http://www.matrony.ru/medicinskie-texnologii-i-surrogatnaya-tajna-zhizni/
Cогласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви» высшей ценностью врачевания является жизнь человека и его душа. Библейские заповеди и гиппократовское «не навреди» осеняют человеческую жизнь с момента зачатия независимо от того, каким образом оно осуществляется. С этого момента каждый из нас – это живая душа, образ Божий, призванный к встрече со своим Творцом. Поэтому, говоря об ЭКО, мы должны заботиться и о родителях, и о ребенке. Вот почему три аспекта ЭКО, с христианской точки зрения, пред¬ставляются абсолютно неприемлемыми.
Во-первых, создание и утилизация «запасных» эмбрионов. Эффективность ЭКО невелика (около 20%), кроме того, оно опасно для женщины. Гормональная стимуляция яичников, с помощью которой получают яйцеклетки, чревата серьезными осложнениями. Чтобы не рисковать, для повторных имплантаций замораживают «запасные» эмбрионы. Но если этих имплантаций не происходит, человеческие жизни зачастую становятся сырьем, из которого извлекают стволовые клетки, делают фармпрепараты и даже косметику. Это бесчеловечно.
Во-вторых, суррогатное материнство. Технология ЭКО позволяет вовлечь в процесс создания новой жизни до 5 человек: двое заказчиков, двое доноров и суррогатная мать. При этом учитывается стремление «заказчиков» получить ребенка, но не учитывается право самого ребенка быть ребенком своих родителей, быть ими зачатым и выношенным. В том случае, если ребенок узнаёт об истории своего появления на свет, возможны тяжелые переживания и депрессии, связанные с кризисом самоидентичности. Чьих родителей он ребенок — биологических, социальных или суррогатной матери?
У таких детей часто возникает желание найти тех, чьи гены они восприняли и чья любовь хранила их под сердцем во время их внутриутробного развития. Поскольку эта информация относится к области врачебной тайны, данная ситуация может обернуться для детей «из пробирки» серьезными нравственными и душевными страданиями. Кто дал нам право обрекать их на эти страдания?
Когда малыша отдают «заказчикам», разрывается глубинная связь между ним и матерью, носившей его под сердцем. Это травмирует их обоих. А само материнство низводится до уровня коммерческой услуги, доступной и лицам, не вступившим в брак, и гомосексуалистам.
В-третьих, использование донорских клеток. Брак – это таинство двоих, в котором нет места для «третьей стороны». Именно на моногамный брак Бог благословляет человека в раю, как и Христос Свое первое чудо – умножение вина совершает именно во время брачного торжества. Кроме того, и у ребенка есть право быть ребенком своих родителей.
Тем самым «Основы…» не возражают против ЭКО, в котором участвуют только родители (никаких суррогатных матерей, доноров, экспериментов с выбором внешности) и не создается «запасных» эмбрионов. Чтобы избежать последнего, можно криоконсервировать не эмбрионы, а яйцеклетки.
Именно так процедура ЭКО регламентирована в итальянском законодательстве, которое в этом сегменте могло бы стать основой и для российского.
Тем не менее остается такая проблема ЭКО, как повышенная вероятность патологий и заболеваний.
Но до¬пустим ли эксперимент над ребенком без его согласия? Тем более эксперимент, о котором заранее известно, что он может причинить ему боль и страдания? В свете христианской этики и Нюрнбергский кодекс, и Хельсинкская декларация налагают на подобные опыты однозначный запрет. Проблема в том, что при ЭКО согласие не-возможно испросить в принципе, поскольку сама жизнь возникает в его результате. Так можно ли считать желание получить «своего ребенка» достаточным основанием для того, чтобы его здоровье оказалось под угрозой? Согласно «Основам…» ответ на этот непростой вопрос остается за бездетной семьей. Ни от крещения, ни от иных таинств Церкви дети, полученные методом ЭКО, не отлучаются. Но вот родителям, прежде чем решиться на него, стоит посоветоваться с духовником.
И последнее. Среди моих знакомых более десяти бесплодных семей (от 6 до 10 лет бездетности) самым естественным образом зачали и роди¬ли собственных детей вскоре после того, как начали нянчить усыновленных малышей.
и. Дм. (Першин)