-Метки

Власть аборт аборты австралия англия аскетика байкеры барды биоэтика бог борзова бпс брак братство православных следопытов вера война волшебство высоцкий гарри поттер голгофа гомосексуализм грех демография день святого валентина дети дума душа евангелие жизнь здоровье интернет ислам история кино кинчев конфликт культура кураев литература любовь медицина мигранты мизулина миссионерская комиссия миссия миссия к детям миссия к молодежи молитва молодежь монахи москва опк основы православной культуры пасха патриарх погиб геннадий бачинский подростки полемика политика пост поэзия право православная молодежь православная педагогика православные следопыты прага праздник президент проблема проблемы рождество рок россия саймак святые семья следопыты смерть смех сми спасение спорт сталин стихи студенты суицид счастье творение толерантность украина фашизм христос церковь человек школа эвтаназия эко экономика ювенальная юстиция юмор

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в dmpershin

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 14565


Миссия в эпоху глобализации: стратегия Церкви

Суббота, 29 Декабря 2007 г. 13:49 + в цитатник
Зачастую в современной России весь спектр возможных суждений о христианском просвещении сводится к двум крайностям. Это победные реляции о повсеместных миссионерских успехах, с одной стороны, и алармистские сентенции по поводу полной “безнадеги”, с другой.
Мне же представляется правильным перейти от оценок к конкретике. В какой России мы живем? Что уже сделано, несмотря на все сложности? Что еще может быть сделано, и что для этого нужно? Каковы стратегические задачи Церкви? Наконец, прецеденты и перспективы.
Сначала диагноз: глобализация. Константин Леонтьев называл ее “вселенской смазью”. Действительно, на наших глазах происходит унификация товаров, мыслей, поведения и самой жизни. Детство превращается в выбор между сникерсом и чупачупсом. Чем живут взрослые, можно судить по рекламным проспектам.
Но и изолировать себя от технологий производства и управления мы не можем. Как при Петре I: либо модернизация и окно в Европу, либо шведы, поляки и турки. И если тогда вместе с регулярной армией и флотом на Русь пришел табак, ассамблеи и обер-прокурор Святейшего Синода, то в наши дни России угрожает полная культурная аннигиляция, что, собственно, и вызывает столь мощный протест.
Вопрос в том, можно ли считать бескультурье издержками глобализации? Так ли уж сцеплены Интернет и зависимость от него, компьютеры и игромания, или здесь происходит подмена понятий?
По слову Спасителя: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф 15:11).
Во всяком случае, история Православия в послепетровской империи — это не только история обмирщения и “афеизма”, но и история святости, просвещения целых народов, появления богословских школ, возрождения старчества. Кончилось все это крахом, но опять же, прогресс ли тому виной? И откуда же тогда сотни тысяч новомучеников и исповедников российских?
Конечно, вызовы глобализации — не единственная проблема, но именно они задают всю новизну и необычность той ситуации, в которой оказалась наша Церковь на переломе тысячелетий.
Другая проблема — в отсутствии наработанных миссионерских алгоритмов и методик. Конечно, и в советские годы были очаги православной миссии: монастыри, отдельные приходы, немногочисленные апологеты и ученые-гуманитарии продолжали свидетельствовать о Христе и христианской культуре. Однако по понятным причинам в те годы миссионерское служение не декларировалось Церковью как приоритетное.
Совершенно иная ситуация ныне. Образованы и действуют Синодальные отделы Московского Патриархата — миссионерский, по делам молодежи, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, катехизации и религиозного образования. Функционируют Учебный комитет и Богословская комиссия.
Казалось бы, у нас на глазах происходит переход от послеперестроечного этапа спонтанных опытов и экспериментов к системной организации миссионерской работы. Были успехи, были и неудачи — время отфильтровывать золото.
Однако на практике мы наблюдаем, что за редким исключением в приходской жизни воспроизводятся те формы, которые устарели еще в конце XIX столетия. Уроки, уроки и уроки — и это еще в лучшем случае. В худшем — просто ничего не делается: в одном из московских благочиний даже воскресные школы реально функционируют лишь в половине приходов. Притчей во языцех стало низкое качество тех пособий, которыми нередко комплектуются воскресные школы и православные гимназии, особенно, в провинции. В качестве примера такого распространенного “антипособия” приведу учебник Бородиной.
Надо ли возмущаться подобным положением дел? И да, и нет. Почему да, понятно, а вот почему нет? Потому что надо уметь ценить и тот малый труд, и те усилия, которые приложены там, где они приложены. Потому что за эту нелегкую работу принялись дилетанты — люди без образования и специальной подготовки, священники, никогда не занимавшиеся организацией образовательного процесса — одним словом, те, кому небезразлична судьба окружающих их нехристиан, и прежде всего нашей молодежи.
Поэтому, мне кажется, первой реакцией на это их, пусть неидеальное, служение должна быть благодарность. А уже затем советы, как и что углубить и ускорить. Поэтому первой стратегической задачей Церкви здесь является ее внимание ко всем своим миссионерам. Не просто презумпция их невиновности, но именно доверие и поддержка вплоть до вручения общецерковных наград и знаков отличий. Скажем, Синодальный отдел по делам молодежи ежегодно вручает епархиям премию “Обретенное поколение” и знак “Добрый пастырь”. Хотелось бы надеяться, что со временем подобные ежегодные миссионерские торжества будут учреждены в каждой епархии.
К сожалению, пока еще весьма утопична мечта миссионеров о том, чтобы церковная благодарность за их труд подкреплялась бы финансовой составляющей. До революции зарплата миссионера была больше чем зарплата профессора Московской Духовной академии. Может быть, настало-таки время возродить и эту историческую традицию. Во всяком случае, на “Спаси Господи!” семью не прокормишь, и об этом не следует забывать. В стране свободного рынка миссионерство нуждается в инвестициях. Пока на этом поприще нас опережают и католики, и протестанты, и мусульмане. Но в тех нескольких епархиях, где эта мечта миссионера воплощена в жизнь, заметны сдвиги в статистике: в храмы потянулась молодежь, в частности, студенты и преподаватели вузов.
В качестве примера для подражания также отмечу опыт Санкт-Петербургской епархии: храм, при котором живут и проходят реабилитацию наркозависимые подростки, освобожден от перечисления церковной десятины.
От системы поощрений хотелось бы перейти к тем трем аспектам миссии, которые представляются мне наиболее значимыми для судеб Православия в России и мире. Это миссия 1) на уровне епархии, 2) в рамках канонической территории Московского Патриархата, и наконец, 3) собственно апостольское свидетельство “внешним”. Иными словами, приходская, интеллектуальная (культурная) и диаспоральная миссии.
Итак, первый аспект — самый важный, без него бессмысленно все прочее, — миссия на уровне епархии. По благословению правящего архиерея, её осуществляют приходы, в помощь которым учреждены различные епархиальные отделы и комиссии.
Догмат вочеловечения второй ипостаси Святой Троицы задает главный вектор этого приходского миссионерского служения: оно должно, по возможности, охватывать все возрасты, а также все таланты, увлечения и проблемы человека. Коль скоро реальность земной человеческой жизни освящена во Христе, все ее проявления должны быть учтены.
Председатель Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата Архиепископ Костромской и Галичский Александр говорит в этой связи о необходимости “выстраивания многоуровневой системы воспитания и образования подрастающего поколения. Начало этому должно быть положено еще во время работы с будущей матерью, — такие программы по поддержке будущих матерей крайне актуальны в современной демографической ситуации. Продолжением могут стать детские программы от ясельного возраста и до подросткового включительно, и завершать эту многоуровневую систему работы должны молодежные программы — от профильных студенческих до программ семейного типа. Таким образом, круг замкнулся, мы охватываем все возрасты человеческой жизни, присущие молодежи, то есть, до 35 лет.” (Из выступления на Съезде православной молодежи Дальнего Востока и Забайкалья “За духовное возрождение России”; Хабаровск, 18-19 сентября 2005 года).
Это миссия внутренняя, и она крайне важна. Если разложить все эти возрасты и таланты по полочкам, получится следующая картина:
Дородовый период. Это время, когда закладываются глубинные слои психики ребенка, когда женщина осознает себя мамой… Неслучайно в традиционных культурах всегда так берегли матерей “в положении”.
В наши дни впервые на этот этап в жизни женщины всерьез обратили внимание протестантские церкви Скандинавии. В 1980-е годы в связи с резким падением посещаемости богослужений они начали устраивать специальные встречи для будущих матерей, обсуждать с ними различные аспекты материнства, приглашать на эти семинары специалистов по ведению беременности, родам и вынянчиванию малышей. Эффект превзошел все ожидания: в течении 5 лет было зафиксировано 20-процентное увеличение численности прихожан в тех храмах, где проводились подобные собеседования.
С позиций философской антропологии понятно, почему: беременность и роды — это пограничные состояния в жизни женщины. Сиюминутные “моды” и развлечения отходят в сторону и начинают проявлять себя те глубинные архетипы и модели поведения, о которых писал Юнг. В частности, просыпается интерес к религиозным знаниям, к молитве, приходят переживания, связанные с риском и ожиданием тех скорбей в родах, которыми женщина, с одной стороны, по слову апостола Павла, спасается (1 Тим 2:15), а с другой, — и уже по слову Христа, — приобщается великой радости, потому что рождается человек в мир (Ин 16:21). Понятно и то, что в этот период женщины особенно нуждаются во внимании и заботе.
С позиций миссионерских непонятно, почему лишь в отдельных епархиях ведется такая работа с будущими мамами. В городе Губкине Белгородской области резко вверх пошла кривая крещений и причащений младенцев после того, как батюшка организовал собеседования в местной женской консультации и роддоме. Женщины счастливы, что Церковь не забыла о них в их нелегком служении, и, конечно же, многие из них потом приходят в храм, тем более, что в городском кафедральном соборе есть чудотворный образ Матери Божией “Помощница в родах”. В самом Белгороде священники присутствуют при выдаче Свидетельства о рождении и помогают всем желающим определиться со временем и необходимыми условиями крещения.
Младенцы — это большая головная боль для всех молящихся в прямом смысле слова: во время литургии они устают и учиняют концерт или беготню. Вышеупомянутые скандинавские протестанты начали устраивать для малышей специально оборудованные комнаты при храмах, куда проведены колонки, доносящие звуки молитв и проповедей. В России мне известен всего один подобный прецедент (может быть, их и больше, но я не знаю): в московском храме святой Троицы в Хохлах, по благословению настоятеля протоиерея Алексия Уминского, создан воскресный детский сад, в котором дети 3-7 лет играют в то время, когда их родители участвуют в евхаристической молитве, — а затем причащаются; к чаше их выносят перед самым причастием .
Второй такой храм встретился мне в городе Новокузнецке Кемеровской епархии. В храме преподобного Сергия Радонежского при одном из городских вузов для детей ясельного возраста отгородили целую комнату, где с ними занимаются получившие на это благословение девушки в то время, как мамы спокойно молятся на литургии, и затем их подводят к причастию. Это полезно и барышням-помощницам — пусть на какое-то время почувствовать себя мамами при исполнении.
Дети — здесь я сторонник детских площадок. В Вятке при одном из храмов в районе-новостройке устроили детскую площадку — лазалки, качели, карусели, песочницы и т.п. В итоге в воскресной школе нет отбоя от детей. Зато местные сектанты “отдыхают”: к ним не ходят, некуда выплеснуть энергию. Такое же решение сектантского вопроса нашел батюшка из подмосковного Клина. А ведь как здорово можно было бы обосновывать свои территориальные претензии перед местной администрацией, находить понимание у спонсоров и местных жителей, если бы при большинстве наших храмов играли те самые дети, которых и в наши дни не догадываются допустить ко Христу иные Его ученики (Ср.: Мк 10:14)...
Отрокам и отроковицам помимо алтарных послушаний и воскресных школ, крайне необходимы спортивные, туристические, познавательные программы. Об одной из них — Братстве Православных Следопытов — я рассказывал на страницах журнала . Отмечу еще раз, что самым ценным в скаутском методе я считаю его нацеленность на помощь. Научившись сам (неважно, чему — лесной практике, хозяйственным навыкам или играм), подросток призван поделиться этим с теми, кто обделен (детский дом, инвалиды). Скажем, следопыты Кемерово ежегодно приглашают в выездные лагеря (2-3 недели в красивейших таежных угодьях Кузнецкого Алатау) воспитанников детских домов. За три года сквозь эти программы прошло около 300 таких детей. В следопытстве также весьма удобно то, что в рамках одного отряда можно совмещать очень разные специализации, привлекающие ребят.
Список организаций, использующих подобные методики, достаточно велик. Перечислю лишь некоторые из них: “Витязи”, “Пересвет”, “Скимен”, “Стратилаты”, ОРЮР.
Большие перспективы открываются и в случае духовного окормления уже действующих военно-спортивных, исторических и иных подростковых клубов и организаций. Проблема здесь одна: бывает, что пастыри, ревностно начав эту работу, затем как-то угасают. А ведь нельзя бросать тех, кого приручил…
Юность — здесь диапазон служений увеличивается. Например, в Москве и Нижнем Новгороде в рамках деятельности следопытского Братства юноши и девушки от 14 до 18 лет участвуют в программах трудоустройства и социализации. Москвичи восстанавливают Иосифо-Волоцкий монастырь, а нижегородцы — Вознесенский Печерский. И те, и другие оформляют трудовые книжки и пенсионные удостоверения, получают первую в своей жизни официальную зарплату, а все нерабочее время (по КЗОТу подростки 14-16 лет могут работать не более 4 часов в день, а 16-18 лет — не более 6) проводят в походах, футбольно-волейбольных состязаниях, сплавах и прочих следопытских премудростях. Причащаются, молятся. Домой приезжают счастливыми.
Другой формат: иерей Сергий Красников (Ростов-на-Дону) проводит для ребят этого возраста специальный ежегодный лагерь “Николаевский”, в котором количество спортивных снарядов лишь немногим уступает количеству участников. Приглашает туда известных миссионеров, артистов и спортсменов. Весьма необычно слышать в 4 часа утра мерные удары по боксерской груше, подвешенной в яблонево-абрикосовом саду, и понимать, что это развлекаются твои вчерашние внимательные слушатели. В лагеря к отцу Сергию просятся со слезами на глазах не только ростовчане, но и со всех окрестных епархий. Кстати говоря, ростовский батюшка принципиально не берет с участников денег.
А священник Алексий Федоренко, возглавляющий Краснодарские отделения Братства православных следопытов (БПС) и Всероссийского православного молодежного движения (ВПМД), сумел найти общий язык с местными турклубами. В результате его молодежь после походов получает туристические разряды, принятые в Российской Федерации, и соответственно, — право уже самим проводить туристические программы, а также покупать в кассах билеты на льготных условиях.
Совершенно замечательную идею воплотил в жизнь московский священник Андрей Алексеев. В рамках молодежно-миссионерского служения в Андреевском благочинии, он уже четвертый год организует футбольные турниры между приходскими командами г. Москвы. Весь учебный годы ребята готовятся, играют, а главное, начинают общаться и узнавать друг друга. Надеюсь, в ближайшие год-два этот турнир получит статус межрегионального, а затем и всероссийского.
В общем, есть, куда расти и развиваться. Увы, таких лагерей и программ пока слишком немного.
Молодость. Это уже совсем иное пространство — профессиональная учеба, работа, полнота гражданских прав. Здесь реализуются уже молодежные программы ВПМД. Их специфика — в их разнообразии. Обычно они соотнесены либо с профессией, либо с хобби.
Очень успешно развивается работа Православного историко-культурного общества (ПИКО). В течении 4 лет его руководитель Александр Ракитин еженедельно организует выездные экскурсии, посвященные архитектуре и истории России. Отделения ПИКО действуют в четырех регионах РФ. За эти годы проведено около 1200 таких поездок. Кроме экскурсий, ребята проводят ежегодные экспедиции под общим названием “Отчий край”, в которых отыскивают и описывают заброшенные храмы и монастыри самых глухих уголков России. Достаточно сказать, что последние экспедиции проходили по Вологодчине и Екатеринбургской области. По итогам этой работы издаются сборники материалов, иллюстрированные фотографиями участников экспедиции. В этих поездках многие обретают веру, а вместе с ней нередко и вторую половинку.
Совсем иначе функционирует Комиссия по биомедицинской этике и медицинскому праву ВПМД. Ее главная задача — донести информацию об острых вопросах биоэтики и их осмыслении в свете христианских ценностей. Для этого был создан и размещен на различных ресурсах сайт кафедры биомедицинской этики Российского Государственного Медицинского Университета. Материалы на нем выходят под редакцией заведующей кафедрой Ирины Васильевны Силуяновой и выполняют роль учебного пособия по данной дисциплине — базовой для всех медицинских вузов России.
Можно также отметить, что весьма успешно стартовала обучающая Интернет-программа ВПМД по дистанционному обучению богословию, журналистике и апологетике жителей отдаленных регионов России. За год работы под руководством протоиерея Святослава Худовекова (Смоленск) в школе прошли обучение более 120 человек.
Отдельная тема — приходские театры, в которых с удовольствием участвуют как дети, так и молодежь. Совершенно замечательные постановки были подготовлены к Сретенскому творческому фестивалю воскресных школ Покровского благочиния г. Москвы в 2006-м и 2007-м годах студенческой молодежью из храма пророка Илии на Новгродском подворье и детьми из воскресной школы Новоспасского монастыря.
Список можно продолжать; главное — желание. Очень значима также поддержка со стороны настоятеля. А для последнего немаловажно, чтобы все эти начинания были в фокусе интересов правящего архиерея.
Клубы семейного типа — это тот профиль миссионерской работы, которые становится актуальным после того, как молодежь жениться, выходит замуж и начинает приумножать количество маленьких прихожан. Конечно, молодые семьи также нуждаются в общении. Им есть о чем поговорить; их малышам также хочется дружить в одной песочнице. Такие православные клубы постепенно начинают действовать в крупных российских городах. Но мне известны лишь единичные примеры.
Уже упомянутый священник Сергий Красников пошел по другому пути: сам отец 8 детей, он в этом году собрал такие же многодетные семьи в одном из домов отдыха в горах. По отзывам участников, они и не представляли, что отдых может быть столь насыщенным, причем как для взрослых, так и для детей.
Возрастной круг замкнулся, но остались еще наши пожилые люди и наши инвалиды. О том, что первая тропка, которой, по благословению батюшки, научаются ходить члены подростково-молодежных организаций, ведет именно к ним, я даже не говорю. Это должно быть самоочевидно. Но вот о том, что никто не мешает нам оборудовать наши храмы пандусами и удобными дорожками для тех, кто не может передвигаться самостоятельно, надо напоминать как можно чаще. С таких простых вещей, собственно, и начинается христианство. И не будет ничего предосудительного в том, что пример христианской заботы и любви подаст своей пастве настоятель данного храма или правящий архиерей.
Крайне редко, но мне все же встречались в современной России храмы, оборудованные пандусами. Один из них — тот самый храм в Вятке, где соорудили детскую площадку. Понятно, что не везде это возможно. Но там, где закладываются новые соборы, это вполне посильно предусмотреть. А кое-где можно и переделать уже существующие архитектурные формы.
Отдельной строкой в списке беспомощных и нуждающихся идут брошенные дети, больные и заключенные — но о них отдельный разговор. Отмечу только, что подобные социальные программы важны не только тем, кто получает помощь, но и тем, кто ее оказывает. И для последних, может быть, даже в большей степени. Как известно, по мысли аввы Дорофея, первые получают одну восьмую той жертвы, которую приносит дающий. Остальные семь восьмых выпадают на долю жертвователя. Эти семь восьмых нематериальны, тем выше их ценность: они там, где ни воры не подкапывают и не крадут, ни ржа не ест.
Такова концепция многоуровневой системы организации приходской жизни. Понятно, что здесь приведены далеко не все методики и подходы. Понятно и то, что не все и не везде можно реализовать. Важно отметить два момента: во-первых, все эти начинания осуществимы, а во-вторых, без желания хотя бы в какой-то мере что-либо из этого воплотить в жизнь грош цена нашему православному христианству. Поэтому я считаю, что поддержка всех этих форм молодежного и социального служения является важнейшей стратегической задачей Церкви. Это то, что называется внутренней миссией или еще — миссией через действие. Ее отсутствие означает отсутствие Церкви. Поэтому без нее бессмысленно говорить о других стратегических миссионерских задачах русского Православия в современном мире: в какую церковную жизнь мы введем тех, кого обратим ко Христу? Насколько эта церковная жизнь будет христианской?
Метки:  

Процитировано 4 раз

sonja1   обратиться по имени Понедельник, 21 Января 2008 г. 01:01 (ссылка)
Всеми руками поддержала бы работу с будущими мамами - отличная идея!!

Можно посылать волонтеров в ж.консультацию - "агитировать" женщин против абортов. Заодно приглашали бы на беседы и тех мамочек, которые собираются рожать...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку