Случайность — псевдоним Бога, и вот перед нами череда смыслов, вроде бы случайно забредших в наш мир, но либо несущих в себе христианское содержание, либо подводящих к нему. У кого-то это вызывает испуг, у кого-то удивление, у кого-то желание приручить, очеловечить и христианизировать эти пока еще неприкаянные поводы к действию, а кому-то, напротив, выгодно как можно быстрее отсечь все христианские коннотации, чтобы напитать их грязью, приносящей хорошие проценты с оборота.
Увы, бывает, что на руку этому нечистому бизнесу подыгрывают и иные наши православные радикалы. В 2008 году некоторые из них предложили в день святого Валентина в знак протеста против него рассылать по Интернету перечеркнутые сердечки. Этой реакции православных на день любви очень обрадовались секс-просвещенцы, предложившие в ряде российских регионов местным школам целый набор программ, пропагандирующих противозачаточные средства. Отталкивая от себя день влюбленных, мы отдаем его на откуп тем, кто превратит его в день контрацепции.
При всем негодовании на проделки «мелких бесов», не стоит все же забывать о том, что любовь — дыхание Божие в человеческом сердце, и влюбленность — одно из его проявлений. Но ведь думать о любимом, молиться о нем и вести с ним переписку — не грех. Значит, наши подрастающие дети будут думать и будут влюбляться, и будут переписываться. Либо станут невротиками, если им это запретить.
И естественно, в падшем мире кто-то будет на этом паразитировать. Но удаляя гельминтов, не следует самого пациента отвозить на каталке в морг.
То, что масс-медиа пропагандируют день святого Валентина, это очень хорошо. Гораздо хуже было бы, если бы нам предложили образ Афродиты, Венеры или что-либо индийское. Хорошо, потому что это наша зарубка на древе мировой истории. Мученик Валентин — это святой Христовой Церкви. Его молитва о влюбленных — это молитва Христовой Церкви.
Молиться о любви и счастливой семейной жизни — тем более не грех.
Вот почему нет никаких канонических преград для того, чтобы пригласить нашу "овалентиненную" молодежь в храмы, где можно было бы и побеседовать с ними о любви, и совершить молебен святому Валентину Интерамнскому о ее умножении.
Неизвестно, молился ли при жизни епископ Интерамнский Валентин о любви, но точно известно, что был он близок молодежи. Согласно преданию Церкви епископ Валентин Интерамнский привел ко Христу языческую молодежь, увлекавшуюся философией, за что и был убит в 258 году вместе со своими учениками.
Так что святой Валентин — мученик, а мученикам дана великая благодать. Бог слышит их молитвы, ведь мера их любви к Нему — жизнь. Быть может, поэтому с XIV века в английской и французской литературе фиксируется традиция праздновать день святого Валентина как день влюбленных.
В эпоху массовых рекламных технологий день святого Валентина превратился в коммерческий культ, эксплуатирующий самое высокое человеческое чувство. Навязчивая пропаганда «валентинок» скорее отпугивает молодежь: влюбленность на вынос, быстрорастворимое счастье... Любовь — не товар, в рекламе не нуждается…
Вот почему празднику влюбленных необходимо вернуть его изначальный смысл. Найти любимого, создать семью, быть счастливым — разве это не повод для молитвы!
Отмечу еще одну очень важную для меня сюжетную параллель: день влюбленных, который известен нам под названием дня святого Валентина, и семитомная поэма о любви «Гарри Поттер и..." имеют общие корни. У английского писателя Джефри Чосера нашло отражение средневековое народное поверье, согласно которому в этот день птицы начинают искать себе пару. Так вот именно у Чосера Роулинг позаимствовала сюжет о дарах смерти, которые в руках Гарри Поттера стали дарами любви.
Так что нам есть, с чем прийти в школы и о чем поговорить с детьми. Нам есть, что сказать доброго и о святом Валентине, и о любви. Более того, есть зацепка, позволяющая перевести разговор в иное русло, к иным смыслам, что особенно важно в общении с детьми. Объяснить день влюбленных через Гарри Поттера — это для младших.
Побеседовать, а затем и помолиться о счастливой семейной жизни — это для старших.
А заодно рассказать и тем и другим о том, в чем ребята могут поучаствовать, если заглянут в храм в другие дни: походы, поездки, встречи, храмовые интернет-проекты, отпор сектантам, английский язык, балы православной молодежи (опыт Москвы), да что угодно по известной пословице: чем бы дитя не тешилось, лишь бы в церковной ограде (я не о тех развлечениях, что вне заповедей).
А ведь молебен святому Валентину 14 февраля плавно перетечет во всенощную под Сретение. И никто не мешает рассказать и об этой Встрече и уже этой Любви, мера которой — Голгофа. И ещё — о любви материнской: "...оружие пройдет тебе душу", — было сказано Матери Божией, что будет стоять у Креста.
Комментируя споры вокруг дня святого Валентина, я бы перевел разговор в другую плоскость: от рассуждений о безнравственности — к миссионерской выгоде.
Коммерческий культ вокруг дня святого Валентина — это воровство христианского сюжета и эксплуатация человеческой жажды любви. Так, может быть, настало время вернуть празднику христианское измерение? Это наше наследие, его, выражаясь языком главы государства, "тырят", уводят от нас.
В сказке про снежную королеву Кай не мог сложить слово вечность, смогут ли наши дети сложить слово любовь?
А День Петра и Февроньи - это та грань любви, в которой речь не идет о деторождении (детишек у них не было). Любовь-тишина, любовь-дружба, любовь-исихия двух. С нее начинается супружество и, по мысли священника Сергия Сидорова, расстрелянного в 1938, к ней и приходит в конце. Нам нужны разные грани любви. И влюбленность, и любовь, и брак, и семейное счастье, и та тишина, в которое двое общаются без слов. Об этой тишине говорил ещё митрополит Антоний Сурожский.
Вот почему я не считаю день святых благоверных Петра и Февронии - альтернативой дню святого Валентина.
Это просто разные лики любви.
Вчера мне посчастливилось открывать Сретенский бал в гостинице Метрополь, проводившийся в рамках программы "Вера и дело" по благословению Святейшего Патриарха Кирилла.
Возвращение в золотой век русской культуры, век Пушкина, счастливая молодежь, наряды - всё это дары христианской традиции, преобразившей в том числе и танцевальную культуру.
и. Дм. (Першин)