-Метки

Власть аборт аборты австралия англия аскетика байкеры барды биоэтика бог борзова бпс брак братство православных следопытов вера война волшебство высоцкий гарри поттер голгофа гомосексуализм грех демография день святого валентина дети дума душа евангелие жизнь здоровье интернет ислам история кино кинчев конфликт культура кураев литература любовь медицина мигранты мизулина миссионерская комиссия миссия миссия к детям миссия к молодежи молитва молодежь монахи москва опк основы православной культуры пасха патриарх погиб геннадий бачинский подростки полемика политика пост поэзия право православная молодежь православная педагогика православные следопыты прага праздник президент проблема проблемы рождество рок россия саймак святые семья следопыты смерть смех сми спасение спорт сталин стихи студенты суицид счастье творение толерантность украина фашизм христос церковь человек школа эвтаназия эко экономика ювенальная юстиция юмор

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в dmpershin

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 14565


Пикничок на спине Левиафана

Пятница, 29 Октября 2010 г. 03:46 + в цитатник
Перелистывая старые записи, наткнулся на "Мысли" Блеза Паскаля (М., 1995) и мои тогдашние комменты к ним:

«О чем же кричат нам эта жажда и это бессилие, как не о том, что было у человека некогда истинное счастье, от которого ныне ему остался лишь знак и призрачный след, и он тщетно пытается наполнить эту пустоту всем, что его окружает, а не найдя этой опоры в том, что имеет, ищет ее в том, чего у него нет; но ничто не может ее дать, ибо эту бездонную пропасть способен заполнить лишь предмет бесконечный и неизменный, то есть сам Бог» (С. 119).

В человеке есть место для Бога и ничто не может заполнить его. Но человек может пытаться насытить свою тоску разнообразным кайфом. Когда же он понимает, что его голод остается ненасытимым, что ни развратом, ни карьерой, ни наркотиками не заглушить жажду Бога, тогда рождаются эти строки. Может быть, отсюда рождается образ ада: желать Бога, и не иметь возможности Его вместить (о. Александр Мень)



«Люди бывают только трех родов: одни нашли Бога и служат Ему, другие не нашли Его и стараются его отыскать, а третьи живут, не найдя Его и не ища. Первые разумны и счастливы, последние неразумны и несчастны. А те, кто посередине, несчастны и разумны» (С. 125)

Паскаль не учитывает, что есть и те, кто знает о Боге и противится Ему. Впрочем, последнее справедливо о всех. Богопротивление как составляющая падшей природы Адама.



«Исполнившееся пророчества суть поныне длящееся чудо» (С. 128) Паскаль о феномене христианства.



«Что такое человек для бесконечности?», — вопрошает Паскаль. И отвечает: «Уясним же себе наше положение. Мы есть нечто, но мы не есть все» (Сс. 132, 134)



«Человек всего лишь тростинка, самая слабая в природе, но это тростинка мыслящая. Не нужно ополчаться против него всей вселенной, чтобы его раздавить; облачка пара, капельки воды достаточно, чтобы его убить. Но пусть вселенная и раздавит его, человек все равно будет выше своего убийцы, ибо знает, что умирает, и знает превосходство вселенной над ним. Вселенная этого не знает.
Итак, все наше достоинство заключено в мысли. Вот в чем наше величие, а не в пространстве и времени, которых мы не можем заполнить. Постараемся же мыслить как должно: вот основание морали» (С. 137).

Человек выше космоса, так как хотя бы осознает свою беспомощность пред ним. Без Бога жизнь человека в такой вселенной — пикничок на спине левиафана.


«Вечное безмолвие этих бесконечных пространств меня пугает» (С. 137). Механистическая вселенная бесчеловечна. Человек не помещается в нее. Он слишком мал и слишком велик для этого космоса. Мал как его часть, велик, как образ его Творца.


«И[исус] Х[ристос] — тот Бог, к которому приближаются без гордыни и перед кем уничижаются без отчаяния». (Блез Паскаль. Мысли. М., 1995. С. 139). Феномен христианства.


«Как И[исус] Х[ристос] оставался неузнанным среди людей, так остается неузнанной истина среди расхожих мнений, ничем от них по виду не отличаясь. Так и Евхаристия рядом с обыкновенным хлебом» (С. 142).

Христос задевает словом, но не видом. Он не впечатляет Своей мощью, скорее, скрывает ее. Он хочет, чтобы к Нему приходили вопреки той нравственной боли, которую несет покаяние, без которого ко Христу не прийти, но не ради чудес как таковых.

Здесь же отметим, что религиозная мысль Паскаля христоцентрична, причем, в сердцевине его благочестия — Евхаристия, о которой он пишет постоянно. Свои Мысли он дописал своей смертью. Умирая, Паскаль просил приобщить его Святых Таин. Ему долго отказывали, ссылаясь на то, что неудобно приглашать священника ночью. Когда Паскаль впал в беспамятство, священника все же пригласили. На короткое время Паскаль очнулся, причастился, затем потерял сознание и сразу же началась предсмертная агония. Следует добавить, что в дни предсмертной болезни, Паскаль неоднократно исповедовался.


Иеромонах Димитрий (Першин) формата 1995-го :))
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Marysolga   обратиться по имени Пятница, 29 Октября 2010 г. 19:47 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку