доноса на них»

«Прежде всего адвокат должен познакомиться с делом. Ежели он находит, что дело обвиняемого право, то пусть он возьмется за него при желании с его стороны. Ежели он считает дело обвиняемого не правым и безнадежным, то пусть он от него откажется... Судья вручает указанные условия защитнику и увещевает в конце, чтобы этой защитой адвокат не навлек на себя обвинения в покровительстве еретикам. В противном случае ему грозит отлучение».

«Нами было уже раньше указано, что только смертельные враги отводятся, как свидетели. Обвиняемый и его адвокат часто подымают вопрос, кого считать смертельным врагом, а кого нет» «Поэтому обвиняемый не знает, кто из свидетелей сказал то или иное. Тогда обвиняемому говорят: "Объявишь ли ты всех свидетелей, как своих врагов?" Если он их всех объявляет своими врагами, то тем скорее он будет пойман на лжи» - но ведь обвиняемая не знает кто обвинитель и свидетель!- «Для него не является необходимым ни объявлять имен свидетелей, ни давать очной ставки, если свидетели не пожелают этого совершенно добровольно. Ведь такая очная ставка подвергает опасности жизнь свидетелей».

«Если такая обвиняемая признается в своем преступлении и обнаружит раскаяние, она не передается светской власти для смертной казни, но присуждается духовным судьей к пожизненному заключению. Несмотря на это, она может в то же время быть приговоренной светским судьей к сожжению (С. аd abolendam, ¦ praesenti), а также (С. excommunicatus II, de haeretic).»

Далее, если после расследования свидетели не могут считаться смертельными врагами обвиняемой, процесс продолжается.

«По закону никто не может быть присужден к смертной казни, если он сам не сознался в преступлении, хотя бы улики и свидетели и доказывали его еретическую извращенность. О таких обвиняемых и идет здесь речь. Чтобы добиться признания, такая ведьма подвергается пыткам»

Те осуждённые, которые под пыткой сознаются быстрее считаются инквизиторами менее подвержены воздействию демонов, те что держатся до конца и не сознаются — более.

«Мы видим, что многие ведьмы, после признания в своих преступлениях, намереваются лишить себя жизни через повешение. На это их толкает враг рода человеческого, чтобы ведьмы с помощью исповеди не получили прощения от бога. Главным образом бес побуждает к самоубийству тех, которые не предались ему добровольно. Таким образом можно определить, какую ведьму черт оставил без поддержки»

Далее события развиваются и зачитывается: «....Имеются к тому же различные улики. Их достаточно для того, чтобы подвергнуть тебя допросу под пытками. Поэтому мы объявляем и постановляем, что ты должен быть пытаем сегодня же, в такие-то часы. Приговор произнесен" и т. д»

Не сразу, но после некоторого ещё давления, приговор исполняется.

«имея уверенность в том, что обвиняемая продолжает запираться в правде, он приступает к умеренным пыткам, не прибегая к кровопролитию» «Перед началом пытки обвиняемый раздевается. Если это женщина, то она раздевается надежными почтенными женщинами. Это делается для того, чтобы исследовать, не вшито ли в ее одеяние какого-либо орудия ведьм»

«Покуда орудия пытки готовятся к действию, судья от своего имени и от имени других уважаемых мужей и ревнителей веры снова предлагает обвиняемой добровольно признаться. Если она упорствует, то она передается палачам, которые и начинают пытку. По просьбе кого-либо из присутствующих пытка на время прекращается, и обвиняемый снова увещевается сказать правду» «Но только не надо сообщать ей, что она будет содержаться в тюрьме. Ее надо лишь уверить, что жизнь будет ей сохранена и что на нее будет наложено некоторое наказание. Другие ученые полагают, что это обещание надо держать лишь некоторое время, а потом ведьму все же следует сжечь...но смертный приговор обязан вынести уже другой судья, а не тот, который уверил ее в сохранении жизни.» «Опыт, практика и многообразные занятия дают судьям столько знаний, что они могут вернее решать, что дозволено, а что нет». «Прими к сведению, что коль скоро ведьма созналась, она переводится в другое помещение с тем, чтобы судья мог снять с нее показания, заключающие ее признание. Если умеренно пытаемый продолжает запираться, то перед ним раскладываются иные орудия пытки, и он предупреждается, что они будут применены нему, если он не скажет правды. Если он и после этого упорствует, то в его присутствии читается приговор о продолжении допроса под пыткой на второй или на третий день»»Судья, как умный врач, стремящийся отсекать дряхлые и больные члены и отделять паршивых овец от здоровых, должен наперед знать, что обвиняемая зачастую обладает колдовским искусством упорно замалчивать правду при допросах. Сломить это упорство не представляется возможным одним каким-либо средством» «если судья хочет узнать, дано ли ведьме колдовское упорство в сокрытии правды, пусть исследует, может ли она плакать, когда находится на допросе или на пытке...Опыт показал, что чем больше их заклинали, тем меньше они могли плакать, хотя они старательно побуждали себя к плачу» «Свойство женщин - это плакать, ткать и обманывать. Нет ничего удивительного в том, что вследствие лукавых происков дьявола, с божьего попущения, даже и ведьма заплачет». «Во время допроса под пытками они особенно способны к околдованию, как это видно из практики. Нам известны случаи, когда ведьмы, взглянув первыми на судью и его заседателей, приводили их в такое состояние, что сердца их теряли свою суровость по отношению к обвиняемым и последние вследствие того бывали выпускаемы на свободу» «Итак, когда обвиняемая вводится в камеру суда, нельзя позволить ей войти лицом вперед. Ее следует вводить лицом назад, спиной к судьям» «Предохраняет от распространения околдования и сбривание волос со всех частей тела ведьмы» «Ей дается затем питье натощак, о котором сказано выше. Не прекращая увещеваний, ведьму поднимают тогда на дыбах с земли, а затем, пока продолжается пытка... Если она продолжает запираться, то пусть судья предложит ей доказать свою невиновность судом божьим через раскаленное железо. Все ведьмы согласны на это испытания, так как они знают, что дьявол предохранит их от ожога. Вследствие этого, однако, подобное испытание им не разрешается. Если ведьма продолжает упорствовать, то ее следует освободить от пут и поместить в другую камеру заключения» Далее идут новые увещевания «Если обвиняемая, наконец, призналась, то пусть ей пообещают, что она получит больше, чем просит. Это делается для того, чтобы она стала более доверчивой» «Когда ведьма начинает признаваться, то судья ни в коем случае не должен прерывать ее показания. Даже если она стала признаваться ночью, то он должен продолжать снятие допроса. Если это случилось днем, то пусть он не заботится о том, что придется позднее позавтракать или пообедать»

Если «ведьма» не сознаётся, её переводят в цитадель, впускают к ней кого-то из тех, кому она доверяет, и те обещают ей, что станут добиваться её освобождения, но только если она их научит колдовству.По опыту авторов многие на это соглашались. Думаю, несчастные женщины лгали, готовые обещать что угодно, лишь бы вырваться из ада инквизиции.

«Ведь Августин сказал: "Устрани блудниц, и ты приведешь через похоть все в смятение". Если испытание раскаленным железом может успокоить общество и защитить обвиняемого от несправедливых нападок, то нельзя возражать против применения этого испытания» - эта цитата показывает всё лицемерие и безверие тех, кто испытывает. Далее идут многие цитаты рассуждающих праведных старцев о испытании раскалённым железом и испытании противоборством.Оба испытания считаются судом Божиим, считается, что они открывают правду. Инквизиция считает, что всё это пустое, но может быть с выгодой использовано, судя по тексту трактата. «Демону свойства трав не открыты. Он может защитить от ожогов как соком подобных целительных трав, так и помещением какого-либо предмета между раскаленным железом и рукою несущего его человека. Поэтому-то ведьмы, меньше чем кто-либо другой, могут считаться очищенными, если они вынесут испытание раскаленным железом. Более того! Тот факт, что обвиняемые требуют подобного испытания, дает право подозревать их в том, что они — ведьмы». Иквизиция, как мы видим, не признаёт древний Божий суд.

«вследствие того, что колдовская ересь ведьм не представляет из себя чисто религиозного преступления, светской власти не может быть воспрещено разбирать эти дела и произносить приговор» - то есть параллельно идёт ещё и дознание светского суда.

Итак, окончательный приговор, который может быть назначен только после полного признания обвиняемой.

«Ежели при разбирательстве какого-либо дела было установлено, что обвиняемая совершенно не виновна, то ей выносится оправдательный приговор» «Надо остерегаться прибавления в каком бы то ни было приговоре слов, что обвиняемый невиновен. Вместо этого следует сказать, что законное разбирательство дела не выявило преступления» Если обвиняемая так и не созналась, но «о ней ходит дурная молва», то: «На обвиняемую следует наложить каноническое очищение», где она клянётся на Евангилеях в тотм-то и том-то... «Кто впадет в ересь после своего канонического очищения, тот будет считаться достойным передачи светской власти для сожжения»,»Кто же после такого очищения впадет в иную ересь, чем в ту, из-за которой на него было наложено это очищение, того ожидает новое расследование всего дела» И далее различные варианты ситуаций, что и как может оказаться, в особенности разбираются обвиняемые в ереси...Например, приводятся варианты, где всё заканчивается не смертным приговором, а наказанием: «Затем преклонив колена, обвиняемая отрекается от ереси, а епископ или судья произносят приговор, налагая на нее наказание носить одеяние кающегося еретика и провести остаток дней своих в заключении, "питаясь хлебом страдания и водою боязни"».

Далее идут бесконечные вариации различных способов произнесения приговора в зависимости от ситуации, их 18 или более, повествование сбивчиво и после 18го идёт снова 14й, так что...И 13 способов продолжить процесс снова...

Так же приводятся варианты уклонения от жалоб и апелляций подследственных, указания на то, как добиваться в таких делах для себя победы, и в заключении сего трактата:

«Они должны заботиться о том, чтобы процесс был разобран и был передан им, первоначальным судьям, для окончательного приговора. Они должны также заботиться о скорейшем возвращении на места своей обычной деятельности, чтобы уныние, неприятности, заботы и расходы не отразились вредно на их здоровье. Ведь это все вредит церкви, еретики начинают чувствовать себя сильнее, а судьи не найдут должного почитания и уважения и не будут вызывать страха при своем появлении. Когда другие еретики видят, что судьи утомлены долгой работой при римской курии, они поднимают голову, начинают презирать судей, становятся злостными и дерзновеннее сеют свою ересь. Когда же против них начинается процесс, они подают свои апелляции. И другие судьи становятся слабее при исполнении своих служебных обязанностей по искоренению еретиков, так как начинают бояться усталости, как следствия уныния и неприятностей. Все это весьма вредно

Серия сообщений "История инквизиции":
Часть 1 - Начало охоты на ведьм
Часть 2 - Охота на ведьм
...
Часть 6 - Живые шахматы: дьявольское изобретение средневековья
Часть 7 - Святые охотники
Часть 8 - Молот ведьм - средневековое пособие инквизиторам

Серия сообщений "Средневековье":
Часть 1 - Листая страницы рукописей-2.
Часть 2 - Радости детства
...
Часть 13 - Александр Невский - герой, но тевтонцы не собаки
Часть 14 - Tomar. Твердыня тамплиеров.
Часть 15 - Молот ведьм - средневековое пособие инквизиторам
Часть 16 - ЭЛЕОНОРА АКВИТАНСКАЯ (1122–1204)
Часть 17 - Поэзия любви и героизма.Европейская рыцарская литература.
...
Часть 24 - Легенда о "Великом изверге"
Часть 25 - Тевтонский Орден
Часть 26 - Распространённые мифы о Средневековье

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку