-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в DmPokrov

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 807


Набережные Челны и КамАЗ как герои фильма...

Воскресенье, 10 Июня 2007 г. 12:26 + в цитатник

В 1980 году в город Набережные Челны прибыл кинематографический десант для съемки драмы "Коней на переправе не меняют" и на некоторое время улицы города и Камский автомобильный завод стали декорациями для проходного фильма о производственных проблемах. По крайней мере он точно не стал событием в советском кинематографе и вехой в творческой биографии режиссера Гавриила Егиазарова, автора военной картины "Горячий снег" (1973). Но для челнинцев "Коней на переправе не меняют" все-таки что-то да значит, как-никак их родные город и завод стали прототипами для этого фильма. Поэтому не лишним будет познакомиться со статьей об этой картине режиссера Г.Егиазарова, которая вышла в журнале "Искусство кино" в декабре 1980 года.

Коней на переправе не меняют. Мосфильм, 1980 год.
Режиссер: Гавриил Егиазаров.
Сценарий: Гавриил Егиазаров, Наум Мельников.
В ролях: Элла Ярошевская, Иван Косых, Юрий Соколов, Юрий Леонидов, Юрий Потемкин, Юрий Леонидов, Виктор Мамаев , Станислав Михин, Наталья Андрейченко, Армен Джигарханян, Геннадий Корольков, Ирина Малышева, Леонид Марков, Галина Польских, Владимир Самойлов, Андрей Смоляков, Софья Павлова, Юрий Перов, Леонид Зверинцев, Виктор Маркин, Сергей Юртайкин, Владимир Седов, Сергей Волкош, Элла Некрасова, Гульнара Ташбаева, Вячеслав Молоков.
Краткое содержание: Возводится автозавод-гигант. Представитель главка и начальник строительства по-разному оценивают ситуацию и по-разному понимают поставленную перед ними задачу. Возникший конфликт заходит так далеко, что начальника строительства предложено отстранить от занимаемой должности...

Г. Егиазаров
«Коней на переправе не меняют»
«Пройдут годы, — писал Л. И. Брежнев в своем приветствии камазовцам, — но советские люди будут с гордостью вспоминать о трудовом подвиге на Каме». Эти слова мы оценили по-настоящему, когда побывали здесь и познакомились с замечательными людьми. Тут-то, собственно, и начались наши главные трудности. Одно дело увидеть, другое — рассказать: ведь речь идет о подвиге тысяч! А вместе с тем каждый в отдельности — это человеческая судьба, характер, личность. Но как об этом рассказать? Какую найти форму, как приблизить экран к зрителю, чтобы он сопереживал героям, чувствовал себя соучастником происходящих на Каме событий?
Каких-нибудь десять лет назад здесь была голая степь. И в полной тишине, наедине лишь с ней и небом катила свои воды река с нежным, словно женское имя, названием — Кама. Но уже вырос на ее берегах красавец город с заводом-автогигантом и населением в триста пятьдесят тысяч человек. Наш фильм-дилогия — «Коней на переправе не меняют» — рассказ о том, как стройка эта только еще начиналась, как приехавшие сюда со всех концов страны молодые и сильные люди землю эту расчистили, провели дороги, построили дома, потом заложили фундамент и возвели заводские корпуса...
Кадр из фильма. Закладка первого камня.
Кадр из фильма. Закладка первого камня строительства автозавода.

Как это было на самом деле. Закладка первого камня.
Как это было на самом деле. Закладка первого камня строительства КамАЗа. 17 июля 1969 года.

Сегодня это уже история. И когда мосфильмовцы прибыли в Набережные Челны, чтобы снять фильм о тех, кто построил завод-гигант, здесь жили уже не прошлым, а будущим. Наш фильм — тоже о будущем. Ведь это рассказ о людях, для которых день вчерашний так естественно и зримо стал днем сегодняшним, в их же воле — сделать его завтрашним. Время мчит стремительно — такой век. Объектив кинокамеры должен открывать перспективу — таков закон искусства. И для тех, кто работает в современной теме, соблюдать его особенно важно. Фотография сегодня ценится тем больше, чем талантливей запечатлевает движение. А ведь экран — это и есть движение! Не просто белое пятно на стене, но — отображение нашей бурной, неистово динамичной жизни, до краев переполненной событиями, новыми идеями, мыслями, прекрасными человеческими чувствами.
Мне хочется рассказать о советском человеке. О красоте его помыслов, дум, стремлений. Ибо все, что я знаю об этом, не услышано мной от других, а пережито лично. Я много ездил по стране. Но дело тут, конечно, не только во встречах и общении с людьми на протяжении моей долголетней операторской, а потом и режиссерской деятельности. Просто история страны стала для нас, советских людей, нашей личной историей. И первые пятилетки, и война, и славный День Победы, и трудное время восстановления порушенного гитлеровцами народного хозяйства, и покорение Космоса, и сегодняшний, никогда еще не виданный прежде в мире размах строительства — все это пришлось на долю одного только поколения. Моего поколения.
Кадр из фильма. Армен Джигарханян.
Кадр из фильма. Армен Джигарханян.

Современная тема. Это мне близко и дорого, этим я постоянно живу. А еще муками и сомнениями: как найти верный подход к ее новому творческому решению, не повториться, как уловить этот современный ритм, пульс и дыхание жизни и с помощью кинокамеры раздвинуть рамки экрана. Не широкий формат я имею в виду, но исследование глубинных процессов нашего сегодняшнего бытия.
Герои фильма «Коней на переправе не меняют» строят город. И это вовсе не обязательно Набережные Челны — мы просто нашли здесь множество прототипов для персонажей нашего будущего фильма. Город вырос в степи, и по сценарию он так и называется — Степной. А вот людей Степного, творцов и преобразователей природы, я знал задолго до поездки в город на Каме. Незабвенны воспоминания о съемках картины А. П. Довженко и Ю. И. Солнцевой «Поэма о море», где я был оператором. Если говорить об истинно глубоком, философском осмыслении жизни, «Поэма о море», на мой взгляд, один из самых ярких тому примеров. Люди своими руками создают море — событие само по себе достаточно примечательное, доселе никогда и никем еще не виданное. Какой, казалось бы, простор для всякого рода увлекательных коллизий и неожиданных поворотов! Но в центре внимания авторов фильма — море человеческих чувств, бушующее, страстное, яростное. Столкновение людских характеров, судеб, размышления о настоящем, мечтания о будущем, борьба за чистоту и ясность человеческой души — иными словами, Довженко интересуют проблемы нравственные. А они вечные.
«Поэма о море», сценарий которой был написан где-то в середине 50-х годов, и сейчас видится мне одним из современнейших произведений экрана. Это картина сегодняшнего дня.
Приступая к работе над лентой о строителях 70-х, я не мог не вспомнить дорогую сердцу «Поэму...» не только потому, что вложил в нее немалую частицу души как участник съемок, но и потому, что фильм этот обозначает для меня магистральную линию поисков в области художественного решения современной темы. Образы, созданные в той, давнишней ленте, представляются мне созвучными нашему фильму.
В нем не будет традиционного производственного конфликта, не будет новаторов и консерваторов. Может быть, я кое-кому покажусь излишне оптимистичным, но у моего этого оптимизма есть вполне конкретное основание: люди, те самые, что счастливо и гордо трудятся сегодня на стройках, приближают будущее.
Масштабы строительства, о котором пойдет речь в фильме, поистине гигантские — 100 квадратных километров одной только производственной площади, на которой вырастут шесть небывалой мощности заводов. Я был в Детройте, видел тамошние автомобильные предприятия — никакого сравнения с КамАЗом! И Форд не постеснялся это признать, заявив во всеуслышание, что таких масштабов стройка и в такие сроки была бы его кампании сейчас не по плечу. А нам — в самый раз! Ибо это стройка всей страны. Сюда прибыли опытные специалисты, молодежь из всех республик, краев, областей, городов — всех национальностей! Вроде бы нельзя сказать, что такое у нас впервые, ведь были и Комсомольск, и Братская ГЭС, и целина. И все же стройка на Каме представляется — в каком-то важном своем качестве — новым этапом. Всю жизнь я езжу по стране, много видел. Но, когда прибыл на КамАЗ, то ходил, и смотрел, и говорил, и вслушивался, и вглядывался: меня не оставляло ощущение, что такое — впервые. Почему? Это надо осмыслить, понять — в чем, где это новое? В характерах людей, в их поступках, внутреннем мире? Наверное. И даже безусловно. Да, новое есть и во взаимоотношениях между людьми, в их духовных связях. Широта взглядов, чувство собственного достоинства, вера в дело, ради которого оставлен теплый домашний уют, гордость человека-созидателя — родившиеся еще в годы первых пятилеток, эти духовные категории в сознании советского человека звучат ныне на несравненно более высокой поте. Нельзя сбрасывать со счетов возросший образовательный уровень, внутреннюю культуру, начитанность, знания и производственную квалификацию сегодняшнего строителя. Нынешний рядовой рабочий — это молодой человек со средним и специально-техническим образованием, для профессионального роста которого созданы самые благоприятные условия. Чуть ли не с первых дней появления строителей на берегах Камы рядом с жилыми домами и производственными корпусами стали подниматься здания вуза, вечерних школ, техникумов. Тут же строились детсады, ясли, школы для ребят. Сюда приехали не на строительный сезон — навсегда. Приехали хозяева — это ощущалось в общении с каждым — от рабочего до начальника строительства.
Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Есть в Степном и свои проблемы, есть и свои конфликты, есть лодыри и хулиганы. Что же, новое всегда рождается в муках и борьбе. И закономерен конфликт между нашими героями — давними товарищами и коллегами по работе — начальником стройки Борисовым и заместителем министра Родионовым, каждый из которых искренне и убежденно отстаивает свои взгляды на методы этого доселе еще нигде не виданного строительства. И все же эти люди живут не по разным сторонам улицы. Они — в одной «упряжке», и цель у них тоже одна: на другой берег. В споре рождается истина: побеждает практика и талант человека, умеющего вести за собой людей. Это — Борисов. Человек крупный, незаурядный, за плечами которого фронт и много больших строек.
А вокруг -- молодежь. Средний возраст жителей Степного, так же, как и жителей Набережных Челнов, —• 25 лет. Но если вы вдруг прибудете сюда среди бела дня, не удивляйтесь безлюдию улиц: все па работе. Пенсионеров здесь пока еще не видно. А где молодые, там и любовь и, конечно же, свадебное застолье, вспыхивающее в каждом доме чуть ли не ежемесячно.
Так в чем же все-таки основной конфликт? Не берусь точно сформулировать. Все непросто, сложно и многозначно, как непроста и многозначна сама наша жизнь. Мы не станем снимать остроты ее проблем и яростности человеческих столкновений, но и нагнетать напряженность во имя удовлетворения притязаний некоторой категории литераторов тоже не собираемся. Ибо прийти в итоге к тому, что вот, мол, Борисов умеет строить, а Родионов мешает — было бы неправдой и упрощением. Решить эту проблему можно было бы тогда наипростейшим образом: сиять Родионова с должности. Но каждый на своем месте, оба героя, продолжают строить Степной, и у каждого одинаково болит душа за успех общего дела. А спор их скорее всего не окончен и окончен не будет. Он естествен — это закон жизни и борьбы. Столько изменений происходит в нынешнем производстве, столько сложнейших процессов, что разместить их по полочкам, уложить в рамки желаемого невозможно. И не надо! Борьба во имя прогресса — что может быть прекраснее! Это и есть наша современность, ее новое качество, еще один важный, новый этап на пути совершенствования, мужания человеческого духа. Ибо сколько бы мы ни толковали о производстве, его нынешних достоинствах и недостатках, о том, что в этой области уже достигнуто и что еще не совершено, главные проблемы искусства лежат в сфере нравственной. Казалось бы, в фильме «Премия» ведется разговор о делах сугубо производственных. Полтора часа экранного времени идет детальнейшее разбирательство недостатков в организации работы на строительстве, а на поверку речь здесь, по сути дела, о категориях морали — о долге и совести рабочего человека, об ответственности старшего поколения за воспитание молодежи. «Коней на переправе не меняют» хочется сделать фильмом-размышлением о строителях десятой пятилетки, рассказать об их взаимоотношениях, о том, как проявлялся человеческий характер в условиях ранее небывалых, новых. На большой стройке, как на поле боя, выявляется подлинная ценность человеческой личности. Здесь не схитрить, не словчить, не спрятаться за чужую спину: либо рука об руку в едином строю, либо — трусость и дезертирство. Третьего не дано.
Тут драгоценным опытом явилась для меня картина-экранизация замечательного романа Ю. Бондарева «Горячий снег». Мне тем дороже это произведение, что оно освещено авторским присутствием и война показана в нем как подвиг человеческой души. И если мы говорим о высокой коммунистической морали, о таких ее проявлениях, как долг, совесть, честь, мужество, товарищество, то истоки эти всегда найдешь там, на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Вот почему так дорог мне механик зернотока Федор Рожнов из фильма «От зари до зари», близки и герои моей повой ленты — Борисов и его друг, начфин Слезкин: они тоже прошли войну. Степной — это их передовая сегодня.
Снимать картину было легко и трудно. Легко, потому что рядом были друзья, строители КамАЗа, которые стремились всеми силами помочь, были заинтересованы в успехе нашей работы не меньше, чем в своей собственной. Легко, потому что рядом были единомышленники, мои товарищи по искусству, и все были одинаково взволнованы тем, что увидели на КамАЗе. Мы не поспевали за нашими героями в буквальном смысле слова: только что выбрали натуру, приехали снимать, а она застроена. Мы рассказываем в фильме о том, как был вбит первый колышек на будущей стройке, взят экскаватором первый ковш земли, а перед глазами то, что строителями было содеяно в несколько лет: современнейших архитектурных форм красавец город, жители которого заняты уже его озеленением — разбивают парк, сады, скверы, рассаживают деревца вдоль улиц, под окнами домов. И представляется город через такие же недалекие и быстротекущие десять лет, когда деревья будут большими...
Нам хотелось, чтобы экран звенел современностью. Вот почему был избран жанр художественно-публицистический. Главный мотив фильма — непрерывное движение времени, тесная взаимосвязь событий, людей, характеров. Мы старались как можно полнее использовать возможности широкого формата.
Впрочем в картине, тем более такой, как наша, все имеет равное значение — звучание, цвет, музыка, игра актеров, искусство художника по костюмам. И тут, я считаю, мне по-настоящему повезло, ибо все члены творческой группы трудились так же счастливо и вдохновенно, как и те, о ком мы рассказываем с экрана. Я счастлив потому, что в путь со мной отправились такие крупные актеры, как Армен Джигарханян, Владимир Самойлов, Леонид Марков, Борис Иванов, Юрий Васильев, Геннадий Корольков, Галина Польских, Софья Павлова, Наталья Андрейченко... Я, к сожалению, просто не имею возможности назвать здесь всех, но на самом-то деле в картине у нас нет второстепенных персонажей, — все главные! И всем нам хотелось создать ощущение этого удивительного человеческого родства, трудового братства, атмосферу причастности к нашему времени, к величию его задач и целей. Ибо, несмотря на противоречия, сложности, столкновения людей, мы движемся вперед. И каждый участвует в этом движении, активно вкладывая свою долю — талант, вдохновение, любовь.
Кадр из фильма. Леонид Марков.
Кадр из фильма. Леонид Марков в 1 комплексе Нового города г.Набережные Челны. Тротуарная плитка с тех пор не менялась.

Была еще одна немаловажная сложность в работе — рассказать правду так, чтобы нас не упрекнули в украшательстве, в прекраснодушии. А потому то и дело приходилось себя сдерживать, даже скупиться на превосходные степени. Но краски, одна ярче другой, заполняют экран, и тут уж мы были совершенно бессильны, ибо это — натура, подлинная действительность!
Когда однажды мы показывали коллегам часть отснятого материала, меня спросили с недоверием: где я видел такое молодежное кафе? Или — такой ресторан? Там! В Набережных Челнах! Все интерьеры в фильме — подлинные. Ведь мы живем не в двадцатые — наступают восьмидесятые годы, а мы иной раз мыслим старыми представлениями и удивляемся совершенно естественным вещам: откуда, мол, у рабочего эта богатая и с таким вкусом обставленная квартира? Да он сам себе ее строит! И зарабатывает прекрасно, так что и на красивую мебель есть. Да, кое-кто еще живет здесь в вагончиках, но каждый знает, что не сегодня-завтра он получит жилье в новом благоустроенном доме.
Растет новый город, а вместе с ним и человек. И тонкие нежно-зеленые деревца, высаженные недавно, скоро тоже будут большими.

http://dmpokrov.livejournal.com/48301.html
Рубрики:  Челны
История
Метки:  

Angel_ne_bes   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 09:25 (ссылка)
Так вот почему Джигарханян сюда приезжал в этот год))) У нас препод по английскому рассказывала про него, они оч хорошо общались)))
Ответить С цитатой В цитатник
kse_lisa   обратиться по имени Понедельник, 11 Июня 2007 г. 23:45 (ссылка)
Есть еще один фильм, снятый в НЧ и известный в России, это фильм "День любви".
но... скажем так...он не исторический...а криминальный... как бы так...но при этом художественный.

зато там очень узнаваемы некоторые наши дома)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку